Толкование на евангелие от матфея. Что Бог сочетал Бог сочетал человек да разлучает

 1 Причина для развода. 13 Иисус благословляет детей. 16 Вечная жизнь; богатый юноша; 23 «трудно богатому войти...»

1 Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришёл в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною.

2 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.

3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их?

5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью ,

6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает .

7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так ;

9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует .

10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано ,

12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит .

13 Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.

14 Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное .

15 И, возложив на них руки, пошёл оттуда.

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди .

18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: «не убивай»; «не прелюбодействуй»; «не кради»; «не лжесвидетельствуй» ;

19 «почитай отца и мать»; и: «люби ближнего твоего, как самого себя» .

20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостает мне?

21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною .

22 Услышав слово сие, юноша отошёл с печалью, потому что у него было большое имение.

23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное ;

24 и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие .

25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно .

27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?

28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых .

29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную .

30 Многие же будут первые последними, и последние первыми .

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Евангелие от Матфея, 19 глава

Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то , Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не обижай», «почитай отца твоего и мать».

Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.

Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.

И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою.

Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав Двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

Они отвечали: можем.

Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит , но кому уготовано.

И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни . Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня?

Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.

Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

якоже ктому неста два, но плоть едина: еже бо Бог сочета, человек да не разлучает

Прп. Иустин (Попович)

Блж. Иероним Стридонский

так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает

Блж. Феофилакт Болгарский

так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает

Ориген

так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает

Евфимий Зигабен

якоже ктому неста два, но плоть едина: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает

Якоже ктому неста два, но плоть едина

Прочитав искушающим Божественное повеление, поясняет, что после соединения супруги становятся одним телом. Затем присоединяет и Свое заключение. Он говорит:

Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает

Итак, заключает, что нельзя разводиться с женою, спокойно и убедительно показывая, что развод противен природе и закону, – природе, потому что разделяется одна плоть, а закону, – потому что разъединяются те, которым Бог повелел составлять одно.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает

(Мк. 10:8-9) . Слова Христа, в рассматриваемом стихе есть вывод из сказанного Им раньше. Оставление мужчиной жены, или развод, противоречит прежде всего природе, потому что при этом “рассекается одна и та же плоть” (Иоанн Златоуст); и, далее, закону Господню, потому что “вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять.” Обращает на себя внимание обстоятельство, что Спаситель не говорит “кого” Бог сочетал, тех человек да не разлучает; но “что” (о) Бог сочетал и проч. Речь, как правильно толкуют это место, не о двух телах, а об одном теле, что и выражается через “что.”

Толковая Библия.

Рассматривая фотографию церковной молодёжной группы, к которой мы принадлежали в пору нашей юности, мы с женой были ошеломлены тем фактом, что половина тех пар, которые заключили брак из нашей молодёжки распались. Кто-то ушёл из церкви, кто-то остался в ней. Но 50% — это та же самая статистика, что и у людей вне церкви. Оказывается, венчание в церкви не гарантирует крепкий брак. Даже то, что ты выбираешь себе пару среди верующих, тоже не препятствует тому, что христианские браки поражены разводами.

Разводы существовали всегда. Даже во время земной жизни Спасителя, к Нему обращались с просьбой объяснить, что делать с разводом.

Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там. И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, *тот* прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,

Матфея 19:1-11

Вопросы развода - одни из самых болезненных и тяжёлых. Они затрагивают глубинные переживания людей. Ни одиночество, ни смерть супруга не ранят так, как разрыв взаимоотношений, ожесточение и неверность. Это удар поддых, плевок в лицо и предательство самого близкого человека, это разрыв одной плоти. Развод обнажает всё безобразие эгоистичной души, вскрывает все пороки человеческого сердца, выводит на свет наши хитрые мотивы.

Развод сопряжён с множеством ложных традиций, этических компромиссов и богословских ошибок. Практика решения вопросов развода и повторных браков - это поле брани, оставляющее за собой израненных, обозлённых, неуверенных и страдающих душ. Это реальность. К людям, пережившим развод, нужно проявлять сострадание, заботу и любовь. Особенно тем, кто сам никогда не переживал нечто подобное, нужно встречать израненные души с любовью Христовой.

На этом фоне учение Иисуса Христа о браке представляется парадоксальным. Удивительное сострадание Христа совмещается с твёрдым основанием учения о единстве мужчины и женщины, вступившим в семейный завет. Христос снова обращает нас к словам, записанным во второй главе книги Бытие, и основывает Своё учение на принципе нерушимости одной плоти. Если у вас к концу этой проповеди появится ощущение того, что всё настолько серьёзно, что лучше даже не вступать в брак, если таковы требования - тогда вы на правильном пути. Именно такая реакция была и учеников на слова Иисуса. И если вы пропустили две предыдущие проповеди из этой серии, я призываю вас прежде ознакомиться с ними, а затем делать суждения.

Существует выражение «браки заключаются на небесах», которое даже основывают на евангельском тексте «что Бог сочетал». Но Писание говорит об обратном. На небесах не женятся и не выходят замуж. Браки не заключаются на небесах, и даже не заключаются с небес. Иначе мы бы не знали, что такое развод. «Что Бог сочетал» — это не о каждом браке. Это об институте брака. То, как Бог установил брак не должно изменяться людьми. То, что определяет Бог как брак навсегда должно оставаться браком. То, что Бог не считает браком, никогда им не станет. Например, гражданский брак в определениях Писания - это блуд, один из особо ненавидимых Богом грехов. Блудников же и прелюбодеев судит БОГ!

Брак - это завет между мужчиной и женщиной, в котором они должны воплощать прообраз отношений Христа и церкви.

Если Христос может бросить Церковь, тогда можно разводиться с женой. Если Церковь может оставить Христа, тогда можно бросать и мужа. Брак дан мне не для того, чтобы восполнить мои потребности. Брак дан мне для того, чтобы любить, заботиться и посвящать себя другому, учась у Христа. Но как во времена Христа, во времена Моисея, так и сегодня лукавое и неверное сердце ищет лазейки и оправдания своих эгоистичных решений. Они даже не спрашивают, можно ли разводиться. Это не их вопрос. Вопрос состоял в том, по всякой ли причине! Христос обращает фарисеев к закону Моисея, а они выбирают свой текст.

Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, - то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом [Богом твоим], и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.

Второзаконие 24:1-4

Не в первый раз кажется, что Иисус противопоставляет себя заповедям Ветхого Завета, хотя Он сам и автор всей Библии. Но, как и в нагорной проповеди, Христос как автор Закона объясняет суть заповеди, а не её формальное исполнение.

    Суть заповеди «не убей» не в убийстве, а ненависти к ближнему.

    Суть заповеди «не прелюбодействуй» не в самом акте, а в вожделении.

    Заповедь «око за око» — это не призыв к мести, а ограничение возмездия.

Вы не поняли, чему Я хотел научить вас через Закон Моисея. Второзаконие 24:1-4 дано не для того, чтобы научить правильно разрушать брак. Оно дано, чтобы ограничить ваше беспорядочное отношение к браку. Между «если» в 24:1 и «то» в 24:4 есть описание ситуации, а не предлагаемая процедура развода.

…кто пойдет с ближним своим в лес рубить дрова, и размахнется рука его с топором, чтобы срубить дерево, и соскочит железо с топорища и попадет в ближнего, и он умрет, - такой пусть убежит в один из городов тех, чтоб остаться живым, дабы мститель за кровь в горячности сердца своего не погнался за убийцею и не настиг его, если далек будет путь, и не убил его, между тем как он не *подлежит* осуждению на смерть, ибо не был врагом ему вчера и третьего дня;

Второзаконие 19:5-6

Никто ведь не понимает эту заповедь так, что можно убить своего ближнего топором в лесу? Все понимают, что сперва идёт описание того, что произошло (неправильно, но всё же произошло), а затем идёт сама заповедь. Причём, суть заповеди в предотвращения самосуда по горячности.

Так и Христос говорит: «вы не поняли смысл учения!» Вы пропустили вторую главу Бытие, где сказано, что такое брак. Суть Божьего установления таково, что два человека посвящают себя друг другу на всю жизнь. Этот союз действует, пока живы оба супруга. Разрушить его может только смерть одного. Если бы вы искали истину в Писании, вы бы увидели, что Бог никогда не разрушал Свой завет с Израилем, даже когда Израиль изменял Богу.

Говорят: «если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?» А ты со многими любовниками блудодействовала, — и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь. Подними глаза твои на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим. За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд. Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: «Отец мой! Ты был путеводителем юности моей! Неужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удерживать его в Себе?» Вот, что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем. Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала. И после того, как она все это делала, Я говорил: «возвратись ко Мне»; но она не возвратилась; и видела *это* вероломная сестра ее Иудея. И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом. Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь. И сказал мне Господь: отступница, *дочь* Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея. Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, *дочь* Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, — не вечно буду негодовать. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь. Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион.

Иеремия 3:1-14

Даже когда Израиль нарушил свою верность союзу с Богом и ушёл от Него, даже когда Бог отпустил Израиль и дал разводное письмо, Он остался ждать, когда народ вернётся. Бог не побежал искать Себе новую семью. Никто так не прочувствовал на себе это, как пророк Осия.

Ему Бог повелел жениться на девушке, которая была гулящей. Жена Осии начала изменять. А дети, которые она рожала, были от другого. Осия так и называл детей «Немойнарод», «Непомилованная». Осия продолжал быть верным своей распутной жене, а она вскоре ушла от него к другому. «Теперь ты знаешь, Осия, что я чувствую» — говорил пророку Бог,- «продолжай быть верным своей жене». Осия искал возможности заботиться о жене. Она жила с мужчиной, который не мог её обеспечить. Осия приносил еду и оставлял её у порога дома. Когда Гомерь находила еду, она бежала целовать и благодарить своего любовника. «Теперь ты видишь, Осия, каково Мне, — говорил Бог, — «Я даю Израилю урожай, а они лобызают идолов и преклоняются перед лжебогами. Продолжай быть верным своему завету с женой». В конце концов, и любовник покинул Гомерь, а она пошла в храм Астарты и стала жрицей, отдающейся всякому приходящему в храм. Осия продолжал страдать и ждать. Когда наступила старость, и её тело уже не было нужно никому, рабыню Гомерь выставили на торги. Она стояла старая, страшная, иссохшая, никому не нужная. Вот тогда Осия взял всё, что у него было: пятнадцать шекелей да полтора хомера ячменя и пошёл на торги. Шум пробежал по рынку. Вот идёт Осия, чтобы купить свою бывшую жену. Что он с ней сделает? Может убъёт? Никто не посмел торговаться за Гомерь. Осия отмерил серебро и вышел на помост. Он взял жену, поставил рядом и обратился к народу с проповедью. Вот так Господь любит Свой народ. Долгое время вы будете далеки от Господа. Но, настанет день, когда Израиль вернётся и взыщет Господа.

После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни.

Осия 3:5

Вот она, нечеловеческая природа любви. Что получил Осия как муж от свей жены? Верность? Уважение? Поддержку? Заботу? Любовь? Ничего! Но он оставался верен и ждал. Вы думаете, что Осия несчастный человек? Да, он многое перенёс. Но Осия намного глубже познал природу Божьей любви. И он точно понимал, что такое завет брака. Брак - это не о себе любимом. И даже не просто о посвящении своей жизни супругу. Брак - это иллюстрация отношения Бога к Своему Завету с избранным народом.

Вот почему Христос говорит о том, что разводящийся толкает своего супруга к измене. Развод - не причина искать новых взаимоотношений, так как даже в разводе супруги должны искать возможности к примирению. Но люди опять упускают суть заповеди, и вырывают только то, что им хотелось бы услышать «кроме вины любодеяния».

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Матфея 5:31-32

Если развод уничтожает предыдущий брак, то как может новый брак считаться нарушением супружеской верности? Что значит «женящийся на разведённой, прелюбодействует?» Только в том случае, если первый муж жив.

Разве вы не знаете, братья (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Поэтому, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейкою; если же умрет муж, она свободна от закона и не будет прелюбодейкою, выйдя за другого мужа.

Римлянам 7:1-3

Прелюбодеяние в библейском смысле - это не акт физической близости. Нагорная проповедь раскрывает глубину этого порока. Для того, чтобы совершить прелюбодеяние, не обязательно прыгать в постель. Достаточно в мыслях перестать быть верным своему супругу.

Жёны: вы можете никогда не прикоснуться к другому мужчине, кроме своего мужа. Но, если вы ставите любого мужчину выше своего мужа в вопросах своей любви, преданности и желания - вы нарушаете супружескую верность. Если вдруг какой-либо мужчина привлекает вас больше, чем муж. Если вы начинаете превозносить и желать быть ему привлекательной больше, чем своему мужу - вы изменяете ему.

Мужья: если вы начинаете внутри себя сожалеть, что поспешили с выбором. Если вы вдруг обнаруживаете, что есть варианты-то и получше. Когда вы обнаруживаете, что жена больна, и это может быть серьёзно, и начинаете представлять, кто бы посвежее, помоложе составил вам компанию - вы уже изменяете ей.

Суть прелюбодеяния в первую очередь в неверности - нарушения обещания принадлежать только одному и любить только одного.И даже, если один из супругов нарушает своё обещание, другой в любви может и должен хранить его. Не то же говорит ли Павел в послании Коринфянам?

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены *своей.* Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий *хочет* развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких *случаях* не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

I Коринфянам 7:10-17

Развод не даёт право на повторный брак, так как он разрушает возможность восстановления первого завета. Как можно примириться с мужем, если он после развода создаёт другую семью?

В первой церкви обращение в христианство делало человека изгоем. Это было сопряжено с угрозой преследования и даже смерти. Этот конфликт раздирал семьи. Конфликт доходил даже до того, что некоторые уверовавшие задавались вопросом: «а как же мне теперь быть с супругом?» Мой супруг восстаёт против Христа, он противится и проявляет ненависть к моему Господу. Как же мне продолжать быть одной плотью? Спать в одной постели? Сегодня не все перед браком задаются таким вопросом. Молодые парни и девушки готовы сознательно прилепляться к тем, кто по духовной природе является врагом Христовым.

И Павел обращается к тем, кто уверовал уже находясь в браке и советует им продолжать рассматривать свой брак как завет. Если неверующий супруг не хочет разводиться, то продолжать служить ему в браке. Если же неверующий супруг не хочет жить вместе - не пытаться воевать в семье. Позволить супругу развестись. Но не для того, чтобы забыть о нём и начать искать себе партию.

Что с твоим заветом? Ты перестал любить, заботиться и молиться о своей второй половине? Да, она сейчас в противлении, вы разделены. Но, откуда ты знаешь, что через время ты не приобретёшь его, как Осия дождался Гомерь.

Но причина, по которой мы до сих пор встречаем все многоходовки, связанные с планами красиво обстряпать развод и освободиться от своего обещания у алтаря «пока смерть не разлучит нас» — это ожесточение нашего сердца. Такой диагноз поставил нашему сердцу Иисус.

Причина, по которой люди относятся к браку, как к примерке одежды в магазине, это эгоистичные мотивы. Я попробую, не подойдёт, сдам по чеку в течение 14 дней. Потом примерю кого-нибудь другого.

Наш земной брак - это образ отношения Христа к Церкви. Он всегда остаётся верен, даже когда мы изменяем Ему. Он не устанет ждать, когда мы возвратимся к Нему. Он выкупил нас за цену, большую чем Осия заплатил за Гомерь. Это не 15 серебрянников, и даже не 30. Это цена стоила Ему смерти на кресте.

Post Views: 582


БОГ СОЧЕТАЛ
13 мая 1917 г., София

"Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Матфея, 19:6)

"Что Бог сочетал". Полагают, что в этом стихе Христос говорит о браке. В сущности, является ли браком то, что люди так называют? Два семейства сближаются, начинают дружить и через некоторое время женят своих детей. Правильное ли это сочетание?

Существует три вида сочетаний. Первое - то, которое осуществляет Бог. Это истинное и здоровое сочетание. Второе сочетание устраивает сам человек, а третье - другие люди. Все трудности, противоречия и страдания возникают в результате последних двух видов сочетаний.

Чтобы человек, учитель или государство могли правильно осуществить определенное сочетание, нужно, чтобы они были глубоко проникнуты Божьей Мудростью, понимали основной закон, на котором основывается жизнь. Понимать основной закон жизни значит понимать жизнь так, как она выражается в природе. Поэтому, когда вы читаете стих, в котором Христос говорит о сочетании, нужно его понимать фундаментально, в его глубоком смысле, а не поверхностно, не по букве.

"То, что Бог сочетал, человек да не разлучает". Многие читают и цитируют этот стих, но не понимают его смысла. Многие проповедники говорили об этом стихе, толковали его, но, вопреки этому, не затронули фундаментальную истину, которая в нем кроется. Почему не выявляется Истина, которую кроет в себе этот стих? По двум причинам. С одной стороны, это невежество тех, кто о нем говорит. С другой стороны, люди сознательно скрывают Истину, чтобы она их не изобличила. Незнание, невежество оправдано. Не зная чего-то, человек говорит то, что знает, и так, как думает. Однако если человек знает Истину и сознательно ее скрывает, это не прощается и не оправдывается.

Истина - великий принцип. Только чистый человек может говорить Истину. Если нечистый человек попробует говорить Истину, она его умертвит. И только чистый человек может понять Истину.

Некто хочет, чтобы ему сказали Истину. Чтобы услышать Истину, он должен быть готов умереть. Иными словами, ты не можешь слышать и понимать Истину, если не готов пожертвовать собой ради нее. Слова Христа: "Кто не готов отречься от себя," - подразумевают готовность человека отказаться от своей жизни, чтобы понять великую Божью Истину.

Много говорил Христос о сочетании, как и о более важных принципах жизни, но до нас дошли только отрывки, которые сейчас подвергаются свободному толкованию. Создаются различные теории, которые не отвечают абсолютной Истине. Прямая (болг. "права") мысль - только та, которая применена и испытана в самой жизни.

"Что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Сочетание существует не только между душами, но и между тонами. Такое сочетание мы называем гармонией. Рассматривая скрипку, мы видим, что она составлена из нескольких частей, так соединенных, что все изгибы и углы сходятся к прямой линии, которая проходит через середину скрипки. Скрипичный мастер так сочетает линии и углы, что при прикосновении к струнам все звуки исходят из основного отверстия корпуса в гармоничном сочетании.

И человек представляет собой инструмент, подобный скрипке, с четырьмя хорошо натянутыми струнами. Струны скрипки различаются не только по толщине, но и по интенсивности звука. Для игры на скрипке нужен еще и смычок с хорошо натянутым волосом, чтобы при прикосновении его к струнам получались нужные тоны.

Уметь играть на скрипке значит приобрести одно из великих искусств жизни. Когда ребенок начинает учиться играть на скрипке, в первое время он ошибается, берет фальшивые тоны. Но чем больше он растет и упражняется, тем более чистыми становятся его тоны.

Жизнь представляет собой музыку. Жить правильно значит владеть музыкальным искусством. Тело человека представляет собой инструмент, специальную скрипку, на которой он играет. Струны - это четыре основных темперамента, через которые человек проявляется: сангвинический или воздухообразный, умственный или нервный, холерический и флегматический.

Скрипка не просто должна иметь четыре струны; струны должны быть доброкачественными, сделанными из хорошего материала, и должны иметь правильную толщину. То же относится и к темпераментам. Недостаточно, чтобы человек обладал сангвиническим или умственно-нервным темпераментом; его темперамент должен быть доброкачественным. Чтобы хорошо играть, скрипач должен быть одаренным, играть с душой, иметь хорошую скрипку, хороший смычок, доброкачественные струны. И тогда его скрипка будет издавать чистые, приятные тоны.

Кто-то спрашивает, что останется от скрипача, если он вложит свою душу в скрипку. Душа проявляется трояко: в области чувств, мыслей и поступков. Когда душа проявляется в чувствах, они принимают участие в игре: скрипка издает мягкие, теплые, гармоничные тоны, как будто говорит.

Один известный скрипач принес свою скрипку для починки хорошему итальянскому мастеру. Мастер предложил скрипачу посидеть подождать, пока он починит скрипку, чтобы потом ее забрать. Глядя, как мастер разрезает скрипку ножом, скрипач потерял сознание. Почему? Потому что прикосновение ножа к скрипке причинило ему боль - часть его души была вложена в скрипку.

Христос говорит: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Какое сочетание осуществил Бог? Что Он сочетал? Бог сочетал ум и сердце, душу и дух, тело и низшую душу. Следует ли невежественному человеку разрушать то, что Бог сочетал?

Какой человек - невежда? Тот, кто не говорит Истину, не понимает Мудрости, не поступает по Правде и по Любви. Зная это, не поступайте как невежды, не разлучайте то, что Бог сочетал. Кто соблюдает Божьи законы, тот радуется успеху в своей жизни.

Крестьяне в одном селе жаловались владыке на своего священника, что он утомляет их своими службами, которые часто длятся по четыре-пять часов. Иногда он проводил службу за полчаса, но большей частью держал людей в церкви часами. Владыка вызвал священника, сказал ему, что паства на него жалуется и спросил, что он скажет в свое оправдание. "Владыка небесный, - сказал священник, - то, что про меня говорят, верно. Причина в том, что когда ангелы и святые мне помогают в службе, я делаю работу быстро, за полчаса. А когда я остаюсь один и могу рассчитывать только на свои силы, без поддержки светлых существ, мне приходится работать четыре-пять часов".

Следовательно, когда дела людей идут хорошо, это значит, что им помогают светлые существа; когда их дела не идут хорошо, светлые существа предоставили их своим собственным силам. Этим можно объяснить, почему плоды одних деревьев созревают рано, а других - позже. Например, кизил цветет первым, а созревает последним.

При создании мира Бог создал и растения, и плодовые деревья, и дал каждому духу право выбрать для себя по одному плодовому дереву. Когда очередь дошла до дьявола, он выбрал для себя кизил, как дерево, которое цветет первым. Он сказал себе: "Раз кизил цветет первым, первым и созреет". Однако он обманулся: кизил созрел последним. И человек может созреть рано, как черешня, или последним, как кизил. Есть свои причины для того, что одни плоды зреют рано, а другие - поздно. И в человеческой жизни происходят процессы, подобные созреванию кизила и черешни.

"Что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Этой фразой Христос обращает внимание людей на то, что не следует разрушать то, что Бог сделал. Нынешние люди - мастера в отношении разрушения. Какой народ ни возьмете, - все люди мастера в разрушении вещей. Посмотрите, что делают иные крестьяне, когда проходят мимо источника, выложенного камнями (болг. "чешма"). Как на него посмотрят, так у них появляется желание вынуть нож или топор и поточить их о камни. Может ли ложе источника при таком положении не разрушиться?

Может ли не разрушиться человек, - будь он священник, учитель, проповедник или судья, - если вы об них точите свои топоры? После этого говорят: "Что-то не здоровится нашему священнику (или проповеднику, или судье)". Как им быть здоровыми, как не разрушаться этим людям, когда вы об них точите топоры и ножи? Чтобы не разрушалось то, что Бог создал, мы сами прежде всего не должны это разрушать.

Кто виноват в разрушении? Чем точить топоры о ложе источника, люди должны были бы научиться закону гармонии. Иной юноша женится на хорошей, нежной, деликатной девушке, но через несколько лет он вынимает свой топор и начинает его об нее точить. Точит топор и приговаривает: "Ты не должна быть внимательной, нежной и деликатной к людям". Сегодня поточит топор, завтра поточит, пока наконец характер его возлюбленной не испортится, пока она не огрубеет. Как не испортиться, когда на твоей спине постоянно точат топор? То же происходит и с юношей.

Нечего точить свои топоры на спинах хороших юношей и девушек и портить их характер! Точите топоры на спинах грубых, острых и жестоких людей; они нуждаются в том, чтобы притупиться.

Один священник имел обычай кадить перед стульями прихожан, которые всегда отсутствовали. Один из тех, кто присутствовал на службе, спросил священника: "Отче, зачем ты кадишь перед пустыми стульями, а не перед теми, кто здесь есть?" - "Вам не нужно кадить. Раз вы здесь присутствуете, - вы вне опасности. А тем, кто отсутствует, нужно кадить, потому что они подвержены большим опасностям и злу". Будьте и вы как этот священник, ходите там, где есть нужда в вас, а не там, где вы не нужны.

Богатые все богатых зовут на угощение, перед их стульями кадят, потому что с них есть что взять. Это не в упрек, я констатирую факт. Каждый говорит: "Сегодня я позову, завтра меня позовут". Хорошо, чтобы человек делал то, что гармонично, естественно и разумно, чтобы восстановить Божественную гармонию. Давайте накормим бедных, голодных, сирот, потому что такова Божья воля - не разрушать то, что Он создал.

"Что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Это один из принципов, на которые Христос обращает внимание человечества. Вы скажете, что Христос хорошо проповедовал. Почему? Потому что Его проповеди дают жизнь, вносят импульс в умы и сердца людей. Истинная проповедь та, которая питает человеческую душу, дает ей силу развиваться.

Проповеди Христа верны и истинны, потому что исходят от живой, разумной природы. Он толкует явления природы в соответствии с тем, каковы они есть. Кто не может толковать вещи правильно, тот сам заблуждается, а одновременно вводит в заблуждение и других. Всматривайтесь в природу, изучайте ее, чтобы пользоваться ее силами.

Кто стремится к природе и хочет с ней связаться, пусть каждое утро, особенно в мае, встает рано утром и выходит на прогулку на чистый воздух, прежде чем встало солнце. Что может быть более величественным, чем картина восходящего солнца? Вместе с тем вы воспользуетесь ранними солнечными лучами, которые благотворно отражаются на организме. Вставайте рано утром, прежде чем взошло солнце, чтобы принять его благословение, а потом начинайте свою работу. Восстановите созданное изначально сочетание между своим организмом и солнцем, а также сочетание между своей душой и Богом. Избегайте временных сочетаний с людьми, чтобы не наткнуться на дисгармоничные состояния и противоречия.

Итак, изучайте природу, изучайте Божественные проявления, не критикуя. Кто-то открыл книгу, взял один отрывок из нее и начал критиковать, говорить, что такая-то мысль не согласуется с новыми теориями жизни. Согласуются ли новые теории с Божественным учением и Божественными законами?

Мы все должны быть носителями Божественного учения, потому что все люди, как души, составляют часть Божественного организма, а Бог хочет, чтобы Его тело было здоровым и все органы находились в гармонии. Только так человек может быть радостен и весел.

Если человек не здоров, если не может быть радостным и веселым, - причина этого не в Боге. Если муж и жена не могут жить хорошо, - причина не в Боге. Если брат и сестра не понимают друг друга, - причина не в Боге. Если между управляющими и управляемыми нет доверия и согласия, - причина не в Боге. Причина дисгармонии, недоверия, противоречий между людьми - в разрушении сочетаний, которые создал Бог.

В будущем все видные люди - учителя, писатели, профессора, проповедники, - должны спуститься с высоты своего положения, пойти в мир, к простым, бедным, страдающим людям и научить их, как жить. Этого Христос хотел от всех людей. Своим схождением на землю Христос показал людям как применить друг к другу великую бескорыстную Любовь.

Все современные писатели сознают, что Бог работает в мире и осуществляет большие преобразования в умах и сердцах людей. Поэтому в Писании говорится, что творится новый мир, создаются новые умы и сердца. Новые люди создадут новое человечество, которое докажет, что новые силы и энергии работают как в мире, так и во всей природе.

"Что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Что сочетал Бог? - Желудок и пищу, легкие и воздух, сердце и чувства, ум и мысли. Если нарушается одно из этих сочетаний, человек приходит в расстройство. Достаточно нарушиться правильному сочетанию между желудком и пищей, чтобы человек заболел и обратился за помощью к врачу. Однако если врач поможет человеку, а тот во второй раз нарушит это сочетание, желудок начнет ему противопоставляться и скоро откажется от своей службы. Если желудок человека расстроится, испортятся и его отношения с людьми.

Каждый сам в себе должен установить сочетание между желудком и пищей, которую принимает. Если сочетание правильно, человек чувствует себя здоровым, бодрым, веселым, готовым к любой работе. Если, приняв пищу, человек не чувствует себя здоровым, жизнерадостным и бодрым, - сочетание не гармонично. Не зная своего организма и не умея создавать гармоничные сочетания, человек спрашивает мнения видных ученых, врачей и применяет их советы. Мнение ученых может быть правильным, но разным людям - людям разного возраста, разной степени духовности и пр., - нужна разная пища. Человек должен постоянно менять свою пищу. От изменения пищи зависит его здоровье.

Как неправильное сочетание между желудком и пищей расстраивает организм человека, так и неправильное сочетание между сердцем и чувствами расстраивает не только его физическое, но и психическое состояние. Вы скажете, что люди должны любить друг друга. Сколько юношей должны любить одну девушку, и сколько девушек - одного юношу? Если десять юношей любят одну девушку, они ее расстроят. Предпочтительнее, чтобы один юноша любил девушку, а не десять. Десять юношей вскружат ей голову, смутят сердце, и в скором времени она заболеет. В сущности только один любит, а не двое.

Где-то в Америке был знаменитый проповедник, который увлекал слушателей своим красноречием. Пришел день, когда ему пора было уезжать. Все его слушатели и паства пришли его проводить, потому что он был общим любимцем. Вместе с людьми вышли и собаки, и гуси, и утки, чтобы проститься с проповедником и пожелать ему доброго пути. В конце концов он сел на коня и направился к лесу. На краю города конь взбрыкнул, сбросил проповедника на землю и сказал: "Прощай, приятель, нам ни к чему такие знаменитости, они не нужны для нашего развития".

Какой человек знаменит? - Тот, кто исполняет Божью волю и, как солнце, несет благословение всем живым существам. Спишь ты или встал, солнце посылает свое благословение и уходит. Некоторые думают, что для того, чтобы спастись, нужно быть правой веры. Это не так. Если ты спишь, когда солнце встает, какой бы ты ни был веры, ничто не может тебя спасти. Спасение человечества кроется в той великой религии, которая объединяет все религии, как органы одного целого. Новая религия - Любовь. Она объединяет всех людей, всех примиряет, разрешает противоречия и вносит радость и веселье.

Объединение людей означает, что они имеют общие идеалы, общие стремления, Только объединение дает людям силы и делает их мощными. Тогда чего бы они ни пожелали, они смогут этого достичь. Когда израильский народ оставил Египет и отправился с Моисеем в Обетованную землю, он разделился на двенадцать племен, и каждое племя несло часть Скинии. Где бы они ни останавливались, они сразу собирали все ее части и, сплоченные в единстве, отправляли горячую молитву к Богу. Так они получали Его благословение.

Что делают нынешние люди "правой веры"? И они носят части Скинии, но до сих пор не могут собраться в одном месте и ее собрать, чтобы всем вместе отправить благодарственную молитву к Богу. Если кто-нибудь их спросит, что они несут, они скажут: "Мы правой веры, несем части Скинии". Христос им говорит: "Соберитесь все в одном месте, пусть каждый принесет часть, которую несет, построим Великую Скинию и все вместе помолимся Богу в Духе и Истине". Пусть все народы соберут части Скинии в одно целое. Вот что подразумевает стих: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Иными словами говоря: не портите великую Любовь, которую Бог вложил в ваши души.

Пора людям начать воспитывать ум и сердце - первое сочетание, которое Бог осуществил. Может ли человек располагать большим благом, нежели прямо мыслящий ум и правильно чувствующее сердце, если он сочетает их в одно? Когда ум мыслит прямо и сердце чувствует правильно, человек обретает понимание. Он достигает понимания по пути страдания.

Вопреки этому люди жалуются на свои страдания. Блаженны страдающие, слепые, хромые и пр. Почему люди слепы, хромы, увечны? - Потому что воплотили некую философию, которая сделала их увечными. Им следует поискать Божью Истину, которая несет жизнь и показывает путь к Господу.

Многие ищут Бога там, где Его нет. Выйдите в мае на природу рано утром, в четыре часа, - и вы найдете Господа. Участвуйте в пении птиц, в веянии тихого ветерка, в журчании ручьев, - и вы найдете Господа. Солнце приглашает все живые существа выйти наружу, встретить его, чтобы оно могло передать им Божье благословение. Почему вы не благодарите солнце, как Божьего слугу, который приносит послание нашего Отца? Скажите ему: "Передай привет нашему Отцу и скажи Ему, что мы решили восстановить гармонию, которую нарушили".

Что делает большинство людей? Проснувшись, люди выглядывают наружу, видят, что ветрено, что небо облачно, и говорят: "Погода плохая, рано еще вставать". Нет, благодарите за погоду, какая бы она ни была, скажите: "Хорош день! Встану, порадуюсь дню, поблагодарю за блага, которые он в себе кроет". Благодарите ветер, потому что он проветривает ваши мысли и чувства. Благодарите и облака, потому что они несут влагу, которая освежает цветы, деревья и плоды. Вот правильное учение, к которому люди стремятся.

Все живое хочет быть любимым, хочет жить свободно и радоваться благам, которые дает природа. Когда я встречаю собаку, она на меня посмотрит, повиляет хвостом и спросит: "Побьешь меня или дашь мне свободно пройти?" - "Иди свободно своей дорогой, я несу мир, а не насилие". Собака мне верит, снова виляет хвостом и идет вперед.

"Что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Чтобы сохранить эту связь, человек должен быть готов применить учение Христа. Это значит следовать закону гармонии, который носит название закона симпатии. Два закона действуют в мире: закон симпатии и закон антипатии, то есть закон гармонии и закон дисгармонии. Когда люди любят друг друга, они применяют закон симпатии, или гармонии, живут друг с другом по-братски. Когда люди не любят друг друга, они живут по закону антипатии или дисгармонии. В этом законе существует отталкивание, а в первом - привлечение. Где есть гармония, там и Бог. Поэтому каждому человеку следует спросить себя, связан ли он с Богом.

Не ищите Бога вовне, как форму, ищите Его внутри себя, как содержание. Роза и гвоздика имеют внешнюю форму, но важен их запах, который воспринимается внутренним образом; они различаются своим ароматом. Следовательно, Бог - и внутри, и снаружи. Заблуждение думать, что Он - только снаружи. Человек не должен сознательно закрывать глаза перед Истиной.

Все вещи, между которыми есть сочетание, - внутренние. Например, чтобы возникла музыка, недостаточно рояля, нот и пианиста; нужно, чтобы пианист сочетал все элементы в одно целое. Тогда музыка проявится, и вы будете ее слушать и внутренне воспринимать. Однако только тот может понять внутреннее содержание вещей, кто вслушивается в себя, в свой внутренний голос. Это значит, что человек воспринимает внутренний смысл вещей.

Многие спрашивают, что представляет собой церковь. Церковь - рояль, священные книги - ноты, а священник - пианист. Он должен сесть за рояль и играть по всем правилам музыки. Ты настроишь свой слух и будешь слушать, внутренне воспринимать музыку и благодарить Бога, что имеешь возможность ею пользоваться.

Радуйся, что можешь выйти из дома, когда солнце встает, и воспринять его лучи. Блажен тот, кто может понять сочетание, которое Бог вложил во всю природу - в минералы, в растения, в животных. Вы скажете, что минералы и растения безгласны. Природа жива и разумна, в ней нет ничего безгласного. У кого есть уши, тот может слышать, как говорит природа, и понимать ее. Все мистики понимают природу как музыку, речь и песнь. Так она проповедует и поучает людей. Нет проповедника в мире, который мог бы сравниться с природой.

"Что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Бог осуществил несколько основных сочетаний: с одной стороны - между телом, душой и духом, с другой - между умом, сердцем и волей. Это условия, составляющие путь совершенствования человеческого духа. В физическом мире человек изучает закон движения, в духовном - качества чувств и их интенсивность, а в умственном - смысл жизни.

Говоря о воскресении, о вечной жизни, мы подразумеваем сочетание, которое существует между духом и душой человека. Они содержат качества Божьего Духа и Божественной души, поэтому человек имеет возможности, какие и Бог имеет. Он должен сознавать это и работать над собой, чтобы проявить то Божественное, что в него вложено. Если кто-то говорит, что не может чего-то сделать, это показывает, что он отрицает Божественное в себе. Если человек говорит, что он - грешник, это показывает, что он отрицает то, что Бог сочетал.

Бог тебе дал землю, которую ты должен обработать. Многие люди оставляют свое сердце и свой ум необработанными; по этой причине извне попадают различные нежелательные семена, из которых вырастают сорняки и колючки. Кто не обрабатывает то, что Бог ему дал, тот не может спастись; он нигде не видит выхода. Кто не работает в согласии с Божественным, не может ожидать никаких благ. Каждый должен сказать: Бог вложил в меня определенные дары и способности, и я должен работать, чтобы их развить.

Вы скажете, что человек грешен, что сам он не может ничего достичь. Грешен только тот, кто нарушил сочетание, которое Бог осуществил. Обратитесь к Божественному в себе с желанием восстановить гармонию, которая существует у вас между умом и сердцем, между душой и духом, - и вы будете хорошими людьми, будете радоваться благам, которые вам даны. Не говорите, что люди плохи, что они вам не дают проявиться, но поищите причин этого в себе. Примените веру, терпение и любовь, и увидите, что в скором времени достигнете хороших результатов.

Чтобы узнать ближних, нужно снять с них верхнюю оболочку; тогда вы почувствуете, что внутри они сладки. Зеленая оболочка ореха горька, а ядрышко - вкусно и сладко. Только так вы можете познать качества человеческой души. Не говорите, что человек человеку - волк. Если вы так думаете, вы видите волчью шкуру, в которую человек временно оделся; внутренне он - не волк. Другой оделся в шкуру льва, но внутренне он - не лев. Вы должны проникнуть во внутреннюю природу человека, чтобы понять, что человек человеку брат, а не волк.

Кто работал и продолжает работать над собой, тот сохранил свою чистоту, как естественную одежду, данную ему Богом. Если вы встретите такого человека, в его лице вы видите Бога и радуетесь, что Его увидели. Ваша задача - учиться, сохранить все, что вам дано в далеком прошлом. Где учиться? - У Великого Учителя, Господа, учение у Которого не имеет ни начала, ни конца. Оно ведет к воскресению, к вечной жизни. Воскреснуть значит начать учиться и работать сначала. Воскресший готов отказаться от своей личной жизни и работать и жить только для Того, Кто его создал.

Ныне Христос призывает всех людей осознать, что в них есть образ Бога, очистить его, восстановить в себе первоначальное сочетание, с которым они рождены. Бог дал человеку здоровье, которое он должен заботливо беречь. Чтобы сохранить здоровье, вставайте утром рано, особенно в мае. В четыре часа вы должны уже быть на ногах. Это хорошо не только для вас, но и для всех людей. Учителя, священники, матери, отцы, - все должны начинать работу рано. Когда встает солнце, скажите: "Благословен Господь Бог наш, Который послал солнце, чтобы мы пользовались его светом и теплом".

Только тот, кто ценит блага, которые природа щедро ему дает, может понять смысл фразы, сказанной две тысячи лет назад Христом: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Рассматривая этот стих, я только разбрасываю семена по вашим полям. Остальная работа - ваша; вы их будете растить, как писатель развивает свою тему. Вот что значит слышать голос своего великого Отца - Любви, и понимать смысл своей жизни и свое предназначение на земле. Вот что значит перевоплотиться, то есть родиться заново. Христос говорит: "Если не родишься заново, не войдешь в Царство Божие".

Поэтому тот, кто родился от отца и матери, будет рождаться и перевоплощаться на Земле много раз. Глупый будет рождаться и перевоплощаться, пока не станет умным; обыкновенный человек должен стать талантливым, гениальным, святым, ангелом и т.д. Если нет условий для развития каждого живого существа, жизнь теряет свой смысл. Работайте, развивайтесь, не борясь за первенство. Кто хочет быть первым, останется последним.

В одном старом предании рассказывается, что когда Бог создавал мир, он дал Солнцу великую миссию - светить и греть. Однако у Солнца появилось желание первым отправиться к Господу. Узнав о его желании, Бог устроил так, чтобы все планеты двигались вокруг него, а оно - вокруг Бога; таким образом Солнце, - старший брат на небе, - оказалось дальше всех своих младших братьев от Бога. Солнце осознало свою ошибку и, чтобы ее искупить, непрестанно восходит и заходит. Остальные планеты вращаются вокруг него, чтобы изучить закон движения.

Многие христиане имеют такое же желание, как Солнце из этого предания, - быть близко к Христу. Но новое учение, учение Любви, исключает корыстолюбие. "Блаженны кроткие и смиренные," - говорит Христос. Иными словами, блаженны те, кто занимает место, которое Бог ему определил. Предпочтительнее для человека занять последнее место, но исполнить Божью волю, чем быть первым и не исполнить Божью волю. Христос говорит: "Блаженны нищие духом, потому что они Бога узрят".

Желаю вам восстановить сочетание между своим умом и своим сердцем, а также между духом и душой, чтобы в вас потекли все энергии, краны которых веками были закрыты.


Петр Дынов - один из величайших духовных учителей Двадцатого века, перед которым преклонялся и Альберт Эйнштейн.
В своих беседах он утверждает, что России предстоит сыграть существенную роль для духовного подъема человечества в 21ом веке. Он автор многочисленнъх бесед, оккультнъх упражнений и песен.
Петр Дынов является создателем Паневритмии, которую в настоящие дни практикуют в США, Канаде, Франции, России, Конго, Австралии и других странах мира.