Брак: условия заключения брака, права и обязанности супругов. Второй брак для мужчины

Французский гражданский кодекс закреплял главенство мужа в семье и юридическое подчинение жены мужу. Французский профессор Л. Жюллио де ла Морандьер писал: «Во французском праве брак есть заключаемый в установленной законом форме гражданский договор, который соединяет мужчину и женщину для совместной жизни и взаимного оказания поддержки и помощи под руководством мужа, главы семьи» 14 .

Жена была обязана оказывать послушание мужу во всех семейных делах в обмен на его покровительство и защиту. Кодекс торжественно провозгласил, что «муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу» (ст. 213). Муж обязан был содержать жену прилично, то есть обеспечивать ей питание, жилище, одежду, соответствующие его средствам. Мужу принадлежало право решать все вопросы совместной жизни супругов. Он выбирал место жительства обоих супругов. Жена должна была следовать за своим мужем повсюду, где бы он не поселился, даже за границу (ст. 214).

В развитие права мужа покровительствовать жене было признано, что муж имеет право следить за перепискою жены, а равно за ним было признано право лишать жену свиданий даже с родителями. Жена была подчинена мужу даже в выборе знакомых. Муж имел право ограничить общение жены с посторонними мужчинами и женщинами, если это общение может нанести ущерб семье. Например, эти лица могут оказать дурное влияние, пытаются разрушить брак, распространяют сплетни. Жена без разрешения мужа не могла выбирать профессию, заниматься учебой, так как считалось, что женщина должна заниматься ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей.

Супруги обязывались к взаимной верности (ст. 212). Прелюбодеяние одного из супругов служило основанием для развода и влекло за собой уголовное наказание, хотя прелюбодеяние и понималось неодинаково.

Замужняя женщина не могла совершить без согласия мужа ни одного сколько-нибудь важного юридического акта (ст. 1124). Ограничение дееспособности замужней женщины являлось следствием супружеской власти, а не пола. Незамужние женщины и вдовы не были ограничены в правоспособности. Замужняя женщина была ограничена в дееспособности не потому, что она женщина, а потому что она замужем.

Французские юристы дали такое объяснение ограничению дееспособности замужней женщины. Интерес брака - желание поддержать авторитет мужа и сохранить единство власти - вызывает потребность в подчинении жены мужу и в области имущественных отношений. Жена не может совершить в браке ни одного юридического акта, который бы ни оказывал влияния на детей и на мужа. Акты, совершённые ею, интересуют всю семью, и естественно, что глава семьи вмешивается в них, чтобы сохранить общие интересы. Наконец, брак есть товарищество. Каждый из товарищей имеет свою сферу действия. Жена заведует хозяйством и воспитанием детей, муж делами, которые ему лучше известны, чем жене.

Жене запрещалось дарить, отчуждать, закладывать, приобретать, по безвозмездному или возмездному основанию, без участия мужа в составлении акта или без его письменного согласия (ст. 217). Ей запрещалось без согласия мужа принимать наследство и дары от посторонних лиц, так как считалось, что такие подарки, особенно от посторонних мужчин являются доказательством неверности и могут бросить тень на мужа (а за что ей дарят? вы часто делаете дорогие подарки незнакомым людям?). Разрешение мужа должно было быть специально для каждого акта, хотя бы и молчаливое, когда муж принимает участие в совершении акта. Жена не имела права выступать в суде по гражданским делам (ст. 215), потому что и здесь дело могло дойти легко до убытков.

Исключением из указанного ограничения являлись следующие права жены: 1) право делать текущие расходы по общему хозяйству, потому что в этом случае она обязывает не себя, а мужа; 2) право самостоятельно обязывать по торговым сделкам, если она ведёт её совершенно отдельно от мужа (ст. 220), потому что на право ведения торговли она должна также получить согласие мужа; 3) право совершать завещание (ст. 226), потому что этот акт получает силу лишь после её смерти.

Законодательство французской революции пыталось уравнять в имущественном отношении жену с мужем. Оно установило совместное управление супругов общим имуществом, а до революции им управлял муж. Система совместного управления супругов имуществом оказалась неосуществимой, привела к беспорядкам и раздорам вплоть до разводов из-за мелочей. Кодекс отверг имущественную самостоятельность жены. Общим семейным имуществом управлял один муж, который мог им распоряжаться без участия и согласия жены.

По общему правилу кодексом предусматривался режим общности имущества мужа и жены. Общим имуществом являлись движимые имущества, принадлежащие супругам до заключения брака, а также как движимое, так и недвижимое имущество, возмездно приобретённое во время брака. При таком режиме распоряжение семейным имуществом полностью предоставлялось мужу, который мог продавать его, отчуждать и закладывать без участия и без согласия жены, то есть мог даже расточать имущество (ст. 1421). Система общности имущества не исключала возможности каждому супругу иметь и своё отдельное имущество. Жена без согласия мужа не могла совершать никаких юридических сделок даже и в отношении собственного имущества (ст. 217). Если даже брачным договором супруги установили раздельность имуществ, то жена, пользуясь своим имуществом и доходами от него, не могла отчуждать без согласия мужа свою недвижимость. Раздельным имуществом каждого из супругов остались только недвижимости, принадлежащие им ко дню брака или приобретённые по дарению или по завещанию (семейная недвижимость). Законом 1907 г. было признано за женой право распоряжаться своей отдельной собственностью независимо от согласия мужа. По этому закону замужняя женщина получила право распоряжения имуществом, созданным её личным трудом и бережливостью, например, своим заработком.

Наполеон, сыгравший весьма значительную роль при создании ФГК, отстаивал идею сильной патриархальной семьи. Его основная мысль заключалась в следующем: «Сильная семья в сильном государстве с Наполеоном во главе». В кодексе нашло выражение мнение Наполеона, что «с тех пор, как стоит свет, добродетель женщин всегда была под сомнением». Он заявлял: «Мы ничего не понимаем в женщинах, мы, народы Запада: мы их, к великому сожалению, почти сравняли с нами. Народы Востока умнее и правильнее решают дело: они объявили женщину настоящей собственностью мужчины. И, действительно, природа сделала их нашими рабынями. Женщины должны трепетать. Женщина дана мужчине затем, чтобы производить детей. Но для этой цели одной женщины мужчине мало: она не может быть его женой, когда она кормит, она не может быть его женой, когда она больна, она перестает быть его женой, когда она уже не может рожать ему детей. Мужчина, которому природа в этом отношении не мешает ни возрастом, ни болезнью, должен иметь несколько жен». Он же заявлял, наконец: «Муж вправе сказать своей жене: «Мадам, вы не выйдете на улицу. Мадам, вы не пойдете в театр. Мадам, вы не увидитесь с таким-то лицом. Одним словом, мадам, вы мне принадлежите душой и телом!» 15 .

Очень сложная тема. Психологи, социологи и просто обычные люди год из года задаются вопросами: почему так редки хорошие браки - браки, которые не душат развитие партнеров, в которых дурное настроение одного не отзывается на всех домашних, а встречает доброжелательное понимание? Может быть, сам институт брака несовместим с определенными проявлениями человеческой природы? А может быть, брак - это только иллюзия, которая вот-вот исчезнет, или же это просто современные мужчины не способны наполнить его реальным содержанием? Должны ли мы в каждом конкретном случае говорить о нашей собственной неудаче или виной всему брак как таковой? Почему брак так часто - это смерть любви? Должны ли мы смириться с этим, как с объективной неизбежностью, или же причина внутри каждого из нас, где идет непримиримая борьба сил, разных по содержанию и воздействию? Можем ли мы распознать эти силы и таким образом избежать их пагубного влияния?

На первый взгляд проблема кажется очень простой - и совершенно безнадежной. Однообразие длительного житья с одним и тем же человеком порождает скуку и делает отношения все более тоскливыми, особенно в сексе. превращаются в своего рода рутину. Постепенно партнеры пресыщаются и остывают, и, говорят, это неизбежно. Однако это только отдельный симптом, а не болезнь в целом. Ведь увидеть, что брак лишился своей души и сияния только из-за многолетнего однообразия - значит взглянуть на ситуацию весьма поверхностно.

Опустошенность брака вызывается не столько усталостью, сколько является результатом действия скрытых деструктивных сил, которые вначале тайно подтачивают его основы, а затем - зерно падает уже на плодородную почву разочарований, недоверия, враждебности и ненависти. Чаще всего мы не хотим замечать эти силы, особенно в своем доме, потому что чувствуем в них что-то угрожающее. Ведь одно только признание их существования заставит нас предъявить к себе неприятные требования. И, однако, нам придется дать себе в них отчет и углубиться в проблему отношений в браке , если мы действительно хотим разрешить ее с психологической точки зрения. При этом главный вопрос, который мы должны поставить - с чего начинается отвращение супругов друг к другу?

Прежде всего, существуют некоторые причины общего порядка, слишком обычные, чтобы на них подробно останавливаться. Они идут от нашей человеческой ограниченности, хорошо известной и мало зависящей от того, насколько именно мы готовы признавать или не признавать это. Но, как бы мы ни оценивали других, из общего правила каждому известно исключение - он сам. Приходилось ли вам когда-либо слышать, чтобы некто, взвешивая решение вступить в брак, говорил бы: «У меня со временем разовьются такие-то и такие-то неприятные черты»? А то или иное несовершенство супруга - будьте уверены - неизбежно проявится за время долгой и тесной совместной жизни. Сначала это вызовет лишь холодный комочек недовольства, но потом, вращаясь по склону горы времени, он вырастает в снежную лавину. Если муж, что встречается весьма часто, держится за иллюзию независимости, он с тайной горечью будет реагировать на то, что его чувств требуют, что жена связывает его. Она, в свою очередь, чувствуя подавленный бунт, будет реагировать на него скрытой тревогой и страхом потерять мужа, и эта тревога заставит ее инстинктивно усиливать свои требования к нему. Муж ответит повышением раздражительности и встанет в оборонительную позицию. И так будет продолжаться, пока наконец котел не взорвется, причем никто так и не поймет причину. Взрыв же может случиться по совершенно ничтожному поводу. В сравнении с браком все недолгие отношения, будь то флирт, приятельство или связь - гораздо проще по своей природе, так как в них партнерам сравнительно легче избегать острых углов друг друга.

Наша нелюбовь напрягать себя, как внешне, так и внутренне, больше чем это абсолютно необходимо, относится к обычным человеческим несовершенствам. Государственный служащий, нанятый пожизненно, чаще всего не станет прилагать к делу особого старания. Работа никуда от него не денется, ему не надо ни с кем соревноваться и бороться за карьеру, как профессионалам или даже простым рабочим. Давайте рассмотрим прерогативы брачного контракта, с учетом того, как они закреплены законом или доминирующими общественными стандартами. Если взглянуть на проблему с психологической точки зрения, мы сразу увидим, что пожизненное право на поддержку, дружбу, верность и даже сексуальное взаимодействие налагают на брак тяжкое бремя, и легко заметить, что огромная опасность таится здесь именно в фатальном сходстве с неувольняемостью государственного служащего. Наше образование так мало касается брака и отношений в браке , что большинство из нас даже не знает, что влюбленность мы получаем в подарок, а хороший брак нужно строить шаг за шагом. С незапамятных времен известен чуть ли не единственный мост через пропасть между законом и счастьем. Этот мост - изменение нашего личного отношения в направлении осознанного отказа от требований к партнеру. Я хочу пояснить, что под требованиями я понимаю именно требования, а не желания. В дополнение к этим общим осложняющим обстоятельствам имеется масса индивидуально обусловленных, отличающихся по силе, характеру и вероятности проявления. Существует также нескончаемый ряд ловушек, попадая в которые, любовь преображается в ненависть. Мы не многого достигнем, перечисляя их все, поэтому лучше сосредоточится на нескольких основных.


Прогноз для отношений в браке неблагоприятен с самого начала, если для брака выбран «неправильный» партнер. Чем объясняется, что выбирая, с кем мы будем делить свою жизнь, мы так часто выбираем неподходящего человека? Что происходит в этом случае? Может быть, мы не понимаем, что нам на самом деле нужно? Или не умеем понимать других людей? Или влюбленность настолько ослепляет нас? Все это, конечно, может сыграть свою роль. Однако следует подумать и еще об одном существенном обстоятельстве: не может быть свободный выбор всегда «неправильным». Какие-то качества партнера и правда отвечают нашим ожиданиям, что-то в нем и впрямь обещает исполнение наших желаний и, возможно, на самом деле исполняет их в браке. Но если остальные черты личности при этом не учитываются как ненужные или второстепенные, эта «отчужденность» от партнера потом неизбежно скажется на взаимоотношениях. Следовательно, существенная ошибка такого выбора состоит в том, что он был сделан лишь для того, чтобы выполнить какое-то отдельное условие. Один единственный импульс, одна единственная страсть вырвалась на авансцену и все заслонила собой. У мужчины, например, это может быть пылкое желание назвать своей девушку, которой добивается множество других поклонников.

Это особенно неудачное для любви условие, которое в дальнейшем убивает все отношения в браке , потому что внешняя привлекательность жены для мужа быстро улетучится в отсутствии соперников и возникнет снова только при появлении на сцене новых вздыхателей, которых он бессознательно ждет. Партнер может показаться желанным оттого, что он (или она) обещает утолить нашу тоску по признанию в материальном, социальном или духовном плане. В других случаях наш выбор могут определить все еще сильные инфантильные желания. Мужчина, потерявший в детстве мать может неосознанно хотеть вновь обрести ее, и в качестве жены выбрать себе женщину, старше себя и с детьми. Девочка, потерявшая в детстве отца, с большой вероятность выберет себе мужчину, существенно старше себя, напоминающего ей потерянного ею родителя. Она будет довольно счастлива с ним несколько лет, несмотря на полное отсутствие половых отношений. И это будет длиться до тех пор, пока она сама не перерастет свое детское желание. И только тогда до нее дойдет, что, будучи связанной с мужчиной, который, несмотря на ряд безусловно приятных качеств, не много для нее значит, она на самом деле одинока. Во всех таких случаях, а они действительно бесчисленны, слишком много в душе человека остается пустым, незаполненным. И первоначальное исполнение желания определенных отношений в браке сменяется последующим разочарованием. Разочарование еще не равнозначно нелюбви, но образует ее источник, если только мы не наделены исключительно редким даром терпимости и не чувствуем, что отношения на такой ограниченной основе преграждают путь к возможности отыскать свое счастье. При этом совершенно неважно, насколько мы цивилизованы и преуспели в контроле над своими инстинктами. Внутри нас, в согласии с нашей природой, будет постепенно нарастать глухая ярость против человека или силы, которая угрожает помешать осуществлению наших жизненно важных стремлений. Эта ярость, даже помимо нашей воли, все равно прорвется наружу и будет заметно влиять на наше поведение, как бы мы ни старались забыть о ней и не думать о возможных последствиях. И наш партнер неизбежно почувствует, что отношение к нему стало более критичным, небрежным и нетерпимым.

Большую роль также играет наша собственная противоречивость. Опасность для отношений в браке здесь проистекает не столько от того, что мы предъявляем все новые требования к любви, сколько от того, что сами эти требования противоречивы. Мы всегда считаем себя более цельными, чем мы есть на самом деле, потому что инстинктивно боимся, и не без оснований, что наша противоречивость угрожает нашей же личности и даже самой жизни. Противоречивость обычно ярче заметна в людях, эмоционально неуравновешенных, но в данном случае нецелесообразно говорить о них особо. Ибо природа вещей такова, что внутренняя противоречивость наших требований особенно легко и сильно проявляется, причем у всех людей, в семейной жизни.

В качестве примера можно привести мужчин, тесно связанных со своей родительской семьей и, тем не менее, выбравших жен по контрасту со своим ближайшим окружением, в том
числе - по национальности, внешности, интересам и общественному положению. Этот контраст, первоначально притянувший их, их же и отпугивает, и они неосознанно начинают искать чего-нибудь более привычного.

Или же, например, женщины с претензиями, желающие достичь высокого положения, и в то же время не осмеливающиеся осуществить свои амбициозные мечты. Они подыскивают мужей, которые бы сделали это вместо них. Муж должен быть во всех отношениях совершенством: знаменитым, образованным и достойным восхищения. Многие женщины на ЭТОМ и успокоятся. Однако столь же часто бывает, что жену скоро перестают удовлетворять отношения в браке , когда ее желания осуществлены не ею, а мужем, так как ее собственное стремление к власти не может смириться с тем, чтобы муж ее затмевал.

И, наконец, есть женщины, выбирающие женственного, деликатного и слабого мужчину. Ими руководит их маскулинная (мужественная) позиция, хотя они могут и не осознавать этого. Однако они же нередко таят в себе также неосознанное стремление к сильному грубому самцу, который возьмет их силой. Таким образом, от мужа их будет отвращать его неспособность выполнить оба желания одновременно, и они будут тайно презирать его за слабость.

Подобные противоречия могут породить нелюбовь между супругами различными путями. Мы можем не любить нашего партнера за его неспособность дать нам то, что для нас очень важно, считая при этом его достоинства само собой разумеющимися и совершенно их не ценя. Со временем недостающее становится заманчивой целью, ярко приукрашенной нашим «знанием», что это как раз то самое, чего мы «на самом деле» хотели с самого начала. С другой стороны, мы можем не любить его именно за то, что он действительно выполнил наши желания, так как результат этого выполнения оказался несовместимым с нашими внутренне противоречивыми стремлениями.

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, брак – это свободный, равноправный союз мужчины и женщины, которые имеют цель создать семью. Он порождает между супругами взаимные права и обязанности. Бракосочетание – это серьезный шаг на жизненном пути каждого человека. В связи с этим, многим людям, решившим пожениться, интересно, какие бывают виды брака и каково религиозное понимание подобного союза мужчины и женщины. О том, что такое брак и прочих вопросах, пойдет речь в статье.

Понятие и признаки

Легальное понятие брака отсутствует. Но в то же время есть целых два доктринальных определения:

  • социологическое . С этой точки зрения брак является исторически обусловленной, санкционируемой и регулируемой формой взаимоотношений между представителями общества разных полов. Такое понятие брака применимо к фактическому сожительству, так как из него следует образование прав и обязанностей между мужчиной и женщиной;
  • юридическое . С точки зрения юриспруденции, подобное взаимоотношение мужчины и женщины являются важным юридическим фактом, вызывающим образование семейно-правовых связей. Бракосочетание проводится в установленном законом порядке с целью создания ячейки общества, именуемой семьей.

Эти типы браков имеют принципиальные отличия. Главным из них является, то что брак в юридическом смысле становится причиной возникновения правовых связей, которые регулируются на законодательном уровне.

Значение брачного союза заключается в том, что он представляет собой:

  • союз партнеров, влекущий за собой правовые последствия;
  • форму взаимоотношений между мужчиной и женщиной;
  • символ, как для партнеров, так и для государства;
  • разновидность договора между членами общества.

Брачный союз характеризуется следующими признаками:

  • союз лиц противоположного пола;
  • наличие семейной жизни;
  • соблюдение семьей условий, предусмотренных 12 статьей Семейного кодекса Российской Федерации;
  • официальная регистрация взаимоотношений органами ЗАГС.

Брачный союз в Российской Федерации может быть зарегистрирован органами ЗАГС, при соблюдении ряда условий. К главным из них нужно отнести:

  • наличие добровольного согласия брачующихся. Оно должно быть выражено в устной и письменной форме;
  • достижение лицами, желающими пожениться определенного возраста. Согласно 13 статье Семейного кодекса РФ, брачный возраст в России наступает в 18 лет. При наличии уважительной причины, жениться можно в 16 лет и даже раньше, но последнее доступно жителям не всех регионов.

В народе бытует мнение, что нижний возраст для женитьбы в разных регионах варьируется в пределах от 14 до 16 лет. Это не так. В Семейном Кодексе Российской Федерации нет такого понятия, как нижний возрастной предел для узаконивания отношений.

Религиозное понимание


Понятие и признаки брака выяснены, но для большинства жителей нашей страны не менее важными являются религиозные аспекты подобных взаимоотношений членов общества. На сегодняшний день в России самыми распространенными являются две религии: православное христианство и ислам. С точки зрения этих вероисповеданий следует рассмотреть определение брака и его понимание.

Церковное бракосочетание, также называемое венчанием – это христианский православный супружеский союз женщины и мужчины, заключенный в религиозной общине через священнодействие. Согласно христианскому вероучению, супруга должна подчиняться мужу, а он в свою очередь возлюбить ее как Христос Церковь. Муж и жена становятся единой плотью и несут обоюдную ответственность за любые действия. Прелюбодеяние (супружеская измена) в христианстве является тяжелым грехом.

У мусульман бракосочетание называется «Никах». Чтобы процесс считался действительным требуется выполнить несколько условий:

  • супруг должен быть совершеннолетним и не попадать под категорию «Махрам» (мужчина, являющийся близким родственником);
  • невеста может мусульманкой, христианкой или иудейкой;
  • действия должны быть добровольным;
  • в процессе бракосочетания должны присутствовать свидетели;
  • мужчина должен заплатить выкуп за невесту.

Количество жен в исламе ограничено четырьмя. Временный брак и его формы не разрешены у суннитов, но законны у шиитов.

Формы


В современном мире существуют различные формы брака. К наиболее распространенным из них следует отнести:

  • церковный, заключаемый церковью. Подобное бракосочетание было широко распространено в средние века. Подобные союзы по сей день признаются законными во многих странах, например, Великобритании и Польше;
  • фактический, называемый в России гражданским. В некоторых странах, например, Эквадоре и Германии, он считается законным с юридической точки зрения;
  • перечисляя формы брака нужно упомянуть временный, практикуемый в мусульманских странах. Его условия и срок действия прописаны в договоре, по истечению срока действия которого любые правовые отношения между супругами прекращают действовать. Зачем нужен брак подобной формы? Он практикуется с целью рождения наследников и обусловлен нежеланием жить вместе больше времени чем необходимо для того, чтобы обзавестись потомством;
  • фиктивный. Подобная форма брака – это официальная регистрация взаимоотношений без наличия реальной цели создать семью. В некоторых странах подобное деяние преследуется по закону;
  • морганатический. Союз людей, имеющих неравный социальный статус. Распространенное явление, которое было официально запрещено в начале прошлого века и ранее во многих странах, в том числе в немецко-говорящих государствах;


  • однополый. Не разрешен в России, но практикуется и имеет юридическую силу во многих странах Западной Европы. Подобные пары даже имеют право брать в семью приемных детей;
  • с точки зрения количества супругов семья может быть моногамной (муж и жена) и полигамной (одна жена и несколько мужей или наоборот). Первая форма является самой распространенной в мире. Говоря о семьях с количеством супругов больше двух, следует упомянуть «Шведскую семью». Несмотря на свое название, шведскими властями он не признается законным.

Брак в Семейном праве России – это только официальный гражданский союз. Он может быть морганатическим или фиктивным, но должен быть оформлен официально. Кодекс о браке гласит, что отношения регистрируются уполномоченным лицом. В настоящее время ведутся дискуссии о внесении поправок в кодекс о браке. Основной идеей обсуждения является узаконивание случаев фактического сожития. Но такие браки и его формы по-прежнему не регулируются на законодательном уровне. Инициатива не перенесена с дискуссионной плоскости в практическую.

Обратившись к истории можно заметить, что изначально в нашей стране функцию работников органов ЗАГС выполняла церковь. Сейчас такой брак и его формы тоже встречается часто, но брачующиеся должны обращаться и в ЗАГС, и в церковь (последовательность не имеет значения).

Многие люди задаются вопросом, зачем регистрировать брак, ведь можно вести семейную жизнь без штампа в паспорте? Поэтому в России насчитывает сотни тысяч таких семей.


Такой брак в России не признан, как и следующие виды, практикуемые в основном молодежью:

  • гостевой. Основная характеристика брака подобного типа – это раздельное проживание при наличии официально зарегистрированных отношениях в ЗАГС;
  • открытая форма. Юридические признаки брака подобного типа на лицо, но в брачном контракте прописана возможность отношений на стороне;
  • пробный. Юридические признаки брака отсутствуют. По сути это совместная жизнь без узаконивания отношений.

Россия активно перенимает опыт зарубежных стран, но тип брака с регистрацией отношений в органах ЗАГС – это единственная форма, регулируемая на законодательном уровне. Понятия брака по Семейному праву вряд ли изменятся в ближайшее время.

Плюсы и минусы


Можно выделить множество плюсов и минусов проведения официального бракосочетания, но в первую очередь нужно остановиться на юридической стороне этого вопроса. Преимущества таковы:

  • во-первых, определение брака подразумевает закрепление ответственности супругов перед законом. Не важно какие бывают браки, если их официальное закрепление допускается законом, то они становятся гарантом качества семейной жизни, исполнения обязательств и соблюдения прав всех членов семьи;
  • во-вторых, людям задающимся вопросом, зачем вступать в брак, следует знать, что он является социальной и психологической защитой граждан. Зная все о браке можно понять, что он является государственной гарантией защиты семьи, отцовства, детства и материнства;
  • в-третьих, понятия и юридические признаки брака, известные мужчине и женщине, становятся подтверждением серьезных намерений создать новую ячейку общества.

Форма заключения брака в России едина для всех. Классификация брака не имеет особого значения. Узаконенные согласно Семейному кодексу отношения, являются своеобразным манифестом обществу.

Перечисляя плюсы брака следует указать и минусы. Главный минус, а скорее недостаток брака, заключается в том, что он и Семейное право в целом не является гарантией идиллии и гармонии в семье. Государственная регистрация брака лишь стимулирует принятие ответственности супругов друг перед другом.

Кроме того, регистрация брака не является страховкой от конфликтов и распада семьи. При этом разрыв переживается более болезненно, а процедура может быть осложнена судебным процессом. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, развод в ЗАГС может быть выполнен лишь без наличия у супругов имущественных претензий и детей. В остальных случаях требуется обращаться в мировой или районный суд. В связи с этим следует хорошенько подумать прежде чем принять такое ответственное решение.

Если российское законодательство не позволяет жениться, то можно провести бракосочетание заграницей, но стоит понимать, что подобный союз на территории нашей страны не будет признан официально. С юридической точки зрения, люди, поженившиеся за рубежом в разрез правилам Семейного кодекса Российской Федерации, по-прежнему будут считаться чужими друг другу. Подобное практикуется однополыми парами, выезжающими в страны Западной Европы и Соединенные Штаты Америки для регистрации отношений.

Законодательство не привязывает раздел имущества к разводу. Если супруги имеют желание и достаточные причины выделить свои доли в совместной собственности, пребывая в браке, они имеют полное право это сделать. Раздел собственности освещается в Семейном кодексе РФ.

Распределение можно провести по взаимному согласию с составлением письменного соглашения. Нотариальное заверение документа не обязательно. Но если раздел касается недвижимости, придется обратиться к нотариусу, а потом перерегистрировать право собственности на одного из супругов (если оно еще не зарегистрировано на него).

Также может быть подвергнуто разделу имущество, считающееся общей супружеской собственностью. Суд откажется делить :

  • личные вещи;
  • предметы, приобретаемые для обеспечения детских интересов и развития;
  • денежные вклады на имена детей;
  • то, что в брачном договоре было признано раздельным имуществом.

Рассмотрение дел, связанное с разделом доли в кооперативе или фермерском хозяйстве, на практике часто сталкивается с определенными трудностями. Суду рекомендовано выносить такие моменты в отдельное делопроизводство .

Наиболее часто раздел имущества производится в суде по иску заинтересованной стороны из-за невозможности договориться.

Режимы имущества супругов

Раздел имущества в браке зависит от установленного в семье . Под ним понимается комплекс прав и обязательств, регулирующих материально-денежные семейные отношения. Имущественный режим не затрагивает личные взаимоотношения пары, не может налагать обязательства в плане воспитания детей, работы, ограничивать дееспособность.

Законный режим

Этот режим устанавливает право совместного владения и распоряжения на всю собственность , купленную парой в процессе брака (ст. 33 СК РФ).

  • может устанавливаться не на все супружеское имущество, а на определенную его часть. Его условия не являются стандартными, а разрабатываются парой индивидуально.
  • Согласно ст. 42 СК, в брачном контракте могут оговариваться вопросы взаимного содержания супругов и взносов в семейный бюджет, права на имущество в случае его раздела или развода. Договор может устанавливать договорный режим на определенный срок или бессрочно.
  • Брачный контракт не является документом, который производит раздел имущества. Хотя при заключении соглашения о дележе или рассмотрении дела в суде супружеский договор будет основополагающим.

Договорный режим прекращается по решению супругов (после подписания ими соответствующего соглашения, заверенного у нотариуса) или после. В последнем случае имущественные права и обязанности, оговоренные в брачном договоре, продолжают действовать до момента раздела имущества.

Совместное имущество супругов

Подлежит разделу вся общая собственность , нажитая в браке, за некоторыми исключениями. в браке и после его расторжения (до деления собственности) будут считаться общие финансы, жилплощадь и постройки, техника, бытовые вещи, доли и акции в предприятии, совместный бизнес и другая собственность (ст. 34 СК).

  • Ответьте на несколько простых вопросов и получите подборку материалов сайта по своему случаю ↙

Ваш пол

Выберите свой пол.

Ваш прогресс ответов

  • К общим финансам относят все денежные поступления в семейный бюджет, за исключением целевых средств, полученных одним из супругов. Совместный бюджет формируется из зарплат, регулярных пенсий и стипендий, процентов по вкладам, доходов от продажи изобретений и результатов интеллектуального труда, доходов от предпринимательства и другой прибыли.
  • Все вещи и предметы, приобретенные за счет семейных финансов (земля, недвижимость, паи, акции, технические приспособления, оборудование для семейного предприятия) считаются совместной собственностью. Сюда не относятся материальные приобретения за личные средства, полученные в дар, по наследству или приватизированные.
  • подлежит только совместное имущество, наличное у супругов на момент рассмотрения дела, а также временно пребывающее в пользовании третьих лиц.

Вряд ли суд признает совместным имущество, нажитое в процессе брака, но во время раздельного проживания и ведения хозяйства. То есть приобретенное после фактического прекращения брачных отношений (п.4 ст.38 СК).

Личное имущество супругов

Считается имущество, которым он уже владел до вступления в брачный союз (ст. 36 СК). Вопреки сложившемуся в обществе мифу, не вся приобретенная в процессе брака собственность будет относиться к разряду совместной.

  • Имущество, полученное одним из супругов по безвозмездной сделке (по наследству, договору дарения), а также приватизированное на его имя в браке, принадлежит только ему.
  • Вещи, техника и недвижимость, купленные на деньги, вырученные от продажи личного имущества , также не войдут в состав общей собственности. Хотя в этом вопросе много нюансов, и судебное рассмотрение дел дает неоднозначные результаты.
  • Не подлежат разделу индивидуальные вещи человека: его обувь и одежда, бижутерия и аксессуары, предметы хобби, медикаменты и лечебные приспособления, необходимые для работы инструменты и орудия труда. Домашняя техника практически никогда не признается личными предметами, ведь она может обеспечить интересы всей семьи. Индивидуальными вещами не признаются драгоценности, предметы роскоши и антиквариат.
  • Право на изобретение и результат интеллектуальной деятельности принадлежит тому из супругов, кем он был произведен. Это не касается доходов, полученных от публикаций, реализации или внедрения нововведений и трудов.

Целевые материальные средства , выплаченные человеку, считаются его индивидуальным достоянием (ч. 2 ст. 34 СК). Сюда относятся именные премии за достижения в науке, искусстве и спорте, награды, пособия из-за полученной травмы или увечья, материнский капитал на ребенка, страховые выплаты по здоровью.

Раздел общего имущества супругов по закону

Если раздел общей супружеской собственности производится в суде, перед судьями стоит задача определить, что является , а что принадлежит лично мужу и жене (ст. 38 СК). При заключении эти вопросы решают сами супруги. В случае нарушения прав одного из них также есть возможность обратиться в суд.

  • При отсутствии законом предусмотрено равное распределение долей в имуществе между супругами (ч. 1 ст. 39 СК). Физически это сложно осуществимо из-за наличия неделимых вещей и предметов, неравнозначных по стоимости.
  • Судебный орган вправе заказать оценку супружеской собственности для того, чтобы максимально соблюсти принцип равенства долей. Отступления от обозначенного принципа возможно по нескольким причинам (ч. 2 ст. 39 СК), вследствие чего доли редко получаются равными.
  • Работающий супруг и тот, который не имел дохода или по необходимости (договоренности) занимался домашним хозяйством, имеют равные права на совместную собственность (ч. 3 ст. 34 СК). Но если отсутствие работы не объясняется уважительной причиной, и тем более если неработающий член семьи тратил общие финансы в нарушение семейных интересов, суд посчитает это причиной к уменьшению его доли.

Имущество, поделенное в браке, не подлежит разделу в случае развода. Однако если супруги после дележа совместно приобрели другую собственность, она может быть разделена при или после него.

Пример. В каждом случае в зависимости от обстоятельств и имущества, которое супруги хотят поделить в браке, результаты будут разными. Например, раздел только автомашины в отрыве от всей остальной собственности имеет особенности. Если квартиру можно поделить на комнаты с оформлением права собственности каждого из супругов на определенный метраж, то машина является физически неделимой вещью.

Суд может определить совместное долевое владение автомобилем. Если супругов это не устраивает, авто присуждается, например, мужу. Жена назначается собственницей другого имущества, равнозначного по цене ½ стоимости машины (например, гаража или части счетов в банке). То есть сначала происходит выдел долей в авто, а потом супруге назначается компенсация. Ей положено возмещение половины текущей стоимости машины (с учетом износа и согласно экспертной оценке), потому что вторая часть уже принадлежит мужу.

Все остальное имущество и дальше останется в совместной супружеской собственности. Жена может самостоятельно распоряжаться деньгами, присужденными ей в результате раздела машины. Собственность, приобретенная на эти финансы, будет считаться ее личной, и в случае развода не сможет быть разделена. Немного иначе происходит дележ нескольких предметов из супружеского имущества.

Раздел общего имущества супругов при наличии брачного договора

Если на часть имущества установлен особый режим, его раздел происходит с учетом условий этого документа. Собственность, не упомянутая в контракте, подлежит дележу на общих основаниях.

  • Если в брачном контракте установлена пропорция, согласно которой осуществляется управление и владение собственностью супругов (например, 50/50, 40/60), или оговорено четкое разделение обязательств и семейного достояния, раздел будет производиться с учетом договоренности между супругами. Таким образом, документ предусматривает отступление от принципа равенства долей .
  • Брачный договор существенно облегчает работу судей и способствует сохранению отношений между мужем и женой при необходимости разделить совместную собственность. Документ имеет преимущества перед нормами закона (если их не нарушает), потому что является проявлением свободы воли супругов.

Брачный контракт может быть признан судом частично или полностью и , если он ставит имущественные интересы мужа или жены в крайне неблагоприятное положение (ч. 2 ст. 44 СК). Раздел имущества, указанного в этих пунктах или договоре в целом, будет производиться согласно законному режиму владения.

Заключение

Предусмотрен не только при разводе. Он может быть проведен в процессе действующего законного брака .

  • Разделенная супружеская собственность не подлежит дележу после развода. Может быть поделено имущество, нажитое супругами после произведенного раздела.
  • Собственность делится между женой и мужем, или в результате обращения одного из пары в суд .
  • Может быть разделено только

архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий

Православие – это не просто обязанность, которую мы выполняем воскресным утром и о которой забываем, покинув храм; Православие – это образ жизни. А образ жизни включает в себя всю совокупность привычек и взглядов, мыслей и действий: стиль жизни и способ жизни. Для нас, православных, христианство – «хлеб наш насущный». Христианин стремится ко Христу и Его Церкви, а не к идеалам современного мира, которые во многом не соответствуют христианскому образу жизни или искажают его. Особенно это заметно в отношении к семье. Она в первую очередь подверглась тлетворному влиянию секулярного общества, которое исказило любовь и брак.

Сейчас за любовь часто принимают влюбленность, а этого душевного (не духовного) чувства отнюдь недостаточно для подлинной семейной жизни. Влюбленность может сопутствовать любви (впрочем, не обязательно) – но она слишком легко проходит; и что тогда? «На каждом шагу мы имеем случаи, когда люди сходятся в браке, потому что «влюбились» один в другого, но как часто и такие браки бывают непрочны! Часто такую влюбленность называют «физиологической». Когда «физиологическая влюбленность» стихает, люди, сошедшиеся в браке, либо нарушают верность, сохраняя внешние брачные отношения, либо разводятся» .

Как к браку относится Церковь?

Церковь видит в браке тайну любви – любви не только человеческой, но и божественной.

«Брак есть таинство любви» – говорит святитель и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним. Называет брачную любовь таинством (sacramentum) и . С этим неразрывно связан и благодатный характер брачной любви, ибо Господь присутствует там, где люди объединены взаимной любовью ().

О браке как союзе любви говорят и литургические книги Православной Церкви. «О еже ниспослатися им любви совершенней, мирней», читаем мы в последовании обручения. В последовании венчания Церковь молится о даровании брачующимся «друг ко другу любви».

Сама по себе брачная любовь в отношении супругов друг к другу таинственна и имеет оттенок обожания. «Брачная любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости»,– пишет Златоуст. Кроме этой стороны брачной любви есть в ней и другая не менее важная.

«Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по распространенному легкомысленному взгляду, должна заменить будто бы устаревший институт брака. В любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя, и без полной смерти личного эгоизма не может быть и воскресения для новой вышеличной жизни… Христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга (Ин.15:1: и др.), ибо только через такую любовь отдельный человек возвышается до таинственной жизни Святой Троицы и Церкви. Такова же должна быть и брачная любовь. Христианство не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви Христа к Своей Церкви, Который предал Себя за нее (.)» .

Брак установлен уже в раю, установлен непосредственно Самим Богом. Основной источник церковного учения о браке – Библия – не говорит, что институт брака возник когда-то впоследствии как установление государственное или церковное. Ни Церковь, ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник и Церкви и государства. Брак предшествует всем общественным и религиозным организациям.

Первый брак был заключен «Божиею милостью». В первом браке муж и жена являются носителями высшей земной власти, являются суверенами, которым подчинен весь остальной мир (). Семья есть первая форма Церкви, есть «малая церковь», как ее называет Златоуст, и в то же время и источник государства, как организации власти, так как, по Библии, основа всякой власти человека над человеком находится в словах Божиих о власти мужа над женой: он будет господствовать над тобою (). Таким образом, семья – не только малая церковь, но и малое государство. Поэтому отношение Церкви к браку имело характер признания. Эта идея хорошо выражена в евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской (). Таинство брака она видела не в обряде венчания, а в самом соединении мужа и жены в одно вышеличное существо путем согласия и любви. Поэтому святые отцы часто называют таинством взаимную любовь супругов (например, Златоуст), неразрушимость брака (например, ), но никогда не называют таинством само венчание. Придавая главное значение субъективному фактору брака – согласию, они ставят другой, объективный фактор – форму брака – в зависимость от первого, от воли сторон и самим сторонам дают свободу в выборе формы брака, советуя церковную форму, если для нее нет препятствий. Другими словами, в течение первых девяти веков своей истории Церковь признавала факультативность брачной формы .

Как Церковь относится к супружеским отношениям? Человек не есть чисто духовное существо, человек – не ангел. Мы состоим не только из души, но и из тела, материи; и этот материальный элемент нашего бытия не что-то случайное, что можно отбросить. Бог создал человека с душой и телом, то есть одновременно духовным и материальным, именно это соединение духа, души и тела называется в Библии и в Евангелии человеком. «Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни.

Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих» «Ни мужчина, ни женщина не могут быть использованы просто как партнеры для наслаждения, даже если сами они на это согласны… Когда Иисус Христос говорит: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (), Он запрещает нам даже в помыслах воспринимать другого человека как объект наслаждения. Ничто не является нечистым само по себе, но все без исключения может стать таковым через недолжное употребление. То же самое может произойти и, увы, сплошь и рядом происходит с высшим Божественным даром человеку – с любовью. И на место святой супружеской любви, естественно включающей в себя и плотские отношения, может встать грязная страсть, жажда обладания. Но ни в коем случае нельзя ставить между ними знак равенства» .

Очень важно помнить, что брак – это большой и сложный духовный путь, в котором есть место своему целомудрию, своему воздержанию. Там, где интимная жизнь занимает слишком большое место, там семье угрожает опасность ухода в страстность, и задача семьи, как целостной жизни остается нерешенной… Как только в семье пустеют духовные связи, она неизбежно становится простым половым сожительством, опускаясь иногда до настоящего блуда, принявшего легальную форму.

Выше было сказано, что деторождение не является единственной целью Брака. Но Брак непременно включает в себя (хотя бы потенциально) и эту сторону. И как расцветает, как преображается она в свете подлинно-христианского учения о супружестве! Рождение детей и забота о них в семье являются естественным плодом любви мужа и жены, наибольшим залогом их союза. Муж и жена должны мыслить свои интимные отношения не только как собственное удовлетворение или осуществление полноты жизни личности, но и как участие в приведении в бытие нового существа, новой личности, предназначенной жить вечно.

Интимные отношения не ограничиваются рождением детей, в не меньшей мере они существуют для единства в любви, для взаимного обогащения и радости супругов. Но при всем том высоком значении, которое признает христианство за плотским единением, Церковь всегда безоговорочно отвергала все попытки его «обожествления». Наше время характеризуется попытками освободить плотское внебрачное единение от ассоциаций с грехом, чувством вины и стыда. Все поборники этого «раскрепощения» не понимают, не видят того момента, который, пожалуй, является центральным в христианском видении мира. «Согласно христианскому мировоззрению, природа человека, несмотря на то, что онтологически она является благой, есть природа падшая, и падшая не частично, не так, что некоторые свойства человека остались незатронутыми и чистыми, но во всей своей целокупности… Любовь и похоть – безнадежно смешались, и невозможно отделить и изолировать одно от другого… Именно по этой причине Церковь осуждает, как поистине демонические. те идеи и направления, которые – в различных комбинациях друг с другом – призывают к половому освобождению»