Гедонистические представления о смысле жизни. Смысл жизни: в чем он заключается и существует ли он на самом деле

Гедонизм (от греч. hedone - наслаждение) - это учение, первоначально развитое древнегреческой философской школой киренаиков и считающее стремление к чувственным удовольствиям и наслаждениям смыслом жизни человека. Её основатель, философ Аристипп, утверждал, что только толпа стремится к вещам и благам, мудрый же - к удовольствиям, которые он получает от вещей и благ. Гедонизм опирался в своих построениях на сократовскую идею внутренней свободы личности и её независимости от обстоятельств внешнего мира. Киренаики учили, что непосредственное физическое наслаждение, является единственным и подлинным благом в жизни человека. Жизнь есть совокупность моментов настоящего, каждый из которых должен быть наполнен как можно более сильным и острым удовольствием. Для умножения и интенсификации удовольствий хороши все средства и пути. Ничто иное, как удовольствие, является критерием добра и зла. Богатство, власть, слава - все подчинено наслаждению, его достижению и продлению. Наслаждение, удовольствие - главный мотив всех человеческих поступков и деяний.
Эпикур, также считавший наслаждение единственным благом, к которому стоит стремиться, определял его негативно, как состояние отсутствия страдания. Он говорил, что предел величины удовольствия есть устранение всякого страдания, а где есть удовольствие, там, пока оно есть, нет страдания и печали. В письме к Менекею он, в частности, писал: "Мы имеем надобность в удовольствии тогда, когда страдаем от отсутствия удовольствия; а когда не страдаем, то уже не нуждаемся в удовольствии. Поэтому-то мы и называем удовольствие началом и концом счастливой жизни... Так как удовольствие есть первое и прирожденное нам благо, то поэтому мы выбираем не всякое удовольствие, но иногда мы обходим многие удовольствия, когда за ними следует для нас большая неприятность; также мы считаем многие страдания лучше удовольствия, когда приходит для нас большее удовольствие, после того как мы вытерпим страдания в течение долгого времени. Таким образом, всякое удовольствие по естественному родству с нами есть благо", но не всякое удовольствие следует выбирать, равно как и страдание всякое есть зло, но не всякого страдания следует избегать".46 Высшей формой счастья, идеалом жизни, по Эпикуру, является атараксия - блаженное состояние свободы от телесных страданий и душевных тревог, от болезней тела и страхов души.
И киренаики, и Эпикур пытались провести грань между бездумным, животным стремлением к чувственным наслаждениям, и человеческими попытками сделать чувственные удовольствия смыслом жизни. Они настаивали на том, что люди способны разумно относиться к наслаждениям, ибо отдают себе отчет в последствиях, которые они за собой влекут. В XIX веке попытку рационализировать гедонистическое мировоззрение предпринял утилитаризм - течение в этике, которое заменило принцип удовольствия и наслаждения принципами "пользы" и "счастья", понимаемыми не как единичные и мимолетные переживания, а как длительные состояния.
Утилитаризм призывал отдаваться не любому влечению и удовольствию, а делать выбор между ними с расчетом их последствий, взвешивать все выгоды и невыгоды. Иеремия Бентам - один из классиков утилитаризма - построил даже целую "моральную арифметику", представляющую собой целую систему мер расценки удовольствий с точки зрения их силы, длительности, прочности и т.д., систему, которая должна бы была помочь дать правильный расчет наибольшей пользы в жизни. Несостоятельность этой "бухгалтерии" удовольствий и страданий очевидна. Человеческие переживания исключительно субъективны и не могут быть подведены под универсальные арифметические расчеты. Оно и то же явление в различной обстановке, при различных настроениях у одного и того же человека вызывает разное отношение, разные переживания. Так же различно переживаются удовольствия и страдания у разных людей.
Джон Стюарт Милль и Н.Г.Чернышевский, также придерживающиеся утилитаристской концепции, пытались оценивать удовольствие не с количественной, а с качественной точки зрения. Они предложили различать удовольствия "высшего" и "низшего" порядка, "достойные" и "недостойные" человека, и "истинное" счастье и пользу видеть только в "разумных удовольствиях", в "разумной" пользе. Например, удовольствия интеллектуальные выше удовольствий чувственных, альтруистические выше эгоистических. Счастье и довольство недостаточны для человека. "Лучше быть недовольным Сократом, чем довольным дураком", говорил Дж.Ст.Милль. А русский писатель Н.Г.Чернышевский, в романе "Что делать?" выводит из эгоизма всю общественную мораль вплоть до необходимости жертвовать жизнью ради другого.
Оценивая гедонистические представления о смысле жизни, нужно иметь в виду, что суть дела заключается не с том, какие конкретно удовольствия объявляются высшим благом. Они могут быть самыми разными. Удовольствие от чревоугодия и удовольствие, получаемое от занятий наукой или от миссионерского служения, оцениваются по-разному. Но между ними не будет принципиального различия, если рассматривать следование им без связи с какой-либо объективной целью и ценностью, выходящей за пределы индивидуального бытия. Занятие наукой имеет подлинный смысл не потому, что оно приносит наслаждение ученому, а потому что оно ценно с точки зрения общечеловеческой.

Экология жизни. Психология: Смыслы жизни можно разделить на три группы: витальные, социальные и идеальные. Можно выделить 16 основных смыслов жизни. Смыслы жизни обеспечивают человека энергией жить дальше и оправдывают уже прожитые годы.

Смыслы жизни можно разделить на три группы: витальные, социальные и идеальные. М ожно выделить 16 основных смыслов жизни. Смыслы жизни обеспечивают человека энергией жить дальше и оправдывают уже прожитые годы. Далеко не все смыслы – высшие, в смысле ориентации на возвышенную цель, но все они идеальны в том смысле, что позволяют человеку жить ради них.

Витальные.

1. Жизнь ради жизни (выживания) . Базируется на инстинкте самосохранения. Один из самых естественных смыслов. Смыслообразующее качество здесь - выживание. Смыслом наполняет нашу жизнь каждый прожитый день, просто тем, что его удалось прожить. Данный смысл особенно актуален в условиях постоянной угрозы жизни. В.Франкл отмечал наличие подобного смысла у обитателей концентрационных лагерей, хотя и не считал его удачным.

2. Жизнь ради удовольствия. Имеются в виду удовольствия: пищевые и питьевые. В основе пищевой и питьевой инстинкт соответственно. Смыслообразующее качество здесь - удовольствие, получаемое от еды и питья.

В быту существуют две разновидности этого смысла: а) обжорство, б) пьянство. Не смотря на то, что с точки зрения психологии подобные идеалы обычно не являются достойными и чаще вообще не считаются смыслами, однако в реальности многие люди живут именно ради этого. Наслаждение, как смыслообразующая позиция рассматривалась еще З.Фрейдом, правда он ее относил преимущественно к сексуальному инстинкту.

3. Жизнь ради богатства (денег) . Формируется на базе инстинкта запасания (сбор меда пчелами, собирание орехов белками и др.). Смыслобразующая позиция здесь богатство, современным символом которого выступают деньги.

анный смысл подходит многим людям (а не только очень богатым), потому что осмысленность существования придает здесь не величина счета, а его постоянное пополнение. Многие пенсионеры в наши дни находят удовольствие в том, что откладывают копейки на сберкнижку, и ее пополнение вызывает приятное чувство не зря проходящего времени.

4. Жизнь ради приятного времяпрепровождения, развлечений (ничегонеделанья): праздники, вечеринки, выходы в театры и кино, легкий флирт, светская жизнь, всевозможные хобби и т.д. Формируется на базе инстинкта экономии сил, который требует от живого существа ничего не делать, как только представляется такая возможность. Смыслообразующая позиция – здесь возможность «хорошо провести время».

Социальные смыслы.

5. Жизнь ради любви (на базе полового инстинкта). Классический смысл жизни по З.Фрейду. Смыслообразующая позиция здесь - количество и качество сексуальной любви (в т.ч. в ее вытесненных вариантах).

Может быть две разновидности этого смысла. В первом случае смыслообразующей позицией выступает количество любви, т.е. для человека будет важным количественное умножение любящих его и любимых им людей. Это смысл жизни для многочисленных дон Жуанов и Клеопатр. Встречается чаще у мужчин, чем у женщин.

Во втором случае смыслоориентирующей позицией выступает качество любви, этот смысл часто оказывается соединенным с идеями семьи, супружеской верности, и развитии отношения в паре. Чаще всего эти разновидности сменяют друг друга на протяжении жизни: в молодости человек больше ориентирован на увеличения количества любви, с возрастом начинает ценить качество.

Характерной особенностью этого смысла является некоторая обезличенность партнера. Важен сам акт любви, а не личность партнера. Если не удается добиться любви с одним потенциальным партнером, человек, ведомый этим смыслом, постарается найти другого (он никогда не хранит верность ушедшему партнеру, какими бы сильными не были между ними чувства).

6. Жизнь ради детей (на базе родительского инстинкта). Смыслообразующая позиция – здесь продление рода (дети, внуки, правнуки). Это один из самых удачных смыслов. Более свойственен женщинам, чем мужчинам. Хотя Д.А.Леонтьев считал его наиболее часто встречающимся как у мужчин, так и у женщин.

7. Жизнь ради гнездышка (дома), формируется на базе территориального инстинкта, частный вариант его – инстинкт гнездования. Построение уютного гнездышка может заполнить смыслом жизнь, как мужчины, так и женщины. Различие выступает в отношении к дому.

Для женщины гнездышко – это ее дом и его внутреннее убранство (ремонт, обои, пололок, купить стенку в кухню). Для мужчины гнездышко – это дом и его окрестности (строительство новых пристроек и построек, гараж, машина в гараже). Многие люди, живущие этим смыслом жизни, считают, что живут ради семьи; хотя семья в этом случае – вторична, первичен дом, члены семьи рассматриваются как добытчики, «несущие в дом», строители его и укрепители.

8. Жизнь ради большой социальной группы (Родины, партии, церкви, нации и т.п.), формируется на базе стадного инстинкта, того, что сбивает животных в стада и стаи, и может заставить их ради этой стаи пожертвовать жизнью. Этот смысл жизни актуализируется в моменты опасности, угрожающей большой группе; при отсутствии такой опасности, обычно не декларируется.

9. Жизнь ради дружбы (малой группы лично знакомых тебе людей, не связанных биологическими узами) . В основе все тот же стадный инстинкт, просто стада по численности бывают разные. Смыслоорганизующая позиция – здесь дружба, количество и качество дружелюбных актов выраженных по отношению к членам твоей малой группы. Этот смысл характерен для юношеского возраста.

10. Жизнь ради карьеры (власти) , формируется на базе иерархического инстинкта, кого который определяет порядок клевания в стае уток и заставляет животных драться, чтобы стать вожаком. Смыслоорганизующая позиция здесь – движение по карьерным (или властным) ступенькам. Пока движешься вверх, твоя жизнь осмысленна.

Данный смысл можно соотнести с предлагаемым В.Н.Дружининым сценарием «жизнь ради достижения». «Выдающиеся изобретатели, талантливые рок-музыканты, режиссеры и кинозвезды… Главное – достичь поставленной цели, стать победителем. Возникает термин «психология победителя». Культ человека, выбравшего дорогу успеха, достижения цели, является итогом развития индустриального и постиндустриального общества».

11. Разновидностью предыдущего смысла может быть «жизнь ради профессионального мастерства». Этот смысл предполагает профессиональное совершенствование человека, без движения по социальной лестнице, это особенно важно в тех профессиях, где карьерный рост ограничен (рабочие специальности, многие профессии служащих и т.п.). Человек находит удовлетворение в том, что он делает свое дело лучше всех его коллег (автомеханик лучше других чинит карбюраторы, учительница русского языка добивается поголовной грамотности своих учеников и т.п.). Но «профессионализм», для того, что бы осуществлять функцию смысла жизни нуждается в признании его со стороны других людей: работников, начальства, клиентов.

12. Жизнь ради конкретного человека – на базе инстинкта следования , который заставляет антилоп бежать за вожаком, а гусят – за объектом, который они запечатлели как мать. Этот смысл нужно отличать от «жизни ради любви», поскольку в его основе не половой инстинкт, а именно инстинкт следования.

Поэтому, человек, которому посвящается жизнь – это редко половой партнер, им может быть выдающийся родственник (в т.ч. супруг или ребенок), но может быть и совершенно чужой человек, иногда идеальный герой прошлого. Очень часто это уже умерший человек, во имя памяти которого осуществляется жизнь последователя.

Это очень личностный смысл, ибо следовать можно только за этим конкретным человеком (этой личностью), а не любым другим, даже удовлетворяющим всем условиям. Одним из вариантов религиозных смыслов жизни – может выступать именно этот: жизнь во имя основателя данного религиозного учения.

Идеальные смыслы.

13. Жизнь ради познания (учебы, науки). Формируется на базе ориентировочно-исследовательского инстинкта. Разновидностью этого смысла может выступать вариант сценария «жизнь как предисловие» (В.Н.Дружинин), когда смысложизненной позицией в нем выступит – учеба: приобретение знаний. «И все же «жизнь как подготовка к жизни» придает смысл затратам времени, человек знает для чего он живет, он прикреплен к действительности, и каждую новую ситуацию рассматривает как возможность чему-нибудь научиться. Отсюда проистекает жажда новизны, но не просто частоты событий, а новизны личного опыта».

14. Жизнь ради творчества (искусства). Формируется на базе подражательного инстинкта. Творчество – во многом является подражанием внешнему миру, т.е., воплощением каких-то ситуаций, картин в объективированных автором субъективных образах. Творческие люди живут во имя создания этих образов (картин, книг, фильмов). Данный смысл может быть свойственен жизненного сценария «Жизнь ради творчества» (по В.Н.Дружинину).

15. Жизнь ради самосовершенствования (совершенствование способностей в любой области, спорт). Формируется на базе игрового инстинкта, который дает возможность детенышам в игре развивать силу, навыки, умения; они могут понадобиться ему в будущем, но пока еще совсем не нужны.

Людям исповедующим этот смысл жизни тоже может быть свойственен сценарий «Жизнь как предисловие»; только смысложизненной позицией здесь будет умножение возможностей и способностей самого человека, его организма, его душевных и духовных качеств, а не знаний, как в случае смысла, формирующегося на основе ориентировочно-исследовательского инстинкта.

Киренаки были сторонниками одной из ветвей учения Сократа. Эта группа была основана около 400 года до нашей эры в Северной Африке, ее возглавил Аристипп, один из учеников Сократа. Их учение содержало положение о том, что опыт и знание, доступные отдельному человеку, всегда субъективны. Поэтому ни один человек не сможет увидеть мир так, как его видит другой. Они также считали, что мы не знаем ничего определенного о мире, а единственное доступное знание — это чувственный опыт.

Они учили, что единственная цель жизни — испытывать удовольствие в настоящем, вместо того, чтобы делать планы на будущее. Первостепенны физические наслаждения и человек должен принимать все меры к тому, чтобы максимизировать их количество. В целом, это была очень эгоистичная точка зрения, ставившая удовольствие отдельного человека выше благополучия общины, города или страны.

Киренаики игнорировали не только чужую философию, но и традиционные социальные нормы. Так, Аристипп учил, что в инцесте нет ничего дурного — по его мнению, только общественная условность привела к табуированию родственных браков.

Моизм

Моизм разрабатывался китайскими философами примерно в то же время, когда в эллинистическом мире появились киренаики. Это учение создал Мо Ди, который одним из первых в Китае поставил вопрос о смысле жизни. Он наметил 10 принципов, которым должны следовать люди в повседневной жизни, центральным из которых стала беспристрастность.

По этому учению, смысл жизни будет достигнут тогда, когда каждый человек будет в равной степени уделять внимание всем остальным, не ставя никого из людей выше других. Это означало, разумеется, отказ от роскоши, богатства и удовольствий. Моисты видел идеал человеческих отношений в равенстве и верили, что будут вознаграждены за это таким же равенством в загробной жизни.

Циники

Циники были еще одной группой, близкой к Сократу. Они находили смысл жизни в том, чтобы жить повинуясь больше естественному порядку вещей, а не этике и традициям. Циники считали, что такие социальные условности, такие как богатство или лицемерие, мешают людям достигать добродетелей.

Они не отказывались от общественных установлений целиком, но считали, что каждый человек вырабатывает свои личные представления о добре и зле и имеет право пойти против общества, следуя своим установкам. Отсюда возник принцип «парезии» - принцип говорить правду.

Еще одним важным принципом цинизма была самодостаточность. Циники полагали, что свободу человек может сохранять только если он готов в любой момент отказаться от общения с другими людьми и благ цивилизации.

Альберт Эйнштейн

Эйнштейн был одним из самых выдающихся представителей человечества. В 1951 году молодая женщина спросила у него в письме, в чем смысл жизни. Ответ был коротким: «Чтобы создавать удовлетворение для себя и для других».

В письме своему сыну Эдуарду Эйнштейн был более конкретен. Он написал ему, что верит в «высшую стадию сознания как высший идеал», а человеческая способность создавать новые вещи из ничего — это больше, чем мы можем подумать. Именно акт творения позволяет нам испытывать счастье. Он также напоминал, что творить нужно не из желания запомниться, а из любви к вещи, которую создаешь.

Дарвинизм

У Чарльза Дарвина были сложные отношения с религией и с религиозным значением смысла жизни. Первоначально он придерживался христианских убеждений, но позже его представления заметно поколебались.

Некоторые его наследники стали практически обожествлять эволюцию — ведь именно она обеспечила появление человека. Они видят в этом высший смысл эволюции и полагают, что она неминуемо должна была привести к современным людям. Некоторые, напротив, подчеркивают, что эволюция — это сочетание цепочки случайностей и способностей к выживанию. Но и те, и другие согласны, что смысл жизни в том, чтобы передать часть своей ДНК будущим поколениям.

Нигилизм

Чаще всего слово «нигилизм» ассоциируется с предшественниками русских революционеров начала XX века, но этот термин куда более сложен. Нигилизм — от латинского hihil («ничто») - полагает, что таких вещей как «ценность» или «смысл» в природе не существует, а потому и существование человека смысла не имеет.

Ницше полагал, что распространение нигилистических убеждений со временем приведет к тому, что люди прекратят какую-либо деятельность в принципе. Этого, как мы видим, не произошло, но нигилизм как безразличие к происходящему все-таки остается популярным.

Тибетская философия

Эти учения распространены в Тибете и других частях Гималаев. Очень похожая на классический буддизм тибетская философия полагает, что смыслом жизни является прекращение земных страданий. Первым шагом к этому является понимание мира. Поняв мир, вы сможете прийти к знаниям, необходимым для прекращения страданий.

Философия предоставляет возможность выбрать «Путь малых возможностей», на котором человек занимается прежде всего своим спасением из мира, либо «Путь больших возможностей», на котором человек помогает другим. Истинный смысл жизни обретается в практике. Тибетская философия запоминается еще и тем, что она предлагает своим последователям точные инструкции по поведению.

Эпикурейцы

Эпикурейскую философию часто чрезмерно упрощают. По Эпикуру, все состоит из мельчайших частиц, в том числе и человеческий организм, который складывается из частиц души. Без частиц души тело мертво, а без тела душа неспособна воспринимать внешний мир. Таким образом, после смерти ни душа, ни тело не способны продолжить существование. После смерти нет ни наказания, ни награды — ничего. Это значит, что человеку надо сосредоточиться на земных делах.

Частицы души способны испытывать и удовольствие, и боль. Поэтому нужно избегать боли и получать удовольствие. С тем, что мы не можем контролировать (неожиданную смерть), нужно просто смириться.

Это не означает, что можно делать все, что хочется. Даже если ограбление банка принесет некоторые приятные впечатления, настоящий эпикуреец помнит, что чувства вину и тревоги могут принести затем больший дискомфорт. Эпикурейцы также привержены дружбе, самому приятному, безопасному и надежному чувству, которое может быть доступно человеку.

Ацтекская философия

Высший смысл жизни у ацтеков заключался том, чтобы жить в гармонии с природой. Такая жизнь позволяет продолжать энергию и образовывать новые поколения. Эта энергия называлась «теотль» и была не божеством, а чем-то вроде джедайской Силы. Теотль наполняет собой мир, все наши знания и простирается за пределы знаний.

В теотль есть полярные противоположности, которые борются друг с другом и тем самым сохраняют равновесие во Вселенной. Ни жизнь, ни смерть не плохи — они лишь часть цикла. Ацтеки полагали, что правильнее всего оставаться на середине, не стремясь к богатству и пользуясь тем, что уже есть, с умом. Это было залогом того, что дети получат мир в том же состоянии, что и отцы.

Стивен Фрай и гуманисты

Стивен Фрай — один из ярких представителей современного гуманизма — ставит вопрос о смысле жизни так, чтобы он касался каждого, вне зависимости от пола, убеждений, расы или возраста. В гуманизме нет конкретного смысла жизни. Каждый человек находит собственный смысл в жизни. Вместо того, чтобы искать его вовне, человек должен найти его внутри себя, думая о том, что делает его счастливым.

Потому что смысл жизни действительно будет для каждого из нас своим. Кто-то хочет создать шедевр, кто-то — благотворительный фонд. Или посадить сад, усыновить ребенка, подобрать животное с улицы... Нет единственного правильного ответа на вопрос о смысле жизни — каждый вырабатывает этот ответ самостоятельно. И, кажется, именно эта теория позволяет быть счастливыми наибольшему числе людей.

Название данного философского учения исходит к греческому слову "удовольствие". Теория представляет собой систему нравственных учений, согласно которой все моральные определения добра и зла выводятся исходя из удовольствия (добро) или страдания (зло). Гедонизм впервые был развит в учении греческого философа- сократника Аристиппа Киренского (435 - 355 г.г. до н.э.). По его мнению, добром является все, что доставляет наслаждение. И смысл жизни человека состоит в получении этого наслаждения. Но гедонизм мог приобретать и крайние формы. Среди последователей философа были и такие, которые считали, что любое наслаждение оправдано, более того, оправданы любые действия, если они ведут к наслаждению.

В учении киренской школы гедонизм складывается как одно из мировоззрений, отстаивающее верховенство потребностей индивида над социальными условностями, ограничивающими свободу, подавляющими его самобытность. Гедонизм киренаиков противоречив - он утверждает самоценность личности, но может нести зло и аморальность. Различают эгоистический гедонизм, когда личное удовольствие - конечная цель, и универсалистский, когда конечной целью является общее счастье. Аристипп не делает различия между наслаждениями по источнику. Его учение игнорирует возможные в будущем, но недостижимые в настоящее время удовольствия.

У Эпикура (342/341 - 271/270 г.г. до н.э.) гедонизм трансформируется в так называемый эвдемонизм. Он считал настоящим благом не чувственные удовольствия тела, а удовольствия души. Смысл жизни должен состоять в достижении состояния атараксии - свободы от телесных страданий и душевных тревог. Различия между эвдемонизмом Эпикура и гедонизмом несущественны. Оба учения ориентированы не на добро, а на удовольствие и наслаждение. Эвдемонизм - философско- этическое течение, согласно которому единственным благом для человека является счастье. Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э.) уверен, что "счастье мы всегда избираем ради него самого". Человек, достигший счастья не делает зла, так как вообще ничего не делает. Ему нечего желать, нечего делить с другими, он самодостаточен. Даже если он желает счастья другому, то лишь для того, чтобы несчастный вид другого человека не нарушал душевное спокойствие его самого.

Для эвдемонизма Аристотеля характерны два момента. Во- первых, блага разделяются на внешние, которые зависят не только от человека (например богатство, почет, удачливость и прочее) и внутренние (добродетели, совершенная деятельность души), которые полностью зависят от индивида. Во- вторых, добродетели должны быть деятельными, как и совершенство. Аристотель считал совершенной деятельностью философско- теоретическую, созерцательное блаженство. Эвдемонизм Эпикура противостоит стоической традиции долга. Он был характерен для античности, средневековья, в значительной мере для Нового времени.

В эпоху Возрождения гедонизм получает своих приверженцев - Дж. Боккаччо, Ф. Петрарка, К. Раймонди - преимущественно в мягкой, эпикурейской версии. В дальнейшем идеи гедонизма трансформируются такими мыслителями, как Клодом Адрианом Гельвецием (1715 - 1771 г.г.), французским философом- материалистом и Бенедиктом (Барухом) Спинозой (1632 - 1677 г.г.), нидерландским философом- рационалистом и натуралистом. Они выводят поведение человека из удовольствия. Но удовольствие ассоциируется с общественно определенными интересами индивида - ограничением эгоизма, общественным договором, правильно понимаемым общественным интересом. Так, Томас Гоббс (1588 - 1679 г.г.), английский философ, основатель теории общественного договора и государственного суверенитета, считал, что в интересах мира и самозащиты человек должен отказаться от вещи, если на то есть согласие других людей государства. В отношениях с другими людьми должен работать принцип - не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе.

Далее гедонизм находит продолжение в классическом утилитаризме, отождествляющем удовольствие с пользой. Отсюда следует вывод, что удовольствие не является главным мотивом поведения, оно просто сопутствует той деятельности, которая воспринимается, как успешная. По этому же пути развивались идеи либерализма - течения, основанного на автономии индивида, как личности и гражданина. Лишь в произведениях Донасьена Альфонса Франсуа де Сада (1740 - 1814 г.г.) - маркиза де Сада - французского аристократа, философа и писателя, принцип удовольствия утверждался в чистом виде, проповедовалась абсолютная свобода, не ограниченная ни религией, ни нравственностью, ни правом.

Идеи гедонизма в большинстве европейских учений присутствуют в измененном виде - утопии аморальной вседозволенности, рационального перфекционизма и социальной организации. Они подвергались критическим отзывам. Так Зигмунд Фрейд (1856 - 1939 г.г.), австрийский психолог и психиатр доказал, что удовольствие не может быть универсальным принципом поведения. Джордж Эдвард Мур (1873 - 1958 г.г.), английский философ, показал, что гедонизм содержит натуралистическую ошибку. В нем смешиваются понятие желания и достойного желания, средство достижения блага и то, что представляет часть этого блага, удовольствие и сознание удовольствия. Привнесение в гедонизм критериев рациональности, неявно устанавливает предел удовольствию и разрушает понятие абсолюта удовольствия. Оно становится предметом исследования частных наук - психологии и теории потребления. В XX веке этика и моральная практика отказываются от гедонизма. Ориентация на счастье и самодостаточность индивида и счастливое общество оказалась несовместимым с драматизмом существования человека в современном мире и интенсивностью общественных связей. А гедонизм, воплощенный в практике потребительского общества не имеет нравственной привлекательности. Как самостоятельное философское этическое течение этот принцип уже не воспринимается.

Информация:

Игнатенко А. А. "В поисках счастья", М., 1989

Мур Э. Дж."Принципы этики", М., 1984

Сначала были чувства. И чувства эти – удовольствие и боль .

Я так начинаю наше с вами общение, потому что это о главном. Эти чувства определяют нашу жизнь и её движение. А также наше поведение. Так как в основе его - стремление к удовольствию и избегание боли . Поэтому удовольствие и боль и то, как они определяют нашу жизнь – это про каждого из нас.

Я считаю получение удовольствия от жизни главным основным смыслом жизни. Все остальные смыслы вытекают из этого. Когда мне заявляют, что есть что-то большее или более важное, чем получение удовольствия от жизни, то я выясняю, что именно, и что человек чувствует, достигая или не достигая той иной, кажущейся ему важной цели.

Например, "счастье ребёнка".
– Что ты чувствуешь, когда твой ребёнок счастлив?
– Удовольствие.
– А если видишь его несчастным?
– Мне плохо (неудовольствие, боль).

Или "самореализация в творчестве".
– Что чувствуешь ты в этот момент?
– Огромное удовольствие!
– А если не можешь реализоваться?
– Я не удовлетворён, я мучаюсь.

"Исполнить свой долг".
– Что чувствуешь ты в момент осознания, что исполняешь свой долг?
– Честный ответ: удовольствие.
– А если не можешь исполнить, но должен?
– Мне стыдно или больно, я страдаю.

То есть и то, и другое мы делаем, чтобы от этого получить удовольствие. Это просто наш способ или путь получения этого чувства. Способы и средства могут меняться у разных людей и на разных этапах нашей жизни. А настоящая цель, то есть ради чего это делается, остаётся.

Итак, удовольствие – это смысл жизни. Но удовольствие также и указатель направления её движения и правильности пути , а также истинности наших желаний и целей. Боль при этом полезный ограничитель, предохранитель от разрушительных действий и подсказка, в какую сторону двигаться не надо.

Если я ставлю цель (ставить конкретные цели не обязательно, достаточно наметить) и, двигаясь к ней, чувствую предвкушение радости, нарастание удовольствия, а, достигнув её, испытываю радость и удовлетворённость, значит цель была правильной – она соответствует моим истинным желаниям. Если даже я поставил "правильную" цель по всем законам, как учат (конкретная, измеряемая во времени, представляемая и т.д.), но, приближаясь к ней, я не чувствую нарастания удовольствия, а, достигнув её – удовлетворения и радости, то это была ошибочная, "не моя" цель.

Если в моей жизни уровень удовольствия не падает, поддерживается и меняется, а ещё лучше нарастает – значит, я живу верно, соответственно истинным своим желаниям. В правильном направлении. А если уменьшается и падает – то я явно иду не туда. Отклоняюсь от генерального направления своей жизни. По сути сам себя и предаю. Живу не свою жизнь.

Любой из нас может спросить себя и честно ответить, как обстоят мои дела с этим. Притом, на разных этапах жизни, это ощущение могло меняться. Более того, основываясь на этом понимании и наблюдении за собой, вы можете продолжать делать то, что делаете, жить, как живёте, или же менять свои действия, цели, свою жизнь…

То, что я говорю, мне кажется, ясным и очевидным. Надеюсь, и для вас также. Но всё же есть немало людей, у которых эти простые мысли вызывают протест, несогласие, и им кажется, что всё это "не так-то просто"…

Давайте в следующем разговоре разберёмся, что мешает порой нам принять то, что суть жизни – это удовольствие от жизни . В чём сложность этого. Какие есть ловушки на этом пути. Какие ошибки. И почему, зачем и как мы всё это усложняем, искажаем, и вместо удовольствия испытываем равнодушие или страдания.