Герои недели: пскр «дон» и пскр «изумруд. «Аметист» на посту

Пока лютый либеральный вой по поводу задержания трёх судов ВМС Украины заполняет сеть и транслируется с телеканалов, смотреть на это становится всё сложнее. Тем более в том случае, если вы являетесь мало-мальски образованным человеком, для которого понятия «береговая охрана», «Черноморский флот» и т.д. - не пустой звук, а вполне конкретные вещи. Не секрет, что эта использовалась всеми в свою пользу (кроме России, правда).

Для президента незалежной – это шанс отменить выборы или хотя бы отложить их, для Запада - пролонгировать очередной пакет санкций, для доморощенной оппозиции - ещё один повод облить грязью Родину, при этом по одной и той же методичке: «Путин теряет рейтинг», и получить свои 30 сребреников от западных хозяев.


В самом начале информационное пространство Украины заполонил тренд о попытке «героического прорыва блокады Азова». Что вполне понятно. Ещё совсем недавно Роман Мокряк, командир «Бердянска», одной из артиллерийских бронированных лоханок типа «Гюрза-М», разглагольствовал о «волчьих стаях», которые якобы своим количеством смогут уничтожить неприятеля. Ну разве не герой? Украинские «флотоводцы», верно, уже ковыряли дырки под ордена. Но…

Позже выяснится, что после первых же выстрелов на поражение по «Бердянску» Мокряк немедленно остановился, сдался и даже начал просить у «клятых москалей» помощь для трёх раненых. Видимо, предполагая такую возможность изначально и ожидая, что воспетые ими «герои Украины» на практике окажутся мокрыми курицами, вскоре «неполживые» изменили тренд на плач Ярославны по крохотным корабликам, атакованным «русским флотом».

"Хлопцы гутарят, шо так и було"

И чем толще становился слой скорбных соплей, тем всё более внушительными становились неприятельские корабли русских. Когда их масштаб был сопоставим с дредноутом, автору показалось несправедливым, что о лоханках «Гюрза-М» куют уже сагу о нибелунгах, а об истинных героях нет ни слова. При этом «герои» - это не преувеличение, т.к. керченские крабики, о которых так кричали псевдоэкологи, сейчас бы лакомились украинскими моряками, если бы не профессионализм наших ребят. А ведь у них вполне могли сдать нервы, т.к., судя по подробной информации ФСБ России (выложена на сайте службы) суда ВМС Украины проверяли на прочность характер наших моряков несколько часов подряд.

Итак. Во-первых, флот России, который якобы обрушил всю свою мощь на «несчастные катера», которые шли с расчехлённым вооружением, аки агнцы божьи, вначале вообще не явился на историческое сражение. Малый противолодочный корабль «Суздалец», который по иронии судьбы сошёл со стапелей «Ленинской кузницы» (ныне заводом владеет Порошенко) в Киеве в 1983 году, т.е. со стапелей того же завода, что и катера типа «Гюрза-М», был задействован в самом конце эпичной «битвы». И только для того, чтобы наблюдать за действиями уже остановленного «Никополя».

Главными же действующими лицами сей драмы стали ПСКР «Дон» и ПСКР «Изумруд», относящиеся к береговой охране пограничной службы, т.е. к ФСБ, а не флоту. Подмогой им стали катера типа «Соболь» и «Мангуст». Но первую скрипку играли, конечно, ПСКР.


"Дон" на фоне промзоны Новороссийска

Начнём с ветерана, т.е. пограничного сторожевого корабля «Дон». «Дон» был спущен со стапелей Ярославского судостроительного завода более 20 лет назад, в августе 1996-го года, и был построен по проекту 745П. Данный проект был продолжением серии морских буксиров проекта 745 ещё 70-х годов и был модернизирован специально для нужд Пограничных войск КГБ СССР. На основе указанного проекта, правда, строили и спасательные суда, и опытовые суда. Всего по проекту 745П было выпущено около 20 кораблей. Все они сходили на воду на двух судостроительных заводах – Ярославском и Зеленодольском. Их эксплуатация показала, что проект вышел удачным. Корабли обладали хорошей мореходностью, к тому же могли работать в тяжёлой ледовой обстановке. Автору кажется это весьма ироничным, потому что именно «Дон» произвёл навал на буксир «Яны Капу». Даже сейчас в пакете продукции Зеленодольского завода значится потомок 745-й серии – морской буксир 745МБ.


Буксир проекта 745МБ

Корабль «Дон» обладает следующими заводскими ТТХ:

Полное водоизмещение 1620 тонн;

Длина 56,5 м, ширина 12,6 м, осадка 4,6 м;
- скорость полного хода 13 узлов;
- дальность хода на полном ходу 6700 миль, экономичным ходом - 8000 миль;
- автономность от 30 до 40 суток;
- силовая установка: 2х1500 л.с., электродвигатели ПГ-950, 2 дизель-генератора 25ДВ-2 по 1100 кВт, 2 дизель-генератора по 300 кВт, 2 дизель-генератора по 100 кВт;
- вооружение состоит из 30-мм шестиствольных автоматических корабельных артиллерийских установок АК-306 (их легко можно заметить прямо перед ходовой рубкой).

Также «Дон» оборудован навигационной радиолокационной станцией с одноимённым названием. Экипаж составляет 47 человек, из них 6 офицеров и 4 мичмана.

Строительство «Дона», заложенного ещё 18 декабря 1991 года, шло крайне тяжело. Политическая суматоха, которая параноидально рассуждала вопреки интересам державы, более не видела смысла в надёжном военном щите, а посему и корабли береговой охраны казались ненужными. Но вопреки бредням либералов 90-х «Дон» всё же достроили. И началась нелёгкая сторожевая служба.

Сначала «Дон» стерёг спокойствие наших берегов на Каспийском море (вплоть до октября 2013 года). После корабль перевели на Чёрное море с базированием в Новороссийск, посему в родной автору бухте силуэт «Дона» был, так сказать, своим. После возвращения Крыма «Дон» обосновался в Севастопольской бухте.

Второй герой трагикомедии (хотя Порошенко всё может превратить в трагедию) с прорывом украинцев в Азов, ПСКР «Изумруд», в отличие от своего товарища, выглядит современным мускулистым спортсменом. «Изумруд» построен по проекту 22460 тип «Охотник».

Данный проект под шифром «Рубин» (название созвучно названию головного корабля серии) разрабатывался в Северном проектно-конструкторском бюро. Корабли данного проекта обладают повышенной мореходностью и способны действовать при волнении моря до 6 баллов (высота волны доходит до 5-6 метров). И опять-таки, по иронии судьбы, ещё при проектировании бюро внесло ряд особенностей – предусмотрена возможность использования кораблей данного типа в различных регионах мира, как в экваториальных водах, так и на севере, в условиях тонкого и битого льда. Но главное, ещё в проекте заложили возможность выполнения поставленной задачи даже после столкновения с судном-нарушителем, т.е. использования навала.


"Изумруд" на стапелях

ПСКР «Изумруд», входящий в серию, получившую неофициальное название «Драгоценные камни» («Рубин», «Бриллиант», «Аметист», «Сапфир» и т.д.), был заложен 21 сентября 2012 года на судостроительном заводе «Алмаз» в Санкт-Петербурге. 14 августа 2013 года корабль с заводским номером 504 спустили на воду, а 27 июня 2014 года на корабле был поднят флаг, и «Изумруд» передан ФСБ. В июле того же года ПСКР «Изумруд» начал переход по внутренним водным путям на Чёрное море, где вошёл в состав Черноморско-Азовского пограничного управления Береговой охраны ФСБ России в Крыму с базированием на Балаклаву.


"Изумруд" в Балаклаве

Корабль «Изумруд» обладает следующими заводскими ТТХ:

Водоизмещение около 670 тонн;
- длина 62,5 м, ширина 11 м, осадка 2,6-3,3 м;
- скорость полного хода 25 узлов;
- дальность хода на экономичной скорости в 8 узлов – 3500 миль;
- автономность до 30 суток;
- силовая установка: дизельные двигатели мощностью 11520 кВт (в данном случае с проектом случилась настоящая эпопея – сначала планировалось устанавливать по 4 немецких MTU 16V4000M73L, но в 2015 году Германия контракт разорвала, и на корабли было решено поставить китайские двигатели);
- вооружение состоит из 30-мм автоматической артиллерийской установки АК-630М, двух 12,7-мм крупнокалиберных пулеметов «Корд» или же 14,5-мм МТПУ.

Также проектировщик в качестве зенитного вооружения предполагал использование восьми ПЗРК «Игла». Предусмотрено и авиационное вооружение. Для этого в корме расположена взлётно-посадочная площадка для лёгкого вертолёта Ка-226 или для БПЛА. Так или иначе, кроме «Изумруда» в данный момент построено ещё 12 кораблей данного проекта, не считая заложенных. Все они построены на двух верфях – «Алмаз» и АО «Восточная верфь».

Но, увы, в итоге в инфосетке идёт только перелив пустого популизма. Автора, конечно, не удивило злорадство доморощенных оппозиционеров ввиду поднятой информационной волны. Не удивило злорадство и по поводу якобы полученных нашими кораблями повреждений, что вполне реально, т.к. навал - чрезвычайно опасный и сложный приём. И уж совсем не удивительна критика моряков, извергающаяся из глоток диванных заплывших жирком пасквилянтов, которых от одного вида корабля начинает укачивать.

Что действительно обидно, так это то, что власть не объявила о соответствующей заслугам награде капитанам и экипажам кораблей, участвовавших в операции по предотвращению незаконного пересечения границы. Автор надеется, что это следствие специфики службы Береговой охраны, относящейся к ФСБ. Ведь будет обидно, если настоящий, полезный для державы труд людей не будет отмечен, а очередной пакет наград уйдёт какому-нибудь богемному паяцу, выходящему из запоя исключительно для того, чтобы не дышать на президента перегаром.

Алый венок искусственных цветов качается на плотике на острой свинцово-синей зыби. В осеннюю пору года в этих суровых краях уже не найти цветов настоящих... 76°09"02 " северной широты, 87°47" восточной долготы - «координаты славы». Проходя эту точку в пространстве, каждый корабль под российским флагом обязан застопорить ход, выстроить экипаж на шканцах, возложить на воду венок и до середины стеньги приспустить флаг - в память моряков, восьмое десятилетие покоящихся под этими волнами...

Осенью сорок четвертого здесь в бою с врагом геройски погиб скромный пограничный сторожевик с бортовым номером 29 - «Бриллиант».

Фото. «Венок славы» на водах Арктики.

Строки пожелтевшего от времени технического формуляра строги и кратки: «Пограничный сторожевой корабль СКР-29 «Бриллиант», построенный по проекту базового тральщика - второй корабль в серии из четырех единиц, построенных на судостроительном заводе № 190 в Ленинграде для морских частей пограничной охраны войск НКВД. Заложен 19 октября 1934 года, спущен на воду 15 ноября 1935 года, принят в состав действующего подразделения 18 декабря 1936 года. С 6 июня 1937 года в качестве ПСКР вошел в состав 1-го сторожевого отряда Пограничной стражи морского погранотряда НКВД в Мурманске. Командир корабля - капитан-лейтенант Б.Чернышев"...

Из воспоминаний капитана I ранга в отставке Б. И. Чернышева:
- Я принял «Бриллиант» в январе 1938 года. Строили его наши замечательные комсомольцы, он так и числился - молодежный... Это был хорошо вооруженный, быстроходный по тому времени корабль типа БТЩ. Возвышенный полубак, обеспечивающий неплохую для скромных размеров корабля мореходность, плоский, низко стелющийся над водой ют. На полубаке орудие с длинным стволом - универсальная скорострельная “сотка”, кроме того, три 37-мм автомата и шесть пулеметов... Мало, кажется? Но для пограничной службы вполне довольно, нам ведь, если что, не с линкорами сражаться. Штурманское оборудование - современное для тех лет: гирокомпас, новейший радиопеленгатор, электролаг. Электрическое рулевое управление... Замечательный корабль!

Фото. СКР-29 «Бриллиант» у причала в Иоканьге.

Первой войной для «Бриллианта», укомплектованного комсомольским экипажем, стала финская. Задачи сторожевика - проводка по морским коммуникациям транспортных конвоев, противолодочная и противовоздушная оборона флотских соединений, патрулирование территориальных вод... Благодаря мелкой осадке тральщика, «Бриллиант» даже принял участие в десантной операции в Лиинахамари. Подошел практически вплотную к берегу, занял позицию меж двух коварных скальных отмелей - там, где более крупным кораблям было не повернуться - и артиллерийским огнем расчистил от врага плацдарм для высадки морских пехотинцев...

Фото. На полном ходу - к занятому неприятелем берегу...

В сражение с немецко-фашистскими ВВС «Бриллиант» вступил едва ли не первым изо всего флота. 30 мая 1941 года сторожевик нес обычную службу по охране границы в районе губы Орлоака. Море было пустынно, над горизонтом стелились низкие кучевые облака, собиралась гроза... В 20 часов 25 минут наблюдатель на мостике «Бриллианта» заметил впереди по курсу выпавшую из густой грозовой тучи крылатую тень... Самолет! На сигналы о том, что его курс нарушает государственную границу, летчик не отреагировал, и ничтоже сумняшеся, вторгся в воздушное пространство СССР. Боевые инструкции велят в таких случаях сделать предупредительный выстрел - и «Бриллиант» расчехлил зенитные автоматы...

А самолет, аккуратно развернувшись... пошел в пике. И брызнула по надстройкам звонкая дробь пулеметной очереди! Тут уж не до предупреждений! Передав на базу сообщение о провокационной атаке, «Бриллиант» открыл заградительный зенитный огонь. Сбить немца не сбил, но отвернуть с боевого курса заставил.

В тот день во время боевого патрулирования еще дважды сторожевик подвергался попыткам демонстративной атаки с воздуха. К счастью, жертв в экипаже не было. Читатель, наверное, мог бы задать вопрос, почему зловредный воздушный стрелок не был попросту уничтожен... Но ведь война еще не была объявлена, между СССР и Германией действовал Пакт о ненападении, и морских пограничников сдерживал строгий приказ не поддаваться на провокации. Сбить чужой самолет, пусть даже над своими территориальными водами - это заведомо подвергнуться риску выступить в роли зачинателя боевых действий, не входивших до поры в планы Верховного командования.

Фото. Сторожевик «Гроза», также выполнявший в мае 1941 года патрулирование государственной границы.

Утро 22 июня 1941 года "Бриллиант» встретил в родном порту. В 3 часа 50 минут прогремела боевая тревога: прикрываясь туманной дымкой, на город шла волна немецких бомбардировщиков...

Один из них так и не смог прорваться ни к стоящим на рейде кораблям, ни к жилым кварталам раскинувшегося на базальтовых скалах городка - рухнул, завывая покалеченным мотором, в море под огнем 37-миллиметрового зенитного автомата «Бриллианта». За первую победу над врагом, одержанную через 10 минут после внезапного вторжения, зенитчики сторожевика были представлены к медалям.

Из воспоминаний бывшего командира сторожевого отряда, контр-адмирала в отставке А.И. Дианова:
- В начале войны сторожевых кораблей на Северном флоте было немного, и это возлагало большую ответственность на пограничные суда, так как они с успехом могли выполнять функции противолодочных кораблей. Поэтому и легла на них основная тяжесть службы в боевом дозоре, в поиске подводных лодок, охране и сопровождении союзных конвоев. Достаточно напомнить, что только в 1941 году нами было уничтожено семь подлодок и десять самолетов врага. И здесь я особо хотел бы отметить экипаж "Бриллианта". 12 июля 1941 года, когда «Бриллиант» шел в охранении транспортного конвоя, в 19 часов 48 минут наблюдатели обнаружили бурун вокруг перископа подводной лодки. Сторожевик полным ходом устремился к нему. Лодка, почуяв угрозу, тут же погрузилась. «Бриллиант» начал ее глушить глубинными бомбами - по площадям. Едва была сброшена первая серия бомб, на поверхности воды появились масляные пятна, поплыли какие-то обломки, мусор... Неужели попал с первого раза? Но германские подводники иногда хитрили - сбрасывали через торпедный аппарат содержимое мусорного бака, приправленное некоторой дозой отработанной смазки. Увидит противник мерзкое пятно на воде, решит, что лодка погибла, и оставит ее в покое, а она, зараза, меж тем лежит себе на дне живехонька, готовится к новому прорыву на конвой. Но «Бриллиант» пошел на второй заход! После сброса второй серии бомб произошел сильный подводный взрыв, на поверхность выбросило несколько тел погибших немецких моряков. Теперь уж с лодкой точно было покончено. Военный совет Северного флота объявил благодарность экипажу СКР-29.

Фото. Сторожевик обстреливает место погружения подлодки из бомбомета типа «Хеджехог».

Вторую субмарину «Бриллиант» потопил 14 июля 1941 года, когда вместе с напарником, таким же пограничником «Жемчуг» эскортировал караван транспортов в районе губы Савихи. Немецкая субмарина выследила конвой и попыталась атаковать из полунадводного положения, но сторожевики артогнем вынудили ее нырнуть. Не хочешь 100-миллиметровый снаряд в рубку - нырнешь! А дальше - работа для акустиков... Примерно определив положение затаившейся лодки, корабли прошли прямо над ней и отбомбились. Глубина была невелика, а взрыв был такой силы, что разорванную буквально пополам лодку по частям выкинуло на поверхность.

Фото. Германская подводная лодка седьмой серии - гроза транспортных конвоев.

Захват Мурманска мог обеспечить немецким войскам стратегическое господство в регионе и гарантированно лишал Советский Союз контактов с британскими союзниками. Поэтому 17 июля 1941 года фашистские горно-егерские дивизии начали отчаянное наступление вдоль дороги Печенга - Мурманск. Через сутки для поддержки наших войск, оборонявших острова Средний и Рыбачий, пришли пограничные корабли «Бриллиант», «Смерч» и «Айсберг». Шесть часов вели они огонь по врагу, подавили несколько артиллерийских и минометных батарей, накрыли большое скопление пехоты. Атаки фашистов, стремившихся прорваться через хребет Муста-Тунтури, были отбиты. Поддержанные огнем корабельной артиллерии, части Красной Армии остановили дальнейшее продвижение врага и сорвали планы штурма города.

Фото. Однотипный с «Бриллиантом» СКР-23 «Рубин».

Но флотский отряд, уже возвращавшийся в бухту Иоканьга, неожиданно подвергся массированной атаке с воздуха. Около сорока немецких бомбардировщиков обрушились на флотилию. «Смерч» и «Айсберг» успели отступить в полосу тумана. А «Бриллиант" чуть замешкался - и вся мощь немецкой атаки досталась ему...

Из вахтенного журнала СКР-29 «Бриллиант»:
Атакован бомбардировщиками противника. Пикируют по три одновременно, фронтом. Сбросили несколько бомб. Одна бомба разорвалась по носу, в 50 метрах, вторая-в 40 метрах, третья сзади по корме в 70 метрах. От сильных близких взрывов палубу накрыло водой, осколками и грязью со дна... От гидродинамического удара при близком разрыве в магистралях питьевой воды открылась течь. Самолеты атакуют волна за волной. Веду ураганный огонь из орудий и ДШК. На исходе боеприпасы...

Фото. Лейтенант Махоньков - будущий командир «Бриллианта» с группой офицеров - морских пограничников .

Боеприпасов ему хватило на два часа непрерывной зенитной стрельбы. За это время были отражены 8 восемь массированных атак с воздуха, сбит один «Юнкерс». Верткий и маневренный сторожевик отделался от небывалого налета даже без потерь в команде, а через 4 дня ремонта был готов к новым боям.

Стоя на якоре Иоканьгского рейда, он каким-то образом проморгал звено «Юнкерсов», которое зашло со стороны низкого северного солнца и внезапно обрушилось на сторожевик с бомбами... Две бомбы взорвались прямо у борта, вскрыли обшивку, изрешетили небронированный бак вихрем горячих осколков... На палубе вспыхнул пожар, который экипаж тушил до последнего. До приказа покинуть тонущий корабль, отданного командиром - лейтенантом А. Косменюком. Политрук «Бриллианта» Павел Пономаренко, руководивший борьбой за живучесть, выполнить этот приказ не успел...

Из приказа по флоту:
«23 сентября 1943 года навечно зачислен в списки личного состава Йоканьгской ВМБ помощник командира по политической части сторожевого корабля СКР-29 «Бриллиант» старший политрук Пономаренко Павел Васильевич, который героически погиб вместе с кораблем во время налета вражеской авиации на Иоканьгскую ВМБ 12 мая 1942 года».

За отвагу и мужество в этом бою правительственных наград были удостоены члены экипажа «Бриллианта» старший лейтенант Добрик, лейтенант Гаврилов, старшина 1-й статьи Волков, краснофлотцы Гальцов, Кочнев и многие другие...

Фото. Спасательный круг СКР-29 «Бриллиант» ныне экспонируется в музее освоения Арктики и Северного морского пути в Санкт-Петербурге.

Казалось бы, тут и конец биографии отважного «Бриллианта». Но небольшие глубины в месте затопления и острая нехватка на театре боевых действий малых кораблей охранения заставили командование Северного флота задуматься о попытке поднять корабль. Водолазная экспедиция флота четыре месяца герметизировала корпус «Бриллианта» на дне. Кроме двух крупных бомбовых повреждений в обшивке СКР-29 водолазы насчитали … более 800 осколочных пробоин.

И все же он был поднят, отбуксирован с водоотливниками в Архангельск на верфь и восстановлен для новых сражений с неприятелем. Осенью 1944 года возрожденный к жизни сторожевик пришел в море Лаптевых - для участия в охране транспортных конвоев на этом участке Северного морского пути.

Долог путь по северным водам из пролива Вилькицкого к ледяному Диксону. 22 сентября 1944 года из моря Лаптевых этим маршрутом вышел транспортный конвой с грузом боезапаса и продовольствия для фронта. В охранении конвоя было семь сторожевиков. Впереди каравана прочесывали волны от мин четыре тральщика. «Бриллиантом» командовал старший лейтенант М. Махоньков, принявший корабль недавно - еще в ремонте.

Было 23 сентября, глухая северная полночь. В 1 час 13 минут пополуночи наблюдательные вахты «Бриллианта» заметили в черной воде тонкий стальной стержень перископа, обрамленный вытянутым кольцом белой пены. И над зубьями холодной зыби тускло сверкнул в свете мощного прожектора отблеск линзы... Лодка! «Бриллиант» поднял тревогу.

При первых звуках ревуна, разорвавших чуткую тишину, лодка нырнула. Корабли охранения плотным кольцом окружили транспорты, расчехляя артиллерийские стволы, готовя к сбросу комплекты глубинных бомб. По волнам замелькали лучи прожекторов...

Внезапно слева по курсу «Бриллианта» под слоем свинцово черной воды возникла серебряная дорожка - след торпеды. Смертоносная немецкая «сигара» шла прямо на транспорт «Революционер" - один из самых крупных кораблей в конвое, на борту которого находился и штаб каравана. Еще мгновение - и стальная «рыбина» вломится в высокий черный борт, оглушительный взрыв сокрушит переборки, впуская холодное море внутрь умирающего корабля, и гигантский - по сравнению с крохотным сторожевиком - пароход завалится в крене...

Фото. Транспортные корабли в ожидании разгрузки.

Полный вперед! - коротко бросил старший лейтенант Махоньков в амбушюр переговорной трубы и передернул ручку машинного телеграфа...

Торпедный взрыв, казалось, расколол низкое ночное небо надвое. Выше мачт полыхнуло оранжевое зарево. Огромный столб воды встал у борта «Революционера» и опал, обдавая палубу ледяными брызгами...

Когда тишина вновь воцарилась над морем, «Бриллианта» уже не было на поверхности.

Фото. Документ о гибели старшего лейтенанта Махонькова.

Из воспоминаний капитана 1 ранга в отставке Б. Валинского, командира СКР-23 «Рубин», участника конвойнй операции:
- Когда мы подошли к месту гибели СКР-29, то увидели на воде большое соляровое пятно, две шлюпки, сорванные с ростров и залитые водой, несколько пробковых матрацев и деревянные обломки. Людей не было... По всей видимости, торпеда поразила сторожевик в зону расположения дизелей, и гибель его была мгновенной, спастись никто из команды не успел. На итоговом разборе похода по поводу гибели «Бриллианта» все офицеры высказали единое мнение: Махоньков, заметив след торпеды, направленной в транспорт, преградил ей путь бортом своего корабля. Обладая хорошей маневренностью и большим запасом скорости по сравнению с той, которой шла собственно транспортная колонна, «Бриллиант" мог легко уклониться от торпеды, но тогда она поразила бы транспорт с грузом для фронта... И коммунист Махоньков принял единственное решение...

Позже выяснилось - один моряк с «Бриллианта» все же уцелел в этом бою. Сигнальщик Алексей Стаханов, тёзка знаменитого шахтера родом из Курска, был ранен во время взрыва и выброшен за борт взрывной волной. В темноте его не нашли другие сторожевики, и держась за обломок палубной доски, краснофлотец Стаханов проплыл более 100 километров - до пустынного берега острова Таймыр. Здесь силы оставили матроса, и до метеостанции острова он уже не смог дойти - умер от потери крови и усталости на узкой тропе, затерянной меж холодных скал. Его останки нашла экспедиция гидрографов лишь в 1961 году.

Фото. Списки потерь личного состава экипажа СКР-29 «Бриллиант».

В 1985 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Рудольфом Фрунтовым по сценарию Алексея Германа был снят фильм «Жил отважный капитан», один из главных «героев» которого - пограничный сторожевик СКР-29 «Память Руслана», в роли которого снялся тральщик БТ-820. Материалом для «биографии» киноперсонажа послужила судьба «Бриллианта».

Фото. Тральщик - участник киносьемки.

Ныне имя «Бриллиант» носит новейший корабль береговой охраны - уже четвертый в этом славном роду...

Фото. Наследник славного имени.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПСКР-29 «БРИЛЛИАНТ»
- Длина наибольшая, м. . . 67,5
- Ширина, м........ 7,3
- Осадка, м........ 2,2
- Водоизмещение, т. . . 600/1000
- Скорость, узл...... 16,8
- Мощность дизелей, л. с. . 2Х1100
- Экипаж, чел. ....... 68
- Вооружение:
-- артиллерия - 1 102-мм орудие, 3 37-мм зенитных морских пушки, 2 12,7-мм пулемета на турелях;
-- минное: рельсы и кормовой скат;
-- бомбовое: 2 -лотковых бомбосбрасывателя, 2 бомбомета;
-- химическое: 6 морских больших дымовых шашек (МБДШ) в корзинах.

Фото. Стендовая модель СКР-29 «Бриллиант».

26 июня 2009 года российские пограничники праздновали знаменательное событие - спуск на воду нового пограничного патрульного корабля проекта 22460 (шифр «Охотник»), получившего название «Рубин». Часто данное судно называют просто «Проект 22460». Спуск произошел на мощностях судостроительной фирмы «Алмаз» в городе Санкт-Петербурге. Данное судно было заказано Пограничной службой ФСБ РФ. 13 ноября 2009 года оно прошло государственные испытания и было принято в ряды Черноморско-Азовского ПУ. Сегодня мы познакомимся с этим кораблем подробнее и узнаем, чем он отличается от предшественников.

Предназначение

В задачи корабля «Проект 22460» входит:

  1. Охрана границы и территориальных вод.
  2. Охрана континентального шельфа.
  3. Аварийно-спасательные работы.
  4. Экологический контроль.
  5. Ликвидация последствий природных катастроф.

Кроме того, судно такого класса может вести борьбу с морским пиратством и терроризмом. Официально его относят к пограничным сторожевым кораблям второго ранга.

Строительство

Благодаря высокому качеству подготовки и технической документации, разработкой которой занималось «Северное ПКБ», были обеспечены высокие темпы строительства судна. На его возведение ушло немногим более двух лет. Данное конструкторское бюро активно использует в своих разработках систему FORAN, которая позволяет осуществлять трехмерное проектирование. Система активно применяется для надводных боевых суден с 1998 года. Ранее в России аналогов корабля «Проект 22460» не было.

Особенности

Основная отличительная черта судна «Рубин» - наличие взлетно-посадочной площадки для нетяжелого вертолета. Для него же на судне может быть оборудован ангар. Удивительно, что все это помещается на корабле водоизмещением до 700 тонн. К примеру, аналогичное по водоизмещению шведское судно Visby, долгое время считавшееся самым малым боевым судном, может похвастаться только наличием на борту вертолета, без ангара.

Важнейшей особенностью корабля является то, что в его находится наклонный слип, на который можно установить быстроходный надутый катер. Такие катера применяются, например, для доставки досмотрщиков на судно, нарушившее те или иные правила. 2 катера и вертолет на борту в значительной мере расширяют возможности судна.

Сторожевой корабль проекта 22460 отличается также высоким уровнем модернизационного ресурса. Благодаря применению технологий трехмерного моделирования на всех стадиях проектирования, разработчикам удалось максимально рационально разместить механизмы и системы в корпусе. Это обеспечивает высокую ремонтопригодность и возможность быстрой модернизации. Судно «Проект 22460» выглядит очень современно. В его внешнем виде воплощены технологии stealth. Заметность во всех диапазонах излучения минимальна, как и уровень физических полей.

Конструкторы учли, что судно будет эксплуатироваться в разных климатических условиях. Максимум, на что оно способно, - работа в битом льду толщиной не более 200 мм.

Вооружение

Корабль вооружен одной шестиствольной артиллерийской установкой АК-630 калибром 30 мм и двумя пулеметами «Корд» калибром 12,7 мм. При необходимости (к примеру, в случае военной мобилизации) на нем предусмотрен монтаж пусковых установок ПКР «Уран», дальность стрельбы которых достигает 130 км.

Мореходные качества

Уже на первых испытаниях стало ясно, что судно имеет весьма неплохие мореходные качества. Германский мотор фирмы MTU, которым оснащается пограничный корабль проекта 22460, считается лучшим в своем классе. Вместе с удачной конструкцией обводов корпуса он позволяет судну на протяжении продолжительного периода времени поддерживать приличную скорость. При волнении в 4-5 баллов она составляет порядка 25 узлов. При отсутствии волн корабль может достичь скорости в 30 узлов. При этом выбег судна с полного хода до «стопа» составляет порядка двух с половиной сотен метров. А чтобы корабль перешел с полного переднего на полный задний ход, нужно всего 90 секунд.

Управление

Управляемость судна находится на весьма высоком уровне. Диаметр циркуляции на полном ходу составляет 4,5 длины корабля. На разворот в 360 градусов ему достаточно минуты. При развороте используется подруливающее устройство. При скорости до 5 узлов (на малых ходах) судно управляется с помощью специального джойстика. Важным параметром является возможность удерживания корабля в одной точке. Это очень удобно при спасательных и досмотровых операциях.

Еще одним весомым достоинством кораблей «Рубин» стал их класс автоматизации. Благодаря современной мостиковой системе ТРИМС разработчикам удалось довести уровень автоматизации до класса А1. Это позволило сократить численность экипажа, несущего вахту в сторожевой рубке, до трех человек. При этом они смогут управлять всеми системами и механизмами судна. Конечно же, каждый из членов экипажа должен быть профессионалом.

Бытовые условия

На сторожевом корабле проекта 22460 очень комфортные условия жизни. Здесь даже есть сауна и бассейн. Экипаж размещается в удобных блок-каютах с эргономичной мебелью. В каждой из кают есть индивидуальный санузел с душевой кабиной и система кондиционирования. Для обеспечения судна пресной водой работает опреснительная установка. Горячая вода подается круглосуточно.

Система видеонаблюдения позволяет регистрировать все действия внутри корабля и осуществлять к примеру за подлетом и посадкой вертолетов.

Старшие братья

Суда, созданные «Северным ПКБ», уже давно зарекомендовали себя с положительной стороны среди российских пограничников. Еще в 1983 году в состав ПВ КГБ СССР вошел первый ПСКР проекта 11351 (шифр «Нерей»). Эта серия суден предназначалась для охраны экономической зоны протяжностью в 200 миль, на базе головного корабля проекта 1135. Благодаря отказу от противолодочного РК конструкторы смогли разместить на палубе ангар, в котором постоянно базировался поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС. Вообще, суда проекта 11351 вышли весьма удачными: высокая мореходность, сильное вооружение, работоспособность едва ли не в любых условиях. Корабли проекта 22460 «Охотник» будут охранять прежде всего территориальные воды РФ.

Происхождение названия

Традиция давать пограничным драгоценных камней зародилась еще в начале двадцатого века и была продолжена после Второй мировой войны. В середине 70-х специально для пограничных войск была построена серия суден проекта 1124П. В нее вошли такие корабли, как «Изумруд», «Жемчуг», «Аметист» и другие. Когда встал вопрос о названии нового корабля возрождающегося пограничного флота, было принято решение продолжить старую традицию.

Служба и перспективы

Пограничный сторожевой корабль проекта 22460 (шифр «Охотник») с 2010 года несет службу на просторах Черного моря. В 2014 году он принимал участие в вод во время Олимпийских игр в Сочи. По последним данным пограничной службы ФСБ России, проект 22460 будет реализован минимум 25 сторожевыми судами. Вслед за головным «Рубином» были построены еще несколько судов проекта. Первым из них стал «Бриллиант». Он был спущен на воду 25 ноября 2011 года. После ряда испытаний и достройки корабль отправился нести службу в составе Каспийского пограничного управления.

В мае 2012 года было заложено два судна по данному проекту - «Сапфир» и «Коралл». На этот раз строительство было организовано на предприятии «Восточная верфь». Тем временем завод «Алмаз» к июлю 2014 года построил еще два корабля - «Жемчуг» и «Изумруд». На данный момент идет строительство еще нескольких суден в рамках государственного заказа «Проект 22460 "Охотник"». Разработчики и строители судна «Рубин» и последующих кораблей проекта уверены, что судна будут с честью носить свои имена.

Заключение

Сегодня мы с вами узнали, что собой представляет сторожевой корабль проекта 22460. Резюмируя выше сказанное, стоит отметить, что «Рубин» и последующие корабли проекта представляют собой пограничные патрульные суда второго ранга, которые можно отнести к малым корветам. Они предназначены для охраны государственных границ, проведения спасательных и аварийных работ, экологического контроля и ликвидации последствий природных катастроф.

Корабль проекта 22460 отличается от своих предшественников не только обновленным вооружением, но и повышенной функциональностью. Он свободно маневрирует при волнении в 6 баллов и может достигать скорости в 30 узлов. Благодаря слипу в кормовой части с корабля можно спускать быстроходный катер. Ну а благодаря ангару, расположенному прямо на палубе, можно хранить и обслуживать небольшой, но очень полезный вертолет. При всем этом, на относительно небольшом судне очень комфортные условия для жизни и работы моряков. Вот такие они, сторожевые корабли нового поколения.

26 июня 2009 года у морских пограничников произошло знаменательное событие – в Санкт-Петербурге на судостроительной фирме «Алмаз» был спущен на воду пограничный сторожевой корабль нового поколения «Рубин» (проект 22460), построенный специально по заказу Пограничной службы ФСБ России. 13 ноября того же года были успешно завершены его госиспытания и после подписания приемного акта корабль 12 мая 2010 г. был принят в состав Черноморско-Азовского погрануправления ПС ФСБ РФ.

ПСКР «Рубин» предназначен для охраны государственной границы, территориальных вод, континентального шельфа, проведения аварийно-спасательных работ, а также экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Корабль такого класса способен вести борьбу с терроризмом и морским пиратством. Официально он относится к пограничным (патрульным) сторожевым кораблям территориального моря второго ранга.

Высокие темпы строительства корабля (с сентября 2007 по ноябрь 2009 г.) были обеспечены во многом благодаря высокому качеству технической документации, разработанной проектной организацией «Северное ПКБ», где широко применяется система трехмерного проектирования FORAN (активно используется в проектах боевых надводных кораблей с 1998 года). Аналогов этому кораблю нового поколения до этого времени в России не было. Одна из основных особенностей ПСКР «Рубин» – наличие на борту взлетно-посадочной площадки для легкого вертолета, для базирования которого может быть оборудован ангар. И все это удалось разместить на корабле водоизмещением менее 700 тонн. На шведском корвете «Visby» аналогичного водоизмещения, который до недавнего времени считался самым малым боевым кораблем с вертолетом на борту, ангара нет – только вертолетная площадка.

Еще одна важная особенность – наличие в кормовой части наклонного слипа, на котором может быть установлен быстроходный жестко надутый катер, предназначенный, например, для быстрой доставки досмотровой партии на судно-нарушитель. И поисковый вертолет, и 2 катера на борту значительно расширяют возможности этого относительно небольшого корабля.

Корабли этого проекта имеют высокий уровень модернизационного ресурса, а применение технологий электронного 3D моделирования, начиная с самых ранних стадий проектирования, обеспечило рациональное размещение механизмов и систем в корпусе и высокую ремонтопригодность. Если говорить о внешнем облике корабля, то бросается в глаза его современная архитектура, соответствующая технологии «stealth» с максимальным снижением заметности во всех диапазонах излучения и снижением уровней физических полей.

Учитывая непростые климатические условия России в различных регионах, от Камчатки до Каспия и Балтики, корабль спроектирован так, что может эксплуатироваться даже в битом льду толщиной до 20 сантиметров.

Вооружение состоит из одной шестиствольной 30-мм автоматической артиллерийской установки АК-630 и двух 12,7-мм пулеметов . В случае необходимости (например мобилизация в военное время) на корабле предусмотрено размещение пусковых установок ПКР «Уран» с дальностью стрельбы до 130 км.

Ходовые испытания показали хорошие мореходные качества корабля. На нем установлены одни из лучших в своем классе главные двигатели фирмы MTU (Германия). Это наряду с оптимальными обводами корпуса позволяет ПСКР «Рубин» длительное время поддерживать достаточно высокую скорость хода – около 25 узлов при волнении до 4-5 баллов. На спокойной воде корабль развивает скорость до 30 узлов. Выбег корабля с полного хода до «стопа» составил около 250 метров, а время перехода с полного переднего хода на «полный задний» – всего 90 секунд.

Управляемость также полностью соответствует требованиям заказчика. Диаметр циркуляции составил 4,5 длины корпуса на полном ходу, а время полного разворота (на 360 градусов) с использованием подруливающего устройства – не более минуты. На малых ходах (до 5 узлов) корабль управляется с помощью «джойстика» и позволяет удерживаться в заданной точке, что очень важно при досмотровых и спасательных операциях.

Весьма важное достоинство – высокий класс автоматизации. Современная мостиковая система ТРИМС позволила довести уровень автоматизации до класса А1, что дало возможность сократить число членов экипажа, несущих постоянную вахту в ходовой рубке, до трех. При этом осуществляется управление всеми системами и механизмами корабля, что требует высокого уровня профессионализма каждого члена экипажа.

На ПСКР «Рубин» комфортные бытовые условия – есть даже сауна с бассейном. Весь экипаж размещается в комфортабельных блок-каютах. Все каюты с современной эргономичной мебелью, индивидуальными санузлами с душевыми кабинами, круглосуточным обеспечением горячей водой и системой кондиционирования воздуха. Есть система видеонаблюдения, которая позволяет фиксировать любые перемещения как внутри корабля, так и вести наружное наблюдение, в том числе за подлетом и посадкой вертолета.

Корабли, разработанные в «Северном ПКБ» давно знакомы нашим морским пограничникам. Еще в 1983–1990 годах в состав морских частей пограничных войск КГБ СССР вошли ПСКР проекта 11351 (шифр «Нерей»), созданные для охраны 200-мильной экономической зоны на базе сторожевого корабля проекта 1135. За счет отказа от противолодочного ракетного комплекса удалось разместить ангар с постоянным базированием поисково-спасательного вертолета Ка-27ПС. Корабли получились очень удачными: с высокой мореходностью, с сильным вооружением, способные нести службу практически в любых погодных условиях. ПСКР нового поколения проекта 22460 прежде всего будут охранять территориальные воды России.

Традиция называть пограничные корабли «именами» драгоценных камней, возникшая у нас в начале XX века, была продолжена и после Великой Отечественной войны. Так, в середине 1970-х годов специально для Морчастей Погранвойск КГБ СССР строилась серия кораблей проекта 1124П – «Изумруд», «Бриллиант», «Жемчуг», «Рубин», «Аметист», «Сапфир». Когда встал вопрос о том, как назвать новый корабль возрождающегося пограничного флота, было решено продолжить славную традицию.

С 2010 года ПСКР «Рубин» несет службу на Черном море, принимал участие в обеспечении безопасности Олимпиады 2014 года в Сочи. По имеющимся данным ПС ФСБ РФ планирует построить до 30 кораблей этого проекта. За головным «Рубином» в строй уже вошли ПСКР «Бриллиант» (летом 2012 г.) и «Жемчуг» (осенью 2012 г.), за ними последовали «Изумруд» и «Аметист», осенью 2014 г. спущен на воду «Сапфир», строятся еще четыре корабля, а на три новых ПСКР размещены заказы.

И разработчики, и строители корабля уверены, что «Рубин» и последующие корабли проекта 22460 будут с честью носить свои славные имена.

Цикл постройки кораблей пр.22460

Название

Место постройки

Заводской номер

Заложен

Спуск на воду

Введен в строй

Место службы

Состояние

«Рубин»

ССЗ «Алмаз»

Черное море

В строю

«Бриллиант»

ССЗ «Алмаз»

Черное море

В строю

«Жемчуг»

ССЗ «Алмаз»

Черное море

В строю

«Изумруд»

ССЗ «Алмаз»

Черное море

В строю

«Сапфир»

Восточная верфь

11.2015 (план)

Приморье

Спущен на воду

«Аметист»

ССЗ «Алмаз»

Черное море

В строю

ССЗ «Алмаз»

Ведется постройка

ССЗ «Алмаз»

Ведется постройка

ССЗ «Алмаз»

Ведется постройка

ССЗ «Алмаз»

12.2017 (план)

Размещен заказ

ССЗ «Алмаз»

12.2018 (план)

Размещен заказ

ССЗ «Алмаз»

12.2018 (план)

Размещен заказ

«Коралл»

Восточная верфь

Приморье

Ведется постройка, официальной закладки не было

Основные характеристики

Стандартное водоизмещение, т

Основные размерения, м:

Длина наибольшая, м

Ширина наибольшая, м

Двухвальная, дизельная

Скорость хода, уз:

Максимальная

Крейсерская

Экономическая

Дальность плавания, миль/при скорости, уз

Автономность плавания, сут.

Экипаж, чел.

Вооружение

Артиллерия

1×6 30-мм АУ АК-630,

2×1 12,7-мм пулемет «Корд»

Ракетное вооружение

Предусмотрены места для установки ПКР «Уран»

1 легкий вертолет (Ка-226 или «Ансат») или БПЛА, складной палубный ангар-убежище



BORDER PATROL SHIP PROJECT 22460 «RUBIN»


ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22460 «РУБИН»

Нарушителям государственной границы, браконьерам, наркоторговцам противопоставит скорость, эффективное вооружение, профессионализм экипажа пограничный сторожевой корабль (ПСКР) проекта 22460 нового поколения, созданный петербургскими корабелами.

26 июня 2009 года в 1500 на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» состоялись торжественные мероприятия, посвященные церемонии спуска на воду пограничного сторожевого корабля (ПСКр) «Рубин» (бортовой номер 501) нового поколения проекта 22460 для ПС ФСБ РФ и закладке двух пограничных сторожевых кораблей проекта 10412 «Светляк» для Вьетнама.
В 2006 году Северное ПКБ с проектом 22460 (главный конструктор Алексей Наумов) выиграло тендер у своих конкурентов, включая ЦМКБ «Алмаз», Федеральной пограничной службы РФ на пограничный сторожевой корабль нового поколения. Одним из условий конкурса была небольшая стоимость постройки корабля, кроме того победу обеспечил административный ресурс Северного ПКБ. Основным конкурентом этого проекта был ПСКР проекта 22100 с двумя газовыми турбинами, спроектированный в ЦМКБ «Алмаз». Предполагалось строительство этих патрульных кораблей для ФПС вести крупной серией и на нескольких судостроительных заводах.


Конкурент ПСКР проекта 22100 ЦМКБ «Алмаз»

На тендере для ФПС было и другое предложение ПСКР от Северного ПКБ с вертолетом Ка-226 и 57-мм артиллерийской установкой (АУ) А-220М, это развитие патрульного корабля проекта 22300. Так же подготовлен этим же бюро патрульно-сторожевой корабль ПК-500 базе варианта ракетного корабля ПС-500, с таким же составом вооружения. Модель одного из вариантов этого корабля несколько раз демонстрировалась на выставке Интерполитех в Москве и Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. На основном варианте ПС-500 предусмотрена установка 100-мм корабельной артустановки А-190Э, восьми ТПК с ракетами Х-35 (комплекс «Уран») и 30-мм автомата типа АК-630М.


Модель патрульно-сторожевого корабля ПК-500 на МВМС-2009

ЦМКБ «Алмаз» для пограничников подготовило проект 12300П патрульного корабля с вертолетом и одной 76-мм пушкой АК-176М, пулеметами. Базовый вариант корабля проекта 12300П – ракетно-артиллерийский корабль проекта 12300 «Скорпион» оснащен боевой информационно-управляющей системой «Сигма-12301», инерциальной системой навигации и стабилизации «Ладога-МЭ-12300», автоматизированным комплексом связи типа «Буран», изделием 6730-7 системы госопознавания, интегрированной навигационной системой «Горизонт-25». Набор этих средств типичный для российских кораблей малого водоизмещения. Основное вооружение корабля ракетный комплекс «Яхонт», 100-мм артустановка А-190 и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан».


Модель пограничного сторожевого корабля проекта 12303 на МВМС-2007

В августе 2007 года Судостроительная фирма «Алмаз» победил в тендере среди восьми заводов — строителей, объявленном ПС ФСБ РФ на строительство нового корабля проекта 22460. Это позволило 3 сентября 2007 года произвести церемонии закладки ПСКР нового поколения проекта 22460 (зав. № 501) на «Алмазе» в торжественной обстановке с участием руководства города и пограничной службы России. Как отметил тогда руководитель Пограничной службы Владимир Проничев, в настоящее время море активно используется трансграничными преступными группировками, в частности для пиратства и нелегальной миграции. «Угрозы приобрели широкомасштабный характер, и для того, чтобы противостоять им, необходимо создать эффективную систему береговой охраны», — сказал он.

Корабль проекта 22460 строится в кооперации с большим числом западных партнеров. В проекте, в частности, принимают участие Германия, Италия, Франция, Норвегия, Австрия, Финляндия. Некоторые западные «ноу-хау» будут внедрены впервые. Сегодня пограничники мира работают очень взаимосвязано по охране границ, обороне, спасению, кроме того, у западных стран появляется возможность апробировать свои технологии по более низкой стоимости.
Корабль проекта 22460 водоизмещением 630 тонн предназначен для охраны государственной границы, природных ресурсов внутренних морских вод и территориальных морей, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, борьбы с террористами, браконьерами и пиратами, проведения аварийно-спасательных работ, осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий.
Корабль спроектирован по требованиям пограничных сил РФ с расчётом его нахождения в море до 270 суток в год. Он имеет стальной корпус с двойным днищем и двойным бортом для сохранения плавучести и возможности выполнения боевых задач даже после столкновения с судами, кораблями катерами нарушителями. Главная энергетическая установка (ГЭУ) дизельная, в ней установлены дизеля немецкой фирмы MTU. Совсем недавно морские пограничные части пополнились патрульным кораблем проекта 6457С «Спрут» на котором так же установленная ГЭУ фирмы MTU — дизель-электрическая (дизель мощность 5200 кВт + электромотор мощностью 600 кВт).
На корабле будет базироваться один легкий вертолет типа Ка-226 фирмы «Камов». Однако размещение вертолета в ангаре не предусмотрено, для есть только взлетно-посадочная площадка. Базовая модель Ка-226 создана в 1997 г., получила российский сертификат типа в 2005 г. и серийно производится. Ка-226 является дальнейшим развитием и модернизацией вертолета Ка-26. Ка-226 сохранил преимущества модульной компоновки своего предшественника. Она оснащена надежными и проверенными многими годами эксплуатации американскими двигателями «Аллисон» 250-C2R/2, созданными компанией «Роллс-Ройс». Применение иностранной силовой установки позволило «камовцам» обойти временно возникшую проблему отсутствия аналогичного отечественного двигателя и значительно расширило экспортные возможности вертолета. Применение двух газотурбинных двигателей обеспечивает повышенную безопасность полетов и расширенную область применения вертолета (полеты над водной поверхностью, над городом, спасательные работы).


Легкий вертолет Ка-226 на МАКС-2005

Вертолет этой модели уже находится в серийном производстве с 2003 года, сейчас создается его новая модификация Ка-226Т с французским двигателями. Серийное производство Ка-226 развернуто на Оренбургском ПО «Стрела» и Кумертауском авиационном производственном предприятии.
Использование на Ка-226 альтернативной силовой установки с более мощными французскими двигателями «Арриус» 2G1 фирмы «Турбомека» помогло конструкторам значительно улучшить летно-технические характеристики машины, особенно при эксплуатации в высокогорных районах и в местностях с жарким и влажным климатом. Благодаря новым «высотным» двигателям модифицированный Ка-226Т идеально подходит к условиям индийского конкурса на легкий и многоцелевой вертолет. Легкий многоцелевой вертолет Ка-226Т, оснащенный двумя двигателями Turbomeca Arrius первый полет выполнит, вероятно, выполнит в 2009 году.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТА КА-226 (КА-226Т)

Макс. взлетная масса, кг 3400
Двигатель (кол-во, тип, марка) 2 х ГТД Allison 250-C20R/2 или «Арриус» 2G1
Взлетная мощность, л.с. 2х460 или 2х670 л.с.
Экипаж 1300-1500
Макс. скорость, км/ч 220
Крейсерская скорость, км/ч 197
Статический потолок, м 2000
Практический потолок, м 5000
Дальность, км 600
Продолжительность, ч 4,5
Размеры вертолета
Длина, м 8,1
Высота, м 4,19
Ширина, м 3,25
Диаметр несущего винта, м 13,0

Корабль оборудован самыми современными средствами навигации и связи, имеет систему автоматизации управления кораблем. Вооружение корабля — одна пушка калибра 30-мм и два пулемета, что считается достаточным для выполнения патрульных задач, на корабль возлагаются так же спасательные задачи.
На корабле установлена скорострельная шестиствольные 30-мм автоматическая пушка АК-630М. Она разработана в тульском КБ приборостроения и серийно выпускается предприятием «Туламашзавод». АК-630М предназначена для вооружения кораблей с основной задачей: уничтожение противокорабельных ракет, самолетов, вертолетов и других средств воздушного нападении противника; поражение малоразмерных морских надводных целей и расстрел плавающих мин, поражение видимой открытой живой силы и огневых точек противника на берегу. На установке применен шестиствольный автомат с вращающимся блоком стволов АО-18 (начальная скорость снаряда 875 м/с). Охлаждение блока стволов автономное жидкостное.
Был проработан вариант проекта 22460 с размещением одной пушки А-220М (разработчик ЦНИИ «Буревестник», изготовитель – завод «Арсенал») калибра 57 мм и двумя пулеметами, что считалось достаточным для выполнения патрульных и спасательных задач.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ УСТАНОВОК

Характеристики

Тип артиллерийской установки

Калибр, мм
Дальность стрельбы, км

5 (4- эффективная)

Досягаемость по высоте, км
Скорострельность, выстр./мин
Углы возвышения, град.

От –10 до +85

От -12 до +88

Угол горизонтального наведения, град.
Количество патронов в установке

2000 в магазине (дополнительно 1000 в круглом барабане)

Масса артустановки, т

Кроме этого на корабле будут размещены два крупнокалиберных 12,7-мм пулемёта «Корд» 6П59 на установке 6У16 (габариты: 1980 х 810 х 1625 – регулируется, масса: 80 кг). Он предназначен для борьбы с легкобронированными целями и огневыми средствами, уничтожения живой силы противника на дальностях до 1500-2000 м и поражения воздушных целей на наклонных дальностях до 1500 м. П1улемет и установка производятся на ОАО «Завод имени В.А. Дегтярева» (г. Ковров Владимирской области).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУЛЕМЁТА «КОРД»

Калибр, мм 12,7
Темп стрельбы, выстрелов в миниту не менее 600
Начальная скорость пули м/с 820..860
Прицельная дальность стрельбы, м до 2000
Масса ствола, кг 9,25
Масса снаряженного магазина, кг 11,1
Масса ленты, снаряженной 50 патронами, кг 7,7
Угол горизонтальной наводки пулемета
относительно неподвижных сошек ± 15°
Кучность боя (R50) на дистанции 100 м, мм не более 300
Технический ресурс, выстрелов 10000
Бронепробиваемость на 100 м, мм до 20

На корабле проекта 22460 установлена оптико-электронная устройство, которое может использоваться для управления оружием. Оно так же может использоваться автономно в качестве общекорабельного визира наблюдения поиска (автономно или по целеуказанию) и целеуказания. Сегодня в распоряжении российского ВМФ уже имеется вариант подобной системы – это оптико-электронная система управления (ОЭСУ) стрельбой корабельной артиллерии СП-520М, представленная КБ «Аметист» в двух вариантах на Международных военно-морских салонах 2005 — 2009 годов в Санкт-Петербурге. Этот прибор является модернизацией уже известной системы СП-520Э «Конденсор-М».


СП-520М предназначена для автономно или по целеуказанию от других средств поиска, сопровождения целей, управления стрельбой артиллерией и РСЗО. Обычно эта система входит в общую структуру многофункционального, многоканального комплекса артиллерийского вооружения. ОЭСУ имеет четыре внешних канала получения информации: визуальный канал, телевизионные дневной и ночной каналы, лазерный дальномер (1,06 мкм). В кооперации изготовителей СП-520М задействованы КБ «Аметист» (ОЭСУ), ОАО «ЛОМО» и НПК «Пуск» (оптико-электронный модуль).


Оптико-электронная система управления СП-520М

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ ТИПА СП-520М

Характеристики

СП-520-М-1

СП-520-М-2

Визуальный канал

Широкое поле зрения, град.
Узкое поле зрения, град.
Увеличение, крат.

Телевизионный дневной канал

Поле зрения, град.

Телевизионный ночной канал

Поле зрения, град.

Лазерный дальномер

Энергия в импульсе, мДж
Пределы измерения, м
Частота измерения, Гц

Пределы наведения

По курсовому углу, град.
По углу места, град.

— 250 до +600

Точность измерения координат (СКО)

По углам, угл. мин
По дальности, м

Скорость наведения, град. /c

При перебросе
При слежении

Масса, кг

оптико-электронный модуль (ОЭМ)
полная

Другие данные

Стабилизация линии визирования
Электропотребление, кВа
Боевой расчет, чел.

1 оператор

1 оператор


На корабле размещается навигационно-тактический комплекс «ТРИМС-22460», созданный в санкт-петербургской фирме «Трансзас». На VII Конкурсе АСов КОМПьютерного 3D-моделирования. 2009 года эта работа заняла II место по Машиностроению. Авторы Ю.Д.Винокуров, В.В.Купфер, Н.В.Цветков и Д.В.Макаров.


Навигационно-тактический комплекс «ТРИМС-22460»

Есть большая доля вероятности, что корабль этого проекта будут предлагать за рубеж. Для этого в Северном ПКБ подготовлен специальный проект 22460Э. Известно, что еще в октябре 2006 года компания «Рособоронэкспорт» предполагал такой корабль на тендер для Греции. Кроме этого Северное ПКБ базе корабля проекта 22460 предлагает патрульно-спасательное судно ПС-600 без вооружения, но с легким вертолетом типа Ка-226. Модель такого варианта корабля недавно демонстрировалась на МВМС-2009 в Санкт-Петербурге.


Патрульно-спасательное судно ПС-600


Модель патрульно-спасательного судна ПС-600 на МВМС-2009

Сторожевик проекта 22460 отличается от своих предшественников не столько вооружением, сколько кораблестроительными качествами, говорил в 2008 году Генеральный директор Северного ПКБ Владимир Спиридопуло, в то время главный инженер бюро. Так, корабль сможет нести службу при волнении моря в 6 баллов, при этом свободно маневрировать. У сторожевика новая форма корпуса, повышенная мореходность. Скорость на спокойной воде — 30 узлов.


Первый корабль «Рубин» (зав. № 501) проекта 22460

Как отмечают специалисты корабль проекта 22460 является «кораблем 21-го века». При его создании используются не только нано- но и пикотехнологии. Все процессы на корабле автоматизированы, и решение всех задач выполняется полностью в автоматическом режиме. В 2009 г. ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» (Санкт-Петербург) приступил к его ходовым испытаниям.
25 ноября 2011г. ПСКр «Бриллиант» проекта 22460 (зав. № 502), второй в серии или первый серийный корабль, был спущен на воду. К настоящему времени уже построен второй серийный корабль «Жемчуг» проекта 22460 (зав. № 503).
На СФ «Алмаз» ведется строительство однотипных ПСКр «Изумруд» (зав. №504), «Аметист» (зав. №505). В ноябре 2013 года Судостроительная фирма «Алмаз» подписала контракт на строительство ещё трёх пограничных сторожевых кораблей проекта 22460 «Охотник» (зав. №№ 506-508) для Береговой охраны ФСБ России.
К строительству кораблей серии была подключена «Восточная верфь» во Владивостоке, на ней сегодня ведется строительство ПСКр «Сапфир» (зав. №300) и «Коралл» (зав. №301), еще один корабль (зав. №302) там начал строиться.
Первый корабль «Рубин» (зав. № 501) проекта 22460 базируется на Черном море. Он принял участие в обеспечении безопасности Олимпиады 2014 года в Сочи.


Первый корабль «Рубин» (зав. № 501) проекта 22460 на СФ «Алмаз» 26.06.2009 г.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ПАТРУЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ

Характеристики

Проект 22460

типа ПК-500

проект 12300П (12303) «Скорпион»

проект 22100

Проектант

Северное ПКБ

Северное ПКБ

ЦМКБ «Алмаз»

ЦМКБ «Алмаз»

Завод-строитель

СФ «Алмаз»

Состояние

ведется строительство

проект в 2000-х годов

проект в 2000-х годов

проект в 2006 году представлен на тендер

Водоизмещение, т
Длина, м
Ширина, м
Осадка, м
Главная энергетическая установка

дизельная

дизель-газотурбинная

дизель-газотурбинная типа CODAG

дизель-газотурбинная

Скорость полного хода, уз
Дальность плаванья, миль
Автономность, сут
Экипаж, чел

Вооружение

Артиллерийское

1х30 – АК-630М (1х57-А-220М – вариант)

1х57-А-220М (1х100-А-190 – вариант)

1х30 – АК-630М

Пулеметы

2 х 12,7 мм «Корд»

2 крупнокалиберных

Авиационное

вертолет Ка-226 (ВПП)

вертолет Ка-226 (ВПП)

вертолет Ка-226 (ВПП)