Как проходит егэ по русскому сегодня. Что представляет собой егэ по русскому языку

ЕГЭ по Русскому состоит из двух частей и 25 заданий.

Первая часть представляет собой 24 задания. Они могут быть тестовые, на выбор одного или нескольких ответов, открытого типа (самому вписать пропуск).

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Задания части 1 проверяют усвоение выпускниками учебного материала как на базовом, так и на высоком уровнях сложности (задания 7, 23–24).

Вторая часть - состоит из одного задания - 25. Данное задание предполагает написание сочинения на основе прочитанного и проанализированного текста.

Задание части 2 (задание 25 – сочинение) может быть выполнено экзаменуемым на любом уровне сложности (базовом, повышенном, высоком).

На работу дается 210 минут - 3,5 часа.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 24 33 Краткий ответ
2 часть 1 24 Развернутый ответ
Итого 25 57

Разбалловка по заданиям

Ниже я приведу "стоимость" каждого выполняемого задания.

За верное выполнение каждого задания первой части (кроме заданий 1, 7, 15 и 24) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5 баллов.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена одна ошибка; 3 балла: допущено две ошибки; 2 балла: верно указаны две цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие.

За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый, правильно выполнивший задание второй части , составляет 24 балла.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 57 первичных баллов .

Экзамен по русскому языку является обязательным для всех выпускников. По общему признанию, для тех, кому достаточно преодолеть минимальный барьер, он не представляет сложности. Но если вы рассчитываете получить высокий балл, то нужно серьезно готовиться. О том, как это лучше делать, «Учёбе.ру» рассказала эксперт Елена Бузина, ведущая популярной группы для подготовки к экзамену по русскому языку «Пишу на сто».

Елена БУЗИНА,

эксперт ЕГЭ, кандидат педагогических наук,

ведущая группы «ВКонтакте» «Пишу на сто»

В чем, по-вашему, самая большая сложность экзамена по русскому языку?

Никаких сложностей в экзамене по русскому языку в формате ЕГЭ нет, и это правда. Если они возникают, то их легко преодолеть. Для этого нужно, во-первых, внимательно изучить демонстрационный вариант теста, спецификацию и кодификатор. Накануне учебного года все эти документы публикуются на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Проанализировав их, надо определить, какие задания вызывают у вас трудности, и начать подготовку, учитывая это.

Русский язык — это единственный экзамен, который может служить «палочкой-выручалочкой» для тех, кто поступает в престижные вузы. Сдать больше, чем на 90 баллов, математику очень тяжело. Физику, химию или биологию — тем более. А сдать русский язык больше, чем на 90 баллов, вполне по силам каждому, кто поставит перед собой такую цель.

Но, конечно, если вы планируете получить высокий балл (от 80 и выше), то без системного повторения сдать ЕГЭ по русскому, как и любой другой экзамен, вряд ли получится.

Какие темы, по вашим наблюдениям, вызывают больше всего сложностей?

Самые трудные темы общеизвестны: в течение трех лет, с тех пор как появилась новая модель ЕГЭ по русскому языку, стабильными «чемпионами» по самому низкому проценту выполнения являются несколько заданий.

Прежде всего, это задание № 14 из блока «Орфография», в котором проверяются знания правил написания одного или двух «н», и задание № 19 в блоке «Пунктуация». В этом задании нужно выбрать правильный ответ, анализируя сложное предложение с разными видами связи.

Стабильно невысокий результат выпускники показывают, выполняя задания на основе исходного текста, который предлагается для работы. Это задания № 21, № 22 и № 23. Их сложность заключается в том, что правильный ответ нужно найти в тексте, который выпускник читает на экзамене в первый раз.

Что делать? Для блока «Орфография» нужно повторить правило — не заучивать наизусть, а учиться работать на основе алгоритма и выполнять все действия последовательно, чтобы найти верный ответ на поставленный вопрос. Впрочем, этот подход касается абсолютно всех заданий блока.

Чтобы научиться выполнять задания из блока «Пунктуация», нужно повторить базовые правила, которые даются в 8 классе. Нужно очень хорошо повторить тему «Простое предложение»: понять законы такого предложения, как оно может быть устроено, чем может быть осложнено. После этого будет легко выполнять задания и на сложные предложения, ведь на деле это несколько простых предложений, объединенных разными способами.

Как лучше готовиться к экзамену? Есть ли какие-то секреты?

Секрет первый: распределите задания первой части (задания с № 1 по № 24) на тематические блоки. Их несколько: задания № 8-14 составляют блок «Орфография, задания № 15-19 — блок «Пунктуация», задания № 4-7 — блок «Культура речи». Задания № 1-3 и № 20-24 — это два блока, которые проверяют навыки смыслового и речеведческого анализа, в том числе большого текста, который приведен в тесте.

Секрет второй: в каждом блоке выделите самые легкие и самые трудные лично для вас задания. Повторите правила. С любым правилом легче работать, если оно дано в виде схемы, таблички или алгоритма. Когда вы тренируетесь, туда можно и нужно заглядывать столько, сколько необходимо для того, чтобы запомнить правило и порядок его применения.

Секрет третий: закрепление. Для этого можно обратиться к популярному сайту «Решу ЕГЭ» . Проработав правило, нужно сразу выполнить как минимум пять, а лучше 15 заданий. Обязательно нужно выполнить 10-15 заданий этого типа и в бумажной версии. Можно воспользоваться пособиями, с которыми рекомендуют готовиться к экзамену ваши учителя.

Какой тип вопросов считается самым сложным? Как по ним лучше тренироваться? Какие вопросы дают больше всего баллов и стоит ли «напирать» на них?

В тесте по русскому языку есть четыре задания, за которые выставляется больше одного балла. Это задания № 1 и № 15, за которые можно получить по 2 балла. Они определяются как «базовый уровень сложности», то есть их могут выполнить абсолютно все.

А вот заданий, которые относятся к высокому уровню сложности, в первой части ЕГЭ по русскому языку всего три: № 7, № 23 и № 24. Задание № 7 и задание № 24 — самые «дорогие»: 5 и 4 балла соответственно. И эта оценка вполне справедлива — сколько будет верных ответов, столько баллов будет засчитано. Если, например, в задании № 7 вы правильно сопоставите два предложения, то получите 2 балла, и так далее.

Задание № 24 — это перечень средств выразительности, которые используются для создания образной речи. В этом задании дается девять терминов, из которых надо выбрать четыре и поставить их в рецензии на правильное место. Для того чтобы выполнить это задание, нужна серьезная проработка теории и очень хорошая тренировка. Но процент его успешного выполнения намного выше, чем у задания № 14 (одна или две «н» в разных частях речи), хотя эти правила дети учатся применять начиная с 5 класса.

Обратите особое внимание на то, что в заданиях № 7 и № 24 принципиально важен порядок внесения ответов в бланк. Если он будет нарушен, получится, что при выполнении заданий вы допустили ошибку. Так вы потеряете баллы.

Очень важно научиться правильно читать вопрос. Все, что требуют задания, сформулировано четко, и, если читать внимательно, очень сложно ошибиться с тем, как внести ответы в бланк. Например, задание: «Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номер ответов». Сама постановка вопроса готовит к тому, что нужно выбрать больше одного варианта ответа. А вот фрагмент другого задания: «Из предложения № 33-34 выпишите слово со значением (...)». Единственное число в вопросе говорит о том, что для верного ответа надо выбрать только одно слово.

При выполнении задания № 23 (это задание повышенной сложности, хотя оно дает всего 1 балл), нужно быть очень внимательным к формулировке и заняться анализом именно того предложения, которое указано в задании. Вот как оно звучит: «Среди предложений (далее указываются номера) найдите такое (или такие), которое (которые) связано (связаны) с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер (номера) этого (этих) предложения (предложений)». Только способность и готовность к анализу позволит найти верный ответ на этот вопрос.

Стоит обратить внимание на задания № 8-14 в блоке «Орфография». Здесь нужно выписать слово, которое отвечает условию, и внести его в бланк ответов. Выбранное вами слово должно быть вписано в бланк ответов правильно. Если в нем будет допущена орфографическая ошибка, ответ не будет засчитан. То же самое случится, если слово вы внесете, но забудете вписать правильную букву на месте обозначенного в тесте пропуска.

Обо всех этих и других деталях подробнейшим образом рассказывает спецификация контрольно-измерительных материалов, и к ней полезно обращаться.

НА ЭКЗАМЕНЕ НУЖНО ТЩАТЕЛЬНО РЕДАКТИРОВАТЬ УЖЕ НАПИСАННЫЙ ТЕКСТ

Как надо написать сочинение-рассуждение, чтобы получить за него максимальное количество баллов?

Задание № 25 — сочинение-рассуждение — имеет очень большое значение. Максимально за него можно получить 24 балла, это более 42% от суммы баллов за верное выполнение всего теста. Нужно сказать сразу, что сегодня эту часть работы выполняют практически все выпускники: даже те, кто только-только перешагивает нижний порог, по этому заданию получают как минимум 3-5 баллов.

Сочинение проверяется двумя независимыми экспертами на основе 12 критериев. Их условно можно разделить на блоки:

  • критерии 1-4 отвечают за содержание: за то, как создан сам текст сочинения, как сформулирована проблема, как дан комментарий по ней, как сформулирована позиция автора и аргументирована собственная точка зрения;
  • критерии 5-6 оценивают качество, структуру и полноту речи;
  • критерии 7-10 оценивают грамотность, причем по критериям 7 («Оценивание орфографии») и 8 («Оценивание пунктуации») максимально можно получить по три балла, и это очень много;
  • так называемый «Этический критерий» и «Фактическая точность» позволяют оценить фоновый материал, с которым работал выпускник, и то, насколько текст получился корректным по оценкам, с точными фактами.

Эти критерии вполне понятны и прозрачны. Но подходя к каждому из этих шагов формально невозможно получить высокие баллы. Для того чтобы заработать хотя бы 20 баллов, важно научиться тщательно редактировать уже написанный текст: поработать с черновиком и проверить чистовик. В

Русский язык входит в число обязательных предметов ЕГЭ. Без положительного результата экзамена выпускник просто не получит аттестат о среднем образовании. Что собой представляет сегодняшний вариант ЕГЭ по русскому языку? Что нужно учесть при подготовке?

Все задания ЕГЭ по русскому языку предполагают хорошее знание школьной программы, не выходят за её рамки. Тем не менее задания построены так, что проверяют самые различные знания учеников и их умения работы с текстом.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по русскому языку состоят из двух частей. Первая часть включает 24 задания с кратким ответом или с выбором верных вариантов ответа. Вторая часть предполагает написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Первая часть

Рассмотрим подробнее задания первой части. Экзаменационная работа открывается небольшим текстом научного стиля. Первое задание на начальных этапах подготовки часто вызывает затруднение у школьников. Оно требует найти предложения, в которых содержится главная информация текста. Что можно посоветовать? Нужно найти в тексте ключевые, самые главные с точки зрения содержания, слова. А потом найти ответы, в которых будут присутствовать все эти слова.

Задание №4

Задание №4 тоже вызывает трудности, потому что проверяет знание орфоэпических норм, проще говоря, умение ставить ударение в словах. Но некоторые слова в повседневной жизни часто произносятся неправильно, мы привыкаем к их неправильному произношению. По сути эти слова приходится заново заучивать при подготовке к экзамену.

Задание №7

Задание №7 очень «дорогое». При правильном выполнении оно может принести вам целых пять первичных баллов. Но оно и очень сложное, потому что включает в себя огромное количество грамматических правил. Тут и умение употреблять причастные и деепричастные обороты, и умение правильно выбирать форму слова при определенных предлогах, и умение строить простые и сложные предложения. И не просто самому построить правильную конструкцию, а найти ошибки в уже предложенных предложениях, среди которых есть и абсолютно правильные с грамматической точки зрения. Подготовку к этому заданию нужно начинать заранее, тогда становится понятно, какие именно конструкции могут быть ошибочными.

Задания №8-14

Задания с восьмого по четырнадцатое проверяют знание орфографии, правил написания слов, начиная с гласных в корне слова и заканчивая слитным-раздельным написанием слов различных частей речи. Традиционно наибольшую сложность представляет написание не с различными частями речи (задание 12), правописание н, нн (задание 14), а также слитные раздельные написания (задание 13). В задании 13 встречаются слова, которые могут являться частичными омонимами, то есть произносятся они одинаково, а вот пишутся по-разному. Так что на эти правила тоже следует обратить внимание.

Задания №15-19

Задания с пятнадцатого по девятнадцатое проверяет умение ставить знаки препинания в предложениях различной синтаксической структуры. Важно разбираться в том, какое предложение пред вами: простое или сложное, есть ли в нем однородные члены, обращения, вводные конструкции. Конечно, проверяется знание правил, изученных в 5-9 классе.

Задания №20-24: работа с текстом

Затем пишущим экзамен предлагается большой текст художественного или публицистического стиля. Задания с двадцатого по двадцать четвертое проверяют знания о тексте как таковом. Насколько ученик понимает содержание прочитанного отрывка, разбирается ли он в типах речи и в средствах связи предложений в тексте. Выполнение задания 24 может принести вам 4 первичных балла при правильном выполнении. Задание проверяет знания о средствах художественной выразительности, использованных в предложенном тексте. Обратите внимание, что в задании есть подсказки: указано, какого именно вида использовано средство выразительности: синтаксическое, лексическое, троп (слово в переносном значении). Конечно, этот материал тоже нужно повторять.

Вторая часть

Вторая часть экзаменационной работы предлагает написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Обращаем сразу внимание на тип речи. Сочинение-рассуждение. То есть в вашей работе должна быть четкая структура: тезис, аргументы, вывод. Сочинение по русскому языку пишется по :

  • Первое – указываем проблему прочитанного текста. В тексте может быть не одна проблема. Нужно выбрать одну.
  • Второе – нужно прокомментировать сформулированную проблему. По сути это ответ на вопрос, почему автор об этом заговорил. Комментарий берется из текста. Что автор увидел в окружающей жизни, что услышал, вспомнил, прочитал, что заговорил об указанной проблеме.
  • Третье – нужно определить позицию автора по поднятой проблеме.
  • Четвертое – высказать свою точку зрения. Это будет ваш тезис. С автором можно согласиться, а можно и не согласиться.
  • Пятое – подобрать два аргумента в защиту своей точки зрения. Причем максимально высокий балл по этому критерию вы получите лишь в том случае, если один из аргументов будет из художественной, научной литературы или публицистики. Второй может быть из жизни. Можно, конечно, привести два аргумента из жизни, но один балла вы потеряете. Шестое – необходимо сделать вывод, подведя итог своим размышлениям. Именно это о образом, мы видим, что экзаменационная работа оценивается при проверке работы.

Таким образом, мы видим, что ничего выходящего за рамки школьной программы в экзаменационной работе нет. Но объем проверяемого материала довольно большой. Поэтому начинать подготовку нужно, конечно, заранее. Было бы неплохо полностью написать работу, определить проблемные места и отработать их. Вы будете знать, какие вопросы именно для вас являются сложными. Если начать заниматься заранее, например, с начала учебного года, то есть все шансы не просто сдать экзамен, а сдать его очень хорошо.

Сегодня, в день рождения Александра Пушкина, выпускники сдают ЕГЭ по русскому языку. Этот экзамен самый массовый – его пишут почти 700 тысяч школьников. Ребятам нужно выполнить двадцать шесть заданий. Для того чтобы получить аттестат, надо набрать 24 балла, а для поступления в вуз – 36. Результаты участники экзамена узнают не позднее 25 июня. А пока они делятся с «ПУ» историями о том, как прошел экзамен:

«Перед началом экзамена нам продемонстрировали целостность пакета, в котором находится диск с кимами и бланками, затем вскрыли его и начали печатать. Распечатка на 14 человек заняла примерно 20 минут. Это неудобно, так как хочется побыстрее начать экзамен, но приходиться ждать и волноваться. Сам экзамен простой: русский язык я знаю на «отлично», поэтому ничего сложного для меня не было. Больше времени я уделила сочинению, подбор аргументов был немного трудноват».

– Татьяна, Комсомольск-на-Амуре

«Знаете, если хотя бы чуть-чуть готовиться, то можно хорошо сдать. Единственное – мало времени. Один парень из моей аудитории даже не успел перенести все ответы в бланк. Списать тоже реально знаю, что телефон проносили».

– Самир, Белово, Кемеровская область

«Распечатка кимов заняла минут 20. Думаю, что это некритично и вполне удобно. Задания были средние по сложности, иногда приходилось долго думать, чтобы найти правильный ответ. Времени достаточно, если сразу понимаешь, какая в тексте проблема. Поэтому лучше начинать тренироваться в написании сочинений прямо с сентября и не откладывать все на май».

– Анастасия, Уссурийск

«Все прошло обычно, без напряжения. На входе каждого проверяли металлоискателем с головы до ног. Так что ребята брали только шпаргалки и в туалете подглядывали».

– Виктория, Мирный

«Было неожиданно, что теперь ЕГЭ по русскому пишут не четыре часа, а три с половиной. И когда до конца экзамена оставалось 30 минут, я только переписывал комментарий к проблеме. И так было у многих: говорят, кто-то даже половину сочинения переписать не успел. Атмосфера мне не понравилась: неприятно находиться в туалете, когда под дверью стоят организаторы и слушают, что же ты там делаешь в кабинке».

– Паша, Екатеринбург

«Скажем так, идея печатать задания в аудитории не очень, потому что нервничают не только выпускники, но и организаторы они не особо ладят с техникой. Задания были обычные, я быстро справилась с ними и вышла за 50 минут до конца экзамена. Знаю, что одну девочку выгнали с экзамена, потому что она пыталась списывать. Будущим выпускникам советую начинать готовиться сразу после 10 класса и больше читать классику, потому что проблема в тексте может попасться какая угодно, а в классике можно найти ответы на все вопросы».

– Виктория. Астрахань

«Я сейчас посмотрела варианты, которые нам слили вчера, и ничего не совпало. Так что лучше писать самостоятельно и не верить тому, что предлагают в Интернете. И списывать тоже не стоит никогда не знаешь, как строго тебя будут проверять на входе в аудитории. На математике нас, например, даже заставляли кроссовки снимать, а вот на русском что-то пронести с собой было вполне реально».

– Катя, Санкт-Петербург

«Думаю, технология печатать кимы при нас повышает объективность экзамена и сводит человеческий фактор к нулю у учителей нет доступа к диску до 10:00, поэтому помочь учащимся почти нереально. Контроль был жесткий. Нас проверяли металлодетекторами, я «пищал» дважды на пряжку ремня, пришлось даже показывать карманы брюк. Конечно, это не исключает того факта, что могли быть бумажные носители информации, но шанс списать минимален - всю информацию о выходе в туалет записывали на отдельный бланк».

– Ярослав, Северск, Томская область

«Задания были очень легкие, гораздо проще, чем на проверочных от Статграда, например. Но времени мне все равно не хватило. Нервы шалили у всех. Я видела, как одна девочка заплакала, когда ещё заполняла бланк регистрации, потому что сделала там какую-то незначительную ошибку».

– Дарья, Екатеринбург

«У нас совпали темы, которые были на Дальнем Востоке: милосердие на войне, значение книги, влияние природы на состояние души человека. В принципе, экзамен был несложный. Надеюсь на хорошие баллы».

– Владимир, Санкт-Петербург

Большинство из нас с замиранием сердца ждут теплых деньков, ведь весна вот-вот должна полноценно вступить в свои права. Однако для будущих выпускников уход зимы означает, что всего через каких-то пару месяцев им предстоит пройти одно из самых важных испытаний в жизни – выпускные экзамены. В России они вот уже много лет проводятся в форме единого государственного экзамена, после сдачи которого можно не только получить аттестат, но и подать документы в ВУЗ. Профильные предметы можно выбирать, но два основных придется сдать в любом случае – это ЕГЭ по русскому языку и математике.

Как проходит ЕГЭ по русскому языку

На выполнение заданий экзаменуемому отводится строго ограниченное время – 210 минут (3,5 часа).

Ещё год назад экзамен состоял из двух частей, содержащих 25 заданий, но в 2018 году было принято решение добавить ещё один вопрос. Соответственно, и набор возможных баллов вырос с 57 до 58.

В первой части, включающей 25 вопросов, от экзаменуемого требуется дать краткий ответ. Причем присутствуют задания двух типов: нужно либо самостоятельно сформулировать решение (задания открытого типа), либо выбрать подходящий вариант из предложенных.

Новое задание под номером 20 проверяет знание лексических норм. Последнее задание, выведенное в отдельную Часть 2, требует от экзаменуемого написать сочинение на заданную тему.

Все задания, включенные в экзаменационный лист, разработаны специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) с ориентиром на школьную программу. Поэтому подготовку рекомендуется проводить с использованием учебников, утвержденных Министерством образования и науки.

Как проверяются ответы

С тем, как проверяются задания первой части, всё предельно просто – этим занимается вычислительная машина. Единственной проблемой, помимо неверного ответа, здесь может быть неаккуратность заполнения бланка. Важно помнить, что при внесении ответов в бланк необходимо строго следовать инструкции, писать четко и аккуратно. В противном случае есть небольшая вероятность, что компьютер считает ответы неверно.

Написанное в 26 вопросе сочинение оценивают два эксперта, занимающиеся проверкой независимо друг от друга. Если их оценки сильно разнятся (критичным считается расхождение от 8 и более баллов), прибегают к помощи третьего лица. Впрочем, подобные случаи не столь часты, так как экспертам, равно как и экзаменуемым, известны критерии оценки. Для проверки сочинения по русскому языку они включают следующие пункты:

  • Содержание сочинения.
    1. Формулировка проблем исходного текста: экзаменуемому необходимо правильно выявить хотя бы одну проблему.
    2. Комментарий к проблеме: экзаменуемый должен подкрепить выделенную им проблематику примерами из текста.
    3. Отражение позиции автора текста.
    4. Собственное мнение экзаменуемого о проблеме, аргументы.
  • Речевое оформление сочинения.
    1. Смысловая цельность и последовательность изложения.
    2. Выразительность речи.
  • Грамотность (соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых и этических норм русского языка).

Также экспертами учитывается объем сочинения. Рекомендуемый объем сочинения от 150 до 300 слов, если же в работе меньше 70 слов, то она автоматически оценивается на ноль баллов. Также ноль баллов засчитывается тем, кто фактически слово в слово переписывает исходный текст, не разбавляя его оценочными комментариями и какой-либо аргументацией проблемы. Кроме того, работа, написанная без опоры на исходный текст, аналогично не подлежит оценке.

Проходными баллами являются:

  • Для получения аттестата о среднем (полном) общем образовании – 24 балла.
  • Для возможности подать документы в ВУЗ – 34 балла.

Когда проводится ЕГЭ по русскому языку

Сроки проведения экзамена варьируются год от года, однако, всё равно проходят примерно в один календарный период. Так, в 2018 году утвержденными днями для сдачи ЕГЭ по русскому языку являются следующие:

  • Досрочный экзамен – 23 марта;
  • Основной экзамен – 6 июня;
  • Основной экзамен (резерв) – 26 июня;
  • Дополнительный экзамен (сентябрьские сроки) – 4 сентября.

Пересдача допускается лишь единожды – в сентябре, и, если экзаменуемый не набирает проходного балла, ему предстоит ждать до следующего года.

В чем сложность экзамена

Немного отойдя от сухих цифр и фактов, хотелось бы отметить, что сдача экзамена по русскому языку нередко становится камнем преткновения для значительной части учеников. Проблема в том, что подготовка к ЕГЭ по русскому подразумевает не только слепое заучивание правил. Годы проведения тестов выявили три раздела, в которых экзаменуемые допускают большее число ошибок: пунктуация, орфография и работа с исходным текстом.

Чтобы справиться с двумя первыми разделами, эксперты советуют не зазубривать наизусть правило за правилом, а нарабатывать некий алгоритм, выполняя десятки заданий. Также рекомендуется повторить программу за 8 класс – именно в этот период закладываются основы пунктуации.

Кроме того, экзаменаторы настойчиво рекомендуют внимательно вчитываться в каждый вопрос. Например, дано задание: «В каких из нижеперечисленных слов ударение стоит правильно? Укажите номера ответов». Уже сам вопрос намекает экзаменуемому, что правильных ответов будет несколько.

Самым сложным и важным заданием, безусловно, является сочинение-рассуждение. Максимально за него можно получить 24 балла, и это почти половина (41%) от общей оценки. Эксперты советуют как можно чаще практиковаться в анализе текстов, так как на экзамене с большой долей вероятности всё равно попадется незнакомый материал. Важно умение вычленять главное и логически структурировать собственную работу.

Именно поэтому практически все педагоги сходятся во мнении, что начинать писать сочинение-рассуждение стоит с составления плана. Также многие учителя советуют будущим выпускникам тренироваться писать сочинение не в тетради, а на экзаменационном бланке (его можно скачать в интернете), потому как аккуратное, чистое написание придаст работе больше веса в глазах проверяющих.

Примеры заданий

В заключение хотелось бы привести несколько примеров заданий из ЕГЭ по русскому языку за предыдущие годы, дабы сформировать хотя бы первоначальное представление о том, что требуется на экзамене.

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
    • нажИвший
    • Отрочество
    • жилОсь
    • вернА
    • взЯлась
  2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буквы И.
    • рубаш...чный
    • мороз...ц
    • худ...нький
    • никел...вый
    • беззастенч...вый

    Ответ: ________________________________

  3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
    1. Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
    2. К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
    3. Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
    4. Для художественной речи характера важна как образность так и эмоциональность.
    5. Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный плеск пашен то янтарный блеск свечей.