Конспект занятия по математике в средней группе на тему: "В поисках сюрприза". Интегрированное занятия в средней группе

По познавательному развитию

Занятие по познавательному развитию в средней группе «Дни и сутки»

Щербакова Л. А. воспитатель д/с №17
г.Алексеевка, Белгородской области

Цель:

  1. Знакомить детей с последовательностью частей суток.
  2. Познакомить детей с понятием сутки.
  3. Учить детей устанавливать временную последовательность.
  4. Закрепить дни недели.

Ребята очень интересно путешествовать в разное время суток, узнать, что происходит утром, днём, вечером и ночью. Вот мы и отправляемся в такое путешествие. Я прочту стихотворение:

Добрые люди вставайте с постели

Прячется вся темнота по углам

Солнце взошло и идёт по делам.

Какое время наступило, догадайтесь сами?

А почему вы думаете, что наступило утро? (светло, начинает светить солнце) УТРО - важное время суток. За ночь все отдохнут, а утром начинают работать. Народ так говорит: Утро всему начало. Утро день красит.

Прошло утро - наступил день. ДЕНЬ - время, когда люди работают. Люди стараются работать хорошо, беречь время и делать красивые вещи, быстро строить, растить хлеб, овощи и фрукты.

После дня, наступает вечернее время. ВЕЧЕР - это время после работы, учёбы, когда взрослые возвращаются с работы, а дети из детского сада. Это время, когда вся семья собирается дома. Говорят о своих делах, близких, говорят тепло и радостно.

После каждого времени суток наступает НОЧЬ. Что делают люди ночью? Спят...

Доброй ночи молвит тишина,

Каждому она сейчас слышна.

Говорит бесшумными словами,

Спите, я всю ночь останусь с вами.

Посмотрите на эти картинки и скажите, какое время суток здесь нарисовано? (картинки - утро, день, вечер, ночь)

Как вы думаете, где ночует солнышко, когда вы спите.

Целый день Солнце освещает и обогревает Землю, а к вечеру небо темнеет, появляются звёзды - наступает ночь. Где ночует солнышко? Куда оно прячется на ночь? Да никуда! Дело в том, что угасает день, наступает ночь. Планета всё время поворачивается, движется, а мы ничего не чувствуем, ничего не замечаем. Движется по небу солнце, восходит днём на небосвод, а затем вечером опускается за горизонт. Ребята, давайте проделаем такой опыт: яблоко - наша Земля; флажки (синие и белые) - наши дома; горящая свеча - Солнце.

Итак, половина яблока освещена - половина тёмная. В синем доме сейчас день, в белом темно, там ложатся спать. Повернём яблоко так, чтобы синий дом скрылся в тени и в белом наступило утро. Ещё повернём яблоко и снова сгущаются сумерки. Наша игрушечная Земля сделала один полный оборот. Это время называется - СУТКАМИ. Они сменяют друг друга. На картинке обратите внимание - утро, день, вечер, ночь - это одни сутки. У вас на столах есть 4 времени суток - они окрашены в цвет неба. Поднимите карточку утро, день, вечер, ночь. А вот девочка «Лежебока»- она была ленива, и всё время хотела спать. Послушайте стихотворение «Лежебока»:

В понедельник я проснулась,

А во вторник потянулась,

В среду сладко потянулась,

А в четверг опять заснула,

Спала я и в пятницу,

А в субботу не ходила на работу,

Но зато уж в воскресенье,

Спала весь день без пробуждения!

А вы хотите быть лежебоками? Неинтересно быть лежебоками - пока спишь ничего интересного не увидишь, ни о чём не узнаешь, а время пройдёт и не вернётся. Сели за столы. Дети сосчитайте, сколько листиков у вас на столах?

Посмотрите, какие дни недели.

Первый листок, первый день недели - это понедельник, мы его узнаем по одному кружку и по синей полоске.

Как называется второй день недели?

Как вы думаете, почему второй день недели называется вторник? Вторник мы узнаем по жёлтой полоске и по двум кружочкам.

Теперь найдите третий день недели. После вторника, какой день недели? Какого цвета полоска на листке среды?

Как называется четвёртый день недели? Какая по цвету, полоска обозначает четверг?

Как называется пятый день недели? Какая по цвету, полоска обозначает пятницу? Эти пять дней рабочие, назовите их, а Лера выйди и найди на нашей неделе среду. Почему третий день называется среда? Потому что это середина недели. Есть ещё два дня, они называются суббота и воскресенье. Какого цвета полоски их обозначают? Эти дни считаются выходными.

А сейчас, поиграем: выйдут 5 дней рабочих и 2 выходных это будет неделя. В неделе семь дней.

Поговорите с ребенком о сутках.

Знаете ли вы, из чего складываются сутки?

Из ночи и дня. Недаром говорится: "День и ночь - сутки прочь". В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси.

Знаете ли вы, что такое глобус и как он выглядит?

Это модель земного шара. Глобус может вращаться вокруг оси, проходящей через его центр, так же, как и Земля вращается вокруг своей невидимой оси.

На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли сияет светлый день. Земля вращается непрерывно, поэтому день и ночь сменяют друг друга.

Несколько столетий назад жизнь людей протекала в более размеренном и медленном темпе. Ведь еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни электропоездов, ни телефонной связи, ни радио, ни телевидения. Из города в город люди добирались на лошадях несколько дней, недель или месяцев, в зависимости от расстояния.

Особенная точность при определении времени в быту людям была не нужна. Поэтому время суток определяли примерно - утро, день, вечер, ночь.

Крестьяне узнавали время по звону церковных колоколов или по положению солнца.

Важные дела обычно начинали утром. Недаром в пословице говорится: "Утро вечера мудренее".

Послушайте стихотворение "Что такое сутки?"

Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.

Днем светло и солнце светит,
Во дворе играют дети:
То взлетают на качелях,
То кружат на каруселях.

Небо стало розоватым -
Солнце клонится к закату,
Сумрак саду лег на плечи -
Значит, наступает вечер.

Вслед за первою звездой
Выйдет месяц молодой.
Солнце за рекою село,
Ночь пришла, вокруг стемнело.

И в кроватках до утра
Засыпает детвора.

Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.

Можно ли разделить сутки на четыре части?

Конечно, можно! Давайте поговорим о четырех частях суток: утре, дне, вечере и ночи.

Утром поднимается солнце, становится светлым небо, розовеют облака, просыпаются и щебечут птицы, раскрываются венчики цветов.
Чтобы образно предствить эту картинку, послушайте стихотворение "Утренние лучи",

Первый луч упал на птичку,
На синичку-невеличку.
Та проснулась: "Тень-тень-тень,
Ах, какой чудесный день!"

Луч второй упал на зайку,
Встрепенулся вмиг косой,
Поскакал он на лужайку
За росистою травой.

Третий луч зари, играя,
Разбудил кур и гусей.
Он проник сквозь щель сарая -
Сразу стало в нем светлей!

На насесте, наверху
Пробудился петушок.
ОН запел: "Ку-ка-ре-ку",
Поднял алый гребешок.

Луч четвертый поднял пчел.
Им сказал: "Цветок расцвел!"

Пятый луч проник ко мне,
Осветил мою кровать,
Пробежался по стене
И шепнул: "Пора вставать".

Давайте вспомним, что мы делаем утром?

Просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем.
После завтрака взрослые спешат на работу, ребята постарше - в школу, а малыши отправляются в детский сад или играют дома, а потом идут на прогулку.
Солнце поднимается выше, светит ярче, начинается день
День наполнен учебой, работой. В середине дня все садятся обедать. После обеда малыши отдыхают, а потом снова гуляют, играют или занимаются.
Постепенно солнце опускается ниже и ниже, и все кругом мягко обволакивают серебристо-серые сумерки. Наступает вечер. В небе появляется луна и зажигаются звездочки.

Что мы делает по вечерам?

Собираемся всей семьей за ужином и вечерним чаем, делимся новостями, рассказываем о том, что произошло днем. Кто-то читает книгу или смотрит телевизор. Словом, вечером все отдыхают после трудового дня, а потом ложатся спать.
На смену вечеру приходит ночь - время суток, предназначенное для сна.

Послушайте колыбельную песню.

Стали звездочки ясней,
Засыпай, сынок, скорей.

Может быть, тебе приснится
Яркое перо жар-птицы
Или аленький цветок.
Засыпай скорей, сынок!
В темном небе месяц светит,
Словно цветик-семицветик.
Звездный хор поет: "Бай-бай!"
Спи, сыночек, засыпай!

Зимой ночи длинные, а дни короткие. Летом, наоборот, темных ночных часов меньше, чем светлых дневных. И только в дни равноденствия - 23 сентября и 21 марта - дни и ночи равны.

Послушайте стихотворение "Столько ж света, сколько тьмы!"

Идет красная девица,
Несет в ведрах не водицу.

Улыбается сама:
В ее ведрах свет и тьма.

Заглянули в ведра мы:
Столько ж света, сколько тьмы!

Старший дошкольник должен понимать вопрос: "Какое время суток?". Можно связать время суток с распорядком дня: мы просыпаемся утром, играем днем, смотрим телевизор вечером, а спим ночью. Попросите ребенка составить четыре предложения со словами: утром, днем, вечером, ночью. Предложите ему перечислить названия времени суток в обратном порядке: ночь, вечер, день, утро.

Вопросы и задания:

  1. Сколько часов в сутках?
  2. На какие две части можно разделить сутки?
  3. На какие четыре части можно разделить сутки?
  4. Какое время суток самое светлое?
  5. Какое время суток самое темное?
  6. Расскажите об утре, дне, вечере, ночи.
  7. Какое время суток наступает после ночи? А какое следует за утром?
  8. В какое время дня мы завтракаем, обедаем, ужинаем?
  9. Что ты пьешь утром: чай, молоко, какао? Когда твои мама или папа приходят с работы?
  10. Какое время суток, по-твоему, проходит очень быстро, а какое кажется длинным: утро, день, вечер или ночь?
  11. Скажи наоборот: утро-..; день - ..;
  12. Что такое равноденствие?

Галина Голикова
Занятие в средней группе «Части суток»

Занятие в средней группе «Части суток » .

Цель : Уточнить представление о частях суток , связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером и ночью; развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление; учить имитировать действия обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия. Закреплять знания о частях суток . Упражнять в нахождении нужного изображения. Формировать чувство времени. Воспитывать усидчивость.

Ход занятия:

Дети сидят на ковре.

Любите ли вы ходить в детский сад?

Почему вам здесь нравится?

Кто вас будит по утрам?

Ваши родители сами просыпаются по утрам или им кто-то помогает? (Показываю детям будильник, демонстрирую его работу)

Дети а как вы думаете почему часам дали такое название?

А кто еще будит людей по утрам?

Чтение стихотворения «Петушок, петушок, золотой гребешок!»

Важный пёстрый петушок

Гордо носит гребешок.

На заре всегда встаёт,

На работу всех зовёт :

– Лежебоки, хватит спать,

Надо солнышко встречать!

Песню звонкую пропел

И в курятник улетел.

Он немного не доспал –

Слишком рано утром встал.

Скажите пожалуйста в какое время пропел петух (Утром)

Итак вы проснулись утром. Что вы делаете потом? (Детям нужно назвать свои действия :чистят зубы, умываются, одеваются)

После этого вы выходите на улицу и идете в детский сад. Вспомните светло или темно на улице в это время.

Что вы делаете придя в детский сад? (Раздеваются, играют, моют руки, садятся за стол)

Как называется еда по утрам?

После занятий вы идете на прогулку. На улице совсем светло, даже если небо в тучах. Солнышко совсем проснулось. Какое время наступило? (Наступил день)

После прогулки вы заходите в группу садитесь за стол .

Загадка. Повар сделал 100 котлет- приглашает на обед (день) .

А как сказать, чтобы было понятно, что кушать вы будете именно днем а не утром или вечером? (Вы будете обедать)

После обеда - тихий час. Почему он так называется?

Еще его можно называть дневной сон.

Вы проснулись, пополдничали, немного поиграли, тут и родители за вами пришли. Как можно называть время когда вы уходите домой? (Вечер)

На улице уже не так светло. Вы приходите домой, всей семьей садитесь кушать.

Как назвать еду вечером? (Ужин)

Солнышко садится, всех зовёт угомониться.

Хочется посмотреть в тиши : «Спокойной, ночи, малыши!» (вечер)

Дети спят в кроватке,

Снятся сны им сладко – сладко.

Звёзды светят им в тиши,

Спите крепко малыши (ночь) .

Наступает ночь.

Что будет после ночи?

Что идет после утра? (дня)

(Физминутка)

Смотри скорей, который час

Тик-так, тик-так, тик-так!

Налево раз, направо раз

Тик-так, тик-так, тик-так!

(тикают часы)

Стрелка, стрелка покрутись,

время суток покажись !

Показать детям несколько кругов одинакового размера. Черного, серого, голубого, фиолетового цвета.

Каким кружком мы можем обозначить ночь? (черным)

Раннее утро (серым)

Середину дня? (голубым)

Вечер? (фиолетовым)

Дидактическая игра : «Части суток »

Утром солнышко встает,

Спать ребятам не дает!

Ну – ка детки, подымайтесь,

Заряжайтесь, умывайтесь,

Аккуратно одевайтесь

И за завтрак принимайтесь.

(Дети показывают серую картинку)

В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Землю щедро согревают,

Всех обедать приглашают.

(Дети показывают голубую картинку)

Ну, а вечером ребята,

Все окутает прохлада,

Солнцу отдых тоже нужен

А ребятам – вкусный ужин.

(Дети показывают фиолетовую картинку_

Ночью на небе – луна,

Очень строгая она :

Наблюдает – все ли

Улеглись в постели?

Закрывайте глазки,

Пусть вам снятся сказки.

Закрывайте очи

Всем спокойной ночи!

(Дети показывают черную картинку)

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей средней и старшей группы «Части суток» Дидактическая игра «Части суток» Цель: расширять представления и закреплять знания детей о частях суток, их последовательности, формировать.

Конспект ООД в подготовительной группе «Путешествие в страну Знаний». Времена года. Части суток. Дни недели [b]Конспект Организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в страну Знаний» (открытый просмотр.

Конспект НОД по ФЭМП «Части суток» Конспект ООД по ФЭМП Тема: «Части суток» Цели: 1 Закреплять умение различать и называть части суток «утро», «вечер» 2 Развивать мышление.

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Путешествие с волшебными орешками». Счет. Дни недели, части суток Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие с волшебными орешками» Образовательная область: «Познавательное.

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе. Счет. Геометрические фигуры. Части суток Конспект образовательной деятельности детей в средней группе. Цель: Выявить сформированность знаний, умений и навыков по ФЭМП. Программные.

Конспект ОД по ФЭМП во второй младшей группе «Части суток» Цели: развивать умение детей сравнивать предметы по длине, составлять узоры путем комбинирования цвета и формы; учить различать понятия.

Конспект занятия по математике для детей средней группы:

«Формирование представлений о частях и времени суток».

Программные задачи:

Учить определять части суток по разнообразной деятельности человека и по объективным показателям;

Закреплять знания детей о последовательности частей суток;

Формировать представление о временном промежутке «сутки»;

Формировать представление о временных понятиях «вчера», «сегодня»,

«завтра».

Оборудование: игрушечная белка, модель «сутки» с вращающейся стрелкой, модели-карточки с изображением деятельности человека в различное время суток (для показа воспитанникам) и изображение различных частей суток на каждого ребёнка.

Ход занятия.

Организационный момент.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, кто к нам пришёл сегодня в гости!

(Дети обращают внимание на игрушку в руках воспитателя- белочку).

- Белочка! (отвечают дети).

Она запуталась в частях суток, и просит нас помочь ей разобраться в том, когда наступает «утро», «день», «вечер», «ночь»? Что значит «вчера», «сегодня», «завтра». Поможем ей?

Да (отвечают воспитанники).

Основная часть.

Тогда поиграем в игру, которая называется «Когда это бывает?». Я буду вам читать стихи про части суток, а вы будете отгадывать, когда это бывает, только нужно обязательно внимательно слушать задание. Итак, начнём.

Дети просыпаются, в детский садик собираются,
Делают всё по порядку:
Занимаются зарядкой, завтракают и играют,
Все растения поливают (утро).
- Гуляют, и играют, все игрушки собирают,
Повар сделал 100 котлет - приглашает на обед (день).
- Солнышко садится, всех зовёт угомонится.
Хочется посмотреть в тиши: «Спокойной, ночи, малыши!» (вечер)
- Дети спят в кроватке,
Снятся сны им сладко – сладко.
Звёзды светят им в тиши,
Спите крепко малыши (ночь).

Молодцы, ребятки, вы быстро и правильно справились с заданием!

А теперь я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Назови верно». Я вам буду задавать вопросы, а вам нужно будет подумать и дать правильный ответ. Договорились?

Да!

Тогда слушайте первый вопрос:

Когда мы рисовали?

Что мы видели сегодня (вчера)?

Куда мы пойдем завтра?

Какое у нас сегодня было занятие?

Кого вчера не было в детском саду?

А сегодня эти дети пришли?

Какую сказку мы прочитали вчера?

Какую сказку вы хотите послышать сегодня?

А завтра какую сказку вам прочесть?

Какие вы у меня внимательные! Сейчас мы немного отдохнём и поиграем в игру, которая называется «Весёлые зверята».

Зайка скачет по кусточкам, Скачут на двух ногах, сделав «ушки»

По болоту и по кочкам. из ладоней.

Белка прыгает по веткам, Прыгают, согнув руки перед грудью.

Гриб несёт бельчатам – деткам.

Ходит мишка косолапый, Идут вперевалку.

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек Двигаются в полуприседе, сделав

Катится колючий ёжик. круглые спинки.

(Н. Нищева).

А теперь, ребята, выполним следующее задание. Мы знаем, что день начинается утром, затем идёт какое время суток, Катя? Я попрошу подойти к доске Веронику и показать часть суток, которая идёт после дня… Амалию показать какая часть суток идёт после вечера… Антона какая часть суток идёт после ночи… А затем снова начинается новый день, новые сутки.

Таким образом, можно сделать вывод, что сутки состоят из четырёх частей, а именно – утро, день, вечер, ночь. Для того чтобы наша белочка запомнила последовательность частей суток повторим несколько раз одно предложение:

«Утро, день, вечер, ночь – пролетели сутки прочь».

Заключительная часть.

Ребята, перед каждым из вас лежат карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток. Я буду показывать вам картинку с изображением деятельности человека, а вы определите, в какую часть суток это бывает, и поднимите соответствующую карточку.

Молодцы, ребята! Я думаю, что белочка запомнила последовательность частей суток и поняла, что значит «сегодня», «вчера», «завтра». Вы ей в этом очень помогли. Белочка благодарит вас и с нетерпением ждёт новой встречи с вами!

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Формирование представлений о дружбе у дошкольника»Дружба, являясь одним из видов межличностных отношений, реализует потребности в любви, заботе и значимости. ...

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда о...

Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД «Части суток»

Подготовил воспитатель

Д/с «Светлячок

Тупицына Е.В.

Задачи : расширять знания детей о частях суток, об их характерных особенностях.

Сформировать представление о последовательности частей суток, называть и определять части суток.

Пополнять и активизировать словный запас детей.

Развивающая среда:

глобус, фонарик, картина с изображением времени суток (утро, день, вечер, ночь;), раскраски,.

Ход занятия:

В: Ребята, сегодня нас ждет необычная работа – мы будет с вами учеными по времени. Одеваем специальную форму (ребята самостоятельно из уголка «Театр» выбирают себе рабочую форму)

А кто знает, что это? (показывает глобус). Молодцы. Конечно же это наша планета Земля. А еще точнее – это модель земного шара. Глобус может вращаться вокруг своей оси, точно так же как и Земля. Наша Земля вращается вокруг Солнца непрерывно и Солнечные лучи освещают ее.

Но со всех ли сторон одинаково? Предлагаю проверить.

Для этого мы с вами отправимся в путешествие на большом космическом корабле. Поднявшись высоко вверх и оказавшись в космическом пространстве, в иллюминаторах корабля, мы с вами увидели нашу прекрасную голубую планету (поставить глобус перед зажженным фонарем).

Кто знает, почему ее увидели? Потому что солнечные лучи ее освящают. Разглядеть можно и моря, и горы, реки.

А что же происходит с обратной стороны? Давайте посмотрим (дети переходят на противоположную сторону). Здесь темно. На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освященной части Земли сияет светлый день. Земля находится в постоянном движении, поэтому день и ночь сменяют друг друга.

А еще лучше запомнить части суток, нам поможет вот это стихотворение:

Сутки .

Утром солнышко встаёт,

Спать ребятам не даёт!

Ну-ка, детки, подымайтесь,

Заряжайтесь, умывайтесь,

Аккуратно одевайтесь

И за завтрак принимайтесь.

В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Землю щедро согревают,

Всех обедать приглашают.

Нам пословица гласит:

Долог день до вечера,

Когда делать нечего.

Ну, а вечером, ребята,

Всё окутает прохлада,

Солнцу отдых тоже нужен

А ребятам - вкусный ужин.

Ночью на небе - луна,

Очень строгая она:

Наблюдает - все ли

Улеглись в постели?

Закрывайте глазки,

Пусть вам снятся сказки.

Закрывайте очи

Всем - спокойной ночи!

От утра и до утра

Сутки знает детвора.

(Н. Григорьева)

Игра «В какое время суток это может происходить?»

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик,

Все вокруг уснуть должны,

Наши дети тоже.

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет,

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

Солнце в небе ярко светит

На прогулку вышли дети

Я вам буду показывать картинки, а вы расскажете, что можно делать в то или иное время суток.

Игра «Соседи». Вы называете соседей той части суток, которую я вам покажу.

У нас на борту неприятности - вышла из строя связь с Землей, а ведь нам надо передать сообщение о том, что мы узнали о частях суток на Землю. Как нам быть?(варианты передачи информации детей – творческая работа детей)

игра «Что мы делали не скажем, а что делали, покажем» (дети при помощи мимики и жестов показывают ответ на вопрос)

В: Ура, нас Земляне услышали и увидели все наши старания. Вы молодцы, ребята. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось путешествие?