Короткий вдох длинный выдох причины. Природное дыхание -короткий вдох и длинный выдох

В большинстве случаев причиной развития бронхиальной астмы становится аллергия. Она проявляется в форме воспаления дыхательных путей, при котором острый бронхоспазм сопровождается увеличением секреции слизи.

Симптомы болезни

Каждый родитель должен знать, как может проявляться астма. Признаки у ребенка обычно ярко выражены. У малыша начинается бронхоспазм, который медики именуют бронхиальной обструкцией. Выражается это следующим образом. У ребенка начинается приступообразный сухой кашель. Со временем начинает выделяться вязкая мокрота.

Понять, что началась обструкция, можно по дыханию. Если у здорового ребенка длительность вдоха и выдоха приблизительно одинакова, то при развитии астматического приступа появляется одышка. Она характеризуется коротким вдохом и длинным выдохом. При этом у больного наблюдается свистящее дыхание, которое слышно издалека.

Существуют также так называемые первые признаки астмы у детей, которые наблюдаются еще до начала развития приступа. Так, у малыша начинается кашель, наблюдается заложенность носа и кожный зуд.

При приступе дети старшего возраста могут пожаловаться на ощущение нехватки воздуха, сдавливание в районе грудной клетки. У малышей нарушается сон, они становятся плаксивыми, раздражительными, вялыми.

Провоцирующие факторы

Чтобы предотвратить развитие заболевания, необходимо знать, что именно может привести к проблемам. К провоцирующим факторам специалисты относят загрязненность воздуха, перепады атмосферного давления, цветение аллергоопасных растений и даже неблагоприятную психологическую атмосферу в доме.

Если у вас в семье есть люди с наследственными аллергическими заболеваниями, то вам в первую очередь необходимо выяснить, как может проявляться астма у ребенка. Симптомы надо знать для того, чтобы не пропустить начало проблем. Также в группе риска находятся дети с экссудативно-катаральным диатезом.

Аллергеном, который приводит к бронхоспазму, может стать пыльца растений, определенные продукты питания, табачный дым, лекарства, бытовая пыль. Реакция может начаться от вдыхания холодного воздуха или от физических нагрузок.

При первом контакте организм как бы знакомится с чужеродным веществом, а вот при последующих «встречах» уже начинает бурно реагировать. Иммунная система вырабатывает антитела, а они, в свою очередь, высвобождают биологически активные вещества, которые и становятся причиной того, что развивается астма у детей. Признаки и симптомы в виде отдышки, навязчивого кашля и затрудненного дыхания сложно не заметить.

Характерные ососбенности заболевания у грудных детей

У всех малышей перед приступом астмы отмечается так называемый В это время можно заметить отклонения со стороны органов дыхания. Из носа начинает выделяться жидкая слизь, появляется зуд и связанное с ним постоянное чихание, сухой кашель. Врач может прослушать единичные сухие хрипы, увидеть отечные миндалины. Это первые признаки астмы у ребенка до года.

Также болезнь влияет на нервную систему. Кроха становится беспокойным, раздражительным, у него портится сон. Нарушения наблюдаются и со стороны системы пищеварения - может начаться запор либо появиться жидкий стул.

Развивается астма у малышей, как правило, на фоне респираторных заболеваний. Лишь в исключительных случаях ее появление может быть обусловлено стрессом. При этом признаки астмы у проявляются постепенно. Это связано с тем, что отек слизистой оболочки бронхов и гиперемия нарастают медленными темпами.

Сам приступ может длиться от нескольких минут до нескольких дней. Он будет сопровождаться свистящим дыханием, которое слышно даже на значительном расстоянии, экспираторной одышкой.

Стоит отметить, что иногда первые появившиеся признаки астмы у детей до года остаются незамеченными. Они могут проявляться эпизодически без какой-либо регулярности, в разное время. При этом проходить они могут сами по себе, без какой-либо терапии. И в период между приступами никаких отклонений родители не замечают.

Дети дошкольного возраста

Заподозрить развитие заболевания у более старших деток также не всегда удается. Признаки астмы у ребенка в 2 года могут быть смазаны. Например, у них может учащаться и становиться прерывистым дыхание во время сна. Также это происходит при физических нагрузках.

К характерным проявлениям заболевания также относят частое чихание, периодическое откашливание, беспокойный сон. Часто дети даже не замечают, что кашляют во сне. Это происходит рефлекторно. Если ребенок спит отдельно, то родители могут даже не услышать кашель. Поэтому необходимо понаблюдать за ребенком, если воспитатель из детского сада говорит, то малыш кашляет во время сна.

Дошкольники не всегда могут описать свои ощущения, поэтому следить за их состоянием должны родители. Например, признаки астмы у ребенка 5 лет могут проявляться во время активных игр. Необходимо проконсультироваться с врачом, если после небольшой пробежки малыш начинает закашливаться. Активное движение может стать причиной болей в грудной клетке, чувства сдавливания.

Признаки астмы у школьников

Чем старше ребенок, тем подробнее и точнее он может описать свое состояние. Поэтому определить болезнь у школьников уже немного проще. Но сделать это можно лишь в том случае, если знать, какие признаки астмы у детей могут быть.

Как и у дошкольников, у детей школьного возраста о заболевании свидетельствует кашель во сне и после физических нагрузок. Больные могут рассказать о появившемся давящем чувстве в районе грудной клетки. Кроме того, уловив связь между физическими нагрузками и появляющимся дискомфортом, дети стараются как можно меньше бегать, избегая любых активных игр. Даже при отсутствии жалоб надо следить за учениками, которые отказываются от посещений уроков физкультуры, стараются не бегать, спокойно сидят на переменах.

Если у ребенка начинается приступ кашля, ему тяжело сидеть прямо. Он старается облегчить свое состояние, сгибается, горбатится, подается вперед. Можно также заметить излишнюю бледность. Дошкольники и дети младшего школьного возраста во время приступа могут испугаться и даже расплакаться.

Подростковый возраст

Как правило, к 12-14 годам диагноз уже установлен. В этом возрасте важно научить ребенка распознавать, когда начинается астма. Признаки у ребенка, как правило, всегда схожи. У него всегда должен быть с собой специальный ингалятор, выписанный врачом. Родители обязаны следить за тем, чтобы в нем не закончилось лекарство, и вовремя менять использованную емкость.

Симптомы заболевания у детей среднего и старшего школьного возраста особо не отличаются от тех, которые встречаются у малышей. Но подростки уже в состоянии контролировать заболевание, а значит, им под силу предупредить обострение.

Стоит отметить: несмотря на тот факт, что у многих приступы начинаются именно во время занятий спортом, подросткам с астмой нужна физическая активность. Просто перед нагрузками необходимо принять выписанное врачом лекарство и следить за дыханием. Оно должно быть ровным и ритмичным.

Приступы могут вызывать аллергены. Но подростки должны уже знать, какие именно вещества провоцируют заболевание. По возможности они должны избегать их. Если аллергические приступы провоцируют сезонные растения, то необходимо на регулярной основе принимать медикаменты, блокирующие их развитие.

Часто в этом возрасте начинается процесс ремиссии. Все признаки астмы пропадают, и родители решают, что их ребенок просто «перерос» болезнь. Но на самом деле гиперреактивность бронхов сохраняется. Если подросток столкнется с несколькими провоцирующими факторами, то заболевание может вернуться. Иногда это происходит в зрелом возрасте. Достаточно часто встречаются ситуации, при которых астма исчезает в подростковом возрасте и появляется вновь в пожилом.

Диагностика

Чтобы точно определить, есть ли астма у ребенка, недостаточно знать первые признаки и основные симптомы этой болезни. Одышка, учащенное и затрудненное дыхание, навязчивый кашель могут появляться и при обструктивном бронхите. Поэтому без консультации врачей не обойтись. В первую очередь посетить необходимо педиатра. Он уже даст направление на все необходимые анализы и направит вас к аллергологу. При необходимости может также понадобиться консультация пульмонолога.

Помимо общих исследований крови и мочи, также может браться на При астме в ней обнаруживают повышенное содержание эозинофилов, спиралей Куршманна (слизь с дыхательных путей), кристаллов Шарко-Лейдена (лизофосфолипаза, высвобожаемая из эозинофилов), телец Креола (скопление клеток эпителия).

Для установки диагноза врач должен разобраться с деталями жизни малыша. Ему надо знать, как и когда начинаются приступы. Даже по такому описанию иногда специалисту становится понятно, что именно является аллергеном для малыша. Врачу также важно знать, как ребенок реагирует на бронхолитические препараты. Об астме будет свидетельствовать временное улучшение состояния на фоне их использования.

Диагностика заключается в проведении специальных анализов. Одними из самых распространенных являются кожные аллергопробы. Для этих целей на слегка расцарапанные участки предплечья крохи наносят потенциальные аллергены. Через 20 минут врач оценивает результаты. Смотрят, на каких именно участках кожа покраснела больше всего.

Это позволяет выявить аллерген, но не дает возможности понять, нарушена ли работа дыхательной системы. Определить это могут и сами родители, зная признаки бронхиальной астмы. Кашлевая форма у детей требует более тщательной диагностики. Для определения рабочего объема легких проводят специальное обследование - спирометрию. С его помощью оценивают степень нарушения функционирования дыхательной системы.

Для этого замеряют объем сделанного с усилием выдоха-вдоха и общую емкость легких. В первый раз данные замеры делают без каких-либо препаратов. Затем обследование повторяют после приема бронхолитических медикаментов. Если объем легких увеличивается более чем на 12 %, то проба считается положительной.

Также оценивают гиперреактивность бронхнов после физической нагрузки. Если объем форсированного выдоха уменьшается на 20 %, это свидетельствует о том, что у маленького пациента астма. Признаки у ребенка, впрочем, могут быть настолько выражены, что не всегда назначают такое детальное обследование.

Клинические проявления

Стоит понимать, что у детей часто невозможно поставить диагноз из-за того, что возникает обструктивный синдром при бронхите. За несколько дней у них развивается кашель, появляются симптомы, свидетельствующие о нарушениях дыхания, прослушиваются свистящие хрипы. Как правило, лечение заключается не только в приеме брохолитиков, но и антибиотиков, антигистаминных препаратов. При последующих ОРВИ могут появляться симптомы обструкции легких.

Признаки астмы у грудных детей достаточно смазаны, поэтому особое внимание уделяется анамнезу, расспросу родителей о начале развития заболеваний и физикальному обследованию.

Само течение заболевания можно разделить на 3 условных этапа:

  1. Непосредственно приступ. Развивается острое удушье из-за затрудненного входа. Ему предшествует предприступный этап, который может продолжаться от нескольких минут до 3 суток.
  2. Период обострения. Характеризуется затрудненным дыханием, появлением периодических свистов, навязчивым кашлем и затрудненным отхождением мокроты. В это время периодически могут повторяться острые приступы.
  3. Ремиссия. Период отличается тем, что ребенок может вести обычный образ жизни, у него отсутствуют какие-либо жалобы. Ремиссия может быть полной, неполной (определяется по показателям внешнего дыхания) либо фармакологической (сохраняется при приеме определенных медикаментов).

Важно уметь определять первые признаки астмы у детей, чтобы не допустить развития острого приступа. Если предотвратить его не удалось, то родители и ближайшее окружение ребенка должны знать, что необходимо делать. Также важно понимать, что различают приступы по выраженности бронхоспазма.

Наиболее безопасной является легкая степень. При таком приступе начинается спастический кашель, дыхание незначительно затрудненно. Общее самочувствие ребенка при этом остается неплохим, речь не нарушается.

При среднетяжелом приступе признаки более выражены. Самочувствие ребенка ухудшается, он становится капризным и беспокойным. Кашель носит приступообразный характер, выделяется густая вязкая трудноотходящая мокрота. Дыхание шумное и свистящее, присутствует одышка. Кожа при этом бледнеет, губы приобретают синюшный оттенок. Дети могут говорить лишь отдельными словами или короткими фразами.

Тяжелый приступ характеризуется появлением одышки, которая слышна на расстоянии. Сердцебиение у малышей учащается, на лбу выступает холодный пот, наблюдается общий цианоз кожных покровов, губы синие. Признаки астмы у детей 6-летнего и более старшего возраста характеризуются тем, что больной не может говорить, он в состоянии произносить лишь отдельные короткие слова. Малыши, как правило, не могут объяснить свое состояние, они лишь плачут и выражают беспокойство всеми доступными способами.

Наиболее тяжелые случаи носят название астматического статуса. Это состояние, при котором тяжелый приступ болезни не удается купировать на протяжении 6 и более часов. У ребенка развивается резистентность к назначаемым медикаментам.

Особенности протекания заболевания

Важно знать, как перед началом приступа может проявляться астма. Признаки у ребенка могут быть такими: капризность, раздражительность, плаксивость, головная боль, навязчивый сухой кашель.

В большинстве случаев приступы начинаются вечером либо ночью. Вначале возникает кашель, шумное дыхание, одышка. Дети часто пугаются, начинают плакать, метаться в постели. Начальные проявления астмы у малышей нередко выражаются в форме бронхообструктивного синдрома при ОРЗ. Также на фоне простудных заболеваний может начаться приступ астматического бронхита. Он характеризуется одышкой, при которой затруднен вдох, и влажным кашлем.

Атопическая бронхиальная астма характеризуется быстрым развитием приступа. Своевременное применение бронхоспазмолитиков позволяет его купировать. А вот при инфекционно-аллергической форме приступы развиваются медленно, симптомы нарастают постепенно. Купировать приступ приемом бронхоспазмолитиков удается далеко не сразу.

После нормализации состояния мокрота начинает откашливаться, одышка проходит. В ряде случаев состояние улучшается лишь после рвоты.

Действия родителей

Вне зависимости от возраста ребенка, у которого была выявлена астма, его родственники должны следить за тем, чтобы предупредить развитие приступов и снизить их частоту. Для этого необходимо неукоснительно выполнять все рекомендации медиков, пить назначенные препараты и избегать потенциальных аллергенов.

В детском саду все воспитатели, медсестра, музыкальный работник должны быть в курсе ситуации. Также важно назвать им перечень аллергенов, которые являются причиной того, что начинается астма у ребенка. Симптомы начала приступа им также желательно сообщить. В этом случае они смогут своевременно отправить ребенка к медицинскому работнику или вызвать родителей.

Если воспитатели будут знать, на что у ребенка аллергия, они смогут помочь избежать контакта с данными веществами. Например, можно заменить цветы в детском дошкольном учреждении, если какие-то из них провоцируют начало приступа. Также воспитателям под силу следить за питанием малыша. Конечно, даже двухлетним крохам необходимо объяснять, что им нельзя кушать. Но не всегда дети могут сами это контролировать.

В школе педагоги также должны быть в курсе проблем ребенка. В первую очередь необходимо классному руководителю рассказать, что у ребенка астма. У детей признаки и симптомы могут проявляться постепенно. Например, если в школе был контакт с аллергеном, то ребенок ночью может спать беспокойно, кашлять во время отдыха, его дыхание может стать сбивчивым. В этом случае необходимо детально расспросить малыша о том, что он делал на протяжении дня, что ел и в каких помещениях был.

Предупредить нужно и учителя физкультуры. Но если врач будет видеть в том необходимость, он направит ребенка на комиссию, где ему смогут дать частичное или полное освобождение от физических нагрузок в школе.

Но учтите: ребенка необходимо постепенно приучать к активному образу жизни. Астма не является помехой для занятий большинством видов спорта. Даже некоторые олимпийские чемпионы страдали от данного недуга в детстве. Важно просто научить ребенка следить за своим состоянием и уметь распознавать первые признаки бронхиальной астмы. У детей должен хорошо срабатывать механизм защиты. Просто надо объяснить ребенку, что важно даже при появлении незначительного дискомфорта остановиться и восстановить дыхание.

Тактика лечения

Невозможно самостоятельно разобраться, что делать, если появились первые признаки астмы. Лечение должен назначать аллерголог, иногда требуется комплексная работа и задействование пульмонолога. Немалоажным является и правильное поведение родителей. Не нужно паниковать, однако и бездействовать тоже не следует. С малышом необходимо провести беседу, обсудить возможные причины развития недуга, рассказать, что можно делать и чего нельзя.

Как бороться с таким состоянием, как бронхиальная (Комаровский, кстати, утверждает, что оно просто необходимо) заключается в применении медикаментов для предотвращения развития приступа и введения пациента в состояние ремиссии.

Купировать состояние можно с помощью глюкокортикостероидов. Вначале необходимо использовать быстродействующие ингаляционные средства. Терапия должна быть поддерживающей. Если не удается достичь необходимого эффекта при помощи средства «Недокромил» или кромоглициевой кислоты, то делаются ингаляции глюкокортикостероидами.

Направлена терапия должна быть на:

Ликвидацию клинических проявлений;

Улучшение функции дыхания;

Снижение необходимости в бронхолитических средствах;

Предотвращение развития угрожающих жизни состояний.

При обнаружении острого отека необходимо вызвать скорую помощь. Первая помощь больному заключается в том, чтобы:

  1. избавиться от воздействия аллергена (лекарства, пищи, животного);
  2. успокоить больного (снять эмоциональную нагрузку);
  3. обеспечить доступ свежего воздуха: снять галстук и пояс, расстегнуть застежку у ворота, открыть форточку;
  4. положить холодный компресс на пораженную область для уменьшения интенсивности зуда и отека;
  5. закапать в нос сосудосуживающие капли (например, нафтизин).
  6. применение антигистаминных средства (димедрола, супрастина).

Как восстановить дыхание при стрессе?

Любая резкая смена эмоций может вызвать спазм сосудов, в результате чего органы и ткани будут недостаточно насыщаться кислородом. Стресс приводит к сильному напряжению в мышцах грудной клетки и провоцирует приступ удушья. Чтобы научиться контролировать и восстанавливать дыхание при стрессе, нужно придерживаться следующих правил:

  • учиться вдыхать легко и выдыхать продолжительно, что приводит к сокращению диафрагмы и стимулирует работу внутренних органов;
  • эмоции нельзя сдерживать;
  • научиться дышать животом: делая вдох, выпячивать живот, на выдохе ощущать, как живот спадает;
  • сделать медленный вдох и выдох в бумажный пакет или сложенные вместе ладони.

Как помочь больному при астме?

Первая помощь при астматическом приступе состоит в том, чтобы:

  1. освободить больного от тугой одежды;
  2. открыть доступ свежего воздуха;
  3. опустить кисти рук и стопы ног в горячую воду или поставить на них горчичники;
  4. растирать в области сердца тряпкой, смоченной в холодной воде с уксусом и солью, если нет заболеваний легких;
  5. натирать виски одеколоном;
  6. применять горячие обертывания груди.

Для снятия приступа астмы можно использовать средства народной медицины :

  • чай из солодки (1 чайную ложку корня солодки прокипятить в течение 2-х минут в чашке воды, перед употреблением добавить 1/2 чайной ложки чистого топленого масла) принимать по глотку каждые 5-10 минут;
  • принять средство из 1/4 чашки лукового сока, чайной ложки меда и 1/8 чайной ложки черного перца;
  • 2-3 раза в день натощак принимать смесь из 1 чайной ложки горчичного масла с 1 чайной ложкой нерафинированного сахара.

Что делать при удушье?

Приступы удушья чаще возникают ночью, чем днем. Дыхание при этом становится шумным, сопровождается свистом и хрипами. Короткий вдох и длинный выдох со свистом и хрипами говорит о заболевании дыхательных путей и спазме бронхов.

При сердечной недостаточности наблюдается частое дыхание, при котором вдох и выдох затруднен. При удушье нужно действовать следующим образом:

  • усадить больного, обеспечить свободный доступ свежего воздуха (убрать одеяло, открыть окно);
  • прикладывать грелки к ногам и рукам или опустить ноги по щиколотку в таз с горячей водой;
  • поставить горчичники на грудь или боковые поверхности туловища; или на спину ниже лопаток;
  • дать больному эфедрин и эуфиллин по одной таблетке.

Как защитить ребенка от удушья?

Хрипы при дыхании, сильный кашель, удушье может возникнуть у ребенка в результате нарушения работы органов дыхания, действия аллергена или инфекции. Необходимо установить причину приступа, обращая внимание на такие детали:

  • эмоциональное состояние ребенка (спокоен, расстроен, нервничает);
  • чем занимался ребенок (бегал, играл, сидел);
  • что надето на ребенке (тесная одежда или аллергия на ворс);
  • нахождение рядом животного;
  • чем питался ребенок перед приступом;
  • какова обивка мебели, могла ли она вызвать аллергию.

Для предупреждения приступов удушья необходимо:

  1. увлажнять сухой климат в квартире;
  2. проверять, нет ли у ребенка жара;
  3. прочищать ребенку нос, поскольку многие дети не могут сказать об этом;
  4. пользоваться лекарствами от насморка не более 3-4 дней подряд;
  5. не волноваться, потому что волнение родителей передается ребенку.

Мало кто задумывается над тем, как правильно дышать: этот процесс происходит бесконтрольно, на уровне подсознания. А между тем существуют грудной, брюшной и комбинированный типы дыхания (диафрагмой, животом, тем и другим вместе), каждый из которых равнозначен. Для формирования правильного дыхания необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений дыхательной гимнастики, но перед этим оценить, насколько правильно вы дышите (соблюдаете частоту и ритм при вдохе и выдохе).

Основы формирования правильного, глубокого дыхания животом и грудью

Правильное дыхание особенно необходимо зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. По утверждению специалистов, при неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность попадания в организм возбудителей респираторных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой.

Многие люди дышат по типу поверхностного дыхания: слишком часто (норма - 16 дыхательных движений в минуту в спокойном состоянии) и неглубоко, время от времени задерживая вдох и выдох. В результате легкие не успевают, как следует провентилироваться - свежий воздух поступает только в наружные отделы, большая же часть объема легких остается невостребованной, то есть воздух в ней не обновляется, что «на руку» вирусам и бактериям.

Основа правильного дыхания – это удлиненный вдох-пауза-короткий выдох.

Тип дыхания. Определите, как именно вы дышите: активно расслабляя живот - брюшной тип дыхания, поднимая и опуская грудную клетку - грудной тип, совмещая то и другое - смешанный тип дыхания. Какое дыхание является правильным для стабильного функционирования организма?

Грудное дыхание, при котором в акте дыхания участвуют в основном межреберные мышцы, природа приберегла для женщин. Но и мужчины, сидящие над ворохом бумаг, перед экраном телевизора или за рулем, тоже дышат в этой несвойственной им манере. Главное - чтобы сам процесс грудного, брюшного или смешанного дыхания был четко отлажен, для чего потребуется тренировка.

Как характеризуется правильное дыхание

Правильное дыхание характеризуется частотой и ритмом.

Для определения частоты дыхания сядьте поудобнее, положите перед собой часы с секундной стрелкой, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты.

14 вдохов в минуту - это отличный показатель правильного, глубокого дыхания: так дышат обычно хорошо тренированные и выносливые люди. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете свою дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.

От 14 до 18 вдохов в минуту - неплохой результат. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.

Более 18 вдохов в минуту - повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно.

Система развития правильного ритма дыхания человека

Ритм правильного дыхания – это соотношение вдоха и выдоха, расстановка пауз в этом цикле.

Удлиненный вдох - пауза - короткий выдох. Именно так дышат люди, наделенные высокой работоспособностью. Попробуйте войти в мобилизующий дыхательный ритм, чтобы ощутить прилив сил и активизировать защитную систему. Организм очень мудро устроен: вдох - возбуждающий фактор, выдох - успокаивающий.

Короткий энергичный вдох - растянутый выдох - пауза. Этот ритм действует как успокоительная таблетка. С помощью такого ритма нервная система расслабляет мышцы, избавляясь от внутреннего напряжения. Стали часто вздыхать без видимой причины? Это организм пытается ненавязчиво напомнить нам - пора сделать перерыв, отдохнуть. Не пренебрегайте его подсказкой. Помните, хроническая усталость ослабляет иммунную систему.

Недостаточно четкий ритм дыхания с периодической задержкой вдоха или выдоха в сочетании с частым и поверхностным дыханием во много раз повышает вероятность заболевания гриппом или . И не только. Неправильное дыхание, помимо того что затрудняет работу легких, нарушает сопутствующие движения диафрагмы, которые в норме должны улучшать и облегчать деятельность сердца, активизировать кровообращение в органах брюшной полости и малого таза.

Какое дыхание правильное: грудной и брюшной типы

Чтобы сформировать правильное дыхание, человеку нужно выполнять специальные упражнения.

Специальное дыхательное упражнение для выработки брюшного типа дыхания:

  • лечь на спину, положить ладони под голову и слегка согнуть ноги в коленях;
  • для тренировки правильного дыхания животом нужно напрячь мышцы брюшного пресса, втягивая живот и энергично выдыхая воздух;
  • выдержать небольшую паузу, пока не появится потребность вдохнуть;
  • с помощью диафрагмы сделать вдох, как бы наполняя живот воздухом;
  • после небольшой паузы выдохнуть, сильно втягивая живот.

Освоив грудное и брюшное дыхание и соединив эти навыки в одно целое, вы почувствуете, насколько крепче станет ваш организм. Но не останавливайтесь на достигнутом, продолжайте развитие правильного дыхания – основу основ хорошего самочувствия.

Специальное дыхательное упражнение для выработки грудного типа дыхания:

  • лечь на живот, выпрямив ноги и приняв позу отдыхающего льва: слегка приподнять грудную клетку, опираясь на ладони и предплечья согнутых в локтях рук;
  • напрягая межреберные мышцы, медленно набрать полную грудь воздуха, чтобы грудная клетка приподнялась;
  • задержать дыхание на несколько секунд, а затем произвести короткий выдох, расслабляя мышцы и опуская грудную клетку;
  • выдержать небольшую паузу, а когда появится потребность сделать вдох, повторить дыхательный цикл сначала.

Полное (смешанное) дыхание, в котором одновременно участвуют брюшной пресс, диафрагма и межреберные мышцы, считается самым здоровым. При такой системе правильного дыхания не только легкие, но и , кишечник, печень работают как часы, повышается сопротивляемость бронхов и носоглотки к неблагоприятным воздействиям. Так что никакие вирусы не будут страшны.

Возможности дыхательных упражнений сложно переоценить. Тренироваться таким образом нужно хотя бы несколько раз в день. Лучше всего делать это на свежем воздухе во время прогулки спокойным шагом.

Утром и днем во время прогулки выполняйте простые дыхательные упражнения, активизирующие тип полного дыхания: удлиненный вдох (на 4-6 шагов) с паузой (на 2 шага) и укороченный, но активный выдох (на 2 шага). А вечером перед сном дышите в успокаивающем режиме: короткий полный вдох (на 2 шага), удлиненный выдох (на 4 шага) и пауза после выдоха (на 2 шага).

Помните, что усиленная вентиляция легких без соответствующей тренировки может привести к избыточной потере углекислоты - у вас закружится голова, можно даже потерять сознание. Чтобы этого не произошло, занимайтесь в хорошо проветриваемом помещении, утром - натощак или днем через 3 ч после еды. Обязательно выдерживайте паузу после каждого выдоха и постепенно увеличивайте время занятий: от 2-3 дыхательных циклов до 10-15 в течение одного занятия.

Нельзя выполнять полное дыхание, если вы находитесь на загазованной улице, когда рядом снуют автомобили.

Специальное дыхательное упражнение для тренировки полного дыхания:

  • встать прямо, расставив ноги на ширину плеч и опустив руки вдоль туловища. Выдохнув воздух, подождать, пока не появится потребность во вдохе;
  • считая в уме до 8, медленно вдохнуть через нос, последовательно направляя воздушную струю снизу вверх: сначала - в живот (при этом слегка его, выпятив), затем - расширяя грудную клетку, а потом приподнимая плечи. В конце вдоха живот должен быть слегка втянут;
  • энергично выдыхать в той же последовательности: сначала расслабить диафрагму и напрячь брюшной пресс, втягивая живот, затем расслабить межреберные мышцы и опустить плечи;
  • выдержать небольшую паузу, а когда появится желание сделать вдох, повторить все сначала. Делая полный вдох, необходимо слегка приподнимать голову, а при выдохе немного опускать.

В видео «Правильное дыхание» показаны все типы правильного дыхания:

Специальные статические упражнения для дыхательной системы

1. Стоя, ноги на ширине плеч. Сделать полный выдох, затем медленный вдох через нос, как при полном дыхании. Не делая паузы на высоте вдоха, произвести выдох через губы, сложенные, как для свиста, но, не надувая щек. Выдыхать воздух короткими, сильными толчками, для чего во время каждого воздушного толчка следует напрягать (втягивать) живот и расслаблять брюшные мышцы и диафрагму. Если толчки воздуха при выдохе будут слабыми, упражнение теряет смысл. Один вдох разбивается на три толчка.

Это упражнение дыхательной гимнастики полезно для быстрой вентиляции легких после длительного пребывания в душном помещении.

2. Сидя на стуле. Делая глубокий вдох, медленно выдыхать через нос, отмечая продолжительность выдоха в секундах. В процессе тренировки выдох постепенно удлиняется (примерно на 2-3 с в каждую неделю занятий), причем заканчивать выдох надо без особых волевых усилий.

3. Сидя или стоя. Сделать прерывистый вдох через нос в 3-4 приема, то есть после каждого вдоха делать небольшой выдох, причем каждый последующий вдох должен быть глубже предыдущего. Когда легкие наполнятся воздухом, после короткой задержки дыхания сделать быстрый, сильный выдох через широко раскрытый рот. Это упражнение для дыхательной системы нужно выполнить 3 раза.

4. Стоя без напряжения. Сделать прерывистый вдох в 3-4 приема, сопровождая каждый вдох выпячиванием живота (диафрагма опускается вниз). Выдох делается через нос толчками. При каждом толчке живот немного втягивается.

5. Сделать полный вдох через нос. После небольшой паузы (3-5 с) выдохнуть через рот со звуком «с». Затем снова сделать полный вдох через нос и после паузы выдох рывками со звуком «фу-фу-фу». Одновременно с каждым звуком «фу» втягивать и расслаблять живот. Плечи опущены. Выполнить 3 раза.

6. Тренировка дыхания с постепенным удлинением вдоха. Дыхание производится под мысленный счет. Пауза после вдоха во время этого специального дыхательного упражнения равна половине вдоха. Восемь дыхательных циклов проводятся с постепенным удлинением вдоха (на счет от 4 до 8) и коротким выдохом.

Лучшие упражнения динамической гимнастики для правильного дыхания (с видео)

Данные упражнения для дыхания укрепляют мышцы грудной клетки, живота и диафрагмы и так же, как и статические, способствуют освоению и закреплению навыков правильного (полного) дыхания:

1. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. На вдохе слегка откинуться назад, на выдохе немного наклониться вперед, сведя плечи и опустив руки вниз. Выполнить 5 раз.

2. Ноги на ширине плеч, руки на бедрах. Сделав вдох, одновременно шагнуть вперед левой ногой и немного откинуть назад голову; правая нога на носке. На выдохе поставить ногу на место, голову немного опустить. Сделать то же самое с правой ноги. Выполнить 5 раз.

3. Ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Сделать глубокий вдох, одновременно подняв руки над головой и слегка откинувшись назад. На выдохе наклониться вперед, стараясь пальцами рук коснуться пола, не сгибая колен. Выполнить 3 раза.

4. Ноги вместе, руки на поясе. Делая вдох, повернуться влево, ноги остаются на месте, руки разводятся в стороны на уровне плеч. На выдохе наклониться вперед и влево, руки отвести назад.

При следующем вдохе выпрямиться и повернуть туловище вправо, разведя руки в стороны на уровне плеч. Делая выдох, наклониться вперед и вправо, руки отвести назад. На очередном вдохе выпрямиться, руки поднять вверх и сделать спокойный выдох с одновременным опусканием рук. Выполнить 2 раза.

5. Ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Сделать небольшой вдох. Медленно выдыхая, опустить голову на грудь, плечи свести вперед, руками коснуться коленей, посмотреть вниз. На выдохе поднять голову, расправить плечи, руки поднять в стороны до уровня плеч, посмотреть вверх, руки опустить. Выполнить 3 раза.

6. Ноги на ширине плеч, кисти рук поместить на грудь так, чтобы ощущать ими движения ребер. Сделать круговые движения локтями вперед и назад. Дышать равномерно, без задержек. Выполнить 5 раз.

7. Ноги на ширине плеч, руки на поясе (ладони лежат на спине, большие пальцы впереди). Делать наклоны туловища вперед и назад, вправо и влево. При выпрямлении слегка сжимать спину руками; во время наклона делать выдох, при выпрямлении - вдох. Выполнить 3 раза.

8. Ноги на ширине плеч, руки на поясе (ладони лежат на спине, большие пальцы впереди). Делать круговые движения средней частью туловища и бедрами. Дыхание произвольное, без задержек. Выполнить по 10 раз вправо и влево.

9. Ноги вместе, руки со сжатыми кулаками заложить за спину (кулаки касаются друг друга). Медленно ходить, на вдохе поднимаясь на носки и стараясь поднять руки за спиной, голову откидывать назад. На выдохе ноги ставить на ступню, руки опускать, подбородком касаться груди. Выполнять в течение 1 мин.

10. Ноги вместе, руки опущены вдоль тела. На вдохе, прогнувшись назад, сделать шаг влево (правая нога остается на месте) и, подняв руки в стороны до уровня плеч, описывать ими небольшие круги - слева направо и справа налево по 6 раз. На выдохе вернуться в исходное положение. Сделать это же самое эффективное дыхательное упражнение, поменяв ноги.

11. Ноги вместе, кисти рук на затылке, пальцы переплетены. На вдохе подняться на носки и прогнуться назад. На выдохе опуститься на ступни и, разведя руки в стороны, опустить их вниз. Выполнить 6 раз.

12. Сидя верхом на стуле лицом к спинке, спина прямая, руки опираются на спинку стула. Сделать вдох. На выдохе согнуться и, сильно втянув живот, коснуться лицом рук. Выполнить 6 раз.

Посмотрите видео «Дыхательные упражнения», которое поможет вам лучше освоить технику дыхательной гимнастики:

Эффективный комплекс для правильного дыхания: виды восточных упражнений

В комплекс дыхательных упражнений входит так называемое «очистительное дыхание» - важнейший способ дыхания йогов. Как правило, оно завершает любой комплекс физических упражнений или дыхательную гимнастику.

  • Встать прямо, ноги вместе, ладони прижаты друг к другу, запястья рук слегка надавливают на живот так, что ладони оказываются перпендикулярны телу. Сделать глубокий вдох через нос. Дышать так, как описано для полного дыхания. Задержать на несколько секунд выдох. Губы при этом складываются в трубочку. Щеки не раздуваются. Далее ритмично, сильными, но резкими выдохами выбрасывать воздух. Издавать резкие звуки. Щеки раздувать не следует. Не выдыхайте весь воздух сразу. После некоторой паузы, когда он на мгновение задерживается в легких, выдохните с силой все остатки. Важно ощутить саму эту мощь выдоха, порции выдыхаемого воздуха нужно прочувствовать.

Этот способ техники правильного дыхания очищает легкие и освежает организм человека, одаривает запасом бодрости и здоровья. Прекрасный вариант при снятии усталости - как умственной, так и физической.

Ещё один вид дыхательных упражнений – дыхание на развитие голоса. Оно помогает выработать красивый, глубокий, звучный, сильный голос. Это влияет не только на благозвучие нашей речи, но и на состояние верхних дыхательных путей, а также гортани. Голос непосредственно отражает общее состояние человека, а также показывает, насколько велика в нем жизненная сила. Эта техника скорее дополнительная, а не основная, поскольку она затрагивает очень важные и тонкие материи, и без специальной, долгой подготовки не окажет нужного действия.

Выполняя это упражнение для правильного дыхания, нужно сделать медленный и глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на несколько секунд. Выдохнуть мощно, одним движением, широко раскрыв рот. Завершить очистительным дыханием, чтобы легкие пришли в спокойное состояние.

Одно из лучших дыхательных упражнений – задержка дыхания. Это упражнение помогает развивать дыхательные мускулы и легкие. После многократного и частого его применения удается расширить и грудную клетку, что очень важно для воздухо- и энергообменных процессов. Легкие в процессе этого упражнения очищаются, улучшается их вентилирование. Полезно оно и при заболеваниях желудка, печени. Опасность представляет при гипертонии, поэтому гипертоникам его делать не рекомендуется.

Можно выполнять стоя, сидя или лежа. Сделать вдох через нос - медленный, полный, как описывается для технике полного дыхания. Задержать дыхание на вдохе до 10-20 с. Почувствовать, как легкие наполняются воздухом. С силой выдохнуть воздух через рот. Должна выйти вся отработанная энергия, унося с собой, то негативное, что в ней накоплено. В заключение успокоить легкие очистительным дыханием.

Ниже представлено видео «Упражнения дыхательной гимнастики» для укрепления организма:

Методика простых дыхательных упражнений: возможности самоконтроля

В методике дыхательных упражнений для определения адекватности физической нагрузки существует несколько простых способов.

Частота пульса. Большинство людей получают максимальную пользу от упражнений, если частота их пульса во время занятий составляет около 70 % от максимального. Ваш максимум пульса это 220 минус возраст.

  • Если вам 20 лет, то максимум пульса - 220 - 20 = 200 ударов в минуту. Тогда 70 % от максимума будет 140 ударов в минуту.
  • При таком пульсе нагрузка будет наиболее эффективна и безопасна.

Приятная усталость. Если занятия приятны, но вы не устаете, то нагрузка недостаточна. Если устаете и нет удовольствия - то велика. Вы должны ощущать именно приятную усталость.

Разговорный тест. Если вы во время гимнастики для правильного дыхания можете свободно поддерживать разговор с кем-то, то ваша нагрузка недостаточна. Если вы можете говорить сами с собой, то нагрузка хороша, но хотелось бы ее чуть-чуть увеличить.

Упражнение для тренировки органов дыхания «Сантиметр»

В комплекс упражнений для дыхания входит упражнение «Сантиметр», которое подходит как для контроля правильности вдохов и выдохов, так и для тренировки дыхательных мышц (в первую очередь - межреберных), а также главной дыхательной мышцы - диафрагмы и мышц живота. Это упражнение способствует также повышению подвижности межреберных и межпозвонковых сочленений.

По разнице окружности грудной клетки на максимальном вдохе и выдохе определяется подвижность грудной клетки, которая, к примеру, у подростков составляет около 10 см. Если эта разность меньше, необходима тренировка - постановка дыхания.

Это упражнение для органов дыхания выполняется с помощью обычной сантиметровой ленты, которая накладывается на уровне мечевидного отростка (на кожу или на футболку), плотно обтягивая грудную клетку. Концы ленты крепко удерживает в руках либо сам занимающийся, либо его помощник. Хорошо, если упражнение делается перед зеркалом.

Как правильно дышать, выполняя упражнение «Сантиметр»?

  • На счет «1-2-3» делается глубокий, медленный вдох через нос, ребра преодолевают сопротивление ленты. Ребра должны как бы раздвигать плотно обхватывающую ленту, преодолевая довольно большое сопротивление, до максимально возможного положения.
  • На счет «1-2-3» выполняется задержка дыхания и остановка движения ребер. Лента продолжает плотно обтягивать грудную клетку.
  • На счет «4-5-6-7-8-9» делается медленный, плавный выдох через нос или чуть приоткрытый рот. Ребра свободно уходят вовнутрь максимально до конца. Лента при этом плотно затягивает ребра вглубь грудной клетки.

Упражнение для тренировки дыхания «Сантиметр» проводится 1-2 раза в день (в зависимости от тяжести течения бронхолегочного процесса у пациента), утром и/или днем, по 15 мин, в среднем по 15-20 дыхательных циклов.

Статья прочитана 35 913 раз(a).

Любое, даже незначительное отклонение от нормы в процессе дыхания - это повод обратиться в медицинское учреждение за помощью. Существует множество факторов, которые могут повлиять на дыхательный процесс. Это могут быть легочные заболевания, аллергия, сахарный диабет или болезни головного мозга.

Нарушение дыхания - это огромный риск наступления кислородного голодания, что чревато развитием других патологических процессов в организме и головном мозге.

Разновидности

Медики выделяют три вида нарушений:

  • Обструктивный. Такой тип характеризуется тем, что нарушается проходимость путей, по которым проходит воздух, то есть в организм поступает ограниченное количество кислорода.
  • Рестриктивный. К причинам развития данного типа относят легочные перебои, то есть проблемы с расправлением легких. В результате они работают практически на пределе своих возможностей, затруднена их вентиляция и нарушен газообмен. Такое состояние также опасно кислородным голоданием.
  • Смешанный тип характеризуется причинами появления, которые присущи для двух предыдущих типов.

Причины рестриктивных нарушений

Нарушения функции дыхания в данном случае приводят к тому, что снижается емкость легких, человек не способен вобрать большое количество кислорода. Проявляется это в том, что человек не способен надолго задержать дыхание, ему тяжело заниматься даже легкими видами спорта, появляется одышка.

Выделяют два провоцирующих фактора: внутрилегочные и внелегочные. В первом случае провокатором выступают внутренние патологические процессы, возникающие непосредственно в легких. Во втором случае - внешние факторы или механическое воздействие.

Внелегочный тип

Появление этого типа связано с факторами, которые возникли не в самих легких. К такому состоянию могут привести:

  • лишний вес и ожирение;
  • механические удары, переломы ребер и сдавливание грудной клетки, к примеру, после ДТП;
  • окостенение хрящей;
  • проблемы с пищеварительным трактом, чаще всего свойственные младенцам;
  • нарушения подвижности связочно-суставного аппарата в области легких.

Внутрилегочная форма

Внутри легких могут возникать также из-за внешних факторов, но происходящих внутри организма. В таких случаях ткань легких плохо растягивается, и поэтому процесс их расправления усложняется.

К провоцирующим факторам данной разновидности нарушений относят:

  • Недостаточное количество сурфактанта, который позволяет нормально расправляться альвеолам. Снижение его количества может быть связано с курением табака или наркотических веществ, либо при регулярном попадании в легкие пыли.
  • Снижение вентиляции альвеол, или ателектаз, который может появиться, в том числе на фоне малого количества сурфактанта.
  • Опухоли или кисты в легких. Такая проблема решается только путем хирургического вмешательства.
  • Фиброзные образования, к примеру, разрастание соединительных тканей.
  • Пневмония, отек легких.

Симптоматика

Как правило, для опытных специалистов никаких проблем при постановке диагноза по внешним признакам не возникает, как и в определении типа нарушения дыхания.

При рестриктивной форме у пациента наблюдается Если нарушения уже приняли хроническую форму, то у больного может ухудшиться самочувствие, появятся быстрая утомляемость и беспокойный сон.

Лечение

Помимо устранения провоцирующего фактора может проводиться оксигенотерапия, то есть подача воздуха непосредственно в легкие. Для улучшения состояния рекомендуется посещение бассейна, занятия аквааэробикой, дыхательные упражнения и самые обыкновенные прогулки на свежем воздухе.

Обструктивная форма

Нарушение ритма дыхания данной формы чаще всего возникает на фоне поражений головного мозга. На сегодняшний день выделяют ряд симптомокомплексов и состояний, при которых наблюдаются проблемы с дыханием.

Или большое дыхание. Такой синдром проявляется в том, что человек хоть и дышит равномерно, но вдох всегда шумный и сильно глубокий, как и выдох. Такое дыхание характерно для диабетиков и лиц с почечной недостаточностью.

Дыхание Чейна-Стокса. Характеризуется переменным чередованием гиперпноэ и апноэ. У пациентов наблюдается газовый алкалоз и гипервентиляция легких. Нарушение дыхания может наблюдаться при наличии следующих патологических процессов:

  • застойные процессы в легких;
  • гипоксемия;
  • псевдобульбарный синдром;
  • инфаркт мозга;
  • травмы и ишемические повреждения мозга;
  • супратенториальные опухоли и прочие.

Синдром центральной неврогенной гипервентиляции. Состояние характеризуется гиперпноэ, то есть дыхание очень глубокое и быстрое, примерно 25 раз за 60 секунд. Такое дыхание часто возникает при наличии опухоли среднего мозга, характерно для коматозного состояния.

Апнейстическое дыхание. В таких случаях наблюдаются удлиненные вздохи, а далее идет задержка дыхания. Состояние характерно для ишемического инсульта, может проявляться при гипогликемической коме, или при тяжелой форме менингита.

Дыхание Биото. Такое нарушение дыхания может приходить на смену предыдущей форме. В подобных случаях происходит чередование ритмического дыхания с затяжными паузами. Может появляться на фоне поражения головного мозга, при тяжелейших интоксикациях, менингите, шоковом состоянии.

Хаотическое дыхание. Это фактически беспорядочный процесс, с затяжными приступами апноэ, которые через какое-то время могут привести к полной остановке дыхания. Причин для появления такой проблемы достаточно много: кровоизлияния в мозжечок, черепно-мозговые травмы, опухоли и другие болезни.

Кластерное или групповое периодическое дыхание. Самая распространенная причина такого дыхания - болезнь Шая-Дрейджера. Характеризуется нерегулярными паузами между дыхательными движениями.

Атональное, терминальное или гаспинг-дыхание. Ритм дыхания редкий, вдохи тоже, к тому же судорожные. Такой симптом часто сопровождает мозговую гипоксию или присутствует при поражении продолговатого мозга. При такой патологии есть большой риск полной остановки дыхания на фоне приема наркотических или седативных средств.

Появляется такая аномалия, если сужается просвет трахеи и гортани. Больной при дыхании издает шипящие и сипящие звуки. Нарушение дыхания может проявляться при наличии зоба или черепно-мозговой травме, и дифтерийном крупе.

Инспираторная одышка - характерна при двустороннем поражении нижних отделов ствола мозга.

Нарушение носового дыхания

В нормальном состоянии человек должен дышать симметрично, бесшумно, ровно и тихо. Вдохи и выдохи должны быть полноценными, без необходимости дышать ртом. Существует две причины, которые приводят к патологическим изменениям функции носа:

  • местные, то есть связанные в пневматизацией околоносовых пазух;
  • общие изменения, то есть при нарушении кровяного обращения.

Как правило, нарушения, связанные с дыханием носа, сопровождаются головными болями, постоянным ощущением усталости, может наблюдаться снижение концентрации внимания, дискомфорт в ушах, синусит.

Нарушения могут возникнуть при анатомических деформациях, к примеру, если искривлена перегородка или пирамида носа. Такие проблемы часто являются следствием некорректно проведенной хирургической операции или появляются вследствие травмы. В таких ситуациях также может быть рекомендована операция - септопластика, то есть коррекция кривой носовой перегородки.

Инфекционные заболевания могут запустить нейровегетативно-мышечную диссоциацию, вследствие чего слизистая оболочка страдает на избыточное кровенаполнение, а это затрудненное дыхание. Этот симптомокомплекс убирается при помощи внутриносовых блокад. Врачи рекомендуют использовать гомеопатические препараты, к примеру, «Траумель С», совместно с лечением лазером, проведением процедур по орошению носовой полости препаратами с активными минералами. Полностью пройденный курс лечения (не менее 10 процедур) позволяет избежать хирургического вмешательства в работу органов дыхания.

Нарушения их функций следует избегать. Для этого необходимо отказаться от курения, следить за собственным весом и не допускать ожирения. Иммунитет следует постоянно поддерживать, употреблять витамины, скорректировать питание и отказаться от вредных продуктов питания. Стараться не допускать инфекционные и бактериальные заболевания, избегать травм и, конечно же, чаще бывать на свежем воздухе.