Маяковский владимир - разговор с фининспектором о поэзии. Анализ поэм Маяковского В.В

анализ стихотворения разговор с фининспектором

  1. Анализ стихотворения Маяковского "Разговор с фининспектором"
    Уже первое прочтение стихотворения убеждает в том, что появление фигуры фининспектора, да и сама "бухгалтерская" подоплека разговора - это оригинальный композиционный прием, позволяющий автору разыграть перед читателем захватывающий спектакль, ввести теоретический разговор о поэзии в практическую плоскость, доступную каждому. Подобные попытки "объяснить" доходчивым языком сущность поэзии вообще характерны для Маяковского, вспомним его статью "Как делать стихи? ".

    Стихотворение построено на использовании лексики нарочито приземленной, производственной, бухгалтерской: вексель, мелочишка, касса, нажал, сломал, влетит в копеечку. Такой лексический состав вызывает удивление, хотя и понимаешь, что он обоснован заявленным подходом к стихотворчеству: поэзия - это производство.
    Вообще, умение удивить читателя - это конек Маяковского, мне кажется, мало кто из поэтов владел этим искусством в такой же степени, как он. В статье "Как делать стихи? " поэт пишет: "Новизна в поэтическом произведении обязательна. Материал слов.. . попадающихся поэту, должен быть переработан". В полной мере процесс "переработки" слов продемонстрирован в рассматриваемом стихотворении.

    Говоря по-нашему,
    рифма -
    бочка.
    Бочка с динамитом.
    Строчка -
    фитиль.
    Строчка додымит,
    взрывается строчка, -
    и город
    на воздух
    строфой летит, -

    развернутая метафора, придуманная Маяковским, построена на совершенно неожиданном сравнении рифмы с бочкой динамита. Сам по себе ассоциативный ряд "рифма - бочка" говорит о необычности, оригинальности поэтического мышления автора. Очевидно, что Маяковский понимал: читатель не уловит этой ассоциации без специального объяснения. Потому и сочинил небольшую историю, в которой объяснил вс. Использование развернутых метафор-иллюстраций, построенных на неожиданных, а часто и эпатирующих читателя ассоциациях, - характерная черта творческой манеры Маяковского.

    Вот еще одна яркая метафора: "Машину души с годами изнашиваешь". Она тоже построена на совмещении несовместимых понятий: души и машины. Традиционное для Маяковского объяснение ассоциации: "Все меньше любится, все меньше дерзается... " Затем еще более яркая метафора: "...страшнейшая из амортизаций - амортизация сердца и души".

    Сколько боли, искренности в этих строках!

    Часто в качестве исходного материала для поэтического творчества Маяковский берет совершенно бесцветные, знакомые всем слова, выражения и лишь одним метким мазком "оживляет" их, показывает в неожиданном ракурсе:

    Пуд,
    как говорится,
    соли столовой
    съешь
    и сотней папирос клуби,
    чтобы
    добыть
    драгоценное слово
    из артезианских
    людских глубин.
    Страстность и определенность в решении темы, яркость и ясность образов, простота и меткость речи отличительные черты Маяковского-поэта. Он горд своей причастностью к созданию нового государства.
    Славьте,
    молот
    и стих,
    землю молодости

  1. Загрузка... Подскажите вопросы и ответы к пьесе "гроза" 1. Какая тема раскрывается автором в драме "Гроза"? (Конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями...
  2. Загрузка... Помогите пожалуйста Роль Молчалина в произведение "Горе от Ума" НАДЕЮСЬ ТЕБЕ ЭТО ПОМОЖЕТ!) Молчалин за других себя забыть готов Враг дерзости, всегда застенчиво,...
  3. Загрузка... Почему К. Чуковский назвал своего персонажа Бармалеем? У него был реальный прототип? наверно сократилось "бармен, лей! "пил может Бармалей вымышленный африканский каннибал из сказки...
  4. Загрузка... Пожалуйста помогите найти стих для выступления в конкурсе "мисс школа" буду очень признательна! Константин Ваншенкин "Мальчишка" Когда-то это стихотворение было написано для старшеклассницы Юли....
  5. Загрузка... А вам нравится Скарлетт О"Хара из "Унесенных ветром"? Я знаю, что многие ей восхищаются. А сама М. Митчелл считала ее... Личность она конечно силная,...

Гражданин фининспектор!
Простите за беспокойство.
Спасибо…
не тревожьтесь…
я постою…
У меня к вам
дело
деликатного свойства:
о месте
поэта
в рабочем строю.
В ряду
имеющих
лабазы и угодья
и я обложен
и должен караться.
Вы требуете
с меня
пятьсот в полугодие
и двадцать пять
за неподачу деклараций.
Труд мой
любому
труду
родствен.
Взгляните —
сколько я потерял,
какие
издержки
в моем производстве
и сколько тратится
на материал.
Вам,
конечно, известно явление «рифмы».
Скажем,
строчка
окончилась словом
«отца»,
и тогда
через строчку,
слога повторив, мы
ставим
какое-нибудь:
ламцадрица-ца.
Говоря по-вашему,
рифма —
вексель.
Учесть через строчку! —
вот распоряжение.
И ищешь
мелочишку суффиксов и флексий
в пустующей кассе
склонений
и спряжений.
Начнешь это
слово
в строчку всовывать,
а оно не лезет —
нажал и сломал.
Гражданин фининспектор,
честное слово,
поэту
в копеечку влетают слова.
Говоря по-нашему,
рифма —
бочка.
Бочка с динамитом.
Строчка —
фитиль.
Строка додымит,
взрывается строчка,-
и город
на воздух
строфой летит.
Где найдешь,
на какой тариф,
рифмы,
чтоб враз убивали, нацелясь?
Может,
пяток
небывалых рифм
только и остался
что в Венецуэле.
И тянет
меня
в холода и в зной.
Бросаюсь,
опутан в авансы и в займы я.
Гражданин,
учтите билет проездной!
— Поэзия
— вся! —
езда в незнаемое.
Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Но как
испепеляюще
слов этих жжение
рядом
с тлением
слова — сырца.
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
Конечно,
различны поэтов сорта.
У скольких поэтов
легкость руки!
Тянет,
как фокусник,
строчку изо рта
и у себя
и у других.
Что говорить
о лирических кастратах?!
Строчку
чужую
вставит — и рад.
Это
обычное
воровство и растрата
среди охвативших страну растрат.
Эти
сегодня
стихи и оды,
в аплодисментах
ревомые ревмя,
войдут
в историю
как накладные расходы
на сделанное
нами —
двумя или тремя.
Пуд,
как говорится,
соли столовой
съешь
и сотней папирос клуби,
чтобы
добыть
драгоценное слово
из артезианских
людских глубин.
И сразу
ниже
налога рост.
Скиньте
с обложенья
нуля колесо!
Рубль девяносто
сотня папирос,
рубль шестьдесят
столовая соль.
В вашей анкете
вопросов масса:
— Были выезды?
Или выездов нет?-
А что,
если я
десяток пегасов
загнал
за последние
15 лет?!
У вас —
в мое положение войдите —
про слуг
и имущество
с этого угла.
А что,
если я
народа водитель
и одновременно —
народный слуга?
Класс
гласит
из слова из нашего,
а мы,
пролетарии,
двигатели пера.
Машину
души
с годами изнашиваешь.
Говорят:
— в архив,
исписался,
пора!-
Все меньше любится,
все меньше дерзается,
и лоб мой
время
с разбега крушит.
Приходит
страшнейшая из амортизаций —
амортизация
сердца и души.
И когда
это солнце
разжиревшим боровом
взойдет
над грядущим
без нищих и калек,-
я
уже
сгнию,
умерший под забором,
рядом
с десятком
моих коллег.
Подведите
мой
посмертный баланс!
Я утверждаю
и — знаю — не налгу:
на фоне
сегодняшних
дельцов и пролаз
я буду
— один! —
в непролазном долгу.
Долг наш —
реветь
медногорлой сиреной
в тумане мещанья,
у бурь в кипенье.
Поэт
всегда
должник вселенной,
платящий
на горе
проценты
и пени.
Я
в долгу
перед Бродвейской лампионией,
перед вами,
багдадские небеса,
перед Красной Армией,
перед вишнями Японии —
перед всем,
про что
не успел написать.
А зачем
вообще
эта шапка Сене?
Чтобы — целься рифмой —
и ритмом ярись?
Слово поэта —
ваше воскресение,
ваше бессмертие,
гражданин канцелярист.
Через столетья
в бумажной раме
возьми строку
и время верни!
И встанет
день этот
с фининспекторами,
с блеском чудес
и с вонью чернил.
Сегодняшних дней убежденный житель,
выправьте
в энкапеэс
на бессмертье билет
и, высчитав
действие стихов,
разложите
заработок мой
на триста лет!
Но сила поэта
не только в этом,
что, вас
вспоминая,
в грядущем икнут.
Нет!
И сегодня
рифма поэта —
ласка
и лозунг,
и штык,
и кнут.
Гражданин фининспектор,
я выплачу пять,
все
нули
у цифры скрестя!
Я
по праву
требую пядь
в ряду
беднейших
рабочих и крестьян.
А если
вам кажется,
что всего делов —
это пользоваться
чужими словесами,
то вот вам,
товарищи,
мое стило,
и можете
писать
сами!

Анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковского

К написанию этого стихотворения Маяковского подтолкнуло изменение в советском законодательстве, по которому творческая интеллигенция должна была часть своего дохода отдавать государству.

В написанном в 1926 году «Разговоре с фининспектором о поэзии» Маяковский в присущей ему ироничной манере указывает госчиновнику на то, что творческих людей нельзя ставить в одном ряду с обычными тружениками. Поэта возмутила не сумма, которую от него требовалось выплачивать, а сам факт того, что он должен отныне платить за свои строчки, как крестьянин платил налог за голову скота. Его возмутил подобный формальный подход и требование делиться и так скромным заработком.

Маяковский указывает воображаемому чиновнику, что «труд мой любому труду родствен». У него, как и у представителя любой другой профессии есть свои издержки, которые измеряются не в количестве истраченных чернил или листов бумаги, а в тех душевных силах, которые автору приходится прикладывать. Поэт указывает, что формальный подход к учету не может покрыть износ «машины души». Автор указывает, что к моменту, когда нужно будет сводить посмертный баланс, он окажется «в непролазном долгу». Разумеется, он подразумевает не деньги и прочие материальные блага. По мнению поэта, он не сможет рассчитаться с вселенной, так как все его мысли будут заняты расчетами с государственной казной. Его возмущает огромное количество вопросов в анкете фининспектора. Он не понимает, как можно подсчитать затраченные на написание одной строчки силы. Автор предлагает записать его в слои беднейших крестьян, потому как не знает, нужны ли будут его сочинения потомкам.

Завершает Маяковский это стихотворение предложением: мол, раз уж чиновники считают, что писать стихи не составляет никакого труда, то пусть встанут на его место и пишут их сами.

Стихотворение относится к жанру гражданской лирики, то есть в нем автор излагает свое мнение относительно происходящего вокруг него, критикует несправедливое, по его мнению, положение вещей. Для того чтобы убедить далекого от творческой деятельности человека в важности и сложности работы поэта, Маяковский прибегает к различным эпитетам, метафорам и сравнениям. Выражениями вроде «мелочишка суффиксов и флексий», «словесная руда» или «касса склонений и спряжений» он высмеивает формальный подход к своей профессии. Написанные тоническим стилем строки лишь подчеркивают мысль о том, что труд поэта – не такой уж и простой.

Маяковский - поэт далеко не однозначный. Это одна из самых противоречивых фигур в русской литературе XX века. Он вмещал в себя все - и эпохальные события своего времени, и малозначительные детали сегодняшнего дня, ораторскую речь, обращенную к массам, и проникновенный лиризм, жесткий реализм и самый возвышенный романтизм. Он все делал «до конца», доходя и в жизни и в искусстве до верхнего предела, до высшей точки. Он к любой поэтической работе относился крайне добросовестно, даже если это были «окна РОСТА» или примитивные агитки. Один из современников Маяковского рассказывал, как поэт в его присутствии отбросил 60 вариантов начала одной из агиток, в которой надо было зарифмовать слова «Всероссийская», «сельскохозяйственная», «выставка».
Маяковский искренне полагал, что поэзия - это эффективный способ общения с массами, возможность донести до большого количества людей идеалы социализма, в которые он свято верил, путь воспитания и просвещения рабочих и крестьян.
Поэзия Маяковского была поэзией восстания, где звучал шаг наступающего пролетариата: «Левой, левой, левой». Это была поэзия вытянутой вперед, указывающей руки, как ответа на вопрос - что делать человеку сегодня, сейчас, немедленно, если он - с пролетарской революцией.
В творчестве Маяковского имеется множество стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии, повествующие «о месте поэта в рабочем строю». К их числу относится и стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии».
Основу сюжета составляет полемика поэта с фининспектором, пришедшим подсчитать, сколько налогов следует платить тому, кто занимается сочинением стихов (в то время писательство было приравнено к индивидуальному предпринимательству и облагалось соответствующим налогом).
Маяковский довольно часто избирает для своих стихотворений подобную форму - диспут, столкновение мнений, соревнование различных точек зрения. С одной стороны, это несет на себе отпечаток публичности, напоминает открытую дискуссию, к участию в которой приглашаются читатели. С другой - позволяет автору высказать свою точку зрения (что не исключает лирического начала в повествовании). С третьей - снимает излишний Дидактизм, «нравоучительность» и даже занудство, которые были бы неизбежны, если бы те же самые идеи изла-
гались напрямую, а не при помощи соответствующего приема. Примечательно, что в стихотворении реплики фининспектора опущены, они лишь подразумеваются. По существу, стихотворение представляет собой лирический монолог.
В этом стихотворении Маяковский сформулировал свой взгляд на роль и значение поэзии в новом, советском обществе. По его мнению, поэзия - «политическое искусство», поэт - «народа водитель» и одновременно - «народный слуга», а произведение искусства - «оружие класса». Поэтический труд сродни груду рабочего. Эта основная мысль Маяковского проходит через многие его стихи.
Труд мой
любому
труду
родствен.
Взгляните -
сколько я потерял,
какие
издержки
в моем производстве
и сколько тратится
на материал.
Маяковский сравнивает поэтический труд с трудом рабочего и любого другого труженика, вносящего свой вклад в строительство новой жизни. Кроме того, затраты, физические и душевные, у поэта гораздо выше, чем в других профессиях, если он, конечно, не халтурщик, ворующий чужие достижения.
«Радость, мастером кованная»,- вот очень точное определение, данное Маяковским поэзии. Маяковский работал над поэтическим словом много и терпеливо: «норма моей выработки 8-10 строк в день». Извлекая «драгоценное слово из артезианских людских глубин», поэт, по мнению Маяковского, должен найти среди «тысячи тонн словесной руды» и тлеющего «слова-сырца» единственно нужные, «испепеляющие» страстным накалом, обладающие колоссальной энергией слова. «Поэзия, - утверждает Маяковский, - та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды». Позднее он писал: «не то что восьмичасовой рабочий день, а шестнадцати-восемнадцати - часовой рабочий день характерен для поэта...»
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Однако вместе с огромными затратами эффективность работы поэта, общественный резонанс, вызываемый его творчеством, чрезвычайно велики. Огромен и его вклад в перестройку жизни и людских душ, в пробуждении того, что пригодится обществу при строительстве нового уклада и новых взаимоотношений.
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
Маяковский считает поэта выразителем народных чаяний и стремлений, из его слова «класс гласит», поэтому он является «пролетарием, двигателем пера».
Растрачивая себя всего на работе, отдавая все силы творчеству, поэт очень быстро сгорает, «машина души с годами изнашивается»
Все меньше любится,
все меньше дерзается,
и лоб мой
время
с разбега крушит.
Приходит
страшнейшая из амортизации -
амортизация
сердца и души.
Однако поэт не жалеет об этом. Он видит в том свое призвание. Фининспектора же (а вместе с ним и остальных людей) он призывает с уважением относиться к труду поэта, понять суть поэтической работы и не приравнивать ее к любой другой работе, основная функция которой лишь заработать деньги.
«Строка - патрон. Статья - обойма» - такие сравнения поэта утверждают прежде всего боевой, наступательный характер его поэзии. Писать - значит сражаться за человечество и человека.
Несмотря на серьезное общественное звучание темы, Маяковский говорит об искусстве языком искусства. Его мысли о поэзии афористичны, они прочно вошли в обиходную речь советской поры, стали крылатыми выражениями. Например, «Марксизм - оружие, огнестрельный метод. Применяй умеючи метод этот!», «Поэзия - вся! - езда в незнаемое. Поэзия - та же добыча радия», «Поэт всегда должник вселенной», «Рифма поэта - ласка и лозунг, и штык и кнут», «Слово - полководец человечьей силы» и т. д.
Итак, стихотворение Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии» нашли свое ярчайшее воплощение мысли поэта о предназначении поэта и поэзии, «о месте поэта в рабочем строю». Поэзия приравнивается Маяковским к труду рабочего, ее вклад в строительство новой жизни чрезвычайно велик. Поэт должен всегда находиться на острие общественной жизни, а порой и быть впереди.
Творчество Маяковского было существенной вехой в развитии русской литературы, в нем она раскрыла новые, до того неведомые грани, породив целое направление, создав мощную школу, из которой вышли многие русские поэты XX века.

Поэма «Про это» (<1923>), напечатанная в первом номере журнала «Леф», содержавшем декларацию группы, подавалась как образец «литературы факта» (первое отдельное издание поэмы было проиллюстрировано фотомонтажами

А. Родченко с использованием фотографий В. Маяковского и Л. Брик). В действительности поэма была тесно связана с творчеством Маяковского футуристического периода не только сюжетно (поэт любит женщину, целиком принадлежащую чуждому миру, который определяется как «обывательский»), но и по своей образности. В ней используются разные стилистические пласты (городской романс, разговорная речь), мотив двойничества (герой то ли отождествляет себя с белым медведем, то ли превращается в него; соотносится с комсомольцем-самоубийцей и с героем поэмы «Человек»),

Противоречивость художественного мира в послереволюционной поэзии Маяковского можно проследить на примере его поэм «Владимир Ильич Ленин» (<1924>), «Хорошо!» (1927), «Во весь голос» (1930). Например, поэма «Хорошо!» состоит из двух самостоятельных сюжетов: сценария для «синтетического» представления под названием «25 октября 1917» и лирической исповеди современника. Связь между этими сюжетами осталась скорее внешней, чем внутренней, органического единства не получилось, несмотря на все усилия автора.

Ещё в 1926 году в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский попытался объяснить человеку непосвящённому трудности и суть поэтического творчества:

Поэзия -
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.

В этом стихотворении Маяковский говорит о неразрывной связи поэта с народом.

...я
народа водитель
и одновременно
народный слуга?

А в 1929 году Маяковский приступил к созданию поэмы «Во весь голос», которая задумывалась как творческий манифест. В первом вступлении в поэму он сформулировал приоритеты своей поэзии:

И все
поверх зубов вооружённые войска,
что двадцать лет в победах
пролетали,
до самого
последнего листка
я отдаю тебе,
планеты пролетарий.

В поэме прозвучало то, что составляло трагедию всей послеоктябрьской поэзии Маяковского:

И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас -
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне.

Насилие над собственной творческой личностью ставилось в заслугу поэту - «горлану-главарю».

Вторая часть поэмы не была окончена. В сохранившихся фрагментах перед читателем предстаёт совсем другой Маяковский. Это лирик, обращающийся к любимой женщине. Но и здесь заявлено кредо поэта:

...пускай седины обнаруживает стрижка и бритьё
Пусть серебро годов вызванивает
уймою
надеюсь верую вовеки не придёт
ко мне позорное благоразумие

Главным для всей поэзии Маяковского остаётся одно: готовность к жертве, к полной самоотдаче. Однако по-прежнему его чувства никем не востребованы, его порыв остаётся без ответа.

Читать стих «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковского Владимира Владимировича - это возможность примерить на себя роль поэта, творца, который не может смириться с суровой бюрократической действительностью. Стихотворение было написано в 1926 году. На такое ироничное произведение Маяковского подтолкнули изменения в процессе налогообложения. Поэт был возмущен нововведением, согласно которому, интеллигенция была обязана отдавать долю своего дохода государству наравне с рабочим классом. В частности, деятелям литературы необходимо было платить часть ставки либо процент от гонорара, начисляемого построчно. Негодование поэта было связано именно с «уравниловкой», которую государство навязывало народу.

Согласно тексту стихотворения Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии», литературная деятельность - это огромный выброс сил и творческой энергии. Её ни в коем случае нельзя ставить в один ряд с рабочими специальностями. Поэт обращается ко здравому смыслу, заверяя, что такой бюрократический подход приведет к гибели самой сути поэзии. Творцы станут коммерсантами, а стихотворения - обычным товаром. Автор заверяет, что результатом такого нововведения будет лишь то, что он не сможет написать все то, что должен был, потратив время на подсчет своих налогов.

Нельзя не заметить того саркастического настроя, которым наполнено произведение Маяковского. Сам стиль поэта вместе с его искренним негодованием сложился в яркое, острое, ироничное стихотворение, которое попало прямо в цель.Несомненно, данное произведение необходимо учить на уроках литературы. Полностью прочитать его онлайн или скачать можно на нашем сайте.

Гражданин фининспектор!
Простите за беспокойство.
Спасибо…
не тревожьтесь…
я постою…
У меня к вам
дело
деликатного свойства:
о месте
поэта
в рабочем строю.
В ряду
имеющих
лабазы и угодья
и я обложен
и должен караться.
Вы требуете
с меня
пятьсот в полугодие
и двадцать пять
за неподачу деклараций.
Труд мой
любому
труду
родствен.
Взгляните –
сколько я потерял,
какие
издержки
в моем производстве
и сколько тратится
на материал.
Вам,
конечно, известно явление “рифмы”.
Скажем,
строчка
окончилась словом
“отца”,
и тогда
через строчку,
слога повторив, мы
ставим
какое-нибудь:
ламцадрица-ца.
Говоря по-вашему,
рифма –
вексель.
Учесть через строчку! –
вот распоряжение.
И ищешь
мелочишку суффиксов и флексий
в пустующей кассе
склонений
и спряжений.
Начнешь это
слово
в строчку всовывать,
а оно не лезет –
нажал и сломал.
Гражданин фининспектор,
честное слово,
поэту
в копеечку влетают слова.
Говоря по-нашему,
рифма –
бочка.
Бочка с динамитом.
Строчка –
фитиль.
Строка додымит,
взрывается строчка,-
и город
на воздух
строфой летит.
Где найдешь,
на какой тариф,
рифмы,
чтоб враз убивали, нацелясь?
Может,
пяток
небывалых рифм
только и остался
что в Венецуэле.
И тянет
меня
в холода и в зной.
Бросаюсь,
опутан в авансы и в займы я.
Гражданин,
учтите билет проездной!
– Поэзия
– вся! –
езда в незнаемое.
Поэзия –
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Но как
испепеляюще
слов этих жжение
рядом
с тлением
слова – сырца.
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
Конечно,
различны поэтов сорта.
У скольких поэтов
легкость руки!
Тянет,
как фокусник,
строчку изо рта
и у себя
и у других.
Что говорить
о лирических кастратах?!
Строчку
чужую
вставит – и рад.
Это
обычное
воровство и растрата
среди охвативших страну растрат.
Эти
сегодня
стихи и оды,
в аплодисментах
ревомые ревмя,
войдут
в историю
как накладные расходы
на сделанное
нами –
двумя или тремя.
Пуд,
как говорится,
соли столовой
съешь
и сотней папирос клуби,
чтобы
добыть
драгоценное слово
из артезианских
людских глубин.
И сразу
ниже
налога рост.
Скиньте
с обложенья
нуля колесо!
Рубль девяносто
сотня папирос,
рубль шестьдесят
столовая соль.
В вашей анкете
вопросов масса:
– Были выезды?
Или выездов нет?-
А что,
если я
десяток пегасов
загнал
за последние
15 лет?!
У вас –
в мое положение войдите –
про слуг
и имущество
с этого угла.
А что,
если я
народа водитель
и одновременно –
народный слуга?
Класс
гласит
из слова из нашего,
а мы,
пролетарии,
двигатели пера.
Машину
души
с годами изнашиваешь.
Говорят:
– в архив,
исписался,
пора!-
Все меньше любится,
все меньше дерзается,
и лоб мой
время
с разбега крушит.
Приходит
страшнейшая из амортизаций –
амортизация
сердца и души.
И когда
это солнце
разжиревшим боровом
взойдет
над грядущим
без нищих и калек,-
я
уже
сгнию,
умерший под забором,
рядом
с десятком
моих коллег.
Подведите
мой
посмертный баланс!
Я утверждаю
и – знаю – не налгу:
на фоне
сегодняшних
дельцов и пролаз
я буду
– один! –
в непролазном долгу.
Долг наш –
реветь
медногорлой сиреной
в тумане мещанья,
у бурь в кипенье.
Поэт
всегда
должник вселенной,
платящий
на горе
проценты
и пени.
Я
в долгу
перед Бродвейской лампионией,
перед вами,
багдадские небеса,
перед Красной Армией,
перед вишнями Японии –
перед всем,
про что
не успел написать.
А зачем
вообще
эта шапка Сене?
Чтобы – целься рифмой –
и ритмом ярись?
Слово поэта –
ваше воскресение,
ваше бессмертие,
гражданин канцелярист.
Через столетья
в бумажной раме
возьми строку
и время верни!
И встанет
день этот
с фининспекторами,
с блеском чудес
и с вонью чернил.
Сегодняшних дней убежденный житель,
выправьте
в энкапеэс
на бессмертье билет
и, высчитав
действие стихов,
разложите
заработок мой
на триста лет!
Но сила поэта
не только в этом,
что, вас
вспоминая,
в грядущем икнут.
Нет!
И сегодня
рифма поэта –
ласка
и лозунг,
и штык,
и кнут.
Гражданин фининспектор,
я выплачу пять,
все
нули
у цифры скрестя!
Я
по праву
требую пядь
в ряду
беднейших
рабочих и крестьян.
А если
вам кажется,
что всего делов –
это пользоваться
чужими словесами,
то вот вам,
товарищи,
мое стило,
и можете
писать
сами!