Моделирование состояния невесомости в гипнозе. Гримак Л

Гримак Леонид Павлович (1931 - 2008) - доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы. Ярчайший представитель российской психотерапии, стоявший у истоков целого ряда медицинских специальностей и научных направлений - авиакосмической и экологической медицины, медицины чрезвычайных ситуаций, восстановительной медицины. Русский интеллигент, ученый, врач и целитель, прошедший по этой земле трудным, высоким и радостным путем любви к людям - путем Духовной Личности.

Им опубликованы книги «Психологическая подготовке парашютиста», «Экспериментальная психофизиология в космических исследованиях», «Моделирование состояний человека в гипнозе», более семидесяти научных и научно-популярных статей.

Книги (6)

Гипноз и преступность

Появление в нашей стране большого числа «нетрадиционных специалистов» (целителей, колдунов, астрологов и т.п.), использующих гипноз в оздоровительных и пророческих целях, создает предпосылки и для значительного роста злоупотреблений этим сильнодействующим средством.

В новой работе известного психофизиолога и гипнолога Л.П.Гримака, автора многих книг по психологии и психотерапии, впервые подробно рассматриваются приемы гипноза и внушения, которые применяются в противоправных целях, а также возможность использования гипноза в ходе раскрытия преступлений.

Особое внимание уделяется вопросам злоупотребления психическими внушениями и гипнозом в различных религиозных организациях и средствах массовой информации.

Магия биополя. Энергоинформационное лечение

Книга знакомит читателя с различными представлениями о биополе и его лечебном воздействии. В этом издании на основе обобщения многовекового опыта целительской практики (магии, оккультизма, народной медицины), современных достижений науки рассказывается о биоэнергетической системе человека и ее связях с природными, в том числе космическими, источниками энергии; говорится о лечебном воздействии экстрасенса-энерготерапевта на биополе больного; раскрывается взаимосвязь биоэнергетики, гипноза и рефлексотерапии.

Моделирование состояний человека в гипнозе

В предлагаемой книге обосновываются теоретические принципы и представляются экспериментальные материалы, характеризующие возможности гипноза как адекватного экспериментального метода, который позволяет формировать заданные психические состояния (психические модели эмоций, гипер- и гиповесомости). Впервые в литературе публикуются результаты опытов с внушением измененного хода времени. Теоретическая и практическая направленность книги состоит в обосновании путей и методов психологической подготовки оператора с целью повышения надежности его профессиональной деятельности.

Общение с собой. Начала психологии активности

При этом внимание акцентируется на наиболее часто встречающихся «трудных» состояниях психики человека (стрессы, фобии, фрустрации, монотония), методах и методиках их коррекции и профилактики - психосоматической регуляции, медитации, самогипнозе, аутотренинге и др.

Книга является своеобразным продолжением неоднократно переизданной и переведенной на ряд иностранных языков работы Л.П.Гримака «Резервы человеческой психики».

Резервы человеческой психики

Наше время, отмеченное огромными социальными изменениями, бурными преобразованиями в области науки и техники, невиданным усложнением условий внешней среды и межличностных отношений, представляет повышенные требования к психике человека, её пластичности и активности.

В книге доктора медицинских наук Л. П. Гримака в популярной форме излагаются научные данные, характеризующие возможности и закономерности самоорганизации и самопрограммирования психической деятельности, пути их использования, даются полезные практические рекомендации.

Тайны гипноза. Современный взгляд

Настоящая книга является систематическим обзором многообразия форм гипноза, встречающихся в повседневной жизни человека. При этом гипноз представляется не каким-то частным явлением, существующим наряду со множеством иных психических состояний, а одним из главных психических системообразующих факторов не только в жизни индивидуума, но и общества в целом.

В популярной форме обобщаются, доводятся до логических формулировок и дополняются собственными концепциями автора представления о природе и свойствах гипноза и внушения, которые в разное время высказывались отдельными исследователями. Эти сведения способны в значительной степени облегчить понимание особенностей психической деятельности человека и тем самым послужить обоснованием соответствующих психогигиенических действий.

Комментарии читателей

Илья / 26.03.2017 Никак не могу найти в Интеренете его книгу "Управление свободой"...

Станислав / 20.02.2017 Книга " Резервы человеческой психики" мной не одно кратно перечитана, это шедевр, который раскрывает глаза на многие фундаментальные вещи в нашей жизни.

Катри / 22.07.2016 Прелесть мне очень понравилась книга о гипнозе и о преступности

Женя / 3.11.2014 А я никак не могу прочесть ни одну из книг! Скаченные книги не читаемые ни через "блокнот", ни через "bred3"! Пожалуйста, посоветуйте как качать книги, чтоб "читались". Заранее СПАСИБО!

дон Петруччио / 14.09.2014 наверно он имел ввиду выраженный,чильный или аспектированный уран. Я помню Гримака как атеиста в книге "Рзервы чел психики" посмотрю, почитаю посмотрю как изменились ег взгляды. Но в лбом случае н сильный психолог, хотя бы теоритический, и один из главных авторитетов в гипнологии.

Алина / 20.06.2013 Пока читаю "Магия биополя". Отношение неоднозначное. Есть интересные мысли, но много и абсолютно дилетантских высказываний. Иногда складывается впечатление, что человек просто не понимает, о чем пишет, абсолютно "не в теме". Например: "если в вашем гороскопе есть Уран..." - да он во всех гороскопах есть! То же самое по поводу Нептуна и т.п. Таких "ляпов" в книге много, и не только по поводу астрологии. Для доктора наук и "специалиста по экстремальной медицине" даже как-то странно.

Сергей / 19.05.2011 РИСПЕКТ И УВАЖУХА АВТОРУ. Книги просто класс,проясняют взгляж на многие вещи.

Олег / 5.07.2010 Отличная подборка. Приясоединяюсь к просьбе: для полноты хотелось бы иметь еще его работы "Психология активности человека. Психологические механизмы и приемы саморегуляции"
и "Общение с собой. Начала психологии активности"

Виталий / 20.01.2010 Большое спасибо, за книги, но нужна книга еще Моделирование человека в гипнозе спасибо вам большое дело делаете

Елена / 18.12.2009 прекрасные книги, и "резервы человеческой психики", и "общение с собой" (других пока не читала). Очень много полезной информации, и в целом меняется отношение к себе как к представителю человечества. Его книги в одном ряду с "Восхождением к индивидуальности" Ю.М. Орлова.

Гость / 31.07.2009 Присоединяюсь к предыдущему отзыву.
Гримак специалист, ещё советской школы экстремальной медецины.Очень хотелось бы иметь ВСЕ его труды на сайте.Они того стоят..

Лена / 1.02.2009 Спасибо! Хотелось бы прочитать и другие его книги:
"Магия биополя. Энергоинформационное лечение"
"Резервы человеческой психики"
"Гипноз и преступность"
"Резервы человеческой психики.Введение в психологию активности"
"Общение с собой: Начала психологии активности"

Очень нужны эти книги! Заранее благодарна!

Введение
Положение о том, что человек стал человеком еще и потому, что интенсивно общался с себе подобными, не подлежит сомнению. Достаточно многочисленны примеры того, как маленькие лети, которые по трагическому стечению обстоятельств вынуждены были расти и «воспитываться» в обществе животных, теряли при этом способность к последующему развитию полноценной речи и к нормальному общению с людьми. Более того, в силу каких-то биологических сдвигов в организме они, даже оказавшись среди людей, не могли адаптироваться и к дальнейшей жизни в человеческом сообществе. Следовательно, систематическое общение с людьми с первых дней рождения - обязательное условие полноценного развития личности. Оно способствует установлению соматического и психического равновесия, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости.
Более того, общение в детстве обязательно должно включать в себя элементы: положительного эмоционального отношения - признание, приветливость, любовь. Любовь и признание имеют громадное значение и в жизни взрослого человека.
Еще один фактор, имеющий теснейшую связь с общением,- это интенсивность внешних впечатлений и не в последнюю очередь от межличностных контактов. Скудость, недостаток таких контактов, да еще на фоне однообразных бытовых воздействий, приводит к так называемому сенсорному голоду, что субъективно проявляется как скука, тоска, надрыв. Вот почему человек систематически ищет новых впечатлений доступным ему образом: в путешествиях, в новых
3
знакомствах, в искусстве, литературе, в работе и т. д. Для творческих натур богатство человеческих контактов и жизненных впечатлений имеет еще большее значение: именно таким способом стимулируются и творчески трансформируются запечатлевшиеся в памяти образы окружающей действительности. Да и люди с более скромными художественными задатками тоже не могут строить полноценную здоровую жизнь без постоянного обшения с себе подобными.
Однако эта книга не об общении как таковом. Она - об общении человека с самим собой (автокоммуникации). Это посильный труд по организации доказательств того, что такого рода явление существует, что оно не только реальное, но и прогрессивно развивающееся качество человеческой психики.
Имеются веские основания полагать, что общению с собой филогенетически предшествовало развитие межличностного обшения. Последнее же часто предвосхищалось его внутренним представлением или же мысленно продолжалось после окончания реальной беседы. Постепенно воображаемое или воспоминаемое общение стало привычным, со временем закрепилось в естественный психический процесс предварительного моделирования предстоящего межличностного общения. Важно, что моделирующий общение человек сам обычно является одним из участников предполагаемого диалога.
Одна из главных функций межличностного общения - выработка взаимоприемлемых решений, устранение противоречий, порождающих вражду и непримиримость. Общение училось выполнять роль способа разумного разрешения «неразрешимых» конфликтов посредством рационализации отношений и поведения людей. Этот последний пункт мы считаем очень важным для понимания всего существа проблемы, обсуждаемой в этой книге.
Надо полагать, что психологические механизмы и навыки, выработанные межличностным общением, постепенно начали включаться в процесс купирования тех внутренних конфликтов личности, которые издревле продуцируются двойственностью ее природы и отражающие нередко противоречивые интересы духа и тела. Став с течением времени неотъемлемым атрибутом психической деятельности человека, автокоммуникация начала выполнять высшие функции со
4
циальной адаптации, саморегуляции и самосовершенствования - важнейших атрибутов психологии активности.
Но, переводя разговор в практическое русло, заметим при этом, что обшение с собой - это, бесспорно, то, чему нас никто и нигде не учит. Нам по мере возможности прививают навыки общения с другими людьми, манеры поведения в семье, обшестве. Но мы и понятия не имеем о правилах обшения с самим собой даже в самых элементарных ситуациях. Более того, многие и не подозревают, что такой вид обшения существует и в том или ином виде является обязательным условием нормальной психической деятельности человека, во многом определяет нашу работоспособность, настроение, самочувствие, а нередко и состояние здоровья.
Пока мы молоды, сильны и здоровы, наше внимание большей частью занято окружающими событиями и объектами. Молодости свойственно интенсивное межличностное обшение, а измерение ценности собственного «Я» производить исключительно посредством мнения окружающих, пусть даже ошибочного.
Будучи постоянно устремленными во внешний мир, мы зачастую не знаем, что делать с собой, когда остаемся в одиночестве, кстати, полезном и даже необходимом для нормальной жизнедеятельности состоянии, особенно в наш век избыточности внешних воздействий. Именно в рационально используемом одиночестве посредством мечтаний, грез, прожектов, да и с помощью обычных логических доводов происходит сознательное и бессознательное программирование организма для будущей деятельности, а также его предстоящего состояния и самочувствия. Но привычно избегая благотворного одиночества, мы нередко бездумно разделяем его с примитивной «продукцией» телевизора, оглушаем себя низкопробной музыкой, томим рассеянным бездельем. Но рано или поздно приходит время, когда складывающаяся ситуация: возраст, болезнь, житейские невзгоды,- вынуждают нас обратить внимание на самих себя, разобраться в собственных ощущениях, мыслях, переживаниях. И здесь мы нередко впадаем в другую крайность: теряем всякий интерес к окружающей действительности, полностью замыкаемся в скорлупе собственных проблем. Естественно, что слишком продолжительный и, если
5
можно так выразиться, крайне интенсивный уход в себя также не облегчает ни собственного субъективного состояния, ни настроения окружающих, так как нарушается необходимый для здорового организма уровень самообладания.
Нервная система человека представляет совершеннейший саморегулирующийся механизм. Сущность же многообразных невротических нарушений состоит в том, что при более или менее правильном отражении окружающей действительности (в отличие от психически больных) в этих случаях нарушается тот высший уровень саморегуляции, который характеризуется как самоконтроль, самообладание, самоуправление. И часто это происходит потому, что человек не обладает элементарными знаниями и практическими навыками общения с собой.
Следовательно, полный уход в себя - также крайняя и неконструктивная позиция выведенного из психического равновесия человека. Ведь ощущение полноценной жизни и устойчивого здоровья исходит от сознания живьгх и непосредственных связей с окружающей действительностью. Подобные крайности исключаются или, во всяком случае, значительно сглаживаются под воздействием процессов автокоммуникации. Именно этот процесс позволяет достаточно эффективно производить своевременную коррекцию и настройку психики и всего организма па решение актуальных жизненных проблем, устранять состояния неуверенности, тревоги, депрессии, а в необходимых случаях и решать сложнейшие задачи на уровне ауто- психотерапии.
Задача этой книги и состоит в том, чтобы на основе конкретно-научных и исторических данных исследовать те социально-психологические условия, которые формировали явления аутокоммуникации как новую и биологически целесообразную функцию человека. Специально рассматриваются и те наиболее часто встречающиеся состояния, которые могут быть скорректированы собственными усилиями посредством обшения с самим собой. И конечно же, подробно излагаются методы коррекции пограничных н трудных состояний, и эти методы следует характеризовать как своеобразный арсенал аутопсихотерапии. В определенном смысле эта книга является продолжением изданной ранее (Резервы человеческой психики. М., 1987, 1989), так
б
как она развивает проблему психологии активности как специфической, находящейся в стадии становления отрасли психологической науки. В предыдущей книге давалось развернутое описание основных психических явлений, ответственных за формирование сознательной жизнедеятельности человека. Это обстоятельство нашло свое отражение в подзаголовке книги - «Введение в психологию активности».
Новая книга имеет подзаголовок - «Начала психологии активности». Этим хотелось подчеркнуть, что в данном случае делается существенный поворот от анализа теоретических проблем психологии активности к чисто практическим ее аспектам, нашедшим свое первичное выражение и реализацию в феномене общения человека с самим собой.
Внимание на эту проблему, конечно же, было обращено не вчера. Интерес к ней возникал в связи с исследованием различных сопредельных с ней вопросов: управления трудными состояниями, профилактики стресса, лечения неврозов и т. п. Систематическое изучение особенностей общения с собой в его различных формах успешно осуществлялось спортивными психологами уже более тридцати лет тому назад. Было установлено, что в трудных спортивных ситуациях (при овладении техникой физических упражнений, при решении сложных тактических задач) спортсмены общаются с собой, то есть «говорят про себя, пользуются внутренней речью». Причем самой распространенной формой внутренней речи у спортсменов являются самоприказы, которые проявляются всякий раз при наличии трудностей, независимо от того, каков их источник и характер. Накопленные научные данные с несомненностью свидетельствуют, что функция общения с собой характерна для человека и выполняет важнейшую регулятивную роль. Можно полагать, что ослабление этой функции приводит к тем или иным нарушениям жизнедеятельности. Современные люди, констатирует известный немецкий социолог-гигиенист Карл Гехт, боятся оставаться наедине с собой. И боятся этого потому, что, когда они остаются одни, им не с кем поговорить о своих проблемах. Они больше не разговаривают сами с собой о себе самих. Внутренний диалог является важнейшей предпосылкой и для разговора, для общения с другими. Теряя его, человек теряет и основное побуждение к межличностному об
7
щению. Такие люди молча отдаляются друг от друга и остаются в одиночестве Кроме того, у этих людей ослабляется деятельность психологических механизмов. стимулирующих активность для преодоления внешних и внутренних трудностей на пути к осуществлению поставленных целей.
Обшение с собой теснейшим образом связано с таким психологическим явлением, как переживание, понимаемое не как особая форма созерцания, рефлексии, а как форма деятельности, направленная на восстановление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования, на «производство смысла» в жизни 2. Нарушение же нормального хода этого вида деятельности проявляется различными личностными дефектами и даже функциональными заболеваниями.
К сожалению, пока лишь в единичных работах исследуются последствия для личности нарушений нормального хода автокоммуникаиии. Так, к примеру, установлено, что для психопатий характерны нарушения рефлексии как таковой, когда теряется способность смотреть на себя со стороны, и потому бывает трудно оценить размеры усилий, предпринимаемых для купирования трудной ситуации 3.
Продуктивное обшение с собой предполагает, что личность способна хорошо различать и оценивать жизненные смыслы, принятые в данной социальной среде, и в случае необходимости конструировать новые. Оказалось, что у больных шизофренией нарушены механизмы произвольного управления собственной мотивацией, механизмы жизненного смыслообразования.
Сложные изменения возможностей общения с собой имеются у больных неврозами, и лежат они непосредственно в сфере рефлексии. Для этой группы больных наиболее обшей особенностью являются нарушения устойчивости уровня самооценки, дестабилизация представлений о себе и иерархии шкал самооце- ннвания. Кроме того, у них выявлено существенное расхождение между непосредственно переживаемыми смыслами, определяющими реальное поведение, и смыслами, выступающими в качестве осознаваемых.
1 См.: Гехт К. Психогигиена М., 1979. С. ЯЗ.
" См.: Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
3 См.: Зейеарник В. В., Холмогорова А. Б., Мазур Н. С. Саморегуляция повелении в норме и патологин//11снхологический журнал. 1989. Т. 10. A"s 2. С. 122.
8
Извращают нормальную рефлексию в данном случае механизмы так называемой психологической защиты, стремящиеся увести сознание личности от трезвой и объективной оценки реальных трудностей, увести его на путь успокаивающего самообмана.
Многообразным и весьма интересным опытом восстановления здоровья и душевного равновесия личности посредством восстановления способности к полноценному общению с собой располагает психотерапия. Именно она наглядно и непосредственно демонстрирует, как резко меняется состояние человека в положительную сторону при восстановлении нормальной рефлексии, при возвращении возможности критического отношения к действительности, адекватных мотивационных и личностных образований. Она же помогает и обнаружить, насколько сложными и все еше малоизученными являются некоторые вопросы автокоммуникации.
Вместе с тем накопленный психотерапией огромный материал представляет, на наш взгляд, непосредственный практический интерес для каждого человека, так как затрагивает комплекс фундаментальных явлений саморегуляции, самоуправления, самопрограммирования, составляя предмет изучения для психологии активности.
Человек наделен способностью видеть во всех лредметно-символн- ческнх формах мира лишь себя самого; меняя и тасуя символы, он лишь разбирает слой за слоем себя, чтобы в конце концов прийти к последнему непостижимому- н до конца не достижимому - - символу: себе самому.
Г. Брох
I. ЧЕЛОВЕК В ЧЕЛОВЕКЕ
Психология в большом долгу перед человечеством. До сих пор она является лишь в значительной мере набором знаний о человеческой психике, но в очень малой степени служит человеку руководством в его повседневной жизни и деятельности. Почему так получилось -- разговор особый. Во всяком случае, следует признать, что роль художественной литературы в этом смысле оказалась более значительной. Поэтому и знаменитое выражение Ф. М. Достоевского вынесено в название данной главы не случайно. Начиная разговор на весьма близкую и важную для каждого читателя тему, мы во многом опирались на художественный опыт Достоевского, хотя сам он стремился категорически отгородиться от психологической науки.
И надо сказать, что для настороженного отношения Достоевского к психологии имелись веские основания. Современная ему психология - и научная, и та, которая находила выражение в художественной литературе, воплощалась в судебной практике,- до обидного упрощенно трактовала такую сложную и высокоактивную реальность, как человеческая психика, рассматривая ее, например, в качестве «редукции напряжения» (ин- стинктивизм, бихевиоризм) и т. п. В такого рода теориях в психологии своего времени Достоевский усматривал уничтожающее человеческую душу овеществление, сбрасывающее со счета

Родился в селе Прудентово Запорожской области. В1955 году окончил военно-медицинский факультет Харьковского университета. Девять лет служил войсковым врачом в частях воздушно-десантных войск. С 1965 года сотрудник Института авиационной и космической медицины.
В1986-1989 гг. - начальник отдела формирования профессиональной пригодности летчиков. В1963 г. защитил кандидатскую диссертацию, ставшую основой книги "Психологическая подготовка парашютиста", а в 1975 г. - докторскую, материалы которой составили монографию "Моделирование состояний человека в гипнозе" (М.: URSS). С1992 г.- главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России.
Основная научная проблема, над которой работал Л.П.Гримак, - повышение надежности функционирования человека (в том числе парашютиста, летчика, космонавта) в экстремальных условиях деятельности. Он исследовал трудные психические состояния человека и разработал их классификацию, сформулировал принципы и методику психологической подготовки оператора к действиям в экстремальных условиях.
Л.П.Гримак дал теоретическое обоснование и разработал методические под ходы к моделированию состояний человека в гипнозе; разработал методику аутоофтальмотренинга и методику психодиагностики эмоциональной реактивности; сформулировал задачи нового направления психологии, получившего название "психология активности". Автор более 120 научных работ, в том числе 10 монографий.

Исследования по гипнозу Гримака Л. П.

Исследования возможностей психики в гипноза профессором Гримаком Л. П.

Леонид Павлович Гримак - психотерапевт, крупный отечественный психолог, психофизиолог, доктор медицинских наук, профессор.

Л.П. Гримак родился в селе Прудентово Запорожском воздействиями области. В 1955 r. окончил военно-медицинский факультет Харьковского университета. Девять лет служил войсковым врачом в частях воздушно-десантных войск. С 1965 г. сотрудник Института авиационной и космической медицины. В 1986 -1989 гг. - начальник отдела формирования профессиональной пригодности летчиков. В 1963 Г. защитил кандидатскую, ставшую основой книги «Психологическая подготовка парашютиста», а в 1975 г. - докторскую, материалы которой составили монографию «Моделирование состолний человека в гипнозе». С 1992 г. - главный научный сотрудник Всероссийского научноисследовательского института МВД России.

Основная научная проблема, над которой работал Л. П.‚ Гримак - повышение надежности функционирования человека (в том числе парашютиста, летчика, космонавта) в экстремальных условиях деятельности. Он исследовал трудные психические состояния человека и разработал их классификацию, сформулировал принципы и мотодику психологической подготовки оператора к действиям в экстремальных условиях.

Выпустил следующие книги: «Психологическая подготовка па­ рашютиста» (1966, 1971), «Мо­делирование состояний человека в гипнозе» (1976), «Эксперимен­тальная психофизиология в кос­мических исследованиях», «Подсознатель­ное восприятие» (в соавторстве; 1980), «Резервы человеческой пси­хики» (1987), «Общение с собой».
(1991), «Магия биополя» (1994), «Гипноз и преступность», (1997), «Как жить в гармонии с собой» (2000).

Моделирование состояния невесомости в гипнозе

© Источник материала ниже книга "История отечественной космической медицины". Под редакцией Ушакова И. Б., Бедненко В. С., Лапаева Э. В.

Среди ряда проблем изучения и подготовки человека к длительному космическому полету важной является проблема создания адекватной модели «невесомости» в наземных условиях. Первой и наиболее приемлемой моделью оказался полет самолета по параболе Кеплера, позволяющий воспроизводить невесомость в течение 25-40 с.

Особенности позы испытателей при моделировании состояния невесомости в гипнозе (субъективное ощущение веса в пределах 5 кг), 1973 г. В конце 50-х и в начале 60-х годов группа ученых ГНИИИАиКМ в составе Е. М. Юганова, Э. В. Лапаева, И. И. Касьяна и др. провела большую серию исследований на этой модели. Ими были широко изучены состояния отдельных систем и анализаторов организма, в том числе и психофизиологические возможности по выполнению произвольных движений и управляющих действий.

Примерно в эти же годы другая группа ученых ГНИИИАиКМ, в частности A. M. Генин, П. В. Васильев, И. Д. Пестов, В.И. Степанцев и др., изучали функциональное состояние работоспособности человека на моделях, сущность которых в определенной мере отражала влияние невесомости, например, при длительной гиподинамии, в иммерсионной среде с нулевой плавучестью и т. п.

Оригинальный подход к моделированию состояния невесомости наметился в 1966 г. Так, исходя из теории гипнологии, Л.П. Гримаком, ныне доктором медицинских наук, профессором, автором широко известной книги «Резервы человеческой психики», переиздававшейся дважды, было сделано предположение о возможности репродуктивного внушения снижения гравитационной весомости тела с постгипнотической реализацией на длительный период.

Им же в составе группы экспериментаторов (В.И. Метлик, А.Я. Фролов, С.В. Корнева и др.) в рамках ряда НИР отдела, руководимого доктором медицинских наук Л.С. Хачатурьянцем, выполнен цикл исследований с использованием «психической модели невесомости». Эксперименты проводились в макетах кабин КЛА с учетом реальной программы космического полета, продолжительностью от 3 до 10 суток.

Результаты исследований нашли практическое применение в разработке медицинских требований к образцам новой космической техники, а также легли в основу перспективных психофизиологических программ деятельности человека-оператора в условиях космического полета. Уникальные результаты проведенных экспериментов нашли свое отражение в ряде монографий .

  • 8. Гримак Л. П. Моделирование состояний человека в гипнозе. - М.: Наука, 1978. 271с.
  • 28. Хачатурьянц Л. С., Гримак Л. П., Хрунов Е. В. Экспериментальная психология в космических исследованиях. - М.: Наука, 1976.
  • 29. Хрунов Е. В., Хачатурьянц Л. С., Попов В. А., Иванов Е. А. Человек-оператор в космическом полете. - М.: Машиностроение, 1974. - 400 с.

Исследование возможности приспособления организма человека к измененному режиму дня и ночи

Актуальность проблемы биологических ритмов человека при изменении привычного режима дня и ночи, затронутая еще до полета человека в космос, в частности в процессе выполнения экспериментов в условиях длительной изоляции, была подтверждена в первых космических полетах. Так, Г.С. Титов отмечал неблагоприятное влияние частых смен света и темноты на динамику сна и бодрствования в полете. В последующих полетах космических кораблей и станций («Восход», «Джемини», «Аполлон», «Союз», «Скайлэб», «Салют») также подтвердилась важность проблемы приспособления человека к измененному режиму дня и ночи.

Большая серия исследований в этом направлении выполнена в ГНИИИАиКМ под руководством Л.С. Хачатурьянца. Моделировался 30-суточный мигрирующий режим труда и отдыха с использованием метода гипностимуляции, разработанного Л.П. Гримаком, в целях оптимизации адаптационного процесса и повышения работоспособности человека.

В исследованиях принимали активное участие В.А. Бодров, А.Н. Лицов, В.И. Метлик, А.Я. Фролов, С.В. Корнева, М.И. Каталов.

По результатам проведенных экспериментов были обоснованы принципы организации труда и отдыха космонавтов в длительных полетах. Это способствовало дальнейшему углублению исследований на макетах космических кораблей в процессе подготовки к каждому космическому полету.

© Биографию Гримака Л. П., взял у Стрельченко Андрея Борисовича знакомого психотерапевта и заодно ученика Гримака.

Леонид Павлович Гримак

Бывают люди, особенные, яркие, выдающиеся, талант которых связан с каким-то одним направлением: например, блестящий кардиолог или прекрасный музыкант. Они вносят громадный вклад в ноосферу Земли в каком-то одном направлении.

Бывают люди, вклад которых в ментальную сокровищницу планеты многогранен. Одним из таких людей был доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы Леонид Павлович Гримак.

Родился Л.П. Гримак на побережье Азовского моря в селе Прудентово 12 июня 1931 года. После школы поступил на военно-медицинский факультет Харьковского мединститута, где больше всего его интересовала психиатрия. В те времена именно здесь преподавал знаменитый гипнолог К.И. Платонов и выбор специальности Леонидом был совсем не случаен. На выпускном курсе Леонид определил направление своей будущей деятельности – изучение возможностей человеческой психики, и, в частности, гипноза, к которому у него обнаружились поразительные способности. Уже тогда молодого Гримака приметил знаменитый профессор К.И. Платонов, особо выделяя его среди прочих студентов.
Потом была служба войсковым врачом в воздушно-десантных частях. Жизнь в далеких гарнизонах поставила крест на научных карьерах многих талантливых исследователей – но не капитана ВДВ Гримака.

За 9 лет службы в войсках он прошел специализацию по невропатологии, собрал уникальный научно-экспериментальный материал о влиянии воздушно-десантной подготовки на организм человека, и в 1963 году блестяще защитил кандидатскую диссертацию в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, в Ленинграде. Три года спустя вышла в свет его первая монография со скромным названием «Психологическая подготовка парашютиста».

Для тех, кто незнаком со спецификой службы в ВДВ, следует отметить, что врачи-десантники принимают самое активное участие в учебно-боевой подготовке, так же как и весь личный состав, совершая парашютные прыжки, марш-броски, участвую в боевых стрельбах. То есть, экспериментальный материал кандидатской диссертации Л.П. Гримака был получен лично им, в том числе, и в ходе наблюдения за собственными психофизиологическими и поведенческими реакциями. Именно непосредственное участие во всем том, о чем им в последствии было написано в многочисленных научных отчета, монографиях, статьях и книгах, экспериментирование, прежде всего, над собой, тщательное самонаблюдение и самоанализ, отличали подход Л.П. Гримака в научно-исследовательской работе. По сути, «Психологическая подготовка парашютиста» было первым научно-практическим руководством по повышению психофизиологической устойчивости лиц опасных профессий. Спустя 55 лет методические подходы, изложенные в этой книге, продолжают оставаться актуальными, причем не только для десантников. На то она и Классика! 60-е годы прошлого столетия. Время высоких идеалов и дел! Это были особенные для военно-воздушных сил годы. С одной стороны, самолеты резали на металлолом, а боевых летчиков увольняли полками. В тоже время, началось освоение космоса. В 1961 году состоялся первый полет человека в Космос. За Гагариным последовали Титов, Николаев, Попович… Проблема отбора и психологической подготовки будущих космонавтов приобретала особое значение для страны. Эти и множество других, связанных с пребыванием человека в воздушном и космическом пространстве, решались в Государственном научно-исследовательском испытательном институте авиационной и космической медицины. Талант Л.П. Гримака, помноженный на упорство и трудолюбие, привели к закономерному результату: Уже 88-летний профессор К.И. Платонов порекомендовал своему сыну - не менее известному психологу К.К. Платонову, работавшему в этом институте, взять на работу перспективного ученика. Это был единственный случай в жизни К.И. Платонова, когда он обратился с подобной просьбой к своему сыну.

И ветеран отечественной психиатрии не ошибся. Л.П. Гримак перебирается с семьей в Москву. Первое время живут в очень тяжелых условиях, но бытовые проблемы его не интересуют – главное работа. Перед сотрудниками института были поставлены интересные задачи – адаптировать человека к, в принципе, в чуждому для него, пространству небесному, победить перегрузки, невесомость, изоляцию, гиподинамию, и, сопутствующие им страх, утомление, вегетативный, обменный и психологический дисбаланс. Одним словом, все задачи сводились к одному: изучить как ведет себя человек в экстремальных условиях и повысить его надежность. И для того, чтобы понять это, одних экспериментов мало – надо проанализировать опыт человечества. Гримак обращается к истории, обращается к традиционным восточным учениям о человеке. Позже это найдет отражение в его книгах о гипнозе и методах коррекции нарушений функционального состояния человека-оператора (так тогда, в целях секретности, назывались космонавты и летчики). Надо сказать, что все научные наработки Леонида Павловича, помимо своей фундаментальности, носили и прикладной характер. Леонид Павлович был, прежде всего, ВРАЧОМ! И все что он открывал в науке, он старался использовать для пользы пациентов. Да и эксперименты, которые проводил Л.П. Гримак, были уникальными. Так, для того, чтобы лучше изучить особенности воздействия невесомости на человека Леонидом Павловичем была создана гипнотическая модель этого состояния. В состоянии гипноза испытателям внушались ощущения, возникающие у человека в невесомости. Таким образом, была получена возможность лучше изучить воздействие этого фактора, а также была создана методика повышения адаптационных возможностей космонавтов к невесомости. Приведу один из многочисленных примеров, показывающий, как методики Л. П. Гримака помогали в конкретных экстремальных ситуациях. У многих из нас – людей с европейским менталитетом, вызывают восхищение, смешанное с недоверием рассказы о невероятных способностях воинов Востока ловить летящие в них стрелы, а то и пули. Восточные техники психической саморегуляции, которые отлично знал и с удовольствием применял Леонид Павлович, предполагают возможность работать со временем - растягивать или сжимать его. И тому сейчас есть уже и научные доказательства. Удивительным свойством Л.П. Гримака было простым вещам придавать особенные свойства.

Существует всеми известная и, как считают некоторые, банальная психорегулирующая методика – аутогенная тренировка . По специальной методике аутотренинга, разработанной Леонидом Павловичем, я готовил летчиков армейской авиации к боевым действиям в Афганистане. Работал с ними в учебном центре перед командировкой, а потом работал с ними уже непосредственно в Афганистане. Один из вертолетчиков – командир звена, который был в этой группе, рассказал мне о таком любопытном случае. Однажды, пилотируемый им МИ-8-й, попал под плотный пулеметный огонь. С борта ответили. Завязалась перестрелка. Во время выполнения очередного маневра, он развернул машину в невыгодную для себя позицию. В этом момент ему стало действительно страшно. Он подумал, что именно сейчас его могут легко расстрелять. И в этот миг он вдруг увидел ПУЛИ от крупнокалиберного пулемета ДШК, которые летели прямо в блистер. Он мгновенно дал ручку от себя, уводя вертолет с траектории полета пуль. Очередь прошла по касательной, задев, но, не разбив блистер. Летчик вспоминал, что хотя вся ситуация длилась доли секунды, для него полет пуль, уход от них вертолета, его собственные движения, были как кадры замедленной съемки. Как только опасность миновала, течение времени полностью восстановилось. Этот эпизод он мне рассказал именно потому, что я учил его аутотренингу Гримака, и он был абсолютно уверен в том, что именно благодаря этому аутотренингу он сумел остаться живым.

Научное наследие, которое оставил нам Л. П. Гримак, настолько обширно и многогранно, что наверняка еще многие поколения будут находить в нем, много интересного и полезного. Взять, хотя бы систему аутогенной тренировки, разработанной Л. П. Гримаком, ее возможности формировать человеку заданные психофизиологические качества и использование всего этого для продления жизни с помощью системы психической саморегуляции. Только представьте: человек произвольно растягивает время, для того, чтобы успеть сделать больше или, наоборот, сжимает его, оставляя свой биологический возраст далеко позади календарного. Фантастика? … А моделирование Л.П. Гримаком в гипнозе состояния невесомости? До него это ведь тоже считалось фантастикой! Всякий, кто занимался психотерапией и использовал в своей практике гипноз рано или поздно начинает понимать, что далеко не все процессы, происходящие между психотерапевтом и пациентом во время сеанса гипнотерапии, поддаются объяснению с позиций традиционной науки. Например. Происходит обычное погружение пациента в гипнотический транс. Этот пациент уже неоднократно успешно погружался в транс этим врачом. Но сегодня традиционные слова внушения не работают – у пациента почему-то транса не возникает. Врач начинает сопровождать свои слова пассами – плавными движениями рукой вдоль тела пациента, не прикасаясь к нему. И пациент быстро погружается в транс. Основатель научного изучения гипноза – великий Месмер делал акцент именно на этой части гипнотического воздействия – воздействия флюидов «природного магнетизма» одного человека на другого. Леонид Павлович с истинно научным подходом, очень внимательно и с максимальной объективностью изучал биополевой компонент гипноза. Его исследования были настолько интересны, что в 80-х годах прошлого столетия, когда тема биополя стала особенно популярна, он считался одним из самых авторитетных специалистов наряду с Меделяновским, Казначеевым, Мирзой. В жизни цельного человека порой самым причудливым образом переплетаются и в результате складываются в единую стройную и красивую систему самые разнообразные и, казалось бы, далекие друг от друга интересы, направления, предметы, люди….

Именно таким причудливым образом в жизни Л.П. Гримака и его учеников переплелись исследования, посвященные изучению влияния невесомости на человека и биополя. Как известно Леонид Павлович впервые разработал и успешно применил гипнотическую модель изучения влияния невесомости на организм человека. Надо сказать, что воздействие невесомости крайне противно переносится – тошнота, иногда рвота, тяжесть в голове, тревога, потливость. В этой связи появился даже такой термин – болезнь движения. Тогда – в 70-х, когда космонавтам не требовалась особо вмешиваться в процесс пилотирования, с неприятностями, вызываемыми невесомостью, еще можно было мириться. В конце 80-х - 90-е годы, когда полеты стали пилотируемыми, появились космические станции, а стыковки стали обязательным атрибутом каждого космического полета, проявления болезни движения, особенно в первые часы полета могли привезти к гибели космонавтов и всей станции. Представляете, космический аппарат надо пристыковывать к станции «Мир», а космонавта, который в ручном режиме выполняет этот маневр, мутит и рвет. Чтобы было понятно, насколько при этом ювелирные должны были быть действия космонавта, и насколько это было ответственно и опасно, представьте: попытка могла быть только одна, скорость движения космической станции – более 7 км в секунду, чтобы пристыковаться, надо совершить манипуляторами движения, аналогичные попаданием карандашом в пятирублевую монету (!). Вопросами подготовки космонавтов к такой работе в условиях первых часов невесомости, когда проявления болезни движения особенно остры, занимали специалисты из ряда научно-практических организаций, в том числе и наша группа, научным руководителем которой был Л. П. Гримак.

Стояла задача максимально облегчить состояние космонавтов, повысить их устойчивость к невесомости, а если симптомы болезни движения станут угрожающими – постараться устранить их. Как устранить? Медикаментозно – опасно. Тогда под руководством Л. П. Гримака были разработаны эксперименты, в которых проверялось возможность купирования симптомов укачивания дистанционным биоэнергоинформационным воздействием. Эксперименты проводились совместно с Институтом психологии РАН, Институтом медико-биологических проблем и нашей группой из НПЦ МВД СССР, которая занималась изучением биополя и гипноза. Испытателями выступали члены отряда космонавтов, которые отрабатывали элементы стыковки пилотируемых космических аппаратов на специально оборудованных яхтах в условиях 4-5-ти балльной качки. Именно условия укачивания, оказывается, практически один к одному вызывали состояние, сходное с тем, что испытывали космонавты в первые часы полета. В нашу группу входили люди, прошедшие отбор и обладающие возможностями оказывать разного рода биоэнергоинформационное воздействие на состояние другого человека. И мы проверяли, насколько такой способ коррекции допустим и надежен для обеспечения безопасности космических полетов. Полученные результаты были весьма многообещающими: симптоматика укачивания значительно уменьшалась, даже у самых «слабых» испытателей. Методика Леонида Павловича отличалась простотой и надежностью. Второй год эффективной работы методики уже позволял нам внедрять ее в повседневную практику работы с космонавтами.

Август 1991 года, Карелия, Ладожское озеро – эксперименты в самом разгаре. Но 21 августа всю группу срочно вызвали в Москву. Что было потом – очевидцы помнят…. Союз распался, стало не до космических программ. Яхты с уникальным оборудованием были приватизированы и стали катать богатых финнов. Наш Центр расформировали, и Леонид Павлович начал заниматься психофизиологическими проблемами раскрытия преступлений и анализом преступного поведения. В чем он тоже преуспел немало. Именно под его научным руководством были созданы методологии использования следственного гипноза и психологического портрета, проводились работы по изучению возможностей привлечения лиц с экстраординарными психическими способностями для раскрытия особо тяжких преступлений.

Последние годы жизни Леонид Павлович с удовольствием занимался любимым делом – работал психотерапевтом в Центре восстановительной медицины ЦКБ №1 МПС РФ. На протяжении всей своей жизни он стремился познавать новое. В 70-ти летнем возрасте он заинтересовался нейролингвистическим программированием. Очень скоро освоил эту практику, творчески переработав и соединив с гипнозом, биоэнерготерапией и рефлексотерапией.

Аудиозаписи аутогенных тренировок и самогипноза.

  • Сеанс творческого расслабления. Медитация & самогипноз.
  • Аутогенная тренировка для улучшения зрения. Самогипноз.

© Озвучка выполнена под руководством психолога,