Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Внимание человека — особенности развития Методы развития внимания

Внимание – процесс сосредоточения сознания на объекте или информации.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания . В некоторых исследованиях его называют пассивным , в других эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес , как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Синонимами понятия произвольного (внимания) являются слова активное или волевое . Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте.

Произвольное внимание это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие , которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности , выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.


Внимание человека обладает пятью основными свойствами : устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределе­нием и объемом.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослаб­ляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологи­ческими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный мо­мент времени; другие – характеризуют психические состояния (возбуж­денность, заторможенность и т. п.), третьи – соотносятся с мотива­цией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые – с внешними обстоятель­ствами осуществления деятельности.

Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие ин­тереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от не­го, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих момен­тов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множе­ства сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчи­вости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество - рас­сеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степе­ни концентрированности внимания на одних объектах и его отвле­чении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, да­же на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одно­го объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором - сознательно, усилием воли застав­ляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень инте­ресном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетель­ствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда можно рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора сохранению и восстановлению работоспособности нервной систем и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания . Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй - тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, по­мимо прочего, со специальными свойствами нервной системы че­ловека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно опре­деляют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэто­му их следует рассматривать в основном как природно обуслов­ленные.

Распределение внимания проявляется в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятель­ности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро пере­ключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвра­щаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание. Известно, что память на прерванные действия способна сохра­няться в течение определенного времени (эффект Зейгарник). В течение этого периода человек может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще всего в случаях распределения внимания между несколькими одновременно выполня­емыми делами.

Распределение внимания зависит от психологического и физио­логического состояния человека. При утомлении, в процессе выпол­нения сложных видов деятельности, требующих повышенной концен­трации внимания, область его распределения обычно сужается.

Объем внимания оп­ределяется количеством информации, одновременно способной со­храняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей 7+ 2 единицы информации. Объем внимания обычно устанавливается в процессе эксперимента, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявля­ется большое количество информации. То, что он за это время успевает запомнить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с крат­ковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объе­мом кратковременной памяти.

Память

Память – процесс сохранения, закрепления и воспроизведения информации при помощи органов чувств.

Виды памяти.

Мгновенная , или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это – память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременная память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем составляет от 5 до 9 единицам информации и определяется по тому их числу, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Долговременная память. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.

Двигательная память – представляет собой запоминание и сохранение, и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная память – это память на переживания. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную . В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Виды внимания. 1. Непроизвольное внимание - сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то особенностей этого объекта

1. Непроизвольное внимание - сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то особенностей этого объекта. Непроизвольное внимание (эмоциональное, пассивное) возникает само собой, без сознательного сосредоточивания, при дей­ствии сильного, контрастного или нового, неожиданного раздра­жителя, а также значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Не требует волевых усилий со стороны человека, gp проявляется, если есть интерес к чему-то или потребность (есть «животных и человека).

Причины, вызывающие непроизвольное внимание:

Новизна раздражителя;

Яркий эмоциональный тон (насыщенный цвет, мелодич­ный звук, приятный запах);

- интерес.

2. Произвольное внимание (активное, волевое) - сознательно
регулируемое сосредоточение на объекте.

Человек сосредоточивается не на том, что ему интересно, а на с, что он должен

делать. Произвольно сосредоточиваясь на объекте человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением волевое внимание обязано труду (физической и умственной деятельности).

Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности.

Условия, облегчающие произвольное сосредоточение внимания:

- психическое состояние человека (человеку утомленному или находящемуся в эмоциональном возбуждении, не связан­ном с выполняемой работой, очень трудно сосредото­читься);

- практическое действие (помогает удержанию внимания при интеллектуальной деятельности, например, конспектирование).

3. Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение в
деятельность и возникающий в связи с этим интерес. В результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным (закон Титченера).

Качество внимания зависит от свойств нервной системы чело­века (Б. М.Теплов, В. Д. Небылицын). Людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточить­ся, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания.

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Понятие бессознательного обрело конкретно-психологический смысл в концепции …
З. Фрейда
Г. Лейбница
К. Юнга
А. Адлера

2. Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как…
концентрация
переключение
распределение
объем

3. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает…
рефлексия
восприятие
внимание
память

4. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется …
самооценкой
самопрезентацией
самовосприятием
самоощущением

5. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как…
объем
концентрация
распределение
переключение

6. Внимание – это направленность сознания на определенный предмет, который представляется при этом ясно и отчетливо. Эта направленность…
избирательная
рассеянная
неосознаваемая
распределенная

7. О возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как…
концентрация
распределение
устойчивость
избирательность

8. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет…
ощущение
восприятие
память
внимание

9. Техника медитации заключается в …
концентрации внимания субъекта
том, чтобы сузить поле экстравертированного сознания
замедлении метаболизма
все ответы верны

10. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием…
непроизвольным
произвольным
послепроизвольным
зрительным

11. Второй стадией развития психики является (в концепции А.Н.Леонтьева)…
стадия сенсорного развития психики
стадия перцептивного развития

сознание

12. По А.Н. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является …
способность к поисковому поведению
наличие чувствительности
способность к гибкому приспособлению к среде
умение проигрывать действия во внутреннем плане

13. Согласно современным исследованиям объем актуального сознания оценивается величиной
5 ± 2
6 ± 2
7 ± 2
8 ± 2

14. Высшая форма психики, продукт исторического развития человека в труде и постоянном общении с другими людьми – это ….
воля
рефлекс
сознание
эмоции

15. Временные параметры длительности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня являются такой характеристикой внимания, как…
концентрация
распределение
устойчивость
избирательность

16. Самосознание можно определить как …
повышенное внимание к себе
уровень притязаний
направленность личности
образ себя

17. Психологическим механизмом самосознания выступает …
эмпатия
рефлексия
идентификация
атрибуция

18. Понятие «Я-концепция» зародилось в русле … психологии
гуманистической
когнитивной
гештальт
культурно-исторической

19. Нормальное (обычное) состояние сознания характеризуется … уровнем психологической активности.
низким
средним
высоким
повышенным

20. Уровень развития психики присущий только человеку – это …
сенсорная психики
перцептивная психика
элементарный интеллект
сознание

21. Способность избирательно и специфическим образом отвечать на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ и сохранения целостности организма называется …
реакцией
раздражимостью
отражением
чувствительностью

22. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является…
отсутствие цели
постановка целей деятельности
новизна раздражителя
эмоциональная значимость раздражителя

23. Первой стадией развития психики является (в концепции А.Н.Леонтьева)…
стадия сенсорного развития психики
стадия перцептивного развития
стадия элементарного интеллекта
сознание

24. В настоящее время на основе данных электроэнцефалографии сон рассматривается как циклическое изменение мозговой активности, происходящее через … стадий
5
6
7
8

25. Первые теоретически разработки в области Я-концепции принадлежат …
В. Вундту
К. Роджерсу
Л.С. Выготскому
У. Джемсу

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Эти свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность внимания - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-нибудь событию или факту.

Устойчивость внимания - это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. С точки зрения физиологии это значит, что очаг оптимального возбуждения достаточно устойчив. Возникает вопрос: сколько времени может непрерывно поддерживаться внимание на одном объекте? Все зависит от двух обстоятельств: во-первых, от того, подвижен или нет, изменяется или нет сам объект, а во-вторых, от того, активную или пассивную роль играет при этом человек. На неподвижном, неизменяющемся объекте пассивное внимание сохраняется примерно 5 секунд, после чего начинает отвлекаться.

Если человек активно действует с объектом, то устойчивое внимание может сохраняться 15-20 минут. Дальше могут следовать кратковременные отвлечения, дающие возможность маленького перерыва в сосредоточенности. Получается кратковременный и необходимый отдых, он незаметен и не разрушает устойчивости внимания, но позволяет сохранить внимание к данной деятельности до 45 и более минут.

Частое непроизвольное отклонение внимания от необходимой деятельности на посторонние объекты - называют неустойчивостью внимания. Неустойчивость внимания может возникнуть от непосильной, чрезмерно обширной, а также от неинтересной и никому не нужной работы, механической деятельности.

Объем внимания - это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т.е. охватываются внимание одномоментно. Указание на одномоментность здесь важно, потому что наше внимание обычно может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создает иллюзию большого объема внимания.



Опыты показали, что объем внимания взрослого человека - от 4 до 6 объектов, школьника - от 2 до 5 объектов. Это при условии, что показывают отдельные, не связанные между собой буквы. Если в тахиостоскопе показать короткие слова, то для грамотного человека объектом внимания будет уже не буква, а целое слово. Формально объем внимания останется тем же, но букв человек воспримет уже не 4-6, а до 16, т.е. практически объем внимания увеличится. Отсюда видно, как важно уметь объединять предметы в одно целое, воспринимать их целыми комплексами.

Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действии с ними или наблюдении за ними. Другими словами, это умение одновременно выполнять две или более различные деятельности.

Физиологи распределение внимания объясняют тем, что привычная деятельность, не вызывающая особых затруднений, может управляться, как указывал И.П. Павлов, участками коры, находящимся в известной степени торможения.

При действии, требующем большого и полного сосредоточения, другие действия обычно невозможны. Нетренированному человеку предлагали идти по гимнастическому бревну, сохраняя равновесие и устойчивость, и одновременно решать простую арифметическую задачу. Совместить эти два действия не удавалось. Решая задачу, человек терял равновесие и падал с бревна, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу. Однако опытная гимнастка - мастер спорта - свободно выполнит такое задание.

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Трудно назвать деятельность, которая не требовала бы такого переключения. Ведь объем внимания человека не очень велик. И только способность переключать внимание дает ему возможность познавать окружающий мир во всем его многообразии.

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека - некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие - медленно и с трудом. О человеке со слабой способностью к переключению внимания говорят, что у него «жесткое», «липкое» внимание.

Физиологически переключение внимания представляет собой перемещение по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Способность к быстрому переключению внимания зависит от подвижности нервных процессов, т.е. в конце концов от типа нервной системы.

Существует такой недостаток внимания - рассеянность . Рассеянностью называют совершенно разные, в каком-то смысле даже противоположные недостатки внимания.

Первый вид рассеянности - это частая непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная деятельность иногда прерывается из-за неустойчивости внимания. У рассеянных людей этого типа, как говорят, «скользящее», «порхающее» внимание.

Второй вид рассеянности - следствие чрезмерной сосредоточенности человека на работе, когда он, кроме своей работы, ничего не замечает и порой не отдает себе отчета в окружающих событиях. Такой вид рассеянности наблюдается у людей, увлеченных работой, охваченных сильными переживаниями, - у ученых, творческих работников в области искусства.

Указанные два вида рассеянности действительно противоположны по своей природе. Первый вид рассеянности есть слабость произвольного внимания, неумение сосредоточиться. Второй вид - чрезмерно сильное внимание и сильнейшее сосредоточение. В первом случае в коре отсутствует сильный и стойкий очаг оптимального возбуждения, во втором случае имеется очень сильный и стойкий очаг.

Общая характеристика внимания

Виды внимания

Основные свойства внимания

Развитие внимания и наблюдательности

Литература:

Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. - М.: Мир, 1992.

Поварнин Н. И. Внимание и его роль в простейших психических процессах.

Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. - М.: МГУ, 1986.

Общая характеристика внимания

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание .

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности .

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных , т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.

Различают три вида внимания:

Непроизвольное;

Произвольное;

Послепроизвольное.

В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания . В некоторых исследованиях его называют пассивным , в других эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности.

Итак, непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей .

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес , как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное или волевое . Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте .

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие , которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности , выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания .

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека . Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.

Свойства внимания

Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Различают следующие свойства (качества) внимания:

сосредоточенность (концентрация),

распределение,

устойчивость,

переключаемость .

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Обычно объем внимания зависит от специфически практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).

Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме. Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими являются профессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пишет что-нибудь на классной доске.

С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями. Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости - это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Как свидетельствуют исследования психологов, даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.