Определение онр. ОНР – общее недоразвитие речи: уровни, причины, симптомы, лечение и коррекция

Колесникова А.Е., учитель-логопед МДОУ детский сад комбинированного вида №399 городского округа Самара.

Актуальность проблемы.

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка выявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте. Однако зачастую эти проблемы переносятся и на средний и старший дошкольный возраст, особенно у тех детей, которые остались за рамками образовательного процесса в силу действительно тяжёлых отклонений и в силу не достаточного совершенства нынешней системы оказания помощи таким детям в дошкольных учреждениях.

Сегодня идёт внедрение идеи оказания помощи детям с отклонениями в развитии в форме организации интегрированного обучения. Поэтому, учитель-логопед, в любом образовательном учреждении может столкнуться с проблемами организации диагностики и отслеживания динамики речевого развития детей с общим недоразвитием речи, имеющих различные уровни языкового развития.

Проблема модификации уже имеющегося диагностического материала, адаптации его к данной категории детей, возрасту, и характеру первичного дефекта выходит на первый план с первого момента общения с ребёнком т.е. уже в момент проведения диагностических мероприятий.

Кратко охарактеризуем особенности речевого развития детей с ОНР.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. В термине общее недоразвитие речи констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех систем языка – фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях). Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.

Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи Р. Е. Левина выделила три уровня ее недоразвития.

Характеристика первого уровня недоразвития речи.

На этом уровне у детей либо полностью отсутствует речь, либо имеются лишь элементы речи.

Активный словарь детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами («би» - машина поехала, «ли» - пол). Лепетные слова либо включают фрагменты слова (петух - «угу», киска - «тита», дедушка - «де»), либо звукосочетания, не похожие на правильное слово (воробей - «ки»). Имеется незначительное количество слов-корней, искаженных по звучанию («пать» -спать, «акыть» - открыть).

Используемые детьми слова являются аморфными по значению, не имеют точного соответствия с предметами и действиями. Так, в речи одного ребенка слово «лапа» обозначает и лапы животных, и ноги человека, и колеса машины. Слово «лед» соотносится со всеми предметами, которые имеют гладкую поверхность (зеркало, оконное стекло, крышка стола). В то же время дети часто обозначают один и тот же предмет разными словами (жук - «сюк», «тля-кан», «теля», «атя»). Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов (открывать - «древ», играть в мяч - «мяч») и наоборот (кровать- «спать», самолет - «летай»).

На этом этапе у детей, как правило, отсутствует фразовая речь. Дети используют однословные слова-предложения.

Звукопроизношение детей характеризуется смазанностью, нечеткостью артикуляции, невозможностью произнесения многих звуков.

У детей наблюдается ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова. Чаще всего дети воспроизводят односложные звуковые комплексы (кубики - «ку», карандаш - «дас») либо повторяющиеся слоги («би-би», «ту-ту»). Звуковой анализ слова представляет для детей невыполнимую задачу.

В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отличаемые же малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса. Это преимущественно дизонтогенетический вариант ОНР.

Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте, дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальнейшем – в особых условиях обучения.

Характеристика второго уровня недоразвития речи.

На этом этапе дети используют более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко.

В речи ребенка имеется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, личных местоимений), иногда появляются предлоги и союзы. Но используемые детьми слова характеризуются неточностью значения и звукового оформления.

Неточность значения слов проявляется в большом количестве вербальных парафазии (замен слов). Иногда с целью пояснения значения слова дети используют жесты. Так, например, вместо слова «чулок» ребенок использует слово «нога» и воспроизводит жест надевания чулок, вместо слова «режет» ребенок произносит слово «хлеб» и сопровождает его жестом резания.

В процессе общения дети используют фразовую речь, нераспространенные или даже распространенные предложения. Однако связи между словами предложения еще грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве морфологических и синтаксических аграмматизмов. Чаще всего в структуре предложения дети используют существительные в именительном падеже, а глаголы - в форме инфинитива или в форме третьего лица единственного или множественного числа. При этом отсутствует согласование существительного и глагола.

Существительные в косвенных падежах заменяются начальной формой, либо неправильной формой существительного («играет с мячику», «пошли на горке»).

В речи детей нарушается согласование глагола и существительного в числе («кончилась уроки», «девочка сидят»), в роде («мама купил», «девочка пошел в» и др.)- Глаголы прошедшего времени в речи детей часто заменяются глаголами настоящего времени («Витя дом рисовал», вместо «Витя дом рисует»).

Прилагательные употребляются детьми крайне редко и не согласуются с существительными в роде и числе («красный лента», «вкусная грибы»). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют, заменяются или искажаются.

На этом этапе дети иногда употребляют предлоги, но чаще всего опускают их или употребляют неправильно («Я была лелька» - Я была на елке. «Собака живет на будке» - Собака живет в будке.).

Таким образом, правильное словоизменение касается лишь некоторых форм существительных и глаголов, прежде всего, часто употребляющихся в речи детей.

На этой ступени речевого недоразвития отсутствует словообразование. Звуковая сторона речи также характеризуется существенными нарушениями.

В речи детей многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искаженно. Это касается прежде всего звуков, сложных по артикуляции (свистящих, шипящих, плавных сонорных и др.). Многие твердые звуки заменяются мягкими или наоборот (пять - «пат», пыль - «пил»). Произношение артикуляторно простых звуков становится более четким, чем на первом уровне. Отмечаются резкие расхождения между изолированным произношением звуков и их употреблением в речи.

Звукослоговая структура слова в речи детей, находящихся на этом уровне, оказывается нарушенной, при этом слоговая структура слова является более устойчивой, чем звуковая структура. В речи детей воспроизводится контур двухсложных, трехсложных слов. Однако четырех- и пятисложные слова воспроизводятся искаженно, количество слогов сокращается (милиционер - «аней», велосипед - «сипед»).

Звуковая структура многих слов, особенно слов со стечением согласных, является очень неустойчивой, диффузной. При воспроизведении слов со стечением согласных наблюдаются пропуски согласных звуков стечения, добавления гласных внутри стечения и другие искажения (окно - «яко», банка - «бака», вилка - «вика», звезда - «видя»).

Фонематическое развитие детей значительно отстает от нормы. У детей отсутствуют даже простые формы фонематического анализа.

Характеристика третьего уровня недоразвития речи.

На этом уровне разговорная речь детей становится более развернутой, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.

Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц.

В целом в речи этих детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звукослоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков.

Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно обогащается за счет существительных и глаголов. Вместе с тем в процессе речевого общения часто имеет место неточный отбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии («Мама моет ребенка в корыте», кресло - «диван», смола - «зола», вязать - «плести», строгать - «чистить»).

Дети, находящиеся на третьем уровне речевого развития, используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих временные, пространственные, причинно-следственные отношения, появляются выраженные нарушения. Так, например, 12-летний мальчик составляет следующее предложение: «Сегодня уже весь снег растаял, как прошел месяц».

Характерными для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается еще большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа («стулы», «браты», «уша»), смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах («висит ореха»), замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (копыто - «копыта», корыто - «корыта», зеркало - «зеркалы»), склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода («пасет стаду», «зашиб копыту»), неправильные падежные окончания слов женского рода с основой на мягкий согласный («солит сольи», «нет мебеля»), ошибочные ударения в слове, нарушение дифференциации вида глаголов («сели, пока не перестал дождь»), ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьет вода», «кладет дров»), неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде («небо синяя», «солнце огненная»). Иногда встречается и неправильное согласование глаголов с существительными («мальчик рисуют»).

На этом уровне речевого развития наблюдаются и нарушения словообразования. Эти нарушения проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование.

Звуковая сторона речи детей, находящихся на этом уровне речевого развития, существенно улучшается по сравнению с первым и вторым уровнем. Исчезает смазанность, диффузность произношения артикуляторно простых звуков. Остаются лишь нарушения произношения некоторых артикуляторно сложных звуков. Слоговая структура слова воспроизводится правильно, однако еще остаются искажения звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных (колбаса - «кобалса», сковорода- «соквоешка»). Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов.

Фонематическое развитие характеризуется отставанием, что проявляется в трудностях овладения чтением и письмом.

Особую проблему представляет собой

обследование и отслеживание динамики речевого развития детей с общим недоразвитием речи 1 уровня.

Как правило, в такие группы попадают дети с тяжёлыми речевыми нарушениями, причиной которых являются отклонения в развитии ребёнка (ранний детским аутизм, с. Дауна, ДЦП, и др. множественные дефекты, значительно влияющих на ход речевого развития).

Таким образом, дополнение в схему логопедического обследования параметров оценки развития предречевого периода речи поможет более детально изучить особенности именно неговорящего ребёнка, тем самым даст возможность определить зону ближайшего развития речи конкретного ребёнка, а значит, поможет более диффиренцированно подобрать методы и приёмы коррекционной работы. Данная работа является попыткой преодоления проблемы отсутствия более расширенной характеристики состояния речевой функции неговорящих детей. Кроме этого представлен опыт количественной обработки полученных результатов, что обеспечивает проведения детального отслеживания результатов коррекционного сопровождения детей с тяжёлыми патологиями речи.

Практическое применение предложенного материала.

Предлагаемая речевая карта, по мнению автора, поможет решить следующие задачи.
  • Выявить уровень сформированности предпосылок возникновения речи, необходимый для вынесения, уточнения логопедического заключения;
  • Полученные показатели дают возможность оценить зону ближайшего развития речи ребёнка, на основании которой возможно определить индивидуальный образовательный маршрут ребёнка;
  • Выбранный образовательный маршрут, помогает определить направления коррекционной работы с конкретным ребёнком;
  • После проведения коррекционной работы, данная речевая карта поможет специалисту оценить результативность проделанной работы;
  • Количественные параметры оценки дают возможность проведения более тщательного мониторинга речевого развития неговорящего ребёнка;

Литература.

  1. Р.А.Амасьянц, Э.А.Амасьянц «Интеллектуальные нарушения» Педагогическое общество России, Москва, 2004г.
  2. В.Штрасмайер «Обучение и развитие ребёнка раннего возраста» Москва; Академия 2002г.
  3. Вальтер Хольцапфель «Дети, нуждающиеся в особом уходе»
  4. Рудольф Штейнер «Воспитание к свободе» Московский Центр вальдорфской педагогики, 1995г.
  5. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки»; Институт Общегуманитарных Исследований, Москва 2001г.
  6. Диагностическая карта аутичного ребёнка (по К. С. Лебединской, О.С. Никольской)
  7. Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни (разработана Э.Л. Фрухт)
  8. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРА, 2005.
  9. Психолого-диагностическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: под ред. Е.А. Стребелевой. – 2е изд., М. ; Просвещение, 2004.
  10. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина «Логопедическое обследование детей 2-4 л.»: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  11. Г. В. Чиркина «Методы обследования речи детей», (пособие по диагностике речевых нарушений)
  12. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» (практическое пособие) АЙРИС ПРЕСС. Москва 2005.
  13. «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста» под ред. Н.В. Серебряковой; «Каро» Санкт Петербург, 2005 г.
  14. Жиянова П.Л. (автор), Поле Е. В. (редактор) «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна» Москва, 2005 г.
  15. Жиянова П.Л. (автор), Атмашкина Г.В. (редактор) «Хрестоматия для родителей» Москва 2003 г.
  16. Сара Ньюмен «Игры и занятия с особым ребёнком» руководство для родителей; Москва, Теревинф, 2004г.
  17. А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е. В. Сочеванова «ИГРЫ, ЗАНЯТИЯ с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития» Москва «Просвещение» 1988г.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это распространённая детская патология. Данный диагноз врач педиатр может поставить малышу после того, как ему исполнится три года. Именно в этом возрасте можно судить об основных критериях формирования речи. Однако дети часто начинают говорить позднее положенного срока, соответственно все периоды формирования данной функции впоследствии приходят с опозданием.

Общее недоразвитие речи успешно поддаётся коррекции, если своевременно обратиться к врачу и начать лечение.

Также немаловажную роль в правильном становлении основных звеньев интеллектуального уровня малыша играют его родители, которые должны всесторонне помогать расширять запас слов и познавать окружающий мир.

Характеристика ОНР

Для данной патологии характерно аномальное формирование речевой функции во всех её главных аспектах (семантический критерий, лексический, грамматический, звуковой) у малышей с нормальным интеллектуальным развитием и слухом.

Полностью диагностировать ОНР различной степени тяжести, докторам удаётся у детей в возрасте от трёх до пяти лет.

Например, трёхлетний ребенок, не имеющий отклонений в речевом развитии должен обладать следующими навыками:

  • Использовать в своём словарном запасе примерно 300-600 слов.
  • Самостоятельно строить предложения из 5-8 слов, хотя ошибки в последовательности формирования допускаются.
  • Должен знать своё имя, пол, возраст.
  • Он с интересом слушает и понимает недлинные сказки, истории.
  • Начинает задавать множество вопросов.
  • Может выполнять простые задачи, связанные с пониманием предлогов (в, под, на). Кроме того, должен задействовать в построении предложений союзы (когда, если, потому что).

В пять лет у ребёнка наблюдаются значительное расширение словарного запаса (около 3500 слов), употребление более длинных, сложных предложений.

Присутствуют слова обобщающего характера. Например, такие, как: фрукты, животные, обувь.

Малыш не испытывает затруднений в выборе слов, связанных с обозначением времени, пространства (день, ночь, месяц, право, лево).

При образовании предложений использует все части речи, слова произносит правильно, без пропусков, структурно-слоговых нарушений.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи любого вида определяется следующими отклонениями:

  • Ребёнок не может точно передать свои мысли.
  • Скудный словарный запас, не соответствующий возрасту.
  • В разной степени наблюдаются трудности в построении простых и сложных предложений.
  • Неправильное произношение слов, звуков.
  • Нарушение слуха связанное с различением звуков, создающих смысловую основу речи (фонематическая функция). То есть в результате недоразвития данной функции происходит искажённое понимание услышанного.

В тяжёлых случаях наблюдается полное отсутствие речи.

Причины недоразвития речи у ребёнка

Нередко общее ОНР предопределяется у малыша ещё до его рождения, по причине наследственных факторов. Также из-за негативных влияний на плод в период вынашивания беременности.

К основным причинам, способствующим развитию ОНР относятся такие патологические воздействия на организм ребёнка, как:

  • Частые инфекционные заболевания в грудном возрасте.
  • Травмы головы.
  • Несовместимость резус-фактора матери и плода.
  • Гипоксия плода. Состояние, которое характеризуется кислородной недостаточностью у ребёнка. Может возникать из-за различных заболеваний будущей матери (сахарный диабет, болезни сердца, анемия), патологических родов, аномалий плаценты, других различных осложнений родовой деятельности и беременности. Впоследствии может привести к общему недоразвитию речи.
  • Родовые травмы.

Также ОНР могут провоцировать такие внешние факторы, как:

  • Психоэмоциональное перенапряжение у ребёнка, стресс.
  • Недостаток общения со сверстниками.
  • Нехватка внимания со стороны родителей.
  • Минимальный уровень словесного общения.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Физиологическое запоздалое начало речевой деятельности. Например, малыш позднее положенного срока начал гулить (3 месяца), произносить первые лепетные слова (10-11 месяцев). Соответственно речь его будет развиваться с опозданием.

Классификация ОНР

ОНР по степени тяжести разделяют на 3 уровня, краткое описание которых отображается в таблице ниже.

Характеристика уровня ОНР

Общее недоразвитие речи 1-го уровня

Самое тяжёлое речевое расстройство. Словарный запас ребёнка скудный, само произношение нечёткое, искажённое. В большинстве случаев дети склонны заменять слова звуками или слогами. Обширно пользуются мимикой, разнообразными жестами, пытаются подражать внешним звукам. Малыш не может чётко сформировать предложение, передать мысль. Например, глагол «закрыть» он заменяет на существительное «дверь». Не редко у детей страдающих ОНР 1-й степени, в лексике полностью отсутствуют предлоги, понимание женского и мужского рода, числительных, времени, пространства

Общее недоразвитие речи 2-го уровня

Запас слов несколько расширен, однако всё равно достаточно узок. В словаре ребёнка присутствуют некоторые предлоги, союзы, местоимения. В предложении малыш способен использовать 3-4 слова. Не различает формы предметов, цвета. Нет понимания в построении цепочки связанной с пространственным отношением речи и временным. Часто не может отождествлять действия с предметами

Общее недоразвитие речи 3-го уровня

При этом уровне речевой патологии дети, во время разговора пользуются простыми обиходными фразами, но затрудняются в правильном чётком произношении слов, звуков (сонорных, свистящих, аффрикат, шипящих). Как правило, они стесняются посторонних людей и охотней общаются в присутствии членов своей семьи. Выстраивают сложные предложения, применяют по назначению все части речи. Также, могут рассказать простую историю о событиях из своей жизни, дать развёрнутый ответ о себе, друзьях, своей семье. Но всё-таки в лексике будут присутствовать множество погрешностей. Например, ёлку ребёнок назовёт просто деревом. Ворону - птичкой, певца - дядей, который поёт и т.д.

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи

Существует дополнительный, четвёртый уровень аномального речевого развития, который присутствует у малышей с не резко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР).

Дети с данной патологией в общении допускают отдельные лексико-грамматические ошибки, общая сумма, которых вызывает затруднения в обучении их чтению и правописанию.

Ребёнок с данным уровнем речевого расстройства с трудом может преобразовывать существительные в прилагательные. Например, вместо слова волк, которое при формировании прилагательного звучит, как волчий, он с большой вероятностью скажет, как «волкин».

Также, малыши с НВОНР часто путают названия животных, растений, профессии людей.

Кроме того, имеет место нечёткость в произношении, невыразительная, смазанная дикция.

Учёба в школе даётся детям с диагнозом - не резко выраженное общее недоразвитие речи тяжело, из-за низкой степени усвоения материала.

Диагностика ОНР

Выявляет общее недоразвитие речи и устраняет, как правило, врач логопед, однако полноценное лечение не возможно без помощи доктора невропатолога, педиатра в некоторых случаях психотерапевта.

Клиническая картина заболевания в большинстве случаев очевидна, как для родителей малыша, так и для доктора. Исключение составляет ОНР 4-го уровня, которое определяется в процессе тщательного анализа всех языковых компонентов посредствам специальных заданий, требующих от ребёнка концентрации и точного выполнения.

Для определения степени тяжести ОНР, также, изучается вся цепочка разговорной функции ребёнка.

Например, оценивается способность верно и осмысленно изложить услышанный короткий текст, либо самостоятельно рассказать о своей семье, друзьях, прочитать стихотворение.

В коррекции ОНР важно правильно поставить диагноз и дифференцировать его с другими патологиями, сопровождающимися речевой дисфункцией (умственная отсталость, аутизм).

Также доктор должен обследовать состояние ротовой полости и носоглотки ребёнка. Часто аномалии ЛОР-органов и стоматологические дефекты являются причиной затруднённого общения малыша.

Лечение общего недоразвития речи

Устранение такой патологии, как общее недоразвитие речи подразумевает использование различных методик, направленных на постепенное развитие мышления ребёнка, памяти, внимательности, улучшение произношения.

Например, детям с первым уровнем ОНР на начальном этапе лечения предлагают повторять за доктором различные звуки, потом слоги, далее слова с минимальным количеством букв.

На втором уровне коррекции речи малыш должен ясно понимать, что такое ответ и вопрос. Для этих целей его учат не только отвечать на поставленные вопросы, но и самостоятельно формулировать их, и задавать.

Проводятся первые попытки обучения коротким простым стихам и рассказам. Также, малышу предлагают внимательно посмотреть на картинку, потом описать её, с детальным определением предметов - их формы, цвета, сравнительной величины.

Терапия общего недоразвития речи 3-го уровня подразумевает выслушивание и пересказ текстов, самостоятельное построение предложений и повествование более сложных историй.

Детей учат рассказывать не только от первого лица, но и от второго, третьего.

Кроме того, лечебный процесс часто связан с назначением специальных упражнений направленных на устранение дефектов речи, обучающих игр.

Четвёртый уровень недоразвития речи (НВОНР) хоть и является наиболее лёгкой речевой патологией без внимания оставлять нельзя.

Нужна ранняя диагностика и коррекция. Недоразвитие устной речи является серьёзным препятствием для дальнейшего обучения ребёнка чтению, письму.

Несёт угрозу для его здоровья, так как предполагает повышенную нагрузку на нервную систему.

Важно! Родителям необходимо тщательно следить за развитием речи у своего ребёнка. Регулярно посещать врача педиатра и невролога. Если в три года малыш не понимает простые просьбы, либо просто молчит, а в четыре года говорит так, что его нельзя понять, ему нужна помощь специалиста, с данной аномалией невозможно справиться самостоятельно

Прогноз и профилактика ОНР

Для того чтобы избежать возникновения данной патологии родителям необходимо следить за развитием речи своего ребёнка с первых месяцев жизни.

Важно проявить бдительность, если у малыша наблюдаются следующие патологические признаки:

  • В первый месяц жизни ребёнок, когда чувствует голод и не получает вовремя питания, начинает громко кричать. Систематическое отсутствие крика является отклонением от нормы.
  • К началу пятого месяца так и не научился улыбаться.
  • В шесть месяцев не интересуется окружающей обстановкой, не прислушивается к звукам.
  • В семимесячном возрасте не узнаёт близких, не концентрируется на погремушках и других игрушках.
  • В десять месяцев совсем не произносит лепетные слова.
  • В год не говорит, не реагирует на простые просьбы.
  • В полтора года не может произнести слова «мама» и «папа».
  • В два года не понимает, как называются части тела, не может показать их.
  • В три года ребёнок не в состоянии выучить простое стихотворение, пересказать короткий рассказ. Не знает своего имени и фамилии.

В целом прогноз лечения ОНР любого уровня благоприятный.

Родителям необходимо уделять достаточно внимания своим детям. Играть с ними в развивающие игры, соответствующие их возрасту, читать стихи, сказки, расширять их кругозор.

При первых симптомах, указывающих на проблемы с речью нужно обратиться к врачу неврологу или логопеду.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это отклонение в развитии детей, которое проявляется в несформированности звуковой и смысловой сторон речи. При этом наблюдается недоразвитие лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, отсутствует связное произношение. ОНР у детей дошкольного возраста встречается чаще (40% от всего количества), чем другие речевые патологии. К общему недоразвитию речи стоит отнестись очень серьезно, так как без коррекции оно чревато такими последствиями, как дисграфия и дислексия (различные нарушения письма).

К симптомам ОНР у ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, поскольку оно может повлечь за собой целый комплекс проблем

  • 1 уровень ОНР – полное отсутствие связной речи.
  • 2 уровень ОНР – у ребенка наблюдаются начальные элементы общеупотребительной речи, однако словарный запас очень скудный, ребенок допускает множество ошибок в употреблении слов.
  • 3 уровень ОНР – ребенок может выстраивать предложения, но звуковая и смысловая стороны еще недостаточно развиты.
  • 4 уровень ОНР – ребенок разговаривает хорошо, допуская лишь некоторые недочеты в произношении и построении фраз.

У детей с общим недоразвитием речи чаще всего выявляются патологии, полученные еще во внутриутробном развитии, либо во время родов: гипоксия, асфиксия, травмы при родах, резус-конфликт. В раннем детстве недоразвитие речи может быть следствием черепно-мозговых травм, часто возникающих инфекций, каких-либо заболеваний в хронической форме.



ОНР диагностируется к 3-м годам, хотя “предпосылки” недоразвития речи могут формироваться даже на этапе беременности и родов

Когда у малыша общее недоразвитие речи любой степени, разговаривать он начинает довольно поздно – в 3 года, некоторые – только к 5 годам. Даже когда ребенок начинает выговаривать первые слова, многие звуки он произносит нечетко, слова имеют неправильную форму, говорит он невнятно, и его с трудом понимают даже близкие люди (см. также: ). Связной такую речь назвать нельзя. Поскольку формирование произношения происходит неправильно, это отрицательно сказывается на других аспектах развития – памяти, внимании, мыслительных процессах, познавательной деятельности и даже координации движений.

Недоразвитие речи корректируется после определения уровня. От его характеристики и диагноза напрямую зависит, какие меры понадобится предпринимать. Теперь приведем более подробную характеристику каждого уровня.

1 уровень ОНР

Дети 1 уровня ОНР не умеют формировать фразы и строить предложения:

  • Они пользуются очень ограниченным запасом слов, причем основную часть такого лексикона составляют лишь отдельные звуки и звукоподражающие слова, а также несколько самых простых, часто слышимых слов.
  • Предложения, которые они могут использовать, состоят из одного слова, а большинство слов являются лепетными, как у младенца.
  • Свой разговор они сопровождают мимикой и жестикуляцией, понятными только в данной ситуации.
  • Значения многих слов такие дети не понимают, часто переставляют слоги в словах и вместо полного слова произносят только его часть, состоящую из 1-2 слогов.
  • Звуки ребенок произносит очень нечетко и невнятно, а какие-то из них вообще не способен воспроизвести. Трудными для него являются и другие процессы, связанные с работой со звуками: различать звуки и выделять отдельные из них, соединять их в слово, узнавать звуки в словах.


Программа по развитию речи для первой ступени ОНР должна включать в себя комплексный подход, направленный на развитие речевых центров мозга

При 1 уровне ОНР у ребенка прежде всего необходимо развивать понимание того, что он слышит. Не менее важно стимулировать навыки и стремление самостоятельно выстраивать монолог и диалог, а также развивать другие умственные процессы, которые напрямую связаны с речевой активностью (память, логическое мышление, внимание, наблюдательность). Правильное звуковое произношение на этом этапе не так важно, как грамматика, то есть построение слов, словоформ, окончаний, употребление предлогов.

2 уровень ОНР

На 2 уровне ОНР у детей, помимо несвязного речевого лепета и жестикуляции, уже проявляется способность строить из 2-3 слов простые предложения, хотя смысл их примитивен и выражает, чаще всего, только описание предмета или действие.

  • Многие слова заменяются синонимами, так как ребенок плохо определяет их значение.
  • Он испытывает определенные трудности и с грамматикой – неправильно произносит окончания, неуместно вставляет предлоги, плохо согласовывает слова между собой, путает единственное и множественное число, допускает другие грамматические ошибки.
  • Звуки ребенок по-прежнему произносит нечетко, искажает, смешивает, заменяет одни другими. Различать отдельные звуки и определять звуковой состав слова ребенок еще практически не умеет, так же как и соединять их в целые слова.

Особенности коррекционной работы при 2 уровне ОНР заключаются в развитии речевой активности и осмысленном восприятии услышанного. Большое внимание уделяется правилам грамматики и лексики – пополнению словарного запаса, соблюдению норм языка, правильному употреблению слов. Ребенок учится грамотно строить фразы. Ведется работа и над правильным произношением звуков, корректируются различные ошибки и недочеты – перестановка звуков, замена одних другими, обучение произношению отсутствующих звуков и другие нюансы.



На втором уровне ОНР важно подключить также фонетику, то есть работу со звуками и их правильным произношением

3 уровень ОНР

Дети 3 уровня ОНР уже могут говорить развернутыми фразами, но в основном строят только простые предложения, со сложными пока не справляясь.

  • Такие дети хорошо понимают, о чем говорят другие, но все же затрудняются воспринимать сложные речевые обороты (например, причастные и деепричастные) и логические связи (причинно-следственные отношения, пространственные и временные связи).
  • Лексикон у детей 3 уровня недоразвития речи значительно расширен. Они знают и используют все главные части речи, хотя существительные и глаголы преобладают в их разговоре над прилагательными и наречиями. При этом ребенок может по-прежнему ошибаться, называя предметы.
  • Также еще присутствует неправильное употребление предлогов и окончаний, ударений, неверное согласование слов между собой.
  • Перестановка слогов в словах и замена одних звуков другими уже встречаются крайне редко, только в самых тяжелых случаях.
  • Произношение звуков и различение их в словах хоть и нарушено, но уже в более простой форме.

Недоразвитие речи 3 уровня предполагает занятия, развивающие связную речь . Лексика и грамматика устной речи совершенствуются, освоенные принципы фонетики закрепляются. Сейчас дети уже готовятся к изучению грамоты. Можно использовать специальные развивающие игры.

4 уровень ОНР

4 уровень ОНР или нерезко выраженное общее недоразвитие речи характеризуется уже довольно большим и разнообразным словарным запасом, хотя у ребенка возникают трудности в понимании значений редких слов.

  • Детки не всегда могут понять смысл пословицы или суть антонима. Проблему может создать и повторение слов, сложных по составу, а также произношение некоторых труднопроизносимых сочетаний звуков.
  • Дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи еще плохо определяют звуковой состав слова и делают ошибки при образовании слов и словоформ.
  • Они путаются, когда приходится самостоятельно излагать события, могут пропустить главное и излишнее внимание уделять второстепенному, или повторять то, что уже сказали.

4 уровень, характеризующийся нерезко выраженным общим недоразвитием речи, является тем финальным этапом занятий по коррекции, после которого дети достигают необходимой нормы речевого развития дошкольного возраста и готовы к поступлению в школу. Все навыки и умения необходимо по-прежнему развивать и совершенствовать. Это касается и правил фонетики, и грамматики, и лексики. Активно развивается умение по построению фраз и предложений. Недоразвития речи на данном этапе уже не должно быть, а дети начинают осваивать чтение и письмо.

Первые две формы недоразвития речи считаются тяжелыми, поэтому их корректировка ведется в специализированных детских заведениях. Дети, у которых наблюдается недоразвитие речи 3 уровня, посещают занятия в классах коррекционного обучения, а с онр последнего уровня – общеобразовательные классы.

В чем заключается обследование?

Диагностирование недоразвития речи проводится у детей дошкольного возраста, и чем раньше это происходит, тем легче будет откорректировать данное отклонение. В первую очередь логопед проводит предварительную диагностику, то есть знакомится с результатами осмотра ребенка другими детскими специалистами (педиатром, неврологом, невропатологом, психологом и т. д.). После этого подробно выясняет у родителей, как протекает речевое развитие ребенка.

Следующий этап обследования – диагностика устной речи . Здесь логопед уточняет, насколько сформировались различные языковые компоненты:

  1. Степень развития связной речи (например, умение составлять рассказ по иллюстрациям, пересказывать).
  2. Уровень грамматических процессов (образование различных словоформ, согласование слов, выстраивание предложений).

Далее изучается звуковая сторона речи : какие особенности имеет речевой аппарат, каково звукопроизношение, насколько развита звуконаполняемость слов и слоговая структура, как ребенок воспроизводит звуки. Поскольку недоразвитие речи – очень сложный для коррекции диагноз, дети с ОНР проходят полное обследование всех психических процессов (в том числе слухоречевой памяти).



Выявление ОНР требует от специалиста высокой квалификации, а также наличия результатов обследования другими детскими специалистами

Профилактические мероприятия

Общее недоразвитие речи корректируется, хотя это не так просто и требует длительного времени. Начинают занятия с раннего дошкольного возраста, желательно с 3-4 лет (см. также: ). Коррекционно-развивающая работа проводится в специальных заведениях и имеет различное направление в зависимости от степени речевого развития ребенка и индивидуальных особенностей.

Чтобы предупредить недоразвитие речи, применяются те же приемы, что и при отклонениях, которые его вызывают (дизартрии, алалии, афазии, ринолалии). Роль семьи также немаловажна. Родителям необходимо как можно более активно способствовать речевому и общему развитию своего ребенка, чтобы даже нерезко выраженное развитие речи не проявилось и не стало препятствием для полного освоения школьной программы в будущем.

В последнее время у детей все чаще встречается общее недоразвитие речи. Это проявляется в виде пассивного изучения языка, что сильно влияет на накопление знаний. Заболевание имеет обширную симптоматику. Притупление освоения навыков, отсутствие или снижение адекватной реакции на общение являются одними из признаков ОНР.

Когда развитие ребенка проходит правильно, он демонстрирует способности, которые отвечают его возрасту. Активно проходит постижение мира и применение полученных в повседневной жизни знаний.

Данная патология является полиэтиологической и формируется во внутриутробной среде. Существует множество факторов, способствующих этому. Зачастую, это временные сбои в развитии малыша, которые, при правильном подходе, можно благополучно решить.

Существует четыре степени заболевания. Они различаются по степени тяжести симптомов. Для определения уровня серьезности недуга следует пройти обследование у логопеда. Процесс лечения формируется на базе консервативных методик, которые подразумевают работу специалиста. В домашних условиях с ребенком должны заниматься его родители.

Общее недоразвитие речи также классифицируется по клиническому составу. Всего существует 3 группы:

  1. Дети с минимальными мозговыми расстройствами, недостаточным мышечным тонусом и моторной дисфункцией относятся к не осложненной форме ОНР.
  2. Осложненная степень проявляется в виде синдрома неврологического и психологического характера.
  3. К грубому недоразвитию речи относятся дети с органическим поражением отделов головного мозга, отвечающих за речевые функции.

В зависимости от степени тяжести речевого расстройства, заболевание разделяют на четыре вида. Дети, страдающие этим недугом, начинают выговаривать первые слова достаточно поздно, примерно в 3-4 года. При этом окружающим трудно разобрать, что говорит ребенок. Все это имеет последствия в виде нарушений вербальной деятельности. Они обусловливаются нарушением памяти, снижением умственных способностей и уменьшением интереса к познаванию окружающего мира.

У детей, страдающих от первого уровня ОНР, проявляются следующие симптомы:

  • Сложности с формулировкой предложений. Нередко они состоят из одного слова.
  • Нарушение произношения звуков. Затруднения в их различии.
  • Невнятная речь. Фразы частично заменяются жестами и мимикой.

Вторая степень выявляется следующими признаками:

  1. Плохое запоминание слов. Небольшой запас, в сравнении со сверстниками.
  2. Отсутствие способности осознания различий между числами.
  3. Неправильное употребление падежей и предлогов.
  4. Искаженное произношение звуков.

Симптомы третьего уровня ОНР:

  • Трудности с согласованием разных частей речи.
  • Сложности с формулированием сложных фраз.
  • Несущественные ошибки в произношении.
  • Речь связная, но состоит из простых предложений.

Основные особенности, которые наблюдаются у детей с четвертой формой ОНР:

  1. Затруднения с произношением слов с большим количеством слогов.
  2. Пониженный уровень фонетического восприятия.
  3. Ошибки при словообразовании.
  4. Нарушения в логическом изложении мыслей.

Первый уровень

Ребенок, у которого 1 уровень недоразвития речи, умеет формулировать фразы, а также составлять несложные предложения. Они имеют небольшой словарный запас, половина которого состоит из отдельных звуков.

Предложения нередко состоят из одного-двух слов. У детей наблюдается несвязная речь, как у младенца. Разговор сопровождается чрезмерной жестикуляцией, которую иногда сложно понять. Часто ребенок просто не понимает значения некоторых слов. Тяжело дается воспроизведение звуков. При разговоре отмечается невнятная речь, требуется , логопеда.

Дети с первым уровнем ОНР, часто произносят только первые слога в словах или меняют их местами. Проявляются трудности с распознаванием звуков.

Второй уровень

Сложным для понимания является даже единственное и множественное число. Звуки все еще произносятся искаженно и нечетко. Ребенку еще трудно находить между ними отличия, поэтому появляются препятствия с соединением их в слова.

Третий уровень

Стадии дети уже могут разговаривать развернутыми фразами, но все еще только простыми предложениями, потому как сложные вызывают затруднения. Ребенок уже может понимать речь других людей на слух, если она не содержит запутанных словосочетаний.

В сравнении со вторым уровнем, отмечается увеличение лексикона. В разговоре преобладают глаголы и существительные. Прилагательные и наречия используются еще не так часто. При всех перечисленных достижениях присутствуют ошибки в названии предметов. Ребенок еще плохо использует окончания и ударения. Проявляются заметные успехи в произношении звуков. Перестановка слогов встречается уже не так часто.

Четвертый уровень

4 степень ОНР характеризуется большим словарным запасом, хотя еще встречаются незнакомые слова. Остаются трудности в понимании значений антонимов и пословиц. Проблемы также могут возникать с выговариванием труднопроизносимых звуков. Еще существуют затруднения с выражением собственной мысли, а также пересказом увиденных событий. Они проявляются в упущении главного смысла или излишнем внимании к второстепенным деталям.


Особенности лечения и коррекции на разных уровнях

Так как существует четыре степени общего недоразвития речи, терапия на каждой из них отличается.

Коррекция ОНР первого уровня у детей дошкольного возраста проводится путем развития самостоятельной речи. Также нужно уделять достаточное внимание улучшению памяти.

Следует развивать возможность понимать значение слов. Важным моментом также является стимуляция навыков правильного построения монологов и диалогов. Не стоит зацикливаться на чем-то одном, нужно совершенствовать и другие умственные процессы, такие как память, внимание и логическое мышление.

Терапия для второй степени заболевания должна включаться в себя работу над развитием речи и пониманием произносимого. Нужно улучшать звукопроизношение, а также объяснять ребенку грамматические и лексические тонкости.

Следует развивать речевую активность путем частого общения. По ходу разговора рекомендуется исправлять ошибки. Это нужно для соблюдения норм языка. Родители тоже должны рассказывать, как правильно употреблять слова.

Детям с 3 уровнем ОНР стоит уделять внимание произношению звуков и . Для этого нужно развивать связную речь. Лексика и грамматика также имеют большое значение. Для лучшего эффекта можно использовать специальные развивающие игры.

Требует коррекции возрастной речи. Она является финальной стадией в исправлении сбоев в развитии. Следует продолжать формирование навыков грамматики, фонетики и лексики. На этом этапе нужно разрабатывать умения строить фразы и предложения. Для лучшего усвоения терапию лучше проводить в разных условиях.

Чтобы избежать проблем со здоровьем у ребенка, женщинам во время беременности стоит отказаться от вредных привычек и больше внимания уделять правильному питанию и образу жизни.

В заключение

Если нарушения в речи уже имеются, это не критично, так как все можно исправить. Первым делом нужно отправиться на консультацию к логопеду. После осмотра, в зависимости от степени недуга, специалист назначит лечение, по окончании которого ребенок сможет правильно разговаривать и воспринимать слова на слух. Родителям также следует принимать активное участие в обучении малыша.

Дети с нормальными интеллектуальными способностями и полноценной слуховой деятельностью зачастую страдают дисфункцией в формировании разных (звуковых, семантических и лексико-грамматических) речевых сторон. Причина формирования нарушения заключается в речевых расстройствах, что вызывает общее недоразвитие речи (ОНР). Одной из самых сложных патологий является ОНР 1 степени.

Выявить наличие нарушения можно при логопедическом осмотре, после чего начинается этап коррекции, в результате которого происходит не только формирование речевого понимания, полноценного словарного запаса, но и постановка верного звукопроизношения и грамматического строя языка.
При отсутствии своевременного лечения в будущем ребенок может страдать дисграфией или дислексией.

Обращая внимание на клинический состав категории детей с ОНР можно выделить три группы:

  • ОНР неосложненной формы, которая характеризуется наличием минимальной мозговой дисфункцией, проявляющейся в неполном контроле тонуса мышц, моторных преобразований, а также проявлением незрелого поведения в эмоционально-волевой сфере.
  • ОНР осложненной формы отмечается у детей, страдающих неврологическими или психологическими синдромами, например, церебрастеническим, судорожным или гипердинамическим.
  • Дети, которые отличаются органическими дефектами в речевых отделах мозга, подвержены развитию грубого недоразвития речи.

Отталкиваясь от степени ОНР выделяют четыре уровня:

  • 1 уровень речевого развития характеризуется абсолютным отсутствием общеупотребительной речи – «безречевые дети».
  • При 2-ом уровне речевого развития отмечается употребление начальных элементов речи, бедным словарным запасом, а также проявлением аграмматизма.
  • Если у ребенка отмечается развернутая фразовая речь, но звуковые и смысловые стороны не полностью развиты, то речь идет о 3-ем уровне речевого развития.
  • При 4-ом уровне речевого развития наблюдаются не значительные недочеты в фонетико-фонематической, а также лексико-грамматической речевых сторонах

Детальная характеристика ОНР 1 степени

Ребенок с данным диагнозом крайне ограничен в средствах общения. В активном словарном запасе можно выделить лишь небольшое количество слов, которые употребляются в обиходе, при этом произношение каждого происходит нечетко. К таким фразам также могут добавляться различные звукоподражания или обычные звуки.

Дети в большинстве случаев в общении используют свою мимику и жесты, не разделяя комплексы для описания качеств, действий или предметов. Чаще всего детский лепет расценивается однословным предложением, которые повторяется многократно.

Ребенок не дифференцирует обозначения предмета и действия. То есть любое действие, он может охарактеризовать предметом, например, глагол открывать заменяется словом дверь, которое чаще всего произносится нечетко. Такой же эффект наблюдается и в обратном, то есть предмет заменяется действием. Самым распространенным примером считается замена слова «кровать» на глагол «пат» (спать). Из-за скудного словарного запаса одно слово может быть многозначным.

Речь таких детей полностью лишена флексий, в результате чего все слова употребляются лишь в корневой форме. Каждый лепетной элемент сопровождается активной жестикуляцией в качестве дополнительной поддержки в пояснении.

При отсутствии ориентирующих признаков ребенок не сможет отличить множественную и единственную формы существительного, а также прошедшее время глагола или мужской и женский род. У большинства детей наблюдается полное отсутствие понимания предлогов.

Характеристика слухоречевой стороны при ОНР 1 уровня заключается в фонетической неопределенности. При воспроизведении звуков наблюдается диффузный характер, что объясняется недостаточно развитой артикуляцией, а также низкой способностью к звуковому распознанию. Чаще всего дефектные звуки доминирует над верным произношением.
При ОНР 1 уровня дети не могут различать и воспринимать слоговую структуру.

Общая характеристика 2,3 и 4 уровня ОНР

Для 2 уровня ОНР характерно увеличение речевой активности. В общении ребенок применяет постоянный, но все еще искаженный и узкий запас употребляемых слов. На данном уровне ребенок способен дифференцировать предметы, действия, пользоваться местоимениями, некоторыми союзами и предлогами. Ребенок активно реагирует на картинки, которые носят знакомый характер, то есть, например, на предметы, окружающие его в повседневной жизни.

Речь строится из элементарных предложений (используется 2-3, в редких случаях 4 слова). Ребенок не может назвать цвета, формы предмета, поэтому незнакомые слова старается заменить близкой по смыслу фразой.

Для третьего уровня ОНР характерно развитие развернутой обиходной речи. При этом отмечается неполное знание некоторых слов, а также неправильное составление определенных грамматических форм. Чаще всего дети данной группы страдают от нарушения слуховой дифференциации звуков. Главной отличительной особенностью данной степени считается неспособность к словообразованию, путаница в падежах и словесных форм.

Четвертый уровень ОНР обнаруживается при детальной диагностике, ведь в жизни многие родители не обращают внимания на небольшие дефекты в речи. Основная проблема данных детей заключается в неспособности удержания фонематического образа слова, а также в нарушении дифференциации звука.

Методика обследования

Любые речевые дефекты диагностируются на приеме у логопеда, в результате которого происходит выявление речевого навыка ребенка, определяется уровень психического развития.

Важным этапом считается проведение анализа для установки взаимного содействия между звуковой стороной речи, лексическим запасом и грамматическим строем. В результате чего можно выделить три этапаизучения:

  • ориентировочный, или первый этап, в результате которого происходит заполнение карты ребенка с родительских слов, изучается документация и проводится беседа с малышом;
  • при втором этапе обследования проводится диагностика языковой системы, ее составляющих, в результате чего составляется заключение от логопеда;
  • на третьем этапе логопед производит наблюдение в динамике, например, в процессе обучения.

При беседе родителей чаще всего удается собрать информацию о предречевых реакциях ребенка, например, о гулении, лепете. Появляется возможность узнать точный возраст формирования первых слов. При подозрении на развитие ОНР первого уровня важно выяснить наблюдается ли у ребенка формирование двухсловных или многословных предложений, насколько развита его общительность и стремление к контакту.

Но самым важным считается непосредственная беседа с ребенком, в результате которой происходит установка контакта и настрой и общение. В процессе беседы задаются различные вопросы, которые помогают лучше узнать его кругозор, любимые занятия, определить насколько хорошо он ориентируется в пространстве и времени.

При определении причины развития дефекта в звуковой стороне речи важно провести обследование артикуляционного аппарата, а также его моторики.

Не менее важным является обследование общей и мелкой моторики, которое основывается на общем виде, осанке малыша, способности к самообслуживанию (например, логопед может попросить его застегнуть самостоятельно пуговицы или зашнуровать ботинки). Также обращается внимание на ходьбу, бег, прыжки и прочие виды физической активности.

Очень важно определить умеет ли малыш сохранять равновесие.

В конечном итоге логопед проводит полное и всестороннее изучение поведения, которое в последующем обобщается в логопедическое заключение, на основе которого подпирается коррекционная работа и составляется маршрут терапии.

Обучение детей 1 степени ОНР

Важно помнить, что коррекционный процесс – это длительный и сложный путь, который поможет детям с ОНР сформировать речевые средства, полностью избавив от застенчивости.

Для детей, которые страдают первым уровнем ОНР необходимо развить понимание речи, сформулировать самостоятельный словарный запас, с помощью которого они смогут составлять простые предложения.

Лучше всего, если занятия с такими детьми будут практиковаться в небольших группах, используя игровую форму обучения. После этого наступает процесс, когда логопеду необходимо помочь детям расширить их понимание речи. Дать верное понятие о различных предметах, действиях и явлениях, которые их окружают. Каждое словосочетание необходимо подкреплять наглядным примером. Фразы должны состоять из двух-четырех слов, попутно склоняясь и употребляясь с предлогами, тем самым позволяя детям почувствовать разницу в звучании.

В качестве материала для работы можно использовать игрушки, одежду, различную посуды или продукты питания.

Следующим этапом коррекции ОНР 1 степени станет развитие самостоятельной речи. Логопеду необходимо создать ситуации, которые вызовут не только интерес, но и коммуникативно-познавательную необходимость в применении речи. Первым делом можно попробовать научить малышей называть правильно всех членов семьи, после этого перейти на простые имена (например, Маша, Саша, Оля).

Далее наступает более сложный период, когда ребенку необходимо выразить свою просьбу, при этом прикрепив слово жестом (например, слово «дай» можно сопроводить жестом руки).
Как только у малыша появляется способность к подражанию взрослого необходимо перейти на правильное воспроизведение ударного слога, после которого переключаются на более сложные слова (машина, рука, ручка).
После правильного вовлечения ребенка в процесс коррекции специалист вводит игру краткий ответ на поставленный вопрос, что способствует формированию простой формы диалога.
После того, как ребенок преодолеет первую ступень речевого развития наступает следующие этапы корректировки, которые основываются на:

  • внедрении интенсивной работы по пониманию речи, с помощью которой развивается способность к пониманию различных форм слова;
  • расширении словарного запаса;
  • коррекции правильного произношения каждого слова, верного понимания всех звуков.

В последующем логопед обучает детей понимать различие при применении приставок к словам, определять разницу в роде, объединять предметы, которые связывает что-то общее.

Исправление дефектов речи может занять не один год, ведь с каждым шагом ребенок будет переходить на новый уровень развития, благодаря чему в конечном итоге полностью сформулирует правильную форму слова, повысит свой словарный запас.

После посещения логопеда ребенок начинает чувствовать себя комфортно к окружающей среде, добросовестно относится к процессу познания мира, тем самым проходит полную социальную адаптацию.