Почему лень двигатель прогресса. Лень — двигатель прогресса

В.А. Мейдер, 2005

«ДВИГАТЕЛИ ПРОГРЕССА»

В.А. Мейдер

К.Э. Циолковский (1857-1935), чьи труды внесли существенный вклад в формирование космической философии и нового взгляда на Вселенную, называл настоящих ученых «двигателями прогресса». Они организуют человечество в одно целое, изобретают машины, указывают способы «улучшения человеческой породы», открывают законы природы, восприимчивы к великим открытиям, способны их осваивать и распространять в массах.

Наука - это коллективный разум многих поколений ученых, совокупность человеческой мысли, и она глубоко интернациональна. Та или иная область науки может развиваться параллельно на разных континентах, в разных странах без всякого заимствования. Следовательно, в научном творчестве есть общие черты, общие законы, уяснение которых помогает проникнуть в психологию искания истины. И хотя мы знаем, что есть так называемые внутренние законы развития науки (внутренняя логика науки), ее законы, писал В.И. Вернадский (1863-1945) «не совпадают с законами логики (наука не движется индуктивным или дедуктивным путем), а является сложным проявлением человеческой личности»1.

Наука едина, в ней все более стираются межотраслевые грани. Вернадский даже говорил о необходимости создания «единой вселенской науки», которая могла бы охватить своим взглядом естественные и социальные процессы реальности. С созданием «научного мозгового центра» будет организована работа, направленная на улучшение «структуры человеческого общества». Нам видится здесь некоторое пересечение его идей с теми задачами, которые были поставлены ученым и философом А.А. Богдановым (1873-1928) в его труде «Тектология. Всеобщая организационная наука» (1913). Они созвучны и с замыслами русского космиста Н.Ф. Федорова © (3828-1903) о создании Всенаучного Музея

как книги истории, написанной родом человеческим («Музей, его смысл и назначение»).

Наука - дело объективное, она бесстрастна, но создают ее люди, обладающие субъективными особенностями. По отношению к ней иногда применяют термины «большая» и «чистая». С первой связывают творчество большого коллектива, со второй - гениальные прозрения одиночек. Иногда ученые говорят о науке «большой» и «малой». И опять-таки с ними связывают те научные силы, которые решают конкретные задачи. Скажем, к «большой» науке относят исследования в области ядерной энергетики или космоса, где над решением проблем трудятся целые институты. Сравнительно же небольшие коллективы, лаборатории относят к «малой» науке. Яркий пример успеха последней - открытие структуры ДНК, определившее на многие годы развитие биологии. Его сделали два человека на основе анализа данных, полученных в трех других небольших лабораториях.

Как видим, работу «ремесленников» в науке трудно переоценить. Они создают «подводную часть айсберга» под названием Наука. Но в значительной степени возникновение новых научных направлений зависит от неизвестных нам законов и факторов появления выдающихся личностей. По отношению к таким личностям В.Н. Вернадский иногда употреблял выражения «еретик», «ортодоксальный представитель научной мысли». В научном творчестве, писал он, «всегда должны действовать отдельные личности, в своей жизни или в данный момент возвышающиеся среди среднего уровня»2. И история развития научных идей свидетельствует о том, что порой отдельный ученый своим открытием фактически менял не только основы научного мировоззрения своего времени, но и весь ход культуры. Скажем, создание Н.И. Лобачевским (1792-1856) неевклидовой геометрии изменило мировоззрение эпохи и стиль математического мышления.

О значимости выдающихся личностей в науке размышлял известный французский физик, родоначальник волновой механики Луи де Бройль (1892-1987): «Важнейшими факторами остаются качества руководителя коллектива, индивидуальная инициатива и интуиция исследователя. Но в теоретической части наиболее существенно, как мне кажется, именно индивидуальное усилие, зачастую в уединении. Величайшие открытия в этой области были сделаны смелыми умами в уединении. Так было по крайней мере в прошлом, но, мне кажется, есть все основания думать, что так будет и в будущем»3.

В одном из писем (1932) К.Э. Циолковский (1857-1935) замечал: «Не забывайте, что для успешности моей работы нужен покой и уединение». А Эйнштейн называл себя «лошадью в одинокой упряжке». Принадлежа всецело науке, он не отдавался полностью стране, друзьям, родным, семье.

При обсуждении проблемы «одиночка - коллектив» вспоминается и замечание К.А. Тимирязева (1843-1920) о том, что «артельное» производство науки невозможно, «как и подобное производство поэзии». В компании можно писать водевили, оперетты, но не «Фауста» или «Гамлета». «Рассказывают, - писал он, - будто Гей-Люссак однажды приглашал Тенара (французского химика Луи Жака Тенара (1777-1857), открывшего в 1818 году перекись водорода. - В. М.) предпринять общую работу. “Хорошо, - согласился Тенар. - Но как мы разделимся?” - “Очень просто: ты будешь работать, а я болтать”, - ответил Гей-Люссак»4.

Подобный исторический экскурс можно было бы продолжить, однако для нас важно то обстоятельство, что интерес к психологической стороне научного творчества со времен Платона и Аристотеля не ослабевает. А в наше время компьютерных технологий он еще более возрос. Составляющие личности ученого нам интересны еще и потому, что между творчеством ученого и особенностями его личности есть самая теснейшая связь. Сейчас мы говорим, что наука - это дело государственной важности, ибо без ее соответствующего уровня страна теряет социальный механизм производства нового знания. А лишившись науки, мы теряем и систему высшего образования. Отсюда аксиома: образование должно быть приоритетным направлением в обществе.

К данной аксиоме мы хотим добавить и такую: образование должно быть непрерыв-

ным. Быстрая смена техники и технологических процессов требуют постоянного повышения квалификации и переподготовки специалистов. И этот процесс будет успешным для тех, кто получил фундаментальное образование, образование глубокое и широкое. Сама же образовательная система должна быть постоянно развивающейся и разумно перестраивающейся. Она опирается на педагога-нова-тора, педагога-творца, организующего познавательную и научную деятельность школьника, студента. Его подготовка и профессиональная направленность должны опережать требования сегодняшнего дня. И современная педагогика, психология доказывают, что человек обладает безграничными потенциальными способностями. Задача педагога-учено-го - научить молодого человека учиться, учиться непрерывно.

К сожалению, новое поколение в большинстве своем утратило интерес к науке и приобретению знаний. Оно не подготовлено к восприятию того, что определяет будущее России и каждого россиянина. Потеряны старые идеалы, но не определены новые. В этой связи можно вспомнить жизненный «закон» философа Аристотеля: «Благо зависит от соблюдения двух условий - правильно установленной конечной цели и отыскания нужных средств, ведущих к ней».

Безусловно, наука - это дело молодых. История дает нам множество примеров того, что ученые с высоким научным коэффициентом начинали карьеру весьма рано. Статистика утверждает, что с 1735 года первые публикации выдающиеся ученые осуществляли в 25 лет, а самые-самые из них - и раньше: Э. Галуа, Б. Паскаль - в 17 лет; 3. Фрейд - в 21 год; Ч. Дарвин, Д. Максвелл, К. Гаусс, М. Фарадей, А. Эйнштейн, Л. Эйлер, Д. Гильберт, К. Гёдель, А.Н. Колмогоров - в 22-24 года; Б. Риман, Г. Кантор, Н.И. Лобачевский, Н.Н. Лузин - в 28- 30 лет. Период активной работы этих ученых - в среднем 35-40 лет. Дарвин же работал в течение 50 лет, Эйнштейн - 53, Фрейд - 55. Что касается академических признаний (типа Нобелевской премии), то они приходили к ним спустя 25-30 лет после первой публикации.

Можно только по-доброму завидовать трудолюбию и таланту Л. Эйлера (1707- 1783), который в 13 лет стал студентом Базельского университета; в 16 - произнес по-латыни речь, дав сравнительный анализ философий Р. Декарта и И. Ньютона, за что получил сте

пень магистра искусств; в 19 - был отмечен почетным отзывом Парижской академии наук за представленную на конкурс работу о наи-выгоднейшем расположении мачт на корабле. Его научные интересы охватывали все отделы современной ему математики и механики, теорию упругости, математическую физику, оптику, теорию музыки, теорию машин, баллистику, морскую науку, страховое дело и т. д. А ведь значительную часть жизни он был слепым.

И все-таки когда мы произносим суждение «Наука - это дело молодых», то надо иметь в виду, что это статистика с методом интерполяции. Есть некоторая связь между возрастом и научным успехом, но она не вытекает из логики научной работы. Есть даже такой уникальный исторический факт. У группы французских математиков, публиковавших свои труды под псевдонимом Н. Бурбаки существовало неписаное правило: достиг возраста 50 лет - покидай это научное сообщество, но до того приведи одного-двух студентов вместо себя. Что касается статистических данных, то надо иметь в виду, что многие ученые «сходят со своего круга» по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья, самоуспокаиваются после первого успеха, не могут изменить свой стиль мышления, а иногда и всю систему взглядов после значительного открытия в науке, и т. п. Бывает, что после первого такого успеха ученый «заболевает» желанием получить новые данные такого же уровня, а они не приходят. Возможны разочарования, уход в другую сферу духовной деятельности, в бизнес и т. п.

Нам представляется, что возраст ученого науке не помеха, да и старость его - это не угасание, а в большей мере рост его интеллектуальных сил. Ученый, любящий свой труд, способен получить оригинальные результаты и в значительном возрасте. Здесь важен характер способностей человека и определенный психологический тип его мышления. А что касается ученого-философа, то к нему мудрость приходит как раз с годами, виднее становится и его вклад в сокровищницу культуры. То же самое можно сказать и о математиках. Так, в «Эпилоге» своей книги «Я - математик» Н. Винер писал, что последние страницы этой автобиографии совпадают с его 60-летием. «Это довольно солидный возраст для ученого-математика. Но я еще работаю, и мне не хотелось бы думать, что все мои достижения уже позади»5.

Постановка вопроса о составляющих личности ученого имеет важное психолого-педа-гогическое и методологическое значение. А непосредственным источником его уяснения является проникновение в творческую лабораторию ученого, приобщение к его научному наследию, среди которого имеются не только книги, статьи, но и письма к коллегам, дневниковые записи, воспоминания учеников, последователей... Для студенческой молодежи жизнь и творчество ученого, его биография (или автобиография) - это пример для подражания. «Примеры научают лучше, нежели толкования и книги», - говорил Н.И. Лобачевский в речи «О важнейших предметах воспитания» 5 июля 1828 года по случаю первой годовщины своего ректорства в Казанском университете и выпуска студентов.

Подходы к типологии (классификации) личности ученого весьма различны, ибо различны и сами сферы научной деятельности. Да и процессы дифференциации и интеграции науки предполагают определенные установки при оценке личности ученого. Но увидеть составляющие личности ученого нам помогут они сами. Так, глубокие размышления о научном творчестве, стиле мышления мы находим в специальных работах французского математика Л Пуанкаре (1854-1912). Определенную классификацию осуществил в книге «Великие люди» немецкий химик В. Оствальд (1853-1932). Известны работы в этом направлении французского математика Ж. Адамара (1865-1963), венгерского математика и педагога Д. Пойа (1887-1985), представителей отечественной естественноматематической школы - В.И. Вернадского (1863-1945), П.С. Александрова (1896- 1982), А.Н. Колмогорова (1903-1983) и многих других.

Причем, уясняя данный вопрос, мы должны помнить, что каждый ученый - это не только представитель конкретной науки, но и сын своего времени, своей эпохи. Он входит в это время, творит и постоянно при этом испытывает на себе всю совокупность материальных и духовных ценностей, его окружающих. Очень важно, чтобы творческий период в жизни ученого, его «естественные склонности» совпадали с «предпочтениями общества», с принципами общественного устройства, с государственной политикой и идеологией, наконец, с общей системой ценностей.

И еще одно замечание по существу рассматриваемой нами проблемы. Академик П.С. Александров в своей публичной лекции

на тему «Призвание ученого» в МГУ говорил, что профессии «ученый» не существует. Есть профессия научного работника. Но даже и такой профессии в начале XX столетия не существовало. Люди, занимавшиеся наукой, в большинстве случаев были преподавателями, доцентами, профессорами высшей школы. Яркий пример - Н.Е. Жуковский (1847- 1921), великий ученый и инженер, но по своему профессиональному положению всегда считал себя профессором Московского университета и Московского высшего технического училища.

Какие же составляющие личности ученого, не претендуя на полноту, можно выделить?

Б. Паскаль (1623-1662) в своих «Мыслях» писал об уме глубоком («проницательном») и математическом уме, для которого характерно симультанное (одновременное) мышление, схватывающее предмет сразу с разных сторон.

А. Пуанкаре делил ученых на аналити-ков-логиков и геометров-интуитивистов. Правда, в основе такой классификации мы у него обнаруживаем врожденные качества человека.

«Самая природа их ума, - писал он, - делает из них сторонников логики или интуиции, и они не в силах отрешиться от нее, когда приступают к новому предмету.

И не воспитание развило в них одну из этих двух склонностей и заглушило другую. Математиками родятся, а не делаются, и, по-видимому, также родятся геометрами или родятся аналитиками»6.

Математики говорят и пишут о «левополушарном» и «правополушарном» типах мышления ученых. «Если Лейбниц, - отмечал И.М. Яглом, - бесспорно, может быть охарактеризован как логик (или алгебраист), то Ньютона с не меньшей степенью определенности можно отнести к категории физиков (геометров), то есть людей, которым в высшей степени свойственно картинное восприятие мира, стимулируемое деятельностью правого полушария головного мозга»7.

А ________J____Л/ ТТ Т - ..-- /10ЛЛ

пЯГлиискии цшЗИк 1 .Л. £>рЭ11 \ioyv-

1971), обращаясь к вопросу «Что создает ученого?», писал, что «величайшие ученые - те, кто одаряет нас новым образом мышления»8. Далее он называл категорию открывателей (Эрстед, Рентген, Беккерель); конструкторов (Вильсон, Лауренс), создающих новые аппараты для совершенно новых направлений научных исследований; охотников (Фарадей, Резерфорд), которые, как провор-

ные псы, чувствуют истину. Среди свойств, которые создают ученого, он прежде всего называл энтузиазм и оптимизм. И если ученого уподобить кладоискателю, то он может перевернуть множество камней, пока найдет нужное. Фарадея спросили однажды, как вести исследование, и он ответил: «Начните его, продолжайте и заканчивайте». Темпы научного исследования низки. «Единица измерения времени в научной работе - пять лет»9.

А. Эйнштейн в речи во время празднования 60-летия М. Планка (1858-1947) говорил, что для одних наука - это нечто вроде умственного спорта, который доставляет человеку радостное ощущение напряженности интеллектуальных сил, для других она сфера для получения результатов, необходимых практике. Но есть еще и такая категория людей, которые пришли в науки, убегая от повседневности бытия. И сравнивает ощущения ученого с тоской, которая тянет горожанина в горы, «где он наслаждается спокойными очертаниями, которые кажутся предназначенными для вечности»10.

Есть ученые, которых называют «коллекционерами» (они собирают научные данные); есть «систематизаторы»; есть «сыщики», которые пытаются найти изъяны в результатах исследований (очень важная, но весьма непопулярная работа); есть «творцы», «гении». В этой связи ученые говорят о свободе мысли, полете фантазии. Физиолог И.П. Павлов (1849-1936) утверждал, что для успешного решения научной проблемы сначала нужно как бы «распускать мысли, свободно фантазировать», а поэт Г. Гейне (1797-1856) выразил эту идею весьма остро и парадоксально: «Гениальные идеи - это всякий вздор, который лезет человеку в голову». Психологи, например, рекомендуют вводить в небольшие научные коллективы людей разных профессий, с разным темпераментом и уровнем эрудиции для создания нестандартных ситуаций.

Интересна и такая зарубежная классификация «психологических типов» ученых,

ВКЛЮЧаЮЩаЯ ВОСсМЬ ГруПП! 1) «фаНаТЙК» -

человек, увлеченный наукой до самозабвения, неутомимый, чрезвычайно любознательный, весьма требовательный, часто плохо уживающийся с научным сообществом;

2) «пионер» - инициативный тип, генератор новых идей, хороший организатор и педагог;

3) «диагностик» - хороший критик, способный сразу увидеть сильные и слабые стороны в научном исследовании, умеющий на-

ходить альтернативные решения в затруднительных случаях; 4) «эрудит» - человек, хорошо осведомленный в своей области знания, добросовестный, обладающий исключительной памятью, любящий меру и порядок; 5) «техник» - этот ученый нацелен способностью перерабатывать («доводить до ума») плохо сформулированные, нечеткие идеи; он охотно делится как своим временем, так и идеями; 6) «эстет», который предпочитает утонченные интеллектуальные проблемы, ищет изящные решения; как замечал один из основателей группы «Н. Бурбаки», Ж. Дъёдонне, стимулы математиков всех времен - это любознательность и стремление к красоте; 7) «методолог» - ученый, живо интересующийся методологическими проблемами, владеющий математическим аппаратом и методами математики, любящий обсуждать свои научные идеи с другими; он терпим к иным взглядам, но любит сложности; 8) «независимый» - старается избежать работы в коллективе, выполнения каких-то административных функций; не проявляет особой энергии, но обладает живой, острой наблюдательностью и уверенностью в себе.

Как видим, в этой типологии выражены не только психологические характеристики личности ученого, но и его предпочтения как члена научного сообщества.

Проникая в творческую лабораторию ученого, мы убеждаемся в том, насколько важна широкая интеллектуальная составляющая его личности. Он знаток в области философских, естественно-математических и социальных наук. Не случайно В.И. Вернадский замечал, что рамки отдельной науки не могут охватить (точно определить) область научной мысли. Поэтому исследователи чаще специализируются не по наукам, а по проблемам. Для решения же проблемы ум требуется и «глубокий», и «широкий». Сошлюсь на гордость и славу французской науки - П. Ферма (1601-1665), с именем которого связана так называемая «Великая теорема», которую доказал в 1995 году английский математик 3. л аиле. Ферма не оыл профессиональным математиком. Он был юристом, а с 1631 года - советником парламента в Тулузе. Математика, выражаясь современным языком, была его хобби. Однако математическому таланту и успехам этого «любителя» могут позавидовать даже самые известные профессионалы. Ферма предвосхитил чуть ли не все великие математические открытия XVII-XVIII веков. Его смело можно

назвать в числе творцов аналитической геометрии, дифференциального и интегрального исчисления, теории вероятностей, теории чисел... В области физики с именем Ферма связано установление вариационного принципа геометрической оптики.

Философия, психология доказывают, что в реальной мыслительной деятельности два компонента мышления - неосознаваемое моделирование мозгом условия задачи и сознательное решение - взаимно дополняют друг друга, образуя единую ткань человеческого интеллекта. И если современные средства математической логики позволяют отображать «алгебру» мышления, то интуитивное моделирование в голове человека явлений действительного (или воображаемого) мира - «геометрию» мышления. Не случайно один из создателей аналитической геометрии, Р. Декарт, усматривал аналогию, с одной стороны, между геометрическими построениями и алгебраическим их выражением, а с другой - между непосредственным познанием (интуицией) и логикой (дедуктивным методом).

Проникая в творческую лабораторию того или иного ученого, можно обнаружить и такое явление. Новая идея вступает в противоречие с устоявшимися, «привычными» принципами (аксиомами). Она может задевать чьи-то интересы, вызывать враждебность. Первоначальное ее замалчивание может перейти в яростную критику. И если опорочить идею не удается, то наступает третья фаза противоборства: признается истинность идеи, но отрицается ее новизна. История знает множество подобных ситуаций. Известно, что уже в ранней молодости у великого немецкого математика, философа и логика Г.В. Лейбница (1646-1716) зародилась идея «математизации» логики. Он считал, что «можно придумать некий алфавит человеческих мыслей и с помощью комбинации букв этого алфавита и анализа слов, из них составленных, все может быть и открыто, и разрешено»11. А далее в работе «Об универсальной науке, или философском исчислении» он писал: «В результате, когда возникали бы споры, нужда в дискуссии между двумя философами была бы не большей, чем между двумя вычислителями. Ибо достаточно было бы им взять в руки перья, сесть за свои счетные доски и сказать друг другу (как бы дружески приглашая): давайте посчитаем!»12

А как отнеслись к этой идее Лейбница его современники, свидетельствуют даже

строки В. Брюсова (1873-1924) из стихотворения «К портрету Лейбница»:

О Лейбниц, о мудрец, создатель вещих книг!

Ты - выше мира был, как древние пророки.

Твой век, дивясь тебе, пророчеств не постиг

И с лестью смешивал безумные упреки13.

Лишь позже, в середине XIX века, английский математик и логик Дж. Буль (1815- 1864) идею Лейбница реализовал, создав алгебру логики - один из разделов математической логики.

Нечто аналогичное довелось испытать и Н.И. Лобачевскому - одному их создателей неевклидовой геометрии. Многие современники его «воображаемую» геометрию не поняли, подвергнули резкой (даже язвительной!) критике (В.Я. Буняковский, М.В. Остроградский). Даже Н.Г. Чернышевский не остался в стороне, обвинив Лобачевского в кантианстве.

В этой связи мы хотим напомнить довольно интересную мысль В.И. Ленина: «Ни одно глубокое и могучее народное движение в истории не обходилось без грязной пены - без присасывающихся к неопытным новаторам авантюристов и жуликов, хвастунов и горлопанов, без нелепой суматохи, бестолочи, зряшной суетливости, без попыток отдельных “вождей” браться за 20 дел и ни одного не доводить до конца»14.

Рассматривая составляющие компоненты личности ученого, нельзя оставить в стороне такие понятия, как «гений» и «талант». Мы исходим из того, что если гений - явление индивидуальное с ярко выраженными особенностями, не передаваемыми по наследству, то талант обусловлен именно наследственными генами. Культ гения возник в эпоху Возрождения и связан с деятельностью таких титанов, как Леонардо да Винчи (1452-1519) и Микеланджело Буонарроти (1475-1564).

Кого считать гением? Одни исследователи этого феномена, раскрывая содержание данного понятия, говорят о продукте творчества ученого; другие обращают внимание на психологические и биологические качества; третьи связывают гениальность с упорным трудом. Имеется даже такое определение гения: гений - это человек, выполняющий огромную работу на протяжении длительного времени и оказывающий влияние на других людей в течение многих лет. Как видим, здесь обращается внимание на продуктивность и творческое долголетие ученого. В качестве при-

меров указываются аль-Фараби (около 200 сочинений), Ч. Дарвин (свыше 100 публикаций) А. Эйнштейн (около 250 публикаций), А. Пуанкаре (свыше 1000 работ), В.И. Вернадский (свыше 400 публикаций), А.Н. Колмогоров (свыше 520 публикаций) и т. д.

Есть точка зрения, что гениальность выражается в способности человека начать беспокоиться раньше всех.

Нельзя не назвать и такую составляющую гениальной работы, как долговечность, благодаря которой она рано или поздно получит общественное признание, привлечет сторонников и последователей. Но нам представляется, что логически несостоятельно гениальность связывать с абсолютной новизной в научном познании. Не будем забывать суждение И. Ньютона: «Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов».

Гений не замыкается в чистой науке. Его увлекает ее история, философия, живопись, поэзия, литература, музыка. Он видит прекрасное и творит по законам красоты. Каждый научный факт вызывает у него восторг и эстетическое наслаждение. Факт единства науки и искусства является аксиомой, требующей особого рассмотрения. Но когда математик говорит о красоте того или иного доказательства, то он тем самым выражает гармонию мыслей, гармонию частей доказательства.

От гения идет свет. Он Просветитель. Он счастлив в своих учениках, радуется их успехам и желанию превзойти Учителя. Гений всегда готов услышать нечто новое и неожиданное. Он увлечен и увлекает других. Как педагога его отличает уважение к личности студента, ученика. Однако когда мы говорим об учениках талантливого ученого, то нельзя не учитывать и такой психологический фактор. Дело в том, что требуя многого от себя, он этого требует и от других. А это порой отпугивает молодых людей, ибо психологически они не могут не подражать своему Учителю. Но увы...

Исследователи феномена гениальности обнаруживают и такую особенность: у выдающихся людей науки была ранняя потеря родителей, родственников. И из этого факта делается вывод, что потеря близкого человека служит «толчком» к творческим усилиям, к изменению научных интересов, направлений... В этом отношении можно вспомнить Н.И. Лобачевского, Н.Ф. Федорова, М. Кюри-Склодовскую и многих дру-

гих. А.Н. Лук воспроизводит оригинальную таблицу английского психолога С. Силвермана, в которой представлены около 30 известных ученых, потерявших родителей до 15-летнего возраста. Среди них Н. Коперник, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, Д.И. Менделеев и др.15 Силверман ставит и естественный вопрос: если отсутствие родителей может приводить к формированию научно-ис-следовательских интересов, то почему из сиротских приютов не выходят ученые? Его ответ заключается в том, что пребывание в приюте есть личностная травма. На человека отрицательно влияет попытка «заменить родителей государством».

Профессор Л. Трахтмен из университета штата Индиана (США) отмечал, что в XIV и XVI веках Англия дала целое созвездие талантливых ученых в самых различных областях, а XV (промежуточное) столетие в этом отношении было бедным. Среди причин этого он на первое место ставит отсутствие социально-материального достатка. «Если люди тратят 100 % усилий на удовлетворение самых насущных человеческих нужд, то в таком обществе таланты не расцветут»16.

Американские психологи Дж. Гоуэн и М. Олсон задают тот же вопрос: почему в одну эпоху творят одновременно несколько гениев, а в другую не встретишь ни одного? Видимо, считают они, разные эпохи отличаются по своему «творческому климату». По их мнению, «творческая эпоха» наступает тогда, когда молодежь имеет образцы для подражания, когда в обществе сосуществуют различные культуры и есть условия для выработки прочного философского мировоззрения. Эта эпоха характеризуется также взаимодействием эмпиризма и рационализма, наблюдения и аналитического мышления. А историк и социолог С. Ариети ввел даже специальное понятие - «креатогенное общество», которое характеризуется девятью особенностями: 1) доступностью средств культуры, 2) открытостью к разного рода культурным стимулам, 3) стремлением не просто существовать, а кем-то стать, чего-то добиться, 4) свободным, одинаковым для всех, без какой-либо дискриминации доступом к образованию, 5) отсутствием привилегий для одних групп населения и угнетения других, 6) разнообразием культурных веяний, 7) интеллектуальной терпимостью,

8) взаимодействием и сотрудничеством творчески мыслящих людей, 9) наличием системы наград и поощрений.

В заключение - еще об одной важной составляющей личности ученого.

Подлинный ученый отвергает всякое насилие над личностью, всякий моральный и умственный гнет. Это человек внутренней чистоты и красоты. Его отличает от множества других людей интеллигентность, высокий уровень развития интеллекта, образованность, культура поведения. И нам представляется, что интеллигентность - это начало не столько умственное, сколько нравственное. Оно идет не столько от головы, сколько от сердца.

Интеллигентный человек не только не нарушит элементарных правил поведения, но его постоянно преследует мысль: а не мешаю ли я кому-то своими действиями? Он терпим к иному мнению, допускает его как равноправное, не кичится своим многознанием и своей правотой. Ему близка формула Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Он различает понятия «свободная ответственность» и «безответственная свобода». Ему чуждо все суетное, что «без божества, без вдохновенья». Он руководствуется тремя «китами», поддерживающими жизнь, - добром, истиной и красотой. Интеллигент способен при любых обстоятельствах (радостных или горьких, значительных или будничных) сохранять объективность, достоинство и благородство.

В старой русской интеллигенции мы находим множество подобных людей. Они представляли колоссальную культурную силу, думали широко и о многом.

Наука и приобщение к ней молодежи - это две стороны одной и той же деятельности ученого. И пусть своеобразным гимном прозвучат слова М.В. Ломоносова (1711- 1765), обращенные как ученым, педагогам, так и студентам:

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать 17.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2002. С. 241.

2 Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М., 1988. С. 88.

3 Бройль Л., де. По тропам науки. М., 1963.

4 Тимирязев К.А. Собрание сочинений: В Ют. М., 1938. Т. 5. С. 60-61.

5 Винер Н. Я - математик. М.; Ижевск, 2001. С. 309.

6 Пуанкаре А. О науке. М., 1983. С. 159.

7 Яглом И. М. Почему высшую математику открыли одновременно Ньютон и Лейбниц?: (Размышления о математическом мышлении и путях познания мира) // Число и мысль. М., 1983. Вып. 6. С. 117.

8 Брэгг Л. Что создает ученого? // Наука и жизнь. 1970. № 9. С. 82.

9 Там же. С. 83.

10 Эйнштейн А. Собрание научных трудов в

4 томах. М., 1967. Т. 4. С. 40.

11 Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т. 3. С. 414.

12 Там же. С. 497.

13 Брюсов В. Собрание сочинений в семи томах. М., 1973. Т. 1. С. 195.

14 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 36. С. 193.

15 Лук А.Н. Таланты высшего уровня в истории науки: (Обзор зарубежных исследований) // Вопросы истории естествознания и техники. 1986. № 1.С.136.

16 Там же. С. 138.

17 Цит. по: Русская поэзия XVIII века М., 1972. С. 136. (Библиотека всемирной литературы: В 200т.; Т. 57).

Лень — это единственное, от чего нельзя избавиться.
Чем упорнее вы боретесь с ней, тем меньше сил у вас остается на продуктивную деятельность.

Что из всего этого следует? Чтобы разобраться, нужно прежде всего определить, а что же такое лень.

Лень — это протест против монотонной, однообразной и тяжелой работы. Поводом для всякого усилия лентяя служит стремление в следующий раз избежать этого усилия. Поэтому только ленивому приходит в голову идея, как выполнить неизбежную работу с наименьшими усилиями. Значит, лень двигатель прогресса. Действительно, кому принадлежат все изобретения — от великих, как колесо, и до сугубо домашних (лифт в доме, мясорубка, скороварка)? Я уж не говорю о всяких машинах и механизмах, призванных облегчить выполнение той самой монотонной и тяжелой работы: стиральных, посудомоечных, швейных. Чтобы иметь больше свободного времени и получать удовольствие от жизни, надо быстро выполнять неприятные дела с наименьшими усилиями.

ВСЕ СПОСОБЫ БОРЬБЫ С ЛЕНЬЮ

Вероятно, скоро наука заставит людей работать в полную силу, отключив «ген лени». А пока приходится вести с ней жестокое сражение, чтобы превратить бездельника в трудоголика. У приматов ген лени уже нашли и даже провели серию опытов. Об этом открытии исследователей из Национального института психиатрии в штате Мэриленд (США) сообщил журнал «Nаturе». Вполне возможно, подобный участок ДНК есть и у нас, ведь существуют же патологически ленивые люди.

Но психоневрологи считают иначе. Они уверены: чаще всего мы сами превращаем свою обычную лень (как синоним усталости, снижения энергетического биопотенциала) в хроническую. Усилий для этого требуется немного: тщательно холить и лелеять ее, оправдывать свое бездействие реальными и мнимыми неудачами в жизни, побольше есть мясного и жирного, заливать тоску алкоголем — и клиент для психотерапевта (или генетических опытов) готов.

Бороться с ленью, несомненно, нужно, вот только как? Стратегия едина — война до победы. Тактика будет зависеть от того, какие причины вашу лень-матушку породили.

ПРАЗДНИЧНАЯ ЛЕНЬ

Полное отсутствие желания активно действовать и прерывать свою «дольче вита» может возникнуть даже у трудолюбивых личностей. Чаще это случается, когда из привычной трудовой колеи выбивают затянувшиеся праздники.

Ваши действия: наметьте и напишите список важнейших дел на первые послепраздничные дни. Если все они одинаково важны и ни одним из них заниматься не хочется, воспользуйтесь «правилом трех». Отведите каждому по 10 минут (15, 30 и т. д.) И последовательно переключайтесь с одного на другое, пока все не будут выполнены. Особенно хорошо чередовать таким образом дела, требующие умственной и физической активности.

Как можно быстрее восстановите ритмичность труда и отдыха. Она для каждого индивидуальна и зависит от профессии, но соблюдать ее надо. Ведь все биологические процессы в организме тоже строго ритмичны. Не ищите оправданий для раскачки.

ЛЕНЬ ПОСЛЕ БОЛЕЗНИ

Если такое состояние возникло после серьезного переутомления или болезни, когда требуется длительное восстановление, особой активности проявлять не нужно. Но и физическое бездействие противопоказано.

Ваши действия: переключитесь на любимое занятие, насыщенный досуг. Есть смысл простимулировать себя витаминами, тонизирующими настоями и экстрактами (женьшень, элеутерококк, аралия маньчжурская). Не ставьте себе крупных задач, раскачивайтесь постепенно.

Очень хорошо повышает активность 15-минутная энергетическая гимнастика.

Разотрите очень сильно ладони и помассируйте ими голову. Потрите ладони снова и положите их на глаза. Затем похлопайте себя по телу, разотрите уши. Помассируйте каждый палец от кончика к основанию. Разотрите стопы ног с внутренней и внешней стороны. Главное — не забывайте перeд каждым упражнением разогревать свои ладони трением друг о друга.

ВЫНУЖДЕННАЯ ЛЕНЬ

Потеряли работу? Потерпели фиаско в личной жизни, разочарованы, огорчены, все валится из рук? Пассивность в такой ситуации может оказать вам недобрую услугу: угроза крена в патологическую лень становится особенно реальной.

Ваши действия: вам, как никогда, нужны маленькие, но ежедневные победы. Их проще достигать, наметив несколько небольших задач и рассматривая выполнение каждой из них как войну с самим собой и с теми, кто будет мешать. Возьмитесь за первую и не отступайте, пока не победите. Скажите себе: «я — победитель» Насладитесь этим ощущением.

Ежедневно уделяйте несколько часов тренировке профессиональных навыков, чтению специальной литературы, общению с успешными, оптимистически настроенными людьми.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛЕНЬ

Этот термин был введен специалистами по тайм-менеджменту. Ее рассматривают как защитную реакцию организма, с помощью которой он пытается выкроить себе время для творчества. Не стоит забывать, что именно самый ленивый питекантроп решил сбить кокос палкой вместо того, чтобы лезть за ним на дерево. Кто-то еще изобрел колесо и телегу — лень ему, видите ли, было на себе тяжести таскать. О ХХ веке и говорить нечего: пока трудолюбивые работают, ленивый изобретает что-нибудь новенькое и сразу оставляет конкурентов позади. Творческая лень — важная тема, дающая много различных методов. Известно, что полушария мозга работают с поступающей информацией по-разному: левое — логически и аналитически, правое — интуитивно и целостно. В обычных ситуациях, как правило, доминирует аналитическое мышление. Оно хорошо для решения известных и предсказуемых задач, но его недостаточно для поиска оригинальных идей и нетривиальных решений. В этом случае лень как раз освобождает время для «правополушарного» мышления.

Не зря дают совет многие «гуру менеджмента»: загрузите головной мозг проблемой и полежите часок в горячей ванне, ни о чем не думая. После этого вернитесь к анализу проблемы — и подсознание выдаст вам нужное решение.

Но чтобы знать, какая лень вас посетила — обычная расхолаживающая или продуктивная творческая, обратите внимание на ее признаки. Творческая лень применяется осознанно. Вы сознательно позволяете себе выделить время на такое тонкое, изысканное наслаждение, как произвольная лень. Творческая лень сопровождается не муками совести, а радостью сродни той, которую человек может испытывать, слушая тишину. Творческая лень — не обязательно полное ничегонеделание. Это может быть переключение на какое-нибудь не относящееся к работе занятие, доставляющее радость и развивающее воображение.

О ПОЛЬЗЕ ЛЕНИ

По Шварцу, лень — это качество, заставляющее прилагать огромные усилия к тому, чтобы снизить общие затраты энергии. На его взгляд, именно лень вынуждает человека создавать полезные и стабильные системы, снижающие трудозатраты, а также тщательно их документировать, дабы впоследствии не пришлось отвечать на множество вопросов. К примеру, ленивый персонал предпочтет решить проблему раз и навсегда. У таких сотрудников есть мотивация к систематическому изучению корней проблемы, кардинальному ее решению и подробному документированию. Если необходимость — мать изобретений, то лень — мать инноваций. Конечно, если персонал не хочет и палец о палец ударить, это уже запредельная форма лени. Однако лень в разумных рамках должна не только поощряться, но даже вознаграждаться. Поэтому запомните: лень подчиненных — это прежде всего проблема менеджмента. Руководитель должен разумно определить объем работы для своих подчиненных, это вполне может исключить «ничегонеделание». А по-настоящему ленивые люди на работу не ходят: им лень…


Лень – двигатель прогресса

Кто же из нас с детства не слышал поговорок типа «под лежачий камень вода не течет», или «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», или других поговорок порочащих и порицающих лень?

Нам всем с детства объясняют, что лень это плохо, что такого состояния никогда нельзя допускать.

Но давайте взглянем на лень под другим углом. Лень – двигатель прогресса , как бы странно это не звучало. Только подумайте, ведь многие изобретения были придуманы, чтобы облегчить нам жизнь.

В основном, лень является двигателем тогда, когда мы не хотим выполнять многократно повторяющиеся рутинные действия, которые из-за своей методичности вводят человека в состояние убийственной тоски.

Пропадает всяческий интерес к жизни, ведь человек начинает сам себе казаться похожим на робота. Именно тогда, когда все надоедает, и просто в бессилии опускаются руки, и начинает работать самая главная – наша мысль.

Пока мы ленимся, мысль работает. И движется она в том направлении, в котором нужно подумать один раз так, чтобы больше никогда не пришлось работать.

Или, хотя бы минимизировать такую необходимость до нажатия одной кнопки. Вот такой, казалось бы, парадокс и приводит в движение весь мир, провоцируя возникновение новаторских разработок и гениальных идей.

И бешеными темпами прогресс скачет вперед – ведь люди очень ленивы по своей природе!

Именно благодаря лени единиц технических приспособлений, написаны уймы программ, создано множество новейших технологий. И тому множество простых примеров из жизни самых обыкновенных людей.

Например, в 1902 году, одна женатая американская пара поехала в путешествие на автомобиле. Во время этой поездки их застал дождь, в результате муж заставил свою жену, Мэри Андерсен, держать окна открытыми, и, высунув голову в окно, сообщать ему обо всех изменениях на дороге.

Ей это не понравилось, и тихая, скромная домохозяйка, спустя год запатентовала одну вещицу, без которой сейчас сложно представить любой современный автомобиль – дворники.

Еще один пример. Один химик-технолог, по имени Виктор Миллз, был обрадован новостью, что стал дедушкой. Однако, каково же было его разочарование, когда его жена заставила его стирать за внуками пеленки, что его совсем не обрадовало.

Когда Миллзу это надоело, он придумал одноразовые подгузники, за что родители по всему миру до сих пор его благодарят.

Еще несколько случаев:

В одной редакции американской газеты работала корректором статей некая Бетти Несмит Гремит. Когда ей надоело в который раз отправлять на доработку статьи на тысячу исправлений, которые нужно было все время перепечатывать, она призадумалась, и результатом ее раздумий стал знаменитый канцелярский товар — «корректор», известный всем офисным работникам, школьникам и студентам своей незаменимостью.

Американец Рэй Томплинсон считается отцом электронной почты, но и к этому его привела все та же лень. Его работа заключалась в том, чтобы переносить по офису документы и информацию на носителях.

Через определенное время ему это надоело, и он, зная, что у всех работников есть компьютеры, создал электронную почту, которую позже стали использовать повсеместно.

Автомат-караоке является выдумкой японца, по имени Иноуэ Дайсукэ, который работал аккомпаниатором в баре. Ему все время нужно было учить множество мелодий, и он создал машину, которая стала играть за него. Хотя лень его и подвела, изобретение он не запатентовал.

Вот поэтому можно сказать, что Лень – двигатель прогресса , в это нужно просто вдуматься, и видеть всю ситуацию с обеих сторон медали.

Генетики в американском Национальном Институте психиатрии нашли препарат, который может избавить человека от гена лени, из-за которого люди ею и страдают. Есть надежда, что ученые остановят свои исследования на приматах, иначе мир не увидит еще стольких прелестей прогресса.

Итак, о чём это я хотел поговорить? А, да. Лень . Про лень можно говорить часами или молчать вечно. Я бы предпочел второе, ибо мне лень печатать, а ещё ленивее думать и облекать мои гениальнейшие мысли в слова, но надо . Мне надо высказаться!
Вот для начала краткий ликбез http://lurkmore.ru/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C (надеюсь, что это страшилище сработает О.о)

Лень - чувство, или ощущение, или состояние, кому как больше нравится, прекрасное и необходимое. Лично для меня, лень - вторая моя сущность. Если мне не лень что-то сделать, значит, ад замерз, апокалипсис грянул, а медведи все передохли. Ну, это, разумеется, отчасти шутка (как Вы думали, заморозить ад сложно -_-).
А если рассуждать серьезно и основательно, как многие любят выражаться, с точки зрения взрослого человека, то лень - это страшно и непростительно (я умолчу по ходу моего представления, что лень - один из 7 грехов). Потому что лень разъедает человека изнутри. Лень постепенно меняет в человеке всё - отношение к жизни, систему ценностей, наличие желание и порывов, в общем всё то, что составляет костяк нашего с вами, друзья мои, типа такого насыщенного и удивительного бытия. С этим бороться очень тяжело в начале и практически невозможно, если втянуться. Могу сказать, что лень, пожалуй, может затягивать, как хороший наркотик с быстрым привыканием. Стоит дать себе поблажку раз, другой, третий и всё, ты попал... Растолкать машину под именем "Я" становится так же сложно, как довести до оргазма фригидную женщину. Хотя с женщинами попроще будет.

Я перегнул палку, чую пятой точкой опоры, со сгущением красок вокруг лени. Ну, ничего. Я поправлю ещё её репутацию!
Есть мнение, что лень чем-то аналогична инстинкту самосохранения. Вроде как то , что нужно сделать, чтобы спасти свою шкуру, человек сделает, всё прочее - блажь. С этим можно и согласиться и поспорить. А так как я уже очернил лень ранее, то сейчас буду её реабилитировать. Итак, пару очков в пользу лени...
Если бы человечество в целом не ленилось, то большинства современных изобретений и чудес науки, техники и мысли попросту не существовало бы за ненадобностью. НО вот одному стало лень самому печь хлеб, или поджаривать тосты, или ездить за тридевять земель на лошади, или писать письма от руки... И вот мы получаем хлебопечку, тостер, автомобиль, печатную машинку...
Лень спасает. Как любят говорить девушки "красота спасёт мир, а по?:%зм - нервы". Тут они правы. Хотя по?:%изм ленью не является в чистом виде, я его окрещу "ленью реагировать на ситуацию". Вот! Всё красиво и я доволен! А теперь я могу описать все плюсы бытия пофигистом и никто не сможет мне указывать, что я размышляю не по теме. Ха, съели?!
Итак, надо признать, и тут даже самые организованные люди должны согласиться, что порой человек тупо и бесповоротно спешит . Прёт напролом, несётся, сломя голову, ничего вокруг не видит и в итоге расшибается о стену. У лентяя пофигиста есть преимущество, ибо на скорости 0 км/ч разбиться невозможно (если Вы смогли - я лично сам вручу Вам премию Дарвина), но есть возможность ситуацию не спеша спокоооооооойно оценить и без лишних тревог и заморочек наблюдать, как она разрешается (а если она не разрешается, значит всё-таки пора рвать когти, тут можно кстати наблюдать весёлое превращение лентяя-пофигиста экстра класса в бизнес-супер-мена за часок-другой, смешно всем, даже участникам превращения).
Таким образом, подводя итог моим долгих рассуждений, я скажу, что как бы лентяев общество не порицало, я всё равно им был, буду и буду будь! Потому как это особое состояние души, несущее в себе любовь и умиротворение! Ну Вы же понимаете, что я просто синоним "любви и умиротворения"? Понимаете? Вот и Вам же лучше! За сим и расстаёмся

На чтение 5 мин.

"Я обожаю ленивых людей. Именно ленивые люди двигают нашу жизнь вперед, именно они способствуют прогрессу. Трудолюбивый человек будет заниматься монотонной, изматывающей работой изо дня в день всю свою жизнь, и только ленивый задумается о том как сделать ту же работу гораздо быстрее и прикладывая к этому меньше усилий. Когда трудолюбивые ходили пешком, ленивые изобретали велосипед. Когда трудолюбивые крутили педали и учились держать равновесие, ленивые приделывали к велосипеду еще два колеса и двигатель внутреннего сгорания. Когда трудолюбивые потели в пробках, крутили руль и тратили свои нервы, ленивые ставили на автомобиль бортовой компьютер, переложив на него все свои заботы. Нынешним уровнем нашей жизни мы обязаны именно ленивым людям. Человека из обезьяны создал не труд. Это сделала лень. Пока трудяга будет долбить стену кувалдой, ленивый изобретет динамит". Сергей Мусаниф Нам всем с детства объясняют, что лень это плохо, что такого состояния никогда нельзя допускать. Но давайте взглянем на лень под другим углом. Лень –...

«Я обожаю ленивых людей. Именно ленивые люди двигают нашу жизнь вперед, именно они способствуют прогрессу. Трудолюбивый человек будет заниматься монотонной, изматывающей работой изо дня в день всю свою жизнь, и только ленивый задумается о том как сделать ту же работу гораздо быстрее и прикладывая к этому меньше усилий. Когда трудолюбивые ходили пешком, ленивые изобретали велосипед. Когда трудолюбивые крутили педали и учились держать равновесие, ленивые приделывали к велосипеду еще два колеса и двигатель внутреннего сгорания. Когда трудолюбивые потели в пробках, крутили руль и тратили свои нервы, ленивые ставили на автомобиль бортовой компьютер, переложив на него все свои заботы. Нынешним уровнем нашей жизни мы обязаны именно ленивым людям. Человека из обезьяны создал не труд. Это сделала лень. Пока трудяга будет долбить стену кувалдой, ленивый изобретет динамит».
Сергей Мусаниф

Нам всем с детства объясняют, что лень это плохо, что такого состояния никогда нельзя допускать. Но давайте взглянем на лень под другим углом.

Лень – это протест

против монотонной, однообразной и тяжелой работы. Поводом для всякого усилия лентяя служит стремление в следующий раз избежать этого усилия. Поэтому только ленивому приходит в голову идея, как выполнить неизбежную работу с наименьшими усилиями.

Значит, лень – двигатель прогресса . Действительно, кому принадлежат все изобретения от великих, как колесо, и до сугубо домашних (лифт в доме, мясорубка, скороварка). Я уж не говорю о всяких машинах и механизмах, призванных облегчить выполнение той самой монотонной и тяжелой работы: стиральных, посудомоечных, швейных машинах, пульт, телефон и остальное великое множество вещей для нашего комфорта и минимализма движений. Чтобы иметь больше свободного времени и получать удовольствие от жизни надо быстро выполнять неприятные дела с наименьшими усилиями.

Пока мы ленимся, мысль работает

И движется она в том направлении, в котором нужно подумать один раз так, чтобы больше никогда не пришлось работать.

Приведу один пример. Химик-технолог, по имени Виктор Миллз, был обрадован новостью, что стал дедушкой. Однако, каково же было его разочарование, когда его жена заставила его стирать за внуками пеленки, что его совсем не обрадовало.

Когда Миллзу это надоело, он придумал одноразовые подгузники, за что родители по всему миру до сих пор его благодарят.

«Если люди совсем не будут лентяйничать, то они станут быстро уставать и, соответственно, изнашиваться». Мне совсем не хочется быстро стать изношенной…

Если лень даже лениться

На всякий случай, если лень вас-таки убедила лежать-сидеть-стоять- и ничегонеделать, то вот несколько советов, с помощью которых вам удастся победить свою инертность и апатию.

1. Действуйте . Действие — это хороший способ для повышения энергетики на целый день.

2. Отдыхайте . Откуда может взяться энтузиазм, если у вас одна мысль — выспаться? Поэтому убедитесь, что с отдыхом у вас всё в порядке. Помните, что жизнь вам дана для жизни. А не для работы.

3. Самое трудное начать. Дальше, как правило, легче и веселее. Установите для себя минимальный срок работы, например, минут 10 или 20. Знайте, что для вас это будет сложное первое время. Достойно это время промучайтесь-поработайте, а потом втянетесь.

4. Крайний срок. Если у вас будет ощущение срочности, будут установлены границы, к какому времени надо выполнить работу, то и эффективность действий повысится, а лени придется вас покинуть на это время.

5. Внимание на преимущества. Если вы будете думать о том, что получите по окончании работы, что вам это даст, то и работа спориться будет ловчее. А если думать о том, что надо тратить на это свое время, преодолевать трудности, то, конечно, лень с вами останется надолго, а работы так и останется несделанной.

6. Р езультаты бездействия. Подумайте о том, каковы будут последствия вашего бездействия? Что будет, если вы не сделаете этого?

7. Достижение цели поэтапно. Нас часто пугают масштабы работы. Разбейте свои действия на несколько этапов и постепенно преодолевайте их. Так будет легче.

Когда я на работе спрашивала у своих коллег: «Как вы боретесь с ленью. Не мешает ли она вам?», то услышала один замечательный ответ: «Я предпочитаю со своей ленью договариваться. И выглядит это примерно так:

шесть дней ты, лень, меня не трогаешь, а на седьмой я полностью отдаюсь в твою власть))

Post Views: 206