Полукруглая восточная стена храма. Краткий словарь архитектурных терминов

Арка (от лат. Arcus – дуга, изгиб) – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Аркой - это сводчатая конструкция в стенном проеме, воспринимающая нагрузку или передающая ее на опоры. Арка работает в основном на сжатие и передает на опоры не только вес (вертикальную нагрузку), но и распор (горизонтальное давление). Сооружается из клиновидных или прямоугольных камней с клинообразными швами строительного раствора.

На опорах (W) располагаются пяты, импосты (К), первый камень называется подпятным камнем (А), последний (вверху в центре) - замковым (S). Расстояние между опорами арки называется пролетом (Sp).

Арка обладает большой художественной выразительностью. Формы арки в арочных композиций весьма разнообразны.

Наиболее часто используются полукруглые (полуциркульные) арки.

Вот еще типы арок:

Также формы 1)- килевидной; 2) - трёхлопастной; 3) - многолопастной арок.

Арка с висячей гирькой - была широко распространена в памятниках ярославской школы зодчества XVII века.

В зависимости от количества столбов-опор, крестово-купольные храмы бывают четырехстолпными, шестистолпными, восьмистолпными и т.д. В древних русских храмах столбы имели крестчатый план (в сечении – крест).

Конструкцию древнерусского крестово-купольного храма можно легко прочитать и снаружи.

Те места стены, куда с внутреннего столба была перекинута арка, снаружи усиливались дополнительным утолщением - лопаткой. Вертикальная часть стены, ограниченная лопатками, называется пряслом. Таким образом, по количеству лопаток на фасадах храма можно судить, сколько столбов внутри.

Если покрытие храма укладывали по сводам, то у фасадов вверху появлялось криволинейное завершение в виде полуцилиндрических очертаний торцов сводов.

Полукруглая линия между лопатками, завершающая часть фасада храма, и обычно служащая основанием кровли, называется закомарой , а покрытие называется позакомарным .

Верхняя часть прясла, ограниченная закомарой, называется тимпаном. Выразительное позакомарное покрытие – русская традиция. В крестово-купольных храмах чисто декоративные элементы уходят на втрой план. Зодчий стремится создать прекрасный, выразительный образ за счет самой конструкции, выбора наилучших пропорций отдельных частей храма.

Это классическая схема. Различные времена, различные местности внесли свою трактовку в эту крестово-купольную композицию.

Большинство храмов ярославской школы зодчества крестовокупольные, четырехстолпные.

Над пересечением средних нефов обычно возвышается световой барабан, увенчанный главой. Это одноглавый храм. Над пересечением средних нефов тоже может быть установлен барабан с главой. Тогда получается трехглавый или пятиглавый храм. В XVII веке покрытие большинства таких храмов было позакомарным. Позднее, почти везде его заменили на четырехскатное. Позакомарным осталось покрытие только у самого древнего сохранившегося храма Ярославля - Спасо-Преображенского собора XVI века. У него как раз три главы над восточным поперечным нефом.

Купол

Купол – вид свода, близкий по форме к полусфере. Формы купола образуются различными кривыми, выпуклыми наружу. Купол может опираться на цилиндрический постамент - барабан . Если купол возводится над прямоугольным в плане объемом здания, то переход от квадрата к круглому основанию купола достигается с помощью специальных сводов - парусов или тромпов.

По религиозным канонам, православный храм, являет собой Дом Божий.

В нем, невидимый для всех присутствует Господь в окружении ангелов и святых.

В Ветхом Завете людям даны четкие указания от Бога, чему должно быть подобно место для богослужений. Православные храмы, построенные по Новому Завету, соответствуют требованиям Ветхого Завета.

По канонам Ветхого Завета, архитектура храма разделялась на три части: святая святых, святилище и двор. В православном храме, построенном по Новому Завету, все пространство соответственно тоже делится на три зоны: алтарь, среднюю часть (корабль) и притвор. Как в Ветхом Завете «святая святых», так и в Новом Завете – алтарь, обозначают Царствие Небесное. В это место позволено входить только священнослужителю, ведь по Учению Царствие Небесное после грехопадения было закрыто перед людьми. По законам Ветхого завета, на эту территорию один раз в год допускался священник с жертвенной очистительной кровью. Первосвященник считается прообразом Иисуса Христа на земле, и это действие давало людям понять, что наступит час, когда Христос, прошедший боль и неимоверные страдания на Кресте, откроет Царствие Небесное для человека.

Разорванная надвое завеса, скрывающая святая святых знаменует, что Иисус Христос, приняв мученическую смерть, открыл врата Царствия Небесного для всех, кто принял и верит в Бога.

Средняя часть православного храма, или корабль соответствует ветхозаветному понятию святилище. Существует одна лишь разница. Если по законам Ветхого Завета, на эту территория мог входить только священник, в православном храме в этом месте могут стоять все добропорядочные христиане. Это связано с тем, что теперь, Царство Божие ни для кого не закрыто. Не разрешается посещать корабль людям, совершившим тяжкий грех или вероотступничество.

Помещению двора в ветхозаветном храме соответствует место, именуемое как притвор или трапезная, в православном храме. В отличие от Алтаря, притвор располагается в пристроенном с западной стороны храма помещении. Это место было разрешено посещать оглашенным людям, которые готовились принять обряд крещения. Сюда же отсылались грешники для исправления. В современном мире, в этом отношении притвор потерял прежнее значение.

Постройка православного храма ведется с соблюдением строгих правил. Алтарь храма всегда обращен в сторону востока, туда, откуда восходит солнце. Это знаменует для всех верующих, что Иисус Христос есть «Восток», откуда встает и сияет Божественный Свет.

Упоминая в молитвах имя Иисуса Христа, говорят: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».

Архитектура церкви

Алтарь - (латинское altaria - высокий жертвенник). Священное место в храме вознесения молитвы и принесения бескровной жертвы. Расположен в восточной части православной церкви, отделен от остального помещения алтарной преградой, иконостасом. Имеет трехчастное деление: в центре находится престол, слева, с севера - жертвенник, где готовится вино и хлеб для причастия, справа, с юга - дьяконник, где хранятся книги, одежды и священные сосуды.

Апсида - полукруглый или многоугольный выступ в храме, где расположен алтарь.

Аркатурный пояс - ряд декоративных настенных украшений в виде небольших арок.

Барабан - верхняя часть храма, имеющая цилиндрическую или многогранную форму, на которую воздвигают купол.

Барокко - стиль архитектурных сооружений, популярный на рубеже XVII-XVIII веков. Отличался сложными формами, живописностью и декоративной пышностью.

Бочка - одна из форм покрытия в виде двух округлых скатов, которые вершиной сводятся под конек крыши.

Восьмерик - сооружение, имеющее форму правильного восьмиугольника.

Глава - купол, увенчивающий здание храма.

Закомара - выполненные в виде свода полукруглые завершения верхних наружных стен церкви.

Иконостас - преграда, выполненная из расположенных в несколько ярусов икон, которая отделяет алтарь от основной части храма.

Интерьер
- внутреннее пространство здания.

Карниз
- выступ на стене, расположенный горизонтально основанию здания и предназначенный для поддержания крыши.

Кокошник - элемент декоративного украшения крыши, напоминающий традиционный женский головной убор.

Колонна - элемент архитектуры, выполненный в виде круглого столба. Характерно для строений, выполненных в стиле классицизма.

Композиция - объединение частей здания в единое логическое целое.

Конек - стык, на границе скатов кровли.

Контрфорс - вертикальный выступ в несущей стене, предназначенный для придания большей устойчивости строению.

Куб - понятие, определяющее внутренний объем храма.

Лемех - название разновидности черепицы, выполненной из дерева. Находила применение для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Лопатка - вертикальный уступ, плоской формы, расположенный в стене здания.

Луковица - церковная глава, формой напоминающая головку лука.

Наличник - элемент декорации, применявшийся для обрамление оконного проема.

Неф (корабль)
- внутренняя часть храма, расположенная между аркадами.

Паперть - место, выполненное в виде открытого или закрытого кольца перед входом в храм.

Паруса - элементы купольной конструкции в форме сферического треугольника, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности барабана.

Пилястра - вертикальный выступ на поверхности стены, плоской формы, выполняющий конструктивные или декоративные функции. Подклет - часть здания, соответствующая нижним этажам.

Поребрик - элемент декоративного оформления здания в виде поставленных на ребро под углом к поверхности фасада здания кирпичей, напоминающий форму пилы.

Портал - вход в здание с элементами архитектурного наполнения.

Портик - галерея, выполненная с применением колонн или столбов. Обычно предваряет вход в здание.

Престол - элемент церковного алтаря, выполненный в виде высокого стола.

Придел - пристройка к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященная одному из святых или церковным праздникам.

Притвор - часть помещения с функциями прихожей перед порталом церкви.

Реконструкция - работы связанные с ремонтом, перестройкой или восстановлением здания.

Реставрация - работы, направленные на восстановление первоначального вида здания или предмета.

Ротонда - постройка круглой формы с крышей в виде купола.

Рустовка
- один из элементов декоративной обработки поверхности стены. Специальный способ нанесения штукатурки, для имитации кладки из крупного камня

Свод - архитектурная конструкция перекрытия здания в форме выпуклой криволинейной поверхности.

Трапезная - пристройка с западной стороны церкви. Была местом проповедей, общественных собраний. Сюда посылались в качестве наказания за грехи, для их искупления.

Фасад - термин, употребляемый в архитектуре, для обозначения одной из сторон здания.

Четверик - здание в виде прямоугольника с четырьмя углами.

Шатер - конструкция в виде многогранника пирамидальной формы, служившая покрытием церквей и колоколен.

Ширинка - элемент декоративного оформления, выполненный в виде прямоугольной впадины в стене.

Яблоко - элемент на куполе, выполненный в виде шара под основанием креста.

Ярус - деление объема здания в горизонтальной плоскости, с убыванием по высоте.

Алтарь (в переводе с латыни – возвышенный) – жертвенник – наиболее важная часть храма. Алтарь находится в полукруглом помещении в восточной стороне храма

Амво́н (греч. - возвышение) - специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.
Столпы – внутренние опоры свода храма.

Неф – часть храма, вытянутая с запада на восток и ограниченная с одной или обеих сторон столпами.
Иконостас – стена с иконами, которая отгораживает алтарь от остальной части храма.

По материалам книги Вл.Соловьева «Золотая книга русской культуры»:

По своему внутреннему устройству любая православная церковь состоит из трех основных частей: алтаря, средней части храма и притвора.

Алтарь (1) (в переводе с латинского - жертвенник) находится в восточной (главной) части храма и символизирует область бытия Божия. Алтарь отделен от остального интерьера высоким иконостасом (2). В алтаре находится святой престол (стол, на котором лежат Евангелие и крест) – место невидимого присутствия Бога. Именно рядом со святым престолом совершаются важнейшие церковные богослужения. Наличие или отсутствие алтаря отличает церковь от часовни. В последней есть иконостас, но нет алтаря.

Средняя (центральная) часть храма составляет его основной объем. Здесь во время богослужения собираются на молитву прихожане. Эта часть храма символизирует область небесную, ангельский мир, прибежище праведников.

Притвор (предхрамие) – пристройка с западной, реже с северной или южной стороны храма. От остальных частей храма притвор отделен глухой стеной. Притвор символизирует область земного бытия. Иначе он называется трапезной, поскольку по церковным праздникам здесь устраиваются застолья. Во время богослужения в притвор допускаются лица, собирающиеся принять веру Христову, а также люди иной веры – «для слушания и поучения». Внешняя часть притвора – крыльцо храма (3) – называется папертью. С давних времен на паперти собираются нищие и убогие и просят милостыню. На крыльце над входом в храм помещена икона с ликом того святого или с изображением того священного события, которому храм посвящен.



Солея (4) – возвышенная часть пола перед иконостасом.

Амвон (5) – центральная часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма и находящаяся напротив Царских ворот. Амвон служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия.

Клирос (6) – место в храме, располагающееся на обоих концах солеи и предназначенное для клира (певчих).

Паруса (7) – элементы купольной конструкции в виде сферических треугольников. С помощью парусов обеспечивается переход от окружности купола или его основания – барабана к прямоугольному в плане подкупольному пространству. Они также принимают на себя распределение нагрузки купола на подкупольные столпы. Помимо сводов на парусах известны своды с несущей распалубкой – выемкой в своде (над дверным или оконным проемом) в виде сферического треугольника с вершиной ниже верхней точки свода и ступенчатые своды.

Престол(18)

Горнее место и трон для иерархов (19)

Жертвенник (20)

Царские врата (21)

Диаконские врата (22)

Внешнее убранство храма:

Апсиды (8) (в переводе с греческого – свод, арка) – полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.

Барабан (9) – цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.

Подзор (10) – украшение под карнизом кровли в виде декоративных деревянных досок с глухой или сквозной резьбой, а также металлических (из просечного железа) полос с прорезным узором.

Купол (11) – свод с полушаровидной, а затем (с XVIв.) в форме луковицы поверхностью. Один купол – символ единства Бога, три символизируют Святую Троицу, пять – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь церковных таинств.

Крест (12) – главный символ христианства, связанный с распятием (искупительной жертвой) Христа.

Закомары (13) – полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролеты свода.

Аркатура (14) – ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.

Пилястры – декоративные элементы, членящий фасад и представляющие собой плоские вертикальные выступы на поверхности стены.

Лопатки (15), или лизены, - разновидность пилястр, применялись в русском средневековом зодчестве как основное средство ритмического членения стены. Наличие лопаток характерно для храмов домонгольского периода.

Прясло (16) – часть стены между двумя лопатками, полукруглое завершение которой переходит в закомару.

Цоколь (17) – нижняя часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте, обычно утолщенная и выступающая наружу по отношению к верхней части (церковные цоколи бывают как простые в виде откоса – у Успенского собора во Владимире, так и развитые профилированы – у собора Рождества Богородицы в Боголюбове).

ТИПЫ РУССКИХ ХРАМОВ

Крестово-купольные храмы

Крестово-купольный тип храма (все центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он – прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан крестово-купольного храма обычно опирается на пилон – четыре несущих массивных столба в центре здания, - откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест. В своем первоначальном виде четкую крестово-купольную композицию представлял собой Софийский собор в Киеве. Классические примеры крестово-купольных храмов – Успенский собор Московского Кремля, церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде.


Успенский собор Московского Кремля


Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде

По своему внешнему виду крестово-купольные храмы представляют собой прямоугольный объем. С восточной стороны, в алтарной части храма, к нему пристраивались апсиды. Наряду со скромно украшенными храмами этого типа были и такие, которые поражали богатством и пышностью внешнего оформления. Примером снова может служить София Киевская, которая имела открытые арки, наружные галереи, декоративные ниши, полуколонны, шиферные карнизы и т.п.

Традиции строительства крестово-купольных храмов нашли продолжение в церковной архитектуре Северо-Восточной Руси (Успенский и Дмитриевские соборы во Владимире и др.) Для их внешнего оформления характерны: закомары, аркатура, пилястры, прясло.


Успенский собор во Владимире

Дмитриевские соборы во Владимире

Шатровые храмы

Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. Пример такого рода храмов – церковь Вознесения в Коломенском (Москва), воссоздающая принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике».

Церковь Вознесения в Коломенском

Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырехугольное основание – четверик. Восьмигранный шатер органично вырастает из четырехугольного здания храма.

Главный отличительный признак шатрового храма – сам шатер, т.е. шатровое покрытие, кровля в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Облицовка глав, шатров и других частей здания могла быть выполнена лемехом – продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры.

Храм со всех сторон окружен гульбищами – так в русской архитектуре назывались галереи или террасы, окружающие здание, как правило, на уровне перекрытия нижнего этажа – подклети. В качестве наружного украшения использовались ряды кокошников – декоративных закомар.

Шатер использовался не только для перекрытия церквей, но и для завершения колоколен, башен, крылец и других построек, причем как культового, так и мирского, светского характера.

Ярусные храмы

Храмы, состоящие из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций, называются в архитектуре ярусными.

Представление о них можно получить, внимательно рассмотрев знаменитую церковь Покрова Богородицы в Филях. Всего здесь с подклетью шесть ярусов. Два верхних, не застекленных, предназначены для колоколов.


Церковь Покрова Богородицы в Филях

Храм изобилует богатым внешним декором: различного рода колонками, наличниками, карнизами, резными лопатками – вертикальными плоскими и узкими выступами в стене, кирпичными выкладками.

Церкви-ротонды

Храмы-ротонды – это круглые (ротонда в переводе с латинского - круглый) в плане постройки, подобные светским сооружениям: жилому зданию, павильону, залу и т.п.

Яркие образцы храмов этого типа – церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря в Москве, Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.


Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря


Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры

Наиболее распространены в Древней Руси были символизировавшие вечную жизнь на небесах круглые в основании храмы-ротонды, главным составляющими внешнего оформления которых были: цоколь, апсиды, барабан, подзор, купол, паруса и крест.

Храмы - «корабли»

Кубический храм, соединенный с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабль.

Вот почему такой тип церкви получил название «корабля». Это архитектурная метафора: храм – корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю. Примером подобного храма может послужить церковь Дмитрия на Крови в Угличе.


Церковь Дмитрия на Крови в Угличе

СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

Интерьер храма

Внутреннее пространство храма организовано так называемыми нефами (неф в переводе с французского - корабль) – продольными частями храмового помещения. В здании может быть несколько нефов: центральный, или главный (от входной двери до места певчих перед иконостасом), боковые (они, как и центральный, - продольные, но, в отличие от него, менее широкие и высокие) и поперечный. Друг от друга нефы отделены рядами колонн, столбов или арок.

Центр храма – подкупольное пространство, освещенное естественным дневным светом, проникающим через окна барабана.

По своему внутреннему устройству любая православная церковь состоит из трех основных частей: алтаря, средней части храма и притвора.

Алтарь (1) (в переводе с латинского - жертвенник) находится в восточной (главной) части храма и символизирует область бытия Божия. Алтарь отделен от остального интерьера высоким иконостасом (2). По древней традиции находиться в алтаре могут только мужчины. Со временем присутствие в этой части храма ограничилось только священнослужителями и избранным кругом лиц. В алтаре находится святой престол (стол, на котором лежат Евангелие и крест) – место невидимого присутствия Бога. Именно рядом со святым престолом совершаются важнейшие церковные богослужения. Наличие или отсутствие алтаря отличает церковь от часовни. В последней есть иконостас, но нет алтаря.

Средняя (центральная) часть храма составляет его основной объем. Здесь во время богослужения собираются на молитву прихожане. Эта часть храма символизирует область небесную, ангельский мир, прибежище праведников.

Притвор (предхрамие) – пристройка с западной, реже с северной или южной стороны храма. От остальных частей храма притвор отделен глухой стеной. Притвор символизирует область земного бытия. Иначе он называется трапезной, поскольку по церковным праздникам здесь устраиваются застолья. Во время богослужения в притвор допускаются лица, собирающиеся принять веру Христову, а также люди иной веры – «для слушания и поучения». Внешняя часть притвора – крыльцо храма (3) – называется папертью . С давних времен на паперти собираются нищие и убогие и просят милостыню. На крыльце над входомв храм помещена икона с ликом того святого или с изображением того священного события, которому храм посвящен.

Солея (4) – возвышенная часть пола перед иконостасом.

Амвон (5) – центральная часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма и находящаяся напротив Царских ворот. Амвонслужит для произнесения проповедей, чтения Евангелия.

Клирос (6) – место в храме, располагающееся на обоих концах солеи и предназначенное для клира (певчих).

Паруса (7) – элементы купольной конструкции в виде сферических треугольников. С помощью парусов обеспечивается переход от окружности купола или его основания – барабана к прямоугольному в плане подкупольному пространству. Они также принимают на себя распределение нагрузки купола на подкупольные столпы. Помимо сводов на парусах известны своды с несущей распалубкой – выемкой в своде (над дверным или оконным проемом) в виде сферического треугольника с вершиной ниже верхней точки свода и ступенчатые своды.


Престол (18)

Горнее место и трон для иерархов (19)

Жертвенник (20)

Царские врата (21)

Диаконские врата (22)


Внешнее убранство храма

Апсиды (8) (в переводе с греческого – свод, арка) – полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.

Барабан (9) – цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.

Подзор (10) – украшение под карнизом кровли в виде декоративных деревянных досок с глухой или сквозной резьбой, а также металлических (из просечного железа) полос с прорезным узором.

Купол (11) – свод с полушаровидной, а затем (с XVI в.) в форме луковицы поверхностью. Один купол – символ единства Бога, три символизируют Святую Троицу, пять – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь церковных таинств.

Крест (12) – главный символ христианства, связанный с распятием (искупительной жертвой) Христа.

Закомары (13) – полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролеты свода.

Аркатура (14) – ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.

Пилястры – декоративные элементы, членящий фасад и представляющие собой плоские вертикальные выступы на поверхности стены.

Лопатки (15), или лизены, - разновидность пилястр, применялись в русском средневековом зодчестве как основное средство ритмического членения стены. Наличие лопаток характерно для храмов домонгольского периода.

Прясло (16) – часть стены между двумя лопатками, полукруглое завершение которой переходит в закомару.

Цоколь (17) – нижняя часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте, обычно утолщенная и выступающая наружу по отношению к верхней части (церковные цоколи бывают как простые в виде откоса – у Успенского собора во Владимире, так и развитые профилированы – у собора Рождества Богородицы в Боголюбове).

По материалам книги Вл.Соловьева "Золотая книга русской культуры"


Крещение Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи

1. Апсида — алтарный выступ в восточной части храма, чаще полукруглый в плане

2. Антаблемент — верхняя горизонтальная, поддерживаемая колоннами часть архитектурного ордера, состоящая обычно из архитрава, фриза и карниза

3. Аркатура — аркатурный пояс, аркатурный фриз - декоративное украшение стены в виде ряда глухих арочек, иногда опирающихся на колонки, консоли

4. Аттик — стенка над карнизом кровли, иногда соответствует невысокому этажу

5. Барабан — венчающая часть здания обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие. Световой барабан — вмещающий оконные проемы

6. Бочка — крыша в форме полуцилиндра с повышенным и заостренным верхом, образующая на фасаде килевидный фронтон (17-18 вв.)

7. Венец — бревна, положенные горизонтально и связанные в углах врубками, составляющие один ряд деревянного сруба

8. Глава — наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса

9. Горельеф — один из видов скульптурного изображения на плоскости, выступающего над плоскостью на половину и более своей высоты

10. Глазурь — стекловидный покров керамических изделий различного цвета, применявшийся при изготовлении изразцов, керамических плиток

12. Городня — деревянный сруб, заполненный землей или камнями, применявшийся при устройстве крепостных оград валов

13. Гульбище — наружная терраса, обходящая здание с нескольких сторон. С алтарной стороны гульбище не делают

14. Детинец — древнейшее название укрепленного центра (например, кремля) древнерусского города

15. Дынька — декоративное украшение резных столбов, колонок, оконных наличников и дверных порталов, напоминающее по форме дыню

16. Закомары — полукруглые завершения верхней части стены церковного здания, обычно соответствующие форме внутреннего свода с кокошниками

17. Замковый камень (кирпич) — наивысший центральный камень или кирпич, которым замыкается свод или арочный проем

18. Звонница — сооружение при храме, поставленное либо отдельно в виде стены с проемами для подвешивания колоколов, либо над крыльцом или стеной здания

19. Изразец — плитка из обожженной глины с рисунком, покрытая с лицевой стороны глазурью, имеющая с обратной стороны полую коробку-рампу - для крепления в кладку. Красный изразец - без полива глазурью

20. Карниз — выступающая часть антаблемента в ордерах; защищает стену от стекающей воды

21. Клеть — прямоугольный деревянный сруб, холодная (без отопления) изба

22. Каннелюры — желобки на стволе колонны или пилястра

23. Капитель — верхняя часть колонны, пилястра или столба

24. Кессоны — углубления на поверхности потолка или свода, обычно профилированные, имеющие форму квадрата или другой геометрической фигуры

25. Кокошники — декоративные закомары, иногда с заостренным верхом, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковного здания

26. Колонна — архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которого чаще являются ствол, база и капитель. База может отсутствовать

27. Колокольня — сооружение при церкви для подвешивания колоколов, иногда в несколько ярусов

28. Крестовокупольный храм — имеющий 4 столба в центре, на которые опираются подпружные арки, поддерживающие перекрытый куполом барабан. В плане основание образует крест: к центральному квадрату примыкают прямоугольные в плане концы креста, перекрытые цилиндрическими сводами, между которыми расположены угловые помещения, также перекрытые сводами. Кре-стовокупольная конструкция имеет трех-нефный, пятинефный и семинефный варианты

29. Купол — завершение здания сферическое, эллиптическое, параболическое. Куполами перекрываются помещения круглой, квадратной и многоугольной в плане формы

30. Лопатка — вертикальный плоский выступ в стене, в отличие от пилястра, не имеющий базы и капители

31. Луковица — форма покрытия церковной главы, напоминающая по силуэту луковицу

32. Матица — главная балка деревянного потолка

33. Мозаика — художественное изображение, выполненное из разноцветных мелких камешков, кусочков смальты и цветной глазурованной керамики

34. Наличник — декоративное обрамление оконного или дверного проема

35. Ордер — Художественно решенная система стоечно-балочной конструкции, разработанная в Древней Греции и перешедшая в архитектуру других стран в своеобразной трактовке (Рим, Ренессанс, классицизм). Основу ордера составляют стойки-колонны (или пилястры) и балочное перекрытие - антаблемент. В состав ордера включаются также подножие колоннады (крепида, стереобад, цоколь) и фронтон; в классической архитектуре различаются ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский и композитный (сложный)

36. Парус — часть купольного свода в виде вогнутого сферического треугольника, перекрывающая угол квадратного в плане помещения (в местах перехода от квадратного основания к круглому в плане куполу или барабану)

37. Пилон — массивный устой, столб, служащий одной из опор купола или крестового свода церкви

38. Пилястр — плоский, прямоугольный в плане выступ стены или столба, обычно обработанный по трехчастной схеме опоры того или иного ордера (с основной частью, с базой, с капителью)

39. Пирон — короткий металлический (или каменный, деревянный) брусок или стержень, скрепляющий блоки каменной кладки. Пироны укладывались в специальные пазы в камне, после чего, как правило, заливались свинцом

40. Плинт — нижняя часть базы колонны или пьедестала в виде квадратной плиты

41. Подклет — нижний этаж здания, обычно служебно-хозяйственного назначения

42. Подпружные арки — арки, опирающиеся на столбы или стены, несущие своды и барабан купола

43. Полица — нижняя пологая часть крутой скатной или шатровой кровли

44. Поребрик — прием орнаментальной кирпичной (иногда каменной) кладки, выполняемой путем установки кирпича на ребро или укладки плашмя под углом к наружной поверхности стены

45. Портал — декоративное обрамление дверного проема здания. Перспективный портал - обрамление входа в виде ряда уходящих в глубину стены выступов

47. Посад – поселение, расположенное вне стен центрального городского укрепления (кремля, детинца)

48. Придел — дополнительный храм меньшего размера, пристроенный к основному зданию или устроенный внутри последнего

49. Притвор — небольшое крытое помещение перед входом в церковь

50. Пята свода (арки) — нижняя часть свода, опирающаяся на стену или столб

51. Распалубка — выемка в своде (обычно над дверными или оконными проемами) в виде сферического треугольника, образуемого двумя криволинейными ребрами, Сходящимися ниже шельги свода

52 Ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фасада

53. Ризница — помещение, где хранится церковная утварь и облачение

54. Рундук — крытая наружная площадка крыльца с лестницей

55. Сандрик — небольшой карниз над дверью или окном. Обычно сандрик опирается на два кронштейна

56. Свод — перекрытие из кирпича или камня/имеющее в разрезе криволинейное очертание. Свод производит, помимо вертикального давления, распор. Виды сводов: 1. Цилиндрический; 2. Коробовый; 3. Крестовый; 4. Сомкнутый; 5. Крещатый; 6. Купольный; 7. Ступенчатый


57. Связи — деревянные или железные крепления, которые закладывались в стены или стягивали пяты арок или сводов для погашения распора

58. Слобода — пригородное поселение, расположенное вдоль дороги, ведущей в город, за посадом

59. Соборная площадь — площадь перед главным (кафедральным) собором города, селения

60. Сторожи — небольшие укрепленные пункты, расположенные на возвышенных местах, служившие для наблюдения за передвижением противника

61. Тарасы — система деревянных крепостных стен, при которой две параллельные стены через некоторые промежутки соединялись врубленными в них поперечными стенками, а образовавшиеся таким образом клети засыпают землей и камнями

62. Тимпан — внутреннее поле треугольного фронтона, обрамленное двумя наклонными карнизами, нередко украшенное скульптурой

63. Трапезная — общая столовая в монастыре с церковью и подсобными помещениями. Позднее - пристройка с западной стороны церкви

64. Тябла — горизонтально положенные деревянные брусья, на которые ставятся иконы в иконостасе

65. Филенка — декоративная прямоугольная выемка на гладкой поверхности деревянной стены, двери и т. д. с профилированной рамкой

66. Фреска — живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке

67. Фриз . 1) среднее из трех главных горизонтальных членений антаблемента 2) ленточный орнамент вообще, полоса живописного скульптурного или рельефного орнамента, окаймляющего верх стены, плоскость пола и т. п.

68. Фронтон . 1) верхняя часть фасада в виде треугольника, замыкаемая по трем сторонам карнизом; аналогичное завершение окна, портала и т. п. 2) верх фасада (окна, портала и т. п.)

69. Хоры — верхняя открытая галерея, балкон внутри церкви

70. Цемянка — толченый кирпич, добавляемый в известковый раствор при кладке стен здания. Цемянкой иногда называют и самый раствор с добавлением толченого кирпича