Тесты цпд для поступления в мвд. Тестирование на полиграфе при трудоустройстве в МВД: законность и особенности процедуры​

как отвечать на психологические тесты?

Часто для прикола или в целях самопознания мы отвечаем на психологические тесты... иногда - мы просто вынуждены на них отвечать при приеме на работу... так почему же не разобраться с тайнами психологического тестирования?

Психологический тест № 0 Необъективность ответа (считаю это тест вообще самым важным)
Если Вы не умеете правильно отвечать на подобные вопросы - Ваше психологическое тестирование будет вообще бессмысленно:
У Вас бывает плохое настроение?
Вы бываете порой неправы?
Иногда Вы ошибаетесь?
Бывает ли что Вы обижаете своих близких?
Бывает ли что Вы не можете сосредоточиться?
Иногда Вы не все успеваете сделать?

Бывают ли у Вас неудачные дни?
==============
Если на подобные вопросы Вы больше 1-2 раз отвечаете нет? Значит у Вас есть склонность говорить о себе не правду - а это значит, что Вы можете вообще не пройти собеседование у психолога при приеме на работу... значит Вы не объективны к себе... это значит что на психологические тесты Вам отвечать вообще бессмысленно! Вы слишком часто врете и результаты Ваших тестов будут часто необъективны.

Психологический тест № 1. Ваши любимые цвета - тест Люшера
Вам нужно расположить карточки разных цветов в порядке, начиная от самого приятного до самого неприятного. Что это значит? Данный тест направлен на определение эмоционального состояния. Каждая карточка символизирует потребности человека:
красный цвет — потребность в действии

желтый — потребность в устремлении к цели, надежда

зеленый — потребность самоутверждаться;
синий — потребность в привязанности, постоянству;
фиолетовый — уход от реальности;
коричневый — потребность в защите;
черный — депрессия.
Расположение карточек значит следующее: первые две — стремления человека, 3 и 4 — истинное положение дел, 5 и 6 — равнодушное отношение, 7 и 8 — антипатия, подавление.
Ключ к тесту: в первой четверке обязательно должны быть красный, желтый, синий, зеленый — в каком именно порядке, не так существенно. Расположение карточек в порядке близком к исходному рисует портрет целеустремленного, деятельного человека

Психологический тест № 2. Урок рисования
Вам предлагают нарисовать дом, дерево, человека. Что это значит? Считается, что так человек может продемонстрировать свое самовосприятие в мире. В данном психологическом тесте значение имеет каждая деталь: расположение рисунка на листе (расположенный по центру, пропорциональный рисунок говорит об уверенности в себе), единая композиция из всех объектов свидетельствует о целостности личности, какой вид объекта будет отображен.
Важно также и что нарисуют первым: дом — потребность в безопасности, человека — зацикленность на себе, дерево — потребность в жизненной энергии . К тому же, дерево — метафора стремлений (дуб — уверенность в себе, ива — наоборот — неуверенность); человек — метафора восприятия себя другими людьми; дом — метафора восприятия себя самим человеком (замок — самолюбование, покосившаяся хижина — низкая самооценка, недовольство собой).
Ключ : ваш рисунок должен быть реалистичен и пропорционален. Чтобы продемонстрировать свою коммуникабельность и готовность работать в коллективе, не забудьте о таких деталях: дорога к крыльцу (контактность), корни у дерева (связь с коллективом), окна и двери (доброжелательность и открытость), солнце (жизнерадостность), плодовое дерево (практичность), домашнее животное (забота).

Психологический тест № 3. Рассказ
Вам показывают картинки с изображением людей в различных жизненных ситуациях и просят их прокомментировать: что происходит; о чем думает человек; почему он так поступает?
Что это значит? Исходя из толкования картинок, можно определить ведущие жизненные сценарии человека, иными словами — «у кого что болит — тот о том и говорит». Считается, что человек проектирует ситуации на картинках на свою жизнь и выдает свои страхи, желания, взгляд на мир. Так, например, если на картинке изображен плачущий или смеющийся человек, то ожидается, что, комментируя ее, вы расскажете о своих мотивах радости или грусти.
Ключ : необходимо контролировать свои ответы и истолковывать картинки в максимально позитивном ключе.


Психологический тест № 4. Клякса
- тест Роршаха
Вам показывают картинки с изображением бесформенной кляксы (как правило, симметричной) и просят рассказать, что вы видите. Что это значит? Этот психологический тест чем-то похож на предыдущий, он так же выявляет ваше истинное отношение к миру. Позитивное трактование картинок (например — общение людей) говорит о вас как о деятельном, общительном, позитивном человеке, негативное (в кляксе вы разглядели монстра, опасное животное) говорит о том, что у вас много необоснованных страхов или же глубокий стресс.
Ключ : если картинка у вас ассоциируется с чем-то явно негативным, прокомментируйте ее в нейтральном ключе. Например, не говорите: «Вижу людей, которые ссорятся», а скажите: «Люди эмоционально общаются».

Психологический тест № 5. IQ тест

Вам предлагают за определенный промежуток времени (от 30 мин) ответить на несколько вопросов (от 40 до 200) разной направленности — от математических задачек до логических головоломок. Что это значит? Данные психологические тесты предназначены для определения так называемого Коэффициента Интеллекта. Хоть их действенность все чаще вызывает сомнения (если у человека низкие показатели — это не обязательно значит, что он тупой, возможно, у него нестандартное мышление или он просто банально невнимателен), тесты уже много лет сохраняют и увеличивают свою популярность. Наиболее распространены IQ тесты Айзенка.
Ключ : будьте максимально внимательны, очень много вопросов с подвохом. Если время истекает, а вопросов еще много — не оставляйте их без решения, проставьте ответы наугад, что-то наверняка угадаете.

================
Если Вы проходите тесты при приеме на работу - будьте спокойны во время собеседования... но не будьте пофигистом - Ваша мотивация должна присутствовать но она не должна зашкаливать....

Самое главное! Вообще не зацикливайтесь на тестах.
Чем Вы нестандартнее, чем Вы мыслите оригинальнее, тем меньше тесты о Вас говорят правду.
Учителя в средней школе считали физика Эйнштейна и изобретателя Эдисона умственно ограниченными...
Кто теперь помнит этих учителей... и кто в итоге оказался прав?

После того как вы пообщались с "кадровичками" и прошли своеобразный дресс-код, вас скорее всего отправят к штатному психологу, хотя в некоторых учреждениях это делают после прохождения основной комиссии и тестирования. Но это не имеет значения, так как именно от штатного психолога зависит будете ли вы здесь работать или нет.
Обычно эту должность занимает девушка лет 22-30, но это необязательно. Ваша основная задача понравиться психологу, расположить к себе, а не вписаться в какие-то стандарты или шаблоны. Ведь тестирование ЦПД проводится автоматически и там никто не думает как вы ответили на какой-то определённый вопрос, а здесь перед вами живой человек и он будет решать "принять-непринять".
Итак, сначала вам предложат пройти некоторые тесты - это не ЦПД , а довольно простые тесты, типа СМИЛ-минимульт , чтобы приблизительно определить основные черты вашего характера, личности и определить откровенный вы человек или врунишка. Тесты везде разные - где-то дают 2 теста, где-то 3, где-то и 5, но они все похожи.
В тестах нет вопросов, есть утверждения. Например: "Я боюсь темноты", варианты ответов: "верно" и "неверно", но стоит обратить особое внимание на утверждения с двойным отрицанием: "Я никогда не видел снег", ответ: "НЕВЕРНО". Сразу оговорюсь, утверждения повторяются, только в разной интерпретации, основная задача - проверка на честность, так что лучше всего, особо не задумываясь, отвечать откровенно, чтобы не облажаться.
Еще один из предлагаемых тестов тест Люшера , который проходят везде. Процедура обследования протекает так: испытуемому предлагается выбрать из расположенных перед ним карточек самый приятны цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу, ни с обивкой мебели, ни с чем либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается, потом следующий и так далее, пока все цвета не будут отобраны. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона.

Лично я, по совету знакомого психолога, всегда следовал правилу "светофора" - сначала зелёный, потом жёлтый и затем красный. Ну а дальше уже по настроению - какой больше нравится, но чёрный всегда последний. И вроде как всегда всё было в норме.
Ниже описана методика анализа Люшера , что и как по его мнению должно быть, но в принципе, получается то же самое:
Цвета разделяются на основные (1 - темно-синий, 2 - сине-зеленый, 3 - оранжево-красный и 4 - светло-желтый) и дополнительные, среди которых 7 (черный) и 0 (серый) - ахроматические, а 5 (фиолетовый) и 6 (коричневый) - смешанные. Основные цвета сиволизируют базисные психологические потребности, которые Люшер обозначил как потребность в удовлетворении и привязанности (синий), потребность в самоутверждении (зеленый), потребность "действовать и добиваться успеха" (красный) и потребность "смотреть вперед и надеяться" (желтый). Поэтому они в норме и при полной уравновешенности должны находиться на первых позициях. Дополнительным цветам не придается значимость, приравниваемая к потребностной сфере. Их роль как бы разделяющая или разбавляющая. По мнению Люшера , они не являются психологическими "первоэлемнетами" и включены в эксперимент в основном для расширения действия основных цветов. Есть еще один тест с выбором цвета - ассоциативный, то есть с каким цветом вы ассоциируете себя или что-нибудь (кого-нибудь). Тут тоже всё по принципу светофора: зеленый - хорошо, желтый - туда-сюда, красный - плохо. Например: семья - зеленый, работа - желтый, наркотики - красный, смерть - черный.
В том же тесте, на другой страничке, нужно продолжить предложения, ну тут ничего сложного, главное не писать бред типа: "Если бы у меня были лишние деньги, я бы......." - "..........раздал их бедным", тут сразу ясно, что вы мудак, к тому же тупой. Вариантов ответа тут нет, так что пишите, то что приходит в голову, к примеру: "......поехал отдыхать на море". Не заморачивайтесь и не пытайтесь показаться умнее, чем вы есть.


Теперь непосредственно беседа с психологом ..... Психолог считает, что умнее вас и что всё что пишут в книжках правда, поэтому сразу сядьте свободно (не скрещивайте ноги, руки, пальцы), во время беседы старайтесь не жестикулировать и не совершайте тиковых действий (почесывание, покусывание губы и т.п.). Старайтесь реже отводить взгляд и держите голову прямо. Тогда, если верить книжкам, психолог будет думать, что вы не нервничаете и говорите правду.

Отвечая на вопросы старайтесь реже употреблять сочетания: мне сказали, меня отправили и т.п., чаще: я подумал и решил, я убедился, я сделал выбор . На вопрос об увольнении с предыдущего места работы не отвечайте банально, типа "не сработался с коллективом" или "конфликт с начальством", можно ответить, что "понял, что данное место было бесперспективное, работа мне не нравилась и зарплата нестабильная, давно хотел работать у вас, узнал, что есть вакансии и решил рискнуть" (ну или типа того).... Насчет алкоголя ответ "по праздникам" всех уже раздражает, а непьющий вообще - либо врёт, либо больной, так что гораздо оригинальней будет сказать, что "могу позволить себе выпить рюмку, но в исключительно значимую для МЕНЯ дату". Ну, в общем, главное не умничать, много не шутить (но и не быть слишком напряженным), просто постараться расположить к себе и врать поменьше.

Не пытайтесь спорить, но и не будьте слишком лояльным.


Современные условия труда, производительность и качество выполняемой работы, все больше требуют от соискателей соответствующей работоспособности, личных, психологических и деловых качеств. Для этого многие серьезные организации используют тестирование при приеме на работу, особенно в такие ведомства как ФСБ, МВД, РЖД.., банки, в том числе Сбербанк.., а также в большие корпорации.

Тесты при приеме на работу проводятся и для бухгалтеров, и для менеджеров, для полицейских и пожарных, для летчиков и машинистов, и для юристов, и даже для продавцов-консультантов…


На этой странице психоаналитического сайта сайт вы сможете бесплатно и онлайн пройти психологические тесты, используемые при приеме на работу в различные ведомства и организации онлайн и бесплатно.

Однако имейте ввиду, что здесь представлены примеры тестов, применяемых при устройстве на работу, т.к. каждый работодатель может использовать свое тестирование, в зависимости от необходимых личностных, психических, эмоциональных, моральных и деловых качеств соискателя на конкретную должность или профессию, в конкретном предприятии или учреждении.
(Большие корпорации используют тесты SHL, Talent Q, Ontardent, Exect)

Какие психологические тесты при приеме на работу проходят соискатели

Примеры основных психологических тестов, используемых при приеме на работу в различных ведомствах, организациях и на предприятиях, таких как ФСБ, МВД, МЧС…, Банки (Сбербанк), торговля…, тестирование на должности менеджера, главного бухгалтера, полицейского, пожарного, спасателя, торгового работника (продавца-консультанта), юриста…и т.д. (тест на выбор профессии)

Психологические тесты

Общие психологические тесты при устройстве на работу используют не так часто, как специализированные для тех или иных профессий.
Однако результаты тестов на скорость протекания нервных процессов (темперамент), акцентуацию характера, память, внимание и внимательность, могут заинтересовать некоторых работодателей.

  • Тест на характер — (программный вариант)
  • Тест на темперамент — (программный вариант)
  • Тест на внимательность (переключение внимания)

Вербальные тесты

Вербальный тест при приеме на работу — основа проводимого собеседования с соискателем на должность и профессию, где необходимы вербальные (речевые) способности соискателя.

Математические тесты

В некоторых корпорациях при приеме на работу используют математические тесты для определения аналитических способностей соискателя.

  • Математический тест (с ответами)
Числовые тесты

На некоторые должности, например бухгалтер, работодатели используют числовые тесты при приеме на работу.

  • SHL тест

Логические тесты

Логические тесты при устройстве на работу дают информацию работодателю о способностях соискателя находить правильные решения в незнакомых ситуациях.
Тест на логическое мышление

Эмоциональные тесты

Эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость — необходимые показатели аттестации — тестов при приеме на работу и последующей переаттестации — соискателей и действующих работников на должностях, где нужно работать с людьми, в опасных, чрезвычайных и стрессогенных ситуациях (например, полиция, МЧС, торговля…)

Личностные тесты

Основным , широко используемым личностным тестом при приеме на работу является тест СМИЛ (Стандартизированный Многофакторный Метод Исследования Личности) — он же Миннесотский Многомерный Личностный Опросник (MMPI) и его сокращенный вариант MMPI Мини-Мульт

Интеллектуальные тесты

Уровень, коэффициент интеллекта (IQ) соискателя — зачастую является важнейшим показателем тестирования при устройстве на работу, где необходимы интеллектуальные способности будущего работника.

  • Тест КОТ онлайн (краткий ориентировочный опросник на определение общих умственных способностей — иногда используют в ЦПД МВД)
  • (с программной обработкой результатов)

  • Тест на гениальность (он же тест на реакцию «Красный квадрат» — иногда используют в ЦПД МВД)

Творческие тесты

Во многих современных организациях требуются креативные, творческие люди, у которых иногда должны быть организаторские и даже предпринимательские способности, поэтому при приеме на работу используют и творческие тесты.

Вам предлагается пройти тест на реакцию онлайн «Красный квадрат», этот или подобные тесты используются в ЦПД МВД для диагностики кандидатов на службу в полицию.

Тест «Красный квадрат», кроме скорости реакции, выступает как тест на гениальность, т.к. чтобы пройти это тестирование онлайн, необходима не только ваша реакция, но и высокий уровень интеллекта.

В ЦПД МВД используют и другие тесты и методы психодиагностики: Полиграф, СМИЛ 566 вопросов, тест КОТ 50 вопросов, тестирование на ассоциативное мышление (используются пословицы и поговорки), и также данный (или подобный) тест на реакцию и гениальность онлайн — Красный квадрат.

Как пройти тест на реакцию и гениальность Красный квадрат онлайн

Чтобы пройти тест на реакцию онлайн, вам нужно навести мышку на красный квадрат, и как будете готовы, нажать на левую клавишу мыши, и удерживая ее, перемещать красный квадрат так, чтобы не столкнуться с синими фигурами и не коснуться границ большого квадрата.

В идеале, чтобы пройти тест на гениальность и скорость реакции, вы должны держаться не менее 18 секунд. Свое время прохождения теста вы увидите в окне игры-тренажера.

Такой или подобные тесты на реакцию и тест на гениальность, как «Красный квадрат», проходят военные пилоты. В частности, в США пилоты удерживают красный квадрат более 2 минут, при том что их IQ (коэффициент интеллекта) не ниже 140

Итак, пройти онлайн тест на реакцию и гениальность «Красный квадрат»
Это тестирование можно использовать как тренажер, для улучшения своей реакции и гениальности.


(тестирование лучше проходить на компьютере, используя мышь, т.к. сенсорные экраны медленнее реагируют на прикосновение к Красному квадрату, что не даст адекватно пройти тест на скорость вашей реакции и гениальность ).

Наведите мышкой курсор на красный квадрат и начните тестирование

Если программа тестирования не открылась — включите в настройках браузера Флеш-Плейер (Flash)

Консультация психолога онлайн (запись на прием)

Правильные ответы к тесту СМИЛ

Тест КОТ (короткий ориентировочный тест) 50 вопросов с правильными ответами

Опыт использования полиграфа в ЦПД МСЧ ГУВД г. Москвы

Т. В. Котлярова

заместитель начальника ЦПД МСЧ ГУВД г. Москвы

Центр психофизиологической диагностики МСЧ ГУВД
г. Москвы функционирует с 1973 г. на основании приказа № 0132 ГУВД Мосгорисполкома от 05.12.1973 г., когда при ОВВК была создана первая психофизиологическая лаборатория (ПФЛ). Перед сотрудниками ПФЛ была поставлена задача отбора водителей оперативного транспорта. Опыт и эффективность предлагаемого метода работы данной лаборатории послужили основанием для организации в системе МВД СССР службы профессионального психологического отбора.

В Центре психофизиологической диагностики МСЧ ГУВД г. Москвы специальное психофизиологическое обследование (СПФИ) с применением полиграфа как дополнительного метода в комплексном психофизиологическом обследовании проводится с 2001 г. на компьютерном полиграфном устройстве «Барьер-14».

С 2005 г. в ЦПД МСЧ ГУВД г. Москвы работает два компьютерных полиграфных устройства «Барьер-14» и «Крис» в специально оборудованных кабинетах согласно требованиям, изложенным в методических указаниях «Использование специальных психофизиологических исследований при профессиональном психофизиологическ ом отборе в органах внутренних дел».

В течение 2001 г. специальное психофизиологическое исследование проводилось преимущественно по направлению психологов Центра при подозрении о наличии скрываемой негативной информации, поэтому эффективность обследования на тот период составляла около 80%.

С 2002 г. СПФИ проводится в отношении всех граждан, поступающих на службу в подразделения ГУВД г. Москвы на оперативные виды деятельности (подразделения криминальной милиции, оперативно-поисковые и оперативно-технические подразделения), сотрудников при перемещении на оперативные виды деятельности, а также в отношении всех других категорий по направлению психологов Центра.

Контингент сотрудников, обследованных на полиграфе, как правило, сохраняется из года в год, начиная с 2002 г. На рис. 1 (см. с. 115) представлено процентное соотношение лиц, в отношении которых проведено обследование с использованием полиграфа в рамках профессионального психологического отбора в 2006 г.

Из 803 человек, обследованных в 2006 г. на полиграфе, 612 (76,2%) составили категории «кандидаты на службу в оперативные подразделения», а также «сотрудники при перемещении на должность в оперативные подразделения» и 191 человек (23,8%), направленные психологами ЦПД. Последнюю категорию составили «кандидаты на службу и учебу», которые имели по результатам психодиагностического обследования выраженную установочную реакцию на сокрытие информации, важной для принятия решения о степени их профессиональной пригодности к службе.

Специалисты ЦПД неоднократно привлекались к проведению служебных расследований по фактам кражи денежных средств у сотрудников подразделений и по фактам участия сотрудников в незаконном обороте наркотических веществ. По результатам проведенных проверок на полиграфе руководством данных подразделений принимались необходимые меры.

В Центре психофизиологической диагностики СПФИ проводится после проведения группового тестирования. Поэтому у психолога, проводящего обследование на полиграфе, имеется достаточно информации для адекватной оценки личности, необходимой для выбора правильной позиции при проведении опроса.

Основными задачами специальных психофизиологических обследований, проводимых в целях профессионального психологического отбора, является получение информации, необходимой для принятия объективного решения, по следующим направлениям:

    выявление отрицательных мотивов поступления на службу;

    уточнение анкетных данных (использование фальшивых документов и т. д.);

    выявление возможных контактов с криминальными элементами (как личных, так и деловых);

    выявление наличия вредных наклонностей (склонность к злоупотреблению алкогольных напитков, употребление наркотических и психотропных препаратов, склонность к азартным играм);

    наличие в анамнезе суицидального поведения (в том числе и демонстративно-шантажного характера);

    выявление в анамнезе фактов совершения асоциальных или антисоциальных поступков и различных преступлений (принадлежность к различным молодежным экстремистским группировкам, участие в групповых драках, привлечение к административной или уголовной ответственности и т. д.).

В процессе обследования в основном использовались тесты «непрямого метода», состоящие либо только из значимых вопросов (поисковых тестов), либо из значимых и нейтральных вопросов. Нейтральные вопросы вводились, при необходимости, в целях адаптации обследуемого к тесту, нормализации уровня эмоционального напряжения и определения уровня нормальных физиологических реакций.

В зависимости от задачи обследования, также использовались тесты контрольных вопросов (тесты общих вопросов, тесты «зон сравнения» по Бакстеру, SKY -тесты).

Для получения достоверных результатов поисковые тесты проводятся два–три раза (в зависимости от стабильности полученных реакций), при этом изменяется порядок следования вопросов в тестах. Такое количество предъявлений (два–три) необходимо для исключения случайных реакций. В случае получения стабильных выраженных реакций на какой-либо вопрос при последующих повторах можно с определенной долей вероятности считать полученную информацию достоверной.

Перед началом проведения обследования кандидатом заполняется заявление о добровольном согласии на проведение СПФИ. При этом испытуемому в обязательном порядке объясняется, что его отказ не может вести к ущемлению его законных прав, но может являться основанием для снижения степени его профессиональной пригодности к службе или учебе вследствие его явного установочного поведения и невозможности полноценной оценки профессионально важных качеств.

После заполнения заявления с обследуемым проводится предтестовая беседа, в ходе которой у опрашиваемого выясняются вопросы, касающиеся его семейного положения, предыдущей трудовой деятельности, службы в Армии, состояния здоровья, употребления наркотических веществ и алкогольных напитков, склонности к азартным играм на деньги и антисоциальному поведению, возможных связей с преступными элементами.

Если в ходе предтестовой беседы была получена информация, важная для вынесения решения о степени профессиональной пригодности кандидата, то ему предлагается подтвердить данную информацию письменно.

Кроме этого, во время предтестовой беседы специалист, проводящий обследование, знакомит обследуемого с теми вопросами, которые ему будут предложены, при этом уточняются формулировки. Подробно рассказывается о процедуре обследования и те требования, которые необходимо соблюдать в ходе проведения тестирования.

Учитывая различные спорные ситуации, которые возникали в нашей практике, особенно при вынесении отрицательного решения специалистами ЦПД, по окончании исследования на полиграфе кандидату предлагается заполнить приложение к заявлению, о том, что он не имеет претензий к специалисту.

При каждом обследовании в рамках профессионального психологического отбора обязательно использовались следующие базовые тесты:

    именной и числовой тесты, в ходе которых проводится настройка датчиков на индивидуальные параметры испытуемого, ознакомление испытуемого с методикой проведения тестов, наглядно доказывается эффективность данного прибора при выявлении скрываемой информации; достаточно часто в нашей практике после проведения данных тестов испытуемый дает дополнительную информацию по интересующим нас вопросам;

    тест, позволяющий установить как негативные, так и положительные мотивы поступления кандидата на службу;

    тест на выявление скрываемой информации, с включением вопросов о наличии вредных привычек, связи с криминальными элементами, совершения в прошлом уголовно наказуемых действий, суицидальных попыток, административных правонарушений, о наличии незарегистрированного оружия, источников дохода, возможности сокрытия каких-либо фактов автобиографии и др.

Дополнительные тесты формировались в зависимости от полученной информации при проведении базовых тестов с учетом возраста и предыдущей трудовой деятельности.

Результаты тестов оценивались по степени выраженности регистрируемых физиологических реакций и их стабильности во всех предъявленьях теста.

Общее число обследованных на полиграфе за период с 2002 г. по 01.06.2007 г. в Центре психофизиологической диагностики МСЧ ГУВД г. Москвы составило 3512 человек. По результатам СПФИ 1042 человека были включены в «группу риска», что составило 29,7% от общего числа обследованных лиц. Было выявлено 1283 случая сокрытия негативной информации.

С 2002 г. по настоящее время в структуре выявленной скрываемой негативной информации среди всех категорий обследованных преобладает неоднократный прием наркотических или психотропных препаратов (в основном растительного происхождения) в немедицинских целях. Причем, отмечается увеличение количества выявленных фактов употребления наркотических веществ. Так, если в 2002 г. выявлено 47,5% фактов употребления наркотических веществ (от общего числа выявленных случаев скрываемой негативной информации по всем категориям обследованных), то в 2006 г. данный показатель составил 57,4%, а за первое полугодие 2007 г. – 58,8%. Среди сотрудников различных подразделений ГУВД г. Москвы, обследованных на полиграфе, данный показатель увеличился с 25% в 2002 г. до 66,7% в 2006 г., а за первое полугодие 2007 г. составил 59,5%.

Необходимо отметить, что если в 2002–2003 гг. чаще всего выявлялось случайное употребление наркотических веществ (это единичные случаи приема от одного до трех раз), то за последние годы чаще всего выявляются факты многократного употребления наркотических препаратов, а также отмечается активный поиск наркотических веществ.

Для иллюстрации описанных выше данных о характере выявляемой негативной информации при проведении специального психофизиологического обследования в таблице представлены результаты СПФИ за 2006 г.

Показатель

№ строки

обследованных

Прочие

Всего, из них

Кандидаты на службу

Кандидаты на учебу

Сотрудники

при перемещении

Стажеры

1

А

Проведено СПФИ

с использованием полиграфа

Выявлено лиц, скрывающих

негативную информацию

Выявлено случаев сокрытия негативной информации, из них:

Негативные мотивы поступления на службу, в том числе:

злоупотребление властными полномочиями, внеслужебное использование оружия,

получение нетрудовых доходов

Иные

Прием психоактивных средств,

в том числе:

регулярный прием наркотических или психотропных средств в немедицинских целях вне зависимости от способа употребления

Злоупотребление алкоголем

Суицидальные попытки, в том числе:

Окончание таблицы

Истинные суицидальные попы тки

Демонстративно-шантажное пов едение

Умышленное нанесение самоповреждений, не связанное с суицидальным поведением

Внеслужебные устойчивые личные или деловые связи с криминальными элементами

Совершение уголовно наказуемых деяний, не повлекших наказания или оставшихся нераскрытыми

Факты административных и дисциплинарных взысканий

Другие негативные сведения

В 2006 г. «группа риска» из числа лиц, обследованных в рамках профессионального психологического отбора, составила 30,9% (229 чел.). По данным ЦПД МСЦ МВД России, показатель эффективности деятельности специалистов-полиграфологов составил в среднем по МВД России в 2006 г. 41%.

Выявленная группа лиц, скрывающих негативную информацию, «группа риска», в рамках проведенного на полиграфе служебного расследования, планового и целевого психодиагностического обследования составила 78,7%.

В структуре выявленной в 2006 г. среди кандидатов на службу и учебу скрываемой негативной информации преобладают случаи приема психоактивных средств (наркотических препаратов, в основном растительного происхождения, и алкоголя) не в медицинских целях – 52,8% (в среднем по МВД России – 41,8%).

На втором месте по значимости в 2006 г. среди выявленных случаев сокрытия негативной информации находятся факты совершения в прошлом уголовно наказуемых действий, не повлекших наказания или оставшихся нераскрытыми – 11,3% (в среднем по МВД России – 8,5%).

На третьем месте негативные мотивы поступления на службу, в том числе возможность получения нетрудовых доходов, злоупотребление служебным положением, доступ к наркотическим веществам – 10,2% (средний показатель по МВД России в 2006 г. – 15%).

Выявленные факты умышленного нанесения самоповреждений, не связанных с собственно суицидальным поведением (порезы, прижигание горящей сигаретой) среди данной категории обследованных составили 7,7% (показатель по МВД России – 8,7%).

На первом месте в структуре скрываемой негативной информации среди сотрудников, проходящих обследование в связи с перемещением на должность, также находятся выявленные случаи употребления психоактивных веществ – 66,7% (показатель по МВД России – 34,3%). Такое увеличение данного показателя в 2006 г. по сравнению с предыдущими годами можно объяснить ростом употребления наркотических веществ среди населения столичного мегаполиса, в том числе и среди сотрудников ГУВД.

На втором месте в вышеуказанной категории находятся факты совершения уголовно наказуемых деяний, не повлекших наказания – 12,7% (показатель по МВД России – 7,8%).

В графе таблицы «другие негативные сведения» чаще всего встречаются случаи скрываемых фактов наличия незарегистрированного оружия, увольнение с предыдущего места работы из-за злоупотребления алкоголем, управление автотранспортом в нетрезвом состоянии.

В настоящее время в Центре психофизиологической диагностики МСЧ ГУВД г. Москвы работают четыре подготовленных специалиста в двух кабинетах (три психолога-эксперта и заместитель начальника ЦПД).

В связи с тем, что каждый год Центр дополнительно готовит по одному специалисту для работы на полиграфе, а также ростом их профессионального мастерства и приобретением второго полиграфного устройства системы «Крис», количество обследованных лиц увеличивается из года в год. На рис. 2 представлена динамика роста обследований на полиграфе (СПФИ) за 2004–2006 гг. (см. с. 116).

Специалисты-полиграфологи ЦПД МСЧ ГУВД г. Москвы принимали участие в проведении эксперимента по применению специальных психофизиологических исследований в целях выявления негативных мотивов поступления на службу в ОВД. По результатам эксперимента был сделан вывод, что на первом месте среди выявленной негативной информации стоит цель незаконного обогащения, на втором месте – реализация властных полномочий, на третьем месте – мотивы получения оружия и отомстить кому-либо, затем следует мотив оказания помощи криминальным структурам. Кроме того, практика проведения СПФИ специалистами ЦПД показывает, что факт выявления у кандидатов на службу мотива «с целью иметь доступ к наркотикам», как правило, сопровождается выявлением у них случаев неоднократного употребления наркотических веществ.

В настоящее время в Московской городской Думе рассматривается вопрос об использовании СПФИ в кадровом отборе мировых судей. Учитывая накопленный опыт проведения проверок на полиграфе в ЦПД ГУВД г. Москвы, начальник Центра был включен в созданную экспертную группу кадровой комиссии Московской городской Думы для обсуждения данного вопроса.

С 2002 г. в ЦПД МСЧ ГУВД г. Москвы накоплен большой опыт в проведении специальных психофизиологических исследований, что позволило Центру принимать участие в подготовке специалистов для работы на полиграфе. С 2004 г. ЦПД МСЧ ГУВД г. Москвы является базовым центром для обучения специалистов региональных ЦПД и психологов подразделений МВД навыкам практической деятельности.