Врачебный контроль в физическом воспитании спорте.  Физическая культура: Врачебный контроль

Врачебный контроль за юными спортсменами . Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, задержке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыжках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на половую функцию. У них, как правило, позднее начинается менструация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.

Врачебный контроль при занятиях физкультурой и спортом предусматривает:

Диспансерное обследование - 2-4 раза в год;

Дополнительные медицинские осмотры с включением тестирования физической работоспособности перед участием в соревнованиях и после перенесенной болезни или травмы;

Врачебно-педагогические наблюдения с применением и дополнительных повторных нагрузок после тренировок;

Санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;

Контроль за средствами восстановления (по возможности - исключать фармакологические препараты, баню и другие сильно действующие средства);

Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физического совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма спортсмена.

Спортивная специализация - это планомерная разносторонняя физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов в избранном ими виде спорта в наиболее благоприятном для этого возрасте.

Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к высшим тренировочным нагрузкам, зависит от вида спорта.

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфо-функциональных особенностей юных спортсменов нередко является причиной прекращения роста спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к инвалидизации.

К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей! Если у них наблюдаются какие-либо отклонения, то их переводят в подготовительную или специальную медицинскую группу.

Врачебный контроль за физическим воспитанием включает:

ь исследование физического развития и состояния здоровья;

ь определение влияния физических нагрузок (занятий физкультурой) на организм с помощью тестов;

ь оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещения и т.п.;

ь врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);

ь профилактику травматизма на уроках физкультуры, зависящего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.;

ь пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закаливания и занятий спортом на состояние здоровья студента с использованием плакатов, лекций, бесед и пр.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотра врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и др.). Занятия должны проводиться с учетом анатомо-физиологических особенностей. Морфологические, функциональные и биохимические особенности организма в период старения оказывают влияние на его важнейшее свойство - способность реагировать на воздействия внешней среды, физических нагрузок и т.д. Реактивность определяется состоянием рецепторов, нервной системы, висцеральных органов и др.

Практика свидетельствует, что умеренные физические тренировки задерживают развитие многих симптомов старения, замедляют прогрессирование возрастных и атеросклеротических изменений, улучшают функциональное состояние главнейших систем организма. А если учесть, что для лиц среднего, и особенно пожилого возраста характерна гиподинамия и избыточное питание, то становится очевидной необходимость регулярных занятий. Врачебное обследование студентов-спортсменов, имеющих I разряд или выше, осуществляется непосредственно врачебно-физкультурным диспансером, где заводится карточка диспансерного наблюдения за указанным спортсменом.

Врачами врачебно-физкультурного диспансера проводится углубленное обследование состояния тренированности спортсмена. И на основании этого обследования делается медицинское заключение, даются рекомендации тренеру по планированию и проведению тренировочного процесса.

Под термином тренированности имеется в виду комплексное понятие, включающее в себя здоровье, функциональное состояние, уровень физической, технической, и тактической, и волевой подготовленности спортсменов. Тренированность определяет уровень работоспособности спортсмена, его готовность к достижению максимального результата в конкретном виде спорта.

При повторных медицинских обследованиях в медицинском заключении указывается какие сдвиги произошли в здоровье и состоянии тренированности со времени предыдущего обследования, какие изменения нужно сделать в режиме и методике занятий, какие лечебно-профилактические мероприятия провести.

Преподаватели физического воспитания и тренеры должны строить свою работу с учетом медицинского заключения, оно является обязательным также и для судей спортивных соревнований.

Занятия физическими упражнениями приносят пользу только при рациональной системе тренировочных занятий. Нарушение в дозировке физических нагрузок и методике могут неблагоприятно отразиться на физическом развитии, физической подготовленности и здоровье занимающихся. Вследствие длительной и напряжённой мышечной активности возникает состояние организма, называемое утомлением. Оно проявляется в снижении работоспособности, уменьшении мышечной силы, ухудшении точности и координации движения и т.д. Утомление является своеобразной защитной реакцией организма, не позволяющей ему перейти предел, за которым возникают функциональные и биохимические изменения, несовместимые с жизнью. Сущность этой реакции заключается в изменении координации функций, которая приводит к ограничению работоспособности и затруднению дальнейшего продолжения работы. Скорость наступления утомления зависит от интенсивности работы: чем выше интенсивность, тем быстрее появляется утомление. Степень утомления зависит как. от интенсивности, так и от длительности работы.

Восстановление работоспособности после утомления, как правило происходит тем медленнее, чем больше была степень утомления. При прочих равных условиях быстро развивающееся утомление ликвидируется быстрее, чем развивающееся медленно, но достигающее высоких степеней.

Выполнение физической работы на фоне большой степени утомления, без достаточного восстановления, может привести к переутомлению, которое потребует значительно большего времени для приведения организма в работоспособное состояние, а иногда является причиной отрицательных физиологических сдвигов органов и систем человека.

Эффективное средство снижения утомляемости работы - правильное чередование работы и отдыха нервных клеток, сменность работы функциональных единиц. При занятиях спортом наступление усталости отдаляется разнообразием средств, методов и форм занятий, а также изменением обстановки в которой они проводятся. Но ликвидация утомления наступает в период отдыха, длительность которого между занятиями должна индивидуализироваться в зависимости от характера и величины нагрузки и степени тренированности спортсмена.

В борьбе с утомлением и ускорению восстановления работоспособности помогают некоторые пищевые факторы, в частности витамины. Однако следует помнить, что утомление является защитной реакцией организма, поэтому бороться с ним при помощи фармакологических стимуляторов не всегда полезно для организма.

При резком несоответствии между физической нагрузкой и подготовленностью к ней спортсмена, т.е. когда выполняемая на тренировке или соревнованиях работа превышает функциональные возможности организма спортсмена наступает перенапряжение. Перенапряжение бывает чаще результатом однократного воздействия чрезмерно напряжённой тренировки или соревнования. Оно может также возникнуть в результате форсированной тренировки. Появлению перенапряжения нередко способствует тренировка с большой нагрузкой или участие в соревнованиях, вскоре после перенесённого инфекционного заболевания (гриппа, ангины и др.). При перенапряжении появляются ряд расстройств в организме спортсмена, стоящих на грани с болезненными, иногда состояние здоровья резко ухудшается. Характерные признаки перенапряжения; сильная слабость, бледность кожных покровов, резкое снижение артериального давления, иногда головокружение, рвота, появление белка и форменных элементов в крови, в моче и т.д. При более тяжёлом перенапряжении развивается недостаточность правого желудочка сердца, появляется синюшность лица, одышка, боль в правом подреберье, сердцебиение, увеличиваются размеры сердца и печени.

Частым последствием перенапряжения является повышение артериального давления (гипертония). При признаках перенапряжения нужно своевременно принять меры к установлению правильного режима тренировки и отдыха, а при необходимости - провести необходимое лечение.

В результате недочётов в режиме и методике тренировки может ухудшиться состояние спортивной работоспособности, нервно-психического и физического состояния спортсмена. Это состояние называется перетренированностью. Оно, как правило, развивается уже при достижении спортсменом достаточной тренированности или даже спортивной формы. Это отличает перетренированность от перенапряжения, возникающего чаще у людей мало тренированных. Состояние перетренированности, прежде всего выражается в изменениях со стороны нервной системы, одновременно или несколько позже появляются изменения или нарушения в состоянии и др. систем организма. Часто при перетренировке наблюдаются отклонения со стороны сердечно сосудистой системы, обменных процессов.

В развитии состояния перетренированности можно отметить три стадии. Для первой характерны: некоторые снижения спортивных результатов или прекращение их роста; непостоянные или же всегда отчётливые жалобы спортсмена на ухудшение физического состояния; объективно выявляемое при врачебном обследовании ухудшение приспособляемости организма к скоростным нагрузкам. В этой стадии перетренированность удается ликвидировать с помощью режима тренировки в течение 15-30 дней.

Во второй стадии перетренированности отмечаются: выражение снижения спортивных результатов, жалобы на ухудшение самочувствия, понижение работоспособности, ухудшение приспособляемости организма к физическим нагрузкам на скорость и выносливость. При второй стадии перетренированности требуются использование специального восстановительного режима и некоторых средств лечения, возможно полное восстановление здоровья и работоспособности спортсмена в течении 1-2 месяцев.

В третьей стадии перетренированности наравне с изменениями в состоянии организма уже наблюдается стойкое ухудшение спортивных показателей, несмотря на упорно продолжительную тренировку. В этой стадии не всегда удаётся добиться существенного улучшения спортивной работоспособности даже за значительно большие сроки. Поэтому своевременная диагностика перетренировки является весьма важным условием для успешного восстановления здоровья и спортивной работоспособности спортсмена.

В начальном периоде интенсивной физической работы появляется так называемая "мёртвая точка" - состояние острого утомления организма спортсмена. Она наблюдается во время бега на средние и длинные дистанции: в плавании, гребле, лыжных гонках, велогонках, беге на коньках. При "мёртвой точке" отмечаются снижение работоспособности, повышение заг траты энергии на единицу работы, нарушение координации движений, ухудшение внимания, памяти и др., отрицательные проявления высшей нервной деятельности, пульс учащается до 180 - 200 ударов в минуту, резко повышается артериальное давление. У спортсмена возникает тягостное ощущение в "груди", недостатка воздуха и желание прекратить работу. Однако если усилием воли он преодолевает это желание и продолжает движение, то "мёртвая точка" сменяется состоянием облегчения, известным под названием "второго дыхания".

Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, изморенная через 10 и 60 мин после окончания занятия. Через 10 мин пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 с, а через 1 ч должен быть на 10--12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины. Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 ч после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС (в течение нескольких суток) обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции.

Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм (за недельный и месячный цикл занятий) и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если его колебания не превышают 2--4 уд/мин, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить.

Еще более информативна ортостатическая проба. Сосчитайте пульс, лежа в постели; затем медленно встаньте и через 1 мин снова сосчитайте пульс в вертикальном положении за 10с с последующим пересчетом за 1 мин (для этого полученную величину нужно умножить на 6). Если разница пульса в вертикальном и горизонтальном положении не превышает 10--12 уд/мин, значит, нагрузка вполне адекватна и организм отлично восстанавливается после тренировки. Если прирост пульса составляет 18--22 уд/мин, значит, состояние удовлетворительное. Если же эта цифра больше указанных величин, это явный признак переутомления, которое помимо чрезмерного объема тренировки может быть вызвано другими причинами (большие производственные и бытовые нагрузки, постоянное недосыпание, перенесенное заболевание и т.п.). Неудовлетворительные результаты ортостатической пробы обычно наблюдаются людей, страдающих от гиподинамии и полностью нетренированных, а также у начинающих физкультурников. С ростом тренированности постепенно снижается реакция сердечно-сосудистой системы на этот тест - так же, как и ЧСС в состоянии покоя. Так, например, по наблюдениям автора, у начинающих любителей оздоровительного бега переход в вертикальное положение (после сна) вызывает увеличение ЧСС на 20--30 уд/мин, а у хорошо подготовленных бегунов с многолетним стажем занятий - всего на 8--16 уд/мин.

Для оперативного контроля за интенсивностью нагрузки, помимо данных ЧСС, целесообразно использовать также показатели дыхания, которые могут определяться непосредственно во время бега. К ним относится тест носового дыхания. Если во время бега дыхание легко осуществляется через нос, это свидетельствует об аэробном режиме тренировки. Если же воздуха не хватает и приходится переходить на смешанный носо-ротовой тип дыхания, значит, интенсивность бега соответствует смешанной аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения и скорость следует несколько снизить. Так же успешно может использоваться разговорный тест. Если во время бега вы можете легко поддерживать непринужденный разговор с партнером, значит, темп оптимальный. Если же вы начинаете задыхаться и отвечать на вопросы односложными словами, это сигнал перехода в смешанную зону. Эти тесты подтверждает заповедь родоначальника оздоровительного бега, знаменитого новозеландского тренера Артура Лидьярда - "бежать легко”

Не менее важное значение для самоконтроля имеют и субъективные показатели состояния организма (сон, самочувствие, настроение, желание тренироваться). Крепкий сон, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в течение дня, желание тренироваться свидетельствуют об адекватности тренировочных нагрузок. Плохой сон, вялость и сонливость в течение дня, нежелание тренироваться являются верными признаками перегрузки. Если не принять соответствующие меры и не снизить нагрузки, позже могут появиться более серьезные симптомы перетренированности - боли в области сердца, нарушения ритма (экстрасистолия), повышение артериального давления и др. В этом случае следует на несколько недель прекратить занятия и обратиться к врачу. После исчезновения указанных симптомов и возобновления занятий необходимо начинать с минимальных нагрузок, использовать реабилитационный режим тренировок. Для того чтобы избежать таких неприятностей, нужно правильно оценивать свои возможности и увеличивать тренировочные нагрузки постепенно.

Врачебный контроль на соревнованиях

Большую помощь занимающимся может оказать регулярное ведение дневника самоконтроля, что позволит выявить ранние признаки переутомления и вовремя внести соответствующие коррективы в тренировочный процесс. Текущий самоконтроль и периодический врачебный контроль повышают эффективность и обеспечивают безопасность занятий оздоровительной физической культурой.

Соревнования предъявляют к организму спортсмена предельные требования. Поэтому медицинское обеспечение соревнований, имеющее своей целью сохранение здоровья спортсменов, предупреждение травм и заболеваний, создание наиболее благоприятных условий для достижения спортивного результата, имеет очень большое значение и является в нашей стране обязательным.

Тренер наряду с врачом несет прямую ответственность за сохранение здоровья спортсменов в условиях соревнований. Поэтому он должен хорошо знать вопросы организации и содержания медицинского обеспечения соревнований, активно помогать медицинскому персоналу, немедленно принимать меры в тех случаях нарушений правил и условий соревнований, которые грозят здоровью спортсменов, при заболевании или травме немедленно направить пострадавшего к врачу, вместе с ним решить вопрос о возможности продолжения соревнования, уметь оказать пострадавшему первую доврачебную помощь.

Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой направлен на решение трех основных задач : выявление противопоказаний к физической тренировке; определение УФС для назначения адекватной тренировочной программы; контроль за состоянием организма в процессе занятий (не менее двух раз в год).

В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы по врачебному контролю:

1. Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физкультурой и спортом.

2. Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

3. Диспансерное обслуживание отдельных групп спортсменов.

4. Медико-санитарное обеспечение производственной гимнастики.

5. Медико-санитарное обеспечение соревнований.

6. Профилактика спортивного травматизма.

7. Предупредительный и текущий санитарный надзор за местами и условиями проведения физкультурных занятий и соревнований.

8. Врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта.

9. Санитарно-просветительская работа с занимающимися физкультурой и спортом.

10. Агитация и пропаганда физической культуры и спорта среди населения.

Система организации врачебного контроля.

Врачебный контроль за физическим воспитанием обеспечивается всей сетью лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения под методическим и организационным руководством врачебно-физкультурных диспансеров. Вместе с организациями, осуществляющими физическое воспитание, врачебно-физкультурные диспансеры планируют все мероприятия по врачебному контролю по территориальному и производственному признаку.

Предусмотрен порядок врачебных обследований занимающихся физкультурой и спортом:

Дети дошкольного возраста, находящиеся в детских яслях и детских садах, занимающихся по специальным программам физического воспитания, находятся под врачебным контролем детских поликлиник и консультаций;

Учащиеся общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений, школ профессионально-технического обучения и других учебных заведений, студенты вузов, занимающиеся по государственным программам физического воспитания, проходят врачебные обследования у врачей, обслуживающих указанные учебные заведения;

Занимающиеся в спортивных секциях коллективов физкультуры, добровольных спортивных обществ и спортивных клубов, учреждений, школ, средних специальных и высших учебных заведений направляются для врачебных обследований в лечебно-профилактические учреждения по территориальному и производственному принципу: участковые и районные больницы, городские, областные, краевые объединённые больницы и поликлиники, здравпункты и санчасти предприятий и учреждений.


Преподаватель физического воспитания, тренер, методист, инструктор принимают активное участие в организации всех форм врачебного контроля.

Педагог совместно с руководителем лечебно-профилактического учреждения или выделенным для обследования врачом составляет план и график прохождения занимающимися врачебных обследований с учётом контингента (учащиеся, члены коллективов ФК, спортивных секций, занимающиеся в спортивных школах, участники соревнований, члены сборных команд по различным видам спорта).

Педагог сообщает занимающимся сроки прохождения врачебных обследований и проверяет явку на них.

Основная цель врачебных обследований - определение и оценка состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма.

При нормальном состоянии человека все его органы и системы функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности.

Все перечисленные особенности характеризуют состояние здоровья, как оптимальный уровень жизнедеятельности организма и приспособляемости к изменениям среды и нагрузки, а также устойчивости к различным воздействиям.

При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.

Определяя при первичном обследовании состояние здоровья, физического развития и подготовленности до начала занятий, врач решает, можно ли допустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с какой нагрузкой и т.д.

Проводя повторные обследования, он следит по изменениям здоровья, физического развития и подготовленности за правильностью, эффективностью хода физвоспитания. Контроль за состоянием обследуемого учитывать влияние занятий физическими упражнениями.

Дополнительные обследования после заболеваний и травм помогает проверить ход восстановления здоровья, после переутомлений или перетренированности - ход восстановления приспособительных механизмов, уровня работоспособности и т.д.

В результате обследования составляется заключение о состоянии здоровья, включающее указания о допустимой нагрузке и прочие сведения.

Методы врачебного обследования.

1. Расспрос применяется для определения состояния здоровья. Он даёт возможность собрать сведения о медицинской и спортивной биографии спортсмена, узнать о его жалобах в настоящий момент.

2. Осмотр позволяет по сумме зрительных впечатлений получить общее представление о физическом развитии, выявить некоторые признаки возможных травм и заболеваний, оценить поведение обследуемого и т.д.

3. Ощупывание основано на получении осязательных ощущений о форме, объёме исследуемых частей тела или исследуемой ткани. Этим методом определяют физические свойства, величину, особенности поверхности, плотность, подвижность, чувствительность и так далее.

4. Выслушивание лёгких, сердца помогает проводить исследования путём улавливания звуковых явлений, возникающих при работе органов.

Врачебный контроль

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.

Он дает возможность своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки без ущерба для здоровья занимающихся.

Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование .

Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а также от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены - 2 раза в год.

Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное и дополнительное.

Первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Повторное врачебное обследование проводится, чтобы убедиться, насколько соответствует объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к тренировкам после перенесенных заболеваний или травм, при неблагоприятных субъективных ощущениях, а также перед соревнованиями по направлению преподавателя физического воспитания или тренера.

Основное предназначение медицинского осмотра в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по группам: основной, подготовительной, специальной . Кроме этого некоторая часть студентов совсем освобождается от практических занятий на какое-то время. Обычно такое обследование проводится визуальными методами и путем опроса, а также с помощью анкетирования. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровья студента, его направляют на более детальное обследование к специалистам.

Углубленной формой врачебного наблюдения является диспансеризация - система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляемая на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния.

Диспансерному наблюдению подлежат спортсмены-разрядники, учащиеся детско-юношеских спортивных школ, спортсмены, имеющие отклонения в состоянии здоровья и нуждающиеся в систематическом квалифицированном врачебном наблюдении физической культуры и спорта в вузе.

Формы врачебного контроля

Мероприятия врачебного контроля направлены на исключение условий, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах :

    регулярные медицинские обследования занимающихся физической культурой и спортом (первичные, повторные, дополнительные);

    врачебно-педагогические наблюдения за студентами во время занятий и соревнований;

    медицинское обеспечение физического воспитания студентов в учебных отделениях;

    санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и спортивных соревнований;

    предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости;

    медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, а также мероприятий, проводимых в оздоровительно-спортивных лагерях;

    санитарно-просветительная работа и пропаганда физической культуры и спорта в вузе.

Оценка физического развития

При определении физического развития проводят внешний осмотр (соматоскопия) и антропометрию (соматометрию).

Внешний осмотр (соматоскопия) дает возможность оценить телосложение, состояние опорно-двигательного аппарата (форму грудной клетки, ног, рук, стопы), осанку.

Предполагает в основном измерение следующих параметров человеческого тела: рост (стоя), масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила.

Привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения.

В сохранении правильной осанки главную роль играет не сила мышц, а согласованность произвольного и непроизвольного тонического напряжения различных мышечных групп.

Гармоничное физическое развитие и здоровье связаны с правильной осанкой. Она является одним из свойств телесной красоты человека и в определенной степени выражает внешне его поведенческие черты (чувство достоинства, собранность и т.п.).

Различают 5 типов осанки: прямой , прогнутый , сутулый , наклонный , изогнутый (рис. 34.1
).

Нормальным считается прямой тип осанки. Остальные в той или иной степени относятся к аномалиям.

Правильное положение частей тела при нормальной осанке следующее:

    стопы на ширине ступни, параллельны;

    колени выпрямлены;

    живот подтянут;

    туловище вертикально, угол наклона таза - 45°;

    плечи отведены назад и опущены, лопатки приближены к позвоночнику;

    руки свободно опущены по средней линии туловища;

    голова прямо, лоб и подбородок располагаются на одной вертикальной линии.

В норме не должно быть боковых искривлений позвоночника - сколиозов . Сколиозы бывают грудные , поясничные , тотальные , а по направлению - лево- или правосторонние и S-образные (рис. 34.2
).

Форма грудной клетки

Форма грудной клетки бывает коническая , цилиндрическая и уплощенная (рис. 34.3
). Занятия физическими упражнениями, спортом способствуют увеличению объема грудной клетки, ее диаметров.

У спортсменов чаще наблюдается цилиндрическая форма. Для не занимающихся спортом характерна коническая форма грудной клетки. У взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни, наблюдается уплощенная грудная клетка.

У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.

Форма ног и стопы

Наблюдается нормальная , X-образная и О-образная форма ног (рис. 34.4
).

При нормальной форме ног в основной стойке пятки, внутренние лодыжки, икры, внутренние мыщелки и вся внутренняя поверхность бедер или соприкасаются, или между ними есть небольшие просветы в области коленей и над внутренними лодыжками.

При О-образной форме ноги соприкасаются только в верхней части бедер и в области пяток.

При Х-образной форме ноги сомкнуты в области бедер и коленных суставов и расходятся в области голени и пяток. О- и Х-образные ноги могут быть результатом перенесенных заболеваний, недостаточного развития мышц или результатом перенесения детьми или подростками больших физических нагрузок, не соответствующих степени развития костей и мышц нижних конечностей.

У спортсменов, как правило, ноги бывают нормальные или слабо выраженной О-образной формы.

Форма стопы может быть полая , нормальная , уплощенная и плоская (рис. 34.5
).

Форму стопы определяют путем наружного осмотра или посредством их отпечатков.

Типы сложения человека

По внешним признакам физического развития можно определить тип сложения человека .

Различают астенический , нормостенический и гиперстенический типы сложения (рис. 34.6
).

Астенический тип характеризуется длинными и тонкими конечностями, узкими плечами, длинной и тонкой шеей, длинной, узкой и плоской грудной клеткой, слабо развитыми мышцами.

Люди нормостенического типа имеют пропорционально развитые основные формы тела: правильное соотношение продольных и поперечных размеров, коническую или цилиндрическую форму грудной клетки, умеренное развитие костной системы, мышечной и жировой ткани.

Признаками гиперстенического типа являются: короткие конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура.

С помощью специально подобранных физических упражнений, особенно в детском, подростковом и юношеском возрасте, можно сгладить некоторые нежелательные признаки или отклонения в телосложении.

Важный показатель физического развития. У девушек длина тела увеличивается до 17-19 лет, у юношей - до 19-22 лет.

На рост влияет много факторов: питание, заболевания (особенно желез внутренней секреции, таких как гипофиз, щитовидная железа, надпочечники), географическая среда и климатические условия, двигательная нагрузка. Но прежде всего на рост влияет наследственность.

По мнению специалистов, рост детей можно прогнозировать по росту родителей, применяя следующие формулы:

    окончательная длина тела мальчиков = (рост отца + рост матери) ? 0,54 - 4,5;

    окончательная длина тела девочек = (рост отца + рост матери) ? 0,51 - 7,5.

Принимая во внимание должные показатели роста, можно дать оценку темпам роста (табл. 34.1).

Таблица 34.1.
Рост мальчиков и девочек (в %) от окончательной величины роста взрослого человека

Возраст, лет

Процент от окончательной величины роста взрослого человека

Мальчики

Девочки

Пример.

Рост отца - 171 см., матери - 160 см. Получается, что должный рост их сына - 174,24 см, а в 10 лет у него рост 133 см. Это составляет 76% от должного. По таблице рост 10-летнего мальчика должен составлять 78,75%. Значит в приведенном примере рост мальчика пока отстает.

Включает: жир тела, вес скелета, скелетные мышцы и воду.

Выделяют относительно активную в энергетическом отношении массу тела (клеточная вода, все белки и весь минерал в клетках и внеклеточной жидкости) и относительно малоактивную (жир тела, костный минерал, внеклеточная вода).

Путем определения индекса активной массы (ИАМ) можно определить степень развития мускулатуры:

, где:

M - активная масса тела (кг);

R - рост тела (м).

Чем выше тренированность, тем выше ИАМ. Например, у подростков, не занимающихся спортом, ИАМ составляет 0,77-0,86, а у спортсменов - 0,98-1,04.

На практике для получения оперативной информации, как правило, ограничиваются определением весовых значений общего жира, мышечной массы, массы скелета и подкожного жира.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - это количество воздуха, которое индивидуум способен выдохнуть после максимально глубокого вдоха.

Жизненная емкость легких измеряется с помощью спирометра . Обследуемый предварительно 2-3 раза делает глубокий вдох и выдох, а затем, сделав максимальный вдох, плотно берет в рот мундштук спирометра и, зажав свободной рукой нос, равномерно выдыхает воздух до отказа. Измерение проводится три раза, учитывается наибольший показатель.

ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела, состояния тренированности.

Сила мышц кисти

Для измерения сгибательной силы кисти используют метод кистевой динамометрии .

Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. Проводятся по два измерения на каждой руке, фиксируется лучший результат. Средние показатели силы правой кисти (если человек правша) у мужчин - 35-50 кг, у женщин - 25-33 кг, средние показатели силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

Любой показатель силы обычно тесно связан с объемом мышечной массы, т.е. с массой тела. Поэтому при оценке результатов динамометрии важно учитывать как основную абсолютную силу, так и относительную, т.е. отнесенную с массой тела. Они выражаются в процентах. Для этого показатель силы правой кисти умножается на 100 и делится на показатель массы тела. Средние показатели относительной силы у мужчин - 60-70% массы тела, у женщин - 45-50%.

Становая сила

Измеряется становым динамометром.

Его ножка закрепляется на полу (или на нее становятся ногами), ручка устанавливается на уровне коленей. Обследуемый должен равномерно, без рывков тянуть за ручку с максимальной силой, сохраняя прямыми руки и ноги.

Становую силу нельзя измерять при болях в пояснице, при повреждении мышц живота и спины, а у женщин - во время менструации и при беременности.

Становая сила взрослых мужчин в среднем равна 130-150 кг, женщин - 80-90 кг.

Показатель относительной силы определяется как и при кистевой динамометрии и в среднем составляет 180-240%.

Величина относительной становой силы менее 170% считается низкой , 170-200% - ниже средней , 200-230% - средней , 230-250% - выше средней , выше 260 - высокой .

Методы оценки физического развития

После проведения внешнего осмотра и антропометрических измерений обследуемого можно приступить к оценке уровня его физического развития.

Оценивается с помощью трех методов :

    1) антропометрических стандартов с вычерчиванием антропометрического профиля;

    2) корреляции;

    3) антропометрических индексов.

Метод антропометрических стандартов

Антропометрические стандарты физического развития определяются путем вычисления средних величин антропометрических данных, полученных при обследовании различных групп людей, одинаковых по полу, возрасту, социальному составу, профессии др.

Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М-mediana ) и среднее квадратическое отклонение (s-сигма ), которое определяет границы однородной группы (нормы) для каждого признака и характеризует величину его колебаний (вариаций). Так, например, если мы возьмем средний рост студентов 173 см (М) ± 6(s), то большинство обследованных (68-75%) имеют рост в пределах от 167 см (173 - 6,0) до 179 см (173 + 6,0), у остальных рост может быть или меньше 167 см, или больше 179 см.

При определении оценки по стандартам сначала определяется, насколько ваши показатели больше или меньше аналогичных показателей по стандартам.

Например, ваш рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам (М) равен 173 см (при s = 6), значит ваш рост на 8,5 см больше по сравнению со средним (181,5 - 173 = 8,5). Затем полученная разница делится на показатель s. Оценка данного антропометрического признака определяется в зависимости от величины полученного частного: меньше -2,0 - очень низкое; от -1,0 до -2,0 - низкое; от -0,6 до -1,0 - ниже среднего; от -0,5 до +0,5 - среднее; от +0,6 до +1,0 - выше среднего; от +1,0 до +2,0 - высокое; больше +2,0 - очень высокое.

Индивидуальные отклонения антропометрических признаков от средних стандартов физического развития можно наглядно представить в виде антропометрического профиля (рис. 34.7
). При наличии показателей ниже средних и низких по отдельным признакам в занятия физическими упражнениями и спортом рекомендуется включать специальные упражнения, способствующие ликвидации имеющихся недостатков в физическом развитии.

Наряду с антропометрическим профилем в практике врачебного контроля применяются номограммы - графики геометрических величин, используемые при расчетах физического развития и физической работоспособности. Для оценки массы с учетом роста в номограмме необходимо найти фактическую массу и рост обследуемого, например 70 кг и 170 см, восстановить из найденных точек перпендикуляры до их пересечения. Из точки пересечения провести мысленно вправо вверх линию, параллельную линии М. Эта «мысленная» линия на правой стороне номограммы выходит на середину между точками М и +1. Следовательно, оценка массы по росту будет +0,5, т.е. в пределах средних значений.

Недостаток метода стандартов заключается в том, что в качестве показателя изменчивости признаков физического развития используется среднее квадратическое отклонение. Вместе с тем известно, что этот статистический показатель может служить мерилом изменчивости только для свободных, т.е. не связанных друг с другом признаков.

Для связанных признаков (какими являются показатели физического развития) используются параметры, которые позволяет получить метод корреляции .

Метод корреляции основан на том, что физическое развитие различных частей тела взаимосвязано между собой. Эта связь (корреляция) может быть положительной, когда при увеличении, например, роста увеличивается вес тела, и отрицательной, при которой одно увеличение вызывает уменьшение другого.

Между массой тела и мышечной силой есть известное соотношение. Обычно чем больше мышечная масса, тем больше сила.

Эта взаимосвязь может быть выражена математически в виде коэффициента корреляции (связи), обозначаемого буквой R , предельное значение которого равно 1. Связь между признаками будет тем теснее, чем ближе значение R будет приближаться к единице.

С помощью коэффициента корреляции вычисляется коэффициент регрессии (b ), который показывает, на какую величину изменится одна величина, если другая, связанная с ней, изменяется на единицу. Для оценки физического развития методом корреляции разрабатываются специальные таблицы.

Метод антропометрических индексов

Хотя этот метод не дает возможности полностью характеризовать те или иные данные, он позволяет периодически делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Приводим способы вычисления наиболее часто применяемых антропометрических индексов:

Весо-ростовой показатель . Вычисляется делением массы тела на его длину. В норме частное от деления должно равняться 350-400 г/см для мужчин и 325-375 г/см для женщин. Данные весо-ростового показателя говорят об излишке массы или наоборот.

Росто-весовой показатель вычисляется по формуле:

Рост (см) - 100 = масса (кг)

Результат показывает нормальную для человека данного роста массу тела. Это наиболее простой и общедоступный показатель.

Однако вычитание цифры 100 применимо лишь для оценки росто-весового показателя взрослых людей низкого роста (155-165 см). При росте 165-175 см надо вычитать не 100, а 105 единиц, при росте 175-185 см - 110 единиц. Например, при росте 173 см масса должна быть равна 68 кг (173 - 105 = 68).

Зная длину тела в двух положениях, можно найти коэффициент пропорциональности (КП), который измеряется в процентах:

, где:

L 1 - длина тела в положении стоя;

L 2 - длина тела в положении сидя.

В норме КП = 87-92%. Коэффициент имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92%), имеют преимущество перед лицами с низким КП в прыжках, беге. У женщин коэффициент пропорциональности ниже, чем у мужчин.

Жизненный показатель определяется делением ЖЕЛ на массу тела. Частное от деления ниже 65-70 см 3 /кг у мужчин и 55-60 см 3 /кг у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких или об избыточном весе.

Силовой показатель (СП). Между массой тела и мышечной силой есть известное соотношение. Обычно чем больше мышечная масса, тем больше сила. Силовой показатель определяется по формуле и выражается в процентах:

Для сильнейшей кисти этот показатель равен 65-80% для мужчин и 48-50% для женщин.

Равен разности между величиной окружности грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Нормальная разница должна составлять 5-8 см для мужчин и 3-4 см для женщин. Если разница равна или превышает названные цифры, то это указывает на хорошее развитие грудной клетки. Если она ниже указанных величин или имеет отрицательное значение, то это свидетельствует об узкогрудии.

Выражает разницу между длиной тела и суммой массы и окружности грудной клетки на выдохе.

Например, при росте 181 см, массе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет равен 181 - (80 + 90) = 11.

У взрослых разность меньше 10 можно оценивать как крепкое телосложение, от 10 до 20 - как хорошее, от 21 до 25 - как среднее, от 26 до 35 - как слабое и более 36 - как очень слабое телосложение.

Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения, который зависит от развития грудной клетки и массы тела, может ввести в заблуждение, если большие значения массы тела и окружности грудной клетки отражают не развитие мускулатуры, а являются результатом ожирения.

Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений (ЧСС), а также ортостатическая проба, проба Штанге и проба Генчи, о которых более подробно сказано в разделе 36 .

Как один из способов оценки физической подготовленности в практике физического воспитания в учебных заведениях используют обязательные тесты: бег на 100 м, подтягивание на перекладине, поднимание туловища из положения лежа, бег на 2000 м и на 3000 м., плавание. В начале учебного года тесты проводятся как контрольные, в конце - как фиксирующие изменения за прошедший учебный год.

Частота сердечных сокращений (ЧСС)

Частота сердечных сокращений

По величине ЧСС можно судить об интенсивности физической нагрузки.

Оптимальный диапазон интенсивности физической нагрузки находится в пределах ЧСС от 120 до 170 уд/мин. В этих же границах существует линейная зависимость между мощностью работы, потреблением кислорода и минутным объемом сердца.

Существенным моментом при использовании ЧСС для дозирования нагрузки является ее зависимость от возраста.

Известно, что по мере старения уменьшается возможность усиления сердечной деятельности за счет учащения сокращения сердца во время мышечной работы. Оптимальную ЧСС с учетом возраста при продолжительных упражнениях можно определить по следующим формулам.

Для начинающих:

ЧСС = 170 - А,

где А - возраст в годах.

Для занимающихся регулярно в течении 1-2 лет:

ЧСС = 180 - А

Одномоментная функциональная проба с приседанием

Занимающийся отдыхает стоя в основной стойке 3 мин. На 4-й минуте подсчитывается ЧСС за 15 с. с пересчетом на 1 мин. (исходная частота).

Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 с. с пересчетом на 1 мин.

Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично - 20 и менее, хорошо - 21-40, удовлетворительно - 41-65, плохо - 66-75, очень плохо - 76 и более.

В практике врачебного контроля применяется, как правило, комбинированная проба: 20 приседаний в течение 30 с., 15-секундный бег на месте в быстром темпе (180 шагов в мин.). Эта проба позволяет судить о приспособительных реакциях сердечно-сосудистой системы организма к скоростной работе и работе на выносливость.

Брау, Дилл 12-минутного теста

.

Выполнить его очень легко. Необходимо пробежать в течение 12 мин. по любой трассе. Если трудно бежать все 12 мин., можно на любом отрезке дистанции заменить бег ходьбой или даже отдыхом.

Измеряется расстояние, которое вы преодолели за 12 мин. Это расстояние пропорционально способности организма к максимальному поглощению кислорода, то есть степени вашей подготовленности.

Уровень подготовленности в возрасте 18-25 лет можно определить по специальной таблице.

Пульс 170 уд/мин отражает оптимальную мобилизацию возможностей сердца, так как при этом еще сохраняется максимальный ударный объем сердца. Кроме того, линейная зависимость между ЧСС и мощностью мышечной работы сохраняется именно до пульса 170 уд/мин.

Применять этот тест без разрешения врача не рекомендуется.

Тест Купера целесообразно использовать после нескольких месяцев занятий бегом, когда вы уже легко преодолеваете дистанцию 2-3 км. Если во время тестирования появляется одышка, усталость, то надо немедленно прекратить занятия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • заключение
  • список использованной литературы

Введение

Двигательная активность, рациональное питание, закаливание способствуют укреплению здоровья человека, повышают его функциональные возможности, способность противостоять негативным акторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни и повышенных требований, которые предъявляются к работникам всех сфер труда.

Большое значение имеет физическая культура и спорт в профилактике преждевременного старения человека и предупреждения возникновения заболеваний.

Физическая культура и спорт расширяют адаптационные возможности человека, особенно у лиц с факторами риска.

В связи с тем, что физкультурой и спортом занимается огромное количество человек, растет значение врачебного контроля за лицами, занимающимися физкультурой и спортом.

Физические нагрузки не должны превышать функциональные возможности человека, особенно немолодого и не слишком здорового, и не наносить ущерба его здоровью.

Определение физической нагрузки и контроль над ее эффективностью должен взять на себя врач. В тоже время каждый врач должен пропагандировать физкультуру, закаливание, естественные факторы воздействия на организм. При отклонениях физиологических показателей от нормы, при самых различных заболеваниях врач также должен квалифицированно и настойчиво рекомендовать пациенту адекватную физическую нагрузку, расширяющую приспособительные и компенсаторные возможности его организма.

1. Цели, задачи и формы проведения врачебного контроля

Врачебный контроль направляется на исследование и улучшение состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности людей, занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Целью врачебного контроля в процессе физического воспитания является максимальное способствование правильной реализации средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья, повышения уровня физического развития, достижения занимающимися спортом высоких спортивных результатов. Врачебный контроль ставит перед собой следующие частные задачи:

а) контроль за выполнением санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований при организации учебно-тренировочных занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий, внедрением доступных средств физической культуры и спорта в жизнь и быт населения;

б) обеспечение высокой эффективности физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, внедрения средств физической культуры и спорта в жизнь и быт населения;

в) повышение грамотности в вопросах самостоятельного использования различных физических упражнений и видов спорта для решения оздоровительных и других задач .

В содержание врачебного контроля входит несколько форм организации медицинских и врачебно-педагогических мероприятий.

На основании результатов первичного врачебного обследования для студентов решается вопрос об их допуске к практическим занятиям по физическому воспитанию, к занятиям в спортивных секциях, к участию в спортивных соревнованиях.

К основной медицинской группе относятся лица без отклонения в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, при достаточном физическом развитии и достаточной физической подготовленности. Они допускаются к занятиям по учебной программе физического воспитания в полном объеме, к занятиям в одной из спортивных секций и к участию в соревнованиях .

К подготовительной медицинской группе относятся лица без отклонений в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, с недостаточным физическим развитием и недостаточной физической подготовленностью. Студенты этой группы допускаются к учебным занятиям по учебной программе физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, а также допускаются к дополнительным занятиям для повышения уровня физической подготовленности и физического развития.

К специальной медицинской группе относятся лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Эти студенты, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и производственной работы при условии выполнения специальных упражнений, направленных на устранение или компенсацию дефектов здоровья. Студентам этой медицинской группы разрешаются занятия физическими упражнениями по специальным учебным программам.

В последствии все занимающиеся неоднократно подвергаются повторным и дополнительным врачебным обследованиям. Повторные врачебные обследования позволяют составить представление о правильности и эффективности учебно-тренировочного процесса .

Дополнительные врачебные обследования проходят спортсмены перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний и травм, при систематических интенсивных тренировках. Ведущие спортсмены страны, города, области, а также учащиеся ДЮСШ находятся под постоянным наблюдением врачебно-физкультурных кабинетов и физкультурных диспансеров. Они систематически подвергаются еще более тщательному врачебному контролю - диспансеризации и углубленному диспансерному обследованию .

Врачебно-педагогические наблюдения представляют собой совместную работу врача, преподавателя физического воспитания или (и) тренера, проводимую ими непосредственно в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований. Другими формами организации врачебного контроля являются:

медицинское обеспечение физического воспитания студентов дневного отделения в ходе учебных занятий и соревнований;

на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях;

санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

предупреждения травматизма на занятиях физкультурой и спортом;

предупреждение заболеваемости среди занимающихся;

санитарно-просветительная работа среди студентов.

Важной формой врачебного контроля в современном спорте является специальный (или антидопинговый) контроль, направленный на предупреждение приема спортсменами опасных для здоровья веществ в целях стимуляции физической работоспособности организма. Вред таких стимуляторов (допингов) заключается в запредельной мобилизации источников физической и психической энергии организма. Такое излишнее стимулирование обмена веществ и психики, временно повышая работоспособность организма, снимает действие защитных механизмов, что создает опасность развития тяжелых патологических (болезненных) состояний, приводящих в отдельных случаях даже к смертельному исходу.

В современной врачебной практике разработаны быстрые и точные методы выявления спортсменов, принимавших допинг .

В случае подтверждения приема допинга спортсмен с соревнований снимается, а его результаты аннулируются.

Со студентами вечернего отделения директивных медицинских обследований в рамках учебного процесса не проводится, поэтому студентам-вечерникам необходимо самим следить за собой, исходя из обоснованных выше целей, задач и форм организации врачебного контроля. Знание результатов медицинского контроля позволяет перейти к оценке собственного физического развития.

2. Требования к организации врачебного контроля

Врачебный контроль за физическим воспитанием организуется и проводится врачами лечебно-профилактических учреждений - здравпунктов, поликлиник и амбулаторий, осуществляющих медицинское наблюдение за состоянием здоровья студентов.

В составе лечебно-профилактического учреждения или при спортивных сооружениях вуза создаются кабинеты врачебного контроля, которые обеспечиваются штатными медицинскими работниками - врачами по контролю за занимающимися физической культурой и спортом и средним медицинским персоналом в соответствии с действующими нормативами.

Главный врач лечебно-профилактического учреждения организует медицинские осмотры студентов, для проведения которых привлекаются врачи поликлиники. Одновременно распределяются студенты на медицинские группы для занятий физической культурой и спортом .

Ректор высшего учебного заведения несет ответственность за физическое воспитание студентов в вузе и обязан обеспечивать необходимые условия для проведения систематического врачебного контроля за студентами, занимающимися физической культурой и спортом (выделение необходимых помещений, оказание помощи в приобретении медицинского оборудования, медикаментов и т.д.), организовать контроль за состоянием здоровья, физическим развитием и подготовленностью студентов.

Заведующий кафедрой физического воспитания и преподаватели этой кафедры не имеют права допускать студентов к занятиям по физическому воспитанию без врачебного заключения об их состоянии здоровья и несут ответственность за своевременное прохождение всеми студентами медицинских освидетельствований .

Врачи по контролю за занимающимися физической культурой и спортом и преподаватели кафедр физического воспитания осуществляют свою деятельность в тесном контакте, организуют и проводят постоянные врачебно-педагогические наблюдения за студентами, занимающимися физической культурой и спортом.

Заведующий кафедрой физического воспитания периодически ставит на обсуждение преподавателей кафедры сообщение врача о состоянии здоровья, физическом развитии и подготовленности студентов.

3. Форма и методы врачебного контроля

К формам врачебного контроля в процессе физического воспитания студентов относятся: медицинское обследование студентов, занимающихся физической культурой и спортом; медицинское обеспечение физического воспитания студентов в учебных отделениях; врачебно-педагогические наблюдения; санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий по физической культуре и спорту; предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий и оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-просветительная работа и пропаганда физической культуры и спорта .

1. Медицинское обследование студентов, занимающихся физической культурой и спортом

Врачебные обследования студентов должны проводиться:

а) до начала учебных занятий по физическому воспитанию на I курсе;

б) повторные обследования студентов проводить перед спортивными соревнованиями, после перенесенных заболеваний, травм или длительных перерывов в занятиях физическими упражнениями, а также по направлению преподавателя физического воспитания и по желанию самого занимающегося.

4. Врачебно-педагогические наблюдения

Задачей врачебно-педагогических наблюдений в вузе является оказание помощи преподавателям в постановке учебного процесса по физическому воспитанию студентов, что должно достигаться постоянным контактом в работе врача и преподавателя .

Для этого врач по физической культуре и спорту обязан:

а) проводить свои наблюдения непосредственно во время учебных и учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;

б) периодически сопоставлять результаты медицинских обследований с данными педагогических наблюдений;

в) систематически анализировать вместе с преподавателем эффективность средств и методов обучения и спортивной тренировки;

г) оказывать помощь преподавателям физического воспитания в повышении специальных знаний в области медицины.

5. Санитарно-гигиенический контроль за местом и условиями занятий физической культурой и спортом

Санитарно-гигиенический контроль должен основываться на четком знании действующих санитарно-гигиенических правил и норм содержания и эксплуатации мест занятий физической культурой и спортом, основ гигиены физических упражнений .

Наблюдения должны охватывать:

- санитарно-гигиеническую оценку мест занятий, состояние инвентаря и снарядов, условий погоды и т.д.;

- состояние одежды и обуви занимающихся;

- соответствие норм площади, объема, освещения помещений и т.д.;

- место занятий по физическому воспитанию в общем расписании вуза, соответствие их правильной организации режима дня.

Заключение

Итак, спортивная тренировка, физическое воспитание и физкультурно-оздоровительная я работа это процесс в первую очередь социально-педагогический, что и определяет ведущую роль в нем тренера и педагога. Однако объектом этого процесса является человек со всей сложностью его психики, функций организма и взаимоотношений со средой. В связи с этим эффективность педагогического процесса во многом зависит от соответствия используемых средств и методов состоянию здоровья, функциональным возможностям, возрастным и индивидуальным особенностям каждого человека. В современных условиях, когда здоровье населения, в первую очередь подрастающего поколения, существенно ухудшилось, это приобретает особую значимость. В противном случае не только уменьшается эффективность спортивной тренировки, снижается уровень спортивного мастерства, сокращается спортивное долголетие, но и создаются условия для развития целого ряда патологических состояний и заболеваний. Любая ошибка тренера может иметь очень высокую цену.

Список использованной литературы

1. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.-- 2-е изд., доп. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2002.--512 с.

2. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник/Под ред. В. А. Епифанова, Г. Л. Апанасенко.- М.: Медицина, 1990.-- 368 с:

3. Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник. - М.: Советский спорт, 2003. - 480 с.

Размещено на www.allbest.ru

...

Подобные документы

    реферат , добавлен 29.12.2002

    Особенности врачебного контроля, который представляет собой основной раздел спортивной медицины и осуществляется специалистами – спортивными врачами. Особенности врачебного контроля за женщинами, детьми, подростками. Медицинский контроль на соревнованиях.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    курсовая работа , добавлен 01.11.2002

    Подготовка инструментов и материала к операции. Санитарно-гигиенический режим в палатах больных с анаэробной инфекцией. Микробиологический контроль за состоянием санитарно-противоэпидемического режима. Бельевой режим в отделении и лаборатории.

    методичка , добавлен 30.04.2009

    Особенности развития и функционирования сердца у детей и подростков. Адаптация сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке. Особенности врачебного контроля над детьми, подростками, юношами, девушками. Медицинские вопросы спортивной ориентации.

    реферат , добавлен 12.01.2011

    Физиологическое и гигиеническое значение воды. Причины и условия, определяющие химический состав и органолептические показатели воды централизованных систем водоснабжения. Требования к организации контроля и порядок его проведения, анализ результатов.

    дипломная работа , добавлен 25.07.2015

    Санитарно-гигиенический надзор за физическим воспитанием учащихся. Профилактика отклонения здоровья и возникновения заболеваний школьников. Организация занятий физической культуры с учащимися медицинской специальной группы. Требования к уроку физкультуры.

    дипломная работа , добавлен 01.07.2015

    Требования к качеству молочных продуктов по микробиологическим показателям, их нормативно-документальное обоснование. Контроль готовой продукции по 4 группам микроорганизмов. Санитарная обработка оборудования на предприятиях молочной промышленности.

    реферат , добавлен 04.07.2011

    Принципы организации спортивной медицины. Структура и организация деятельности Красноярского Краевого врачебно-физкультурного диспансера, роль медицинской сестры в деятельности учреждения. Качество жизни действующих спортсменов и ветеранов спорта.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2012

    Основные периоды физиологического развития ребенка: грудной возраст, от 1 до 7 лет, отрочество (до 12 лет), полового созревания (старший школьный возраст). Распространенные заболевания, при которых следует ограничивать занятия физкультурой и спортом.

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физическими упражнениями.

Цель врачебного контроля - изучить состояние здоровья и влияние на организм физических нагрузок.

Уровень физического развития каждого учащегося определяется путем сопоставления всех полученных при осмотре данных.

Врачебная часть контроля за физическим воспитанием включает:

  • - выбор средств физического воспитания и видов спорта с учетом индивидуальных нарушений;
  • - определяет объем занятий, специальные мероприятия, которые необходимо провести до и после тренировки;
  • - проводит медицинское исследование физического развития и состояния здоровья, выделяет противопоказания;
  • - определение степени воздействия процесса физического воспитания на организм ребенка с помощью тестов;
  • - оценивает санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещений и т.п.;
  • - врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);
  • - профилактику травматизма на уроках физкультуры, зависящего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.);
  • - пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закаливания и занятий спортом на состояние здоровья студента с использованием плакатов, лекций, бесед и пр.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости врачом-специалистом.

Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование, которое дает возможность своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки таким образом, чтобы не нанести вред здоровью занимающихся.

Первичное обследование предусматривается перед началом занятий физическим воспитанием.

Повторное обследование необходимо проводить один раз в год, а для занимающихся спортом в зависимости от вида спорта и квалификации спортсменов - 3-4 раза в год.

Дополнительные врачебные обследования позволяют исключить участие в спортивных соревнованиях спортсменов, соревновательная нагрузка для которых могла бы оказать отрицательное воздействие на их здоровье; установить наиболее эффективный режим нагрузок и отдыха; определить состояние здоровья на данный момент.

Будущие участники соревнований должны пройти дополнительное врачебное обследование за 2-3 дня до начала соревнований. Участники массовых физкультурно-спортивных мероприятий и участники соревнований по стрельбе, шахматам, шашкам и т.п. могут быть допущены до соревнований на основании результатов первичного или повторного осмотра, что, впрочем, не исключает возможности пройти дополнительный осмотр по собственной инициативе. На медосмотр необходимо являться через 1,5 часа после еды и через 2 часа и более после занятий физическими упражнениями.

Программа медицинского обследования предусматривает: Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В.А.Головина и др. - М.: Высш. школа, 1983. - 391 с.

  • - общий и спортивный анамнез, для получения анкетных данных, сведений о перенесенных заболеваниях и травмах, особенностях физического развития, вредных привычках, формах занятий физическими упражнениями и др.;
  • - наружный осмотр;
  • - антропометрические измерения;
  • - обследование нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.;
  • - проведение функциональной пробы.

С помощью наружного осмотра оцениваются осанка, состояние кожи, костного скелета и мускулатуры, жироотложение.

Для характеристики телосложения определяется форма грудной клетки (коническая, цилиндрическая или уплощенная), спины , живота (нормальная, отвислая или втянутая), ног и стоп (нормальная или уплощенная).

Для оценки антропометрических данных используют два способа - сравнение со средними (стандартными) величинами и способ антропометрических показателей. В условиях образовательного учреждения можно измерить 5-6 показателей физического развития.

Способ стандартов заключается в сравнении полученных при исследовании каждого учащегося данных со средними величинами антропометрических признаков для детей того же пола, возраста. Эти стандартные величины сводят в особые таблицы.

Способ антропометрических показателей (индексов) состоит в сопоставлении между собой отдельных измеренных признаков с целью установления пропорциональности телосложения и физического развития исследуемого лица.

По антропометрическим данным оцениваются уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту человека. Этот способ получил распространение при массовых обследованиях учащихся различного возраста:

рост (длину) тела стоя и сидя (определяя рост с помощью ростомера, следует учитывать, что длина тела в течение суток меняется, уменьшаясь к вечеру или после физической нагрузки);

вес тела; окружность грудной клетки (измеряют в трех состояниях: при максимальном вдохе, во время паузы и при максимальном выдохе; разница между окружностью грудной клетки на вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки, ее средняя величина равна 5-7 см);

жизненную емкость легких (ЖЕЛ) измеряют с помощью спирометра (средняя величина ЖЕЛ для мужчин - 3800 - 4200 см3, у женщин - 3000 - 3500 см3);

силу мышц кисти с помощью динамометра (динамометр берется в руку стрелкой к ладони и сжимается с максимальной силой, при этом рука отводится немного в сторону; из трех измерений учитывается лучший результат в килограммах) и др.

Уровень физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов с вычерчиванием антропометрического профиля, корреляции и антропометрических индексов .

Метод антропометрических индексов является наиболее популярным и позволяет характеризовать данные человека лишь частично, однако, дает возможность делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития.

Рассмотрим наиболее часто применяемые антропометрические индексы .

Масса (вес) тела должна определяться периодически (1-2 раза месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той ж спортивной одежде. В начальном периоде тренировок масса обычно снижается, затем стабилизируется, а в дальнейшем за счет прирост мышечной массы несколько увеличивается. Для расчета рекомендуемого веса тела есть много показателей и формул, но они имеют те или иные недостатки: многие из них учитывают рост и возраст, но не учитывают пол, конституцию, двигательную активность и другие факторы.

Для ориентировочной оценки массы тела можно использовать формула Брока-Брукша , согласно которой вес рассчитывается вычитанием цифры 100 из величины роста.

Росто-весовой показатель Кетле выявляется при сопоставлении величины веса тела с величиной его роста в положении стоя.

Показатель Кетле = вес тела (г): рост (см)

Если на каждый 1см роста приходится менее 300г веса у взрослого человека или менее 200г для детей переходного возраста, следует предполагать исхудание; если приходится более 400г на 1см роста, налицо избыточный вес (ожирение).

Хорошая оценка находится в пределах: для мужчин - 380-415 г/см, для женщин - 360-405 г/см. У спортсменов могут быть более высокие показатели.

Показатель Эрисмана характеризует широкогрудие или узкогрудие, при этом сопоставляют рост с окружностью грудной клетки в покое.

Показатель Эрисмана = окружность грудной клетки - ? роста стоя

В дошкольном возрасте окружность грудной клетки превышает величину половины роста на несколько сантиметров. В младшем школьном возрасте разность между ними уменьшается до нуля. В переходном подростковом возрасте показатель Эрисмана становится отрицательным в пределах от 4 до 3 см, что свидетельствует об относительном узкогрудии, свойственном этому возрасту. Затем он вновь увеличивается и в конце полового созревания достигает у мужчин +7 до - 9см, у женщин +5 до - 6см.

Известно, что рост продолжается до 17-19 лет у девушек и до 19-22 лет у юношей. При этом периоды ускоренного рост перемежаются с периодами относительного замедления роста. Особенно заметен рост с 4 до 7 лет и в начале периода полового созревания, который длиться для девушек от 10 до 16 лет, а у мальчиков с 11 до 17 лет.

Причем период, ускоренного роста у девочек начинается на два года раньше, чем у мальчиков. В этот период они, как правило, выше и тяжелее мальчиков. Окончательно прекращение роста тела наблюдается к 18-20 годам, а иногда и к 25 годам.

Измеряется рост с помощью ростомера или антропометра. Зависимость между ростом и возрастом в диапазоне от 3 до 14-16 лет близка к линейной, поэтому для девочек нормостатического типа телосложения в возрасте от 3 до 14 лет можно определить по формуле:

Р (см) = 6 * возраст (годах) + 76

Для мальчиков в возрасте от 3 до 16 лет:

Р (см) = 6 * возраст (годах) +77

С возрастом рост уменьшается. Так к 60 годам длина тела уменьшается на 2-2.5 см. К 80 годам на 5-6 см. Наибольшая длина тела регистрируется утром. Вечером рост может уменьшиться на 1-2 см. На росте сказывается наследственность, поэтому можно спрогнозировать длину тела у детей, исходя и роста их родителей:

для юношей Р (см) = (Ротца + Рматери) * 0.54-4.5

для девушек Р (см) = (Ротца + Рматери) * 0.34-7.5

Влияние на рост оказывает и географическая среда, климат, образ жизни. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом способствую усилению роста, влияя на толщину и длину костей, и влияют на рост организм в целом в основном до 16-18 лет у женщин и 18-20 лет у мужчин. После 22 лет увеличить рост можно за счет исправления дефектов осанки (сутулость) устранения сколиозов и других недостатков тела.

Индекс пропорциональности развития грудной клетки равен разности между величиной окружности грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), в момент максимального вдоха и максимального выдоха. При накладывании измерительной ленты руки следует несколько приподнять, затем опустить. Закончив измерения, рассчитывают экскурсию грудной клетки, которая определяется как разница на вдохе и выдохе. Обычно этот показатель лежит в пределах 6-9 см. Окружность груди с возрастом увеличивается, обычно до 20 лет у юношей и до 18 лет у девушек. Окружность груди у мальчиков больше, но в возрасте 13-14 лет может быть меньше чем у девочек. Исходя из выше сказанного, хорошее развитие грудной клетки будет тогда, когда разница между окружностью грудной клетки и половиной длины тела равна для мужчин 5-8 см и 3-4 см для женщин. Если разница меньше указанных величин или имеет отрицательные значения, то это свидетельствует об узкогрудости. Зная величину своего роста, вес и окружность грудной клетки, мы можем по формуле Пинье рассчитать крепость телосложения (КТ)

КТ = рост (см) - [вес (кг) + окруж.гр. клетки (см)].

Полученные показатели у взрослых меньше 10 говорит о крепости телосложения, от 10 до 20 как хорошее, от 21 до 25 как среднее, от 26 до 35 -как слабое и более 36 - как очень слабое. Часто большие величины массы тела и окружности грудной клетки не развитие мускулатуры, а являются результатом ожирения.

Жизненный показатель определяется сопоставлением величины жизненной ёмкости лёгких с массой тела, которое легкие снабжают кислородом.

Жизненный показатель = жизненная ёмкость лёгких (куб.см)/ вес тела (кг)

Этот показатель у детей с десятилетнего возраста сохраняет постоянную среднюю величину, что связано с относительно меньшим по сравнению со взрослыми людьми весом тела; значение жизненного показателя составляет до 65-70 куб.см у мальчиков и до 55-65 куб.см у девочек. Ниже 65-70 мл/кг у мужчин и 55- 60 мл/кг у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких или избыточной массе тела.

Как двигательное качество мышечная сила имеет значение для проявления других физических качеств, таких как скорость, ловкость, выносливость и характеризуется способностью преодолевать внешнее сопротивление. Контроль за силой проводят с помощью динамометров (электронных и механических). Для самоконтроля наиболее удобны ручной и становой динамометры. Проводят два измерения. Фиксируется лучший результат. Сила правой руки у нетренированного мужчины в пределах 35 - 50 кг, левой руки 32 - 46 кг, у женщин, соответственно, 25 - 33 кг и 23 - 30 кг.

Относительная величина силы более объективный показатель, поскольку рост силы связан с увеличением массы тела и, следовательно, мышечной массы.

ОС = сила кисти / вес тела * 100 (кг)

Для нетренированных мужчин этот показатель составляет 60 -70 % от веса тела, у женщин 45 - 50 %. Оценивая силу при самоконтроле, следуeт учитывать, что она зависит от возраста, веса, тренирующих воздействий. В течение дня этот показатель изменяется. Наименьший - утром, больший - в середине дня.

Мышечная сила прогрессивно падает после 40-50 лет, особенно у тех кто не занимается физическими упражнениями, а к 60-ти годам снижение становится значительным.

Здоровье, функциональное состояние и тренированность студентов можно определить с помощью функциональных проб и контрольных упражнений .

Функциональные пробы бывают общие (неспецифические) и со специфическими нагрузками . Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений и ортостатическая проба. Кроме этого, для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.

Проба Штанге - время задержки дыхания на вдохе. Выявляются функциональные возможности системы дыхания. Определяется в положении сидя после полных вдоха и выдоха. После 5-7 минут отдыха сидя сделать полный вдох и выдох, затем снова обычный вдох (примерно на 80-90% от максимального), затем обследуемый производит вдох и задерживает дыхание, зажав нос пальцами. Время задержки дыхания регистрируется по секундомеру. Продолжительность задержки дыхания зависит не только от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и от волевых усилий человека, поэтому различают время чистой задержки и волевой компонент. Начало последнего фиксируется по первому сокращению диафрагмы (колебанию брюшной стенки).

Норма, у здоровых младших школьников 6 - 10 лет - от 20 до 45 сек.; у подростков - от 20 сек. до 1 мин. Взрослые, нетренированные лица задерживают дыхание на вдохе в течение 40-50 секунд, а тренированные спортсмены - от 1 до 2-2,5 минут. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, а при утомлении - снижается.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). После полного выдоха и вдоха снова выдыхают и задерживают дыхание. Здоровые нетренированные люди могут задержать дыхание на 20-30 секунд, тренированные - на 90 секунд и более. Эти пробы рекомендуется проводить один раз в неделю перед первым занятием, записывая результаты в дневник самоконтроля. Одномоментная функциональная проба с приседанием. Испытуемый отдыхает стоя в основной стойке 3 минуты. На 4-й минуте подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин (исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседаний в течение 40 с, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении. Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 с с пересчетом на 1 мин. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично - 20 и менее, хорошо - 21-40, удовлетворительно - 41-65, плохо - 66-75, очень плохо -76 и более. В практике врачебного контроля используются и другие функциональные пробы.